Скачать 66.55 Kb.
|
Автор Донцова Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области» Тема: «ТРИ ПАЛЬМЫ». АЛЛЕГОРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ СТИХОТВОРЕНИЯ. ТЕМА ПОВЕРЖЕННОЙ КРАСОТЫ Цели урока:
Тип урока: урок анализа (углубленного изучения) лирического произведения. Методы и приемы: частично-поисковый (эвристическая беседа с последующим выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность), объяснительно-иллюстративный (выразительное чтение). Планируемые результаты:
Оборудование: презентация, слайд-фильм. Ход урока:
Стихотворение «Парус» наизусть, анализ стихотворения. Актуализация изученного - Что такое БАЛЛАДА как литературный жанр? - Какие баллады вы уже изучали? Перечислите название и авторов текстов.
На прошлом уроке мы начали разговор о лирике Михаила Юрьевича Лермонтова. Сегодня мы продолжаем изучать его стихотворения. Давайте откроем тетради, запишем сегодняшнее число и определим тему урока. А цель?
РОПТАТЬ - негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду. КАРАВАН – группа навьюченных животных (верблюдов), перевозящих грузы, людей (в пустыне, в степи). ВЬЮК – упакованная поклажа, перевозимая на спине животного. ФАРИС – по-арабски: всадник, витязь. ЧЕЛНОК – выдолбленная из дерева лодка. ШАТЕР – большая палатка, крытая тканью, ковром.
Лермонтов назвал свое произведение восточным сказанием. Почему он даёт такой подзаголовок? (Автор определяет жанр стихотворения, подчёркивает легендарность событий, предупреждает о восточном, экзотическом происхождении сказания). - Реальные или фантастические события, детали описываются в стихотворении? (В стихотворении явны фольклорные мотивы: гордые пальмы, их ропот на Бога, обращение к нему; волшебное событие. Караван описан очень реалистично, детально, подробно - пёстрые ковры, вьюки, вереница верблюдов; походные шатры, в которых находятся восточные красавицы. Выписаны даже складки белой одежды всадника, его копьё, лука седла. Реалистична и картина привала каравана, гибели гордых пальм, исчезновения прекрасного оазиса в пустыне). Такое стихотворение, написанное на легендарную или истерическую тему, соединяющее фантастическое и реальное, называется балладой. Давайте запишем: БАЛЛАДА — ЛИРОЭПИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ТО ЕСТЬ РАССКАЗ, ИЗЛОЖЕННЫЙ В ПОЭТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ, ИСТОРИЧЕСКОГО, МИФИЧЕСКОГО ИЛИ ГЕРОИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку. Давайте обратимся к сюжету баллады и проследим его развитие. Разделим балладу на части и представим картины, описанные поэтом. Сколько картин вы представили? Какие? Составим план:
- О чём мечтали пальмы до прихода каравана? (Три гордые пальмы высоко росли… Гордым пальмам недостаточно быть просто высокими, то есть рослыми, они хотели высокой жизни. Как вы понимаете это выражение – «высокая жизнь»?) - Почему стали роптать на Бога три пальмы? (Быть кому-то нужным, приносить пользу, радовать - таково желание «гордых пальм», хранящих «под сенью зелёных листов» холодную воду родника). Найдите строчки, доказывающие это утверждение (« На то мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы…») - Как отнеслись пальмы к приходу гостей? - Как поступили люди с пальмами? - Почему пальмы были погублены? (Они возроптали на Бога – и были наказаны. Их лучшие устремления, желания, их щедрость и приветливость никто не оценил. Караван получил то, что хотел – отдых, воду, дрова, и никто не обратил внимания на гибель прекрасных пальм. Прекрасное и вечное гибнет под напором утилитарного и сиюминутного). - Только ли о пальмах идет речь в этом произведении? (Деревья напоминают людей, но словно заколдованных – караван не разглядел, да и не захотел разглядеть в пальмах живую душу: «Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнём»). - Как называется такой прием художественной выразительности, когда неживому предмету приписываются свойства и действия живых? (Олицетворение) Какую роль играет в стихотворении олицетворение? (Олицетворение показывает, что речь в стихотворении идёт не просто о пальмах. В описании пальм можно увидеть образы людей, которые недовольны своей жизнью. Они хотят быть полезными для людей, хотят подарить им свою прохладу и радовать взор своей красотой). Картина гибели оазиса проникнута горьким чувством неблагодарности и возмущения тем, что караван заботится только сейчас и только о себе, что люди не думали о том, что оазис может дать воду и прохладу ещё и другим людям. Обратим внимание на строки, в которых описывается гибель пальм: « По корням упругим топор застучал И пали без жизни питомцы столетий!» Некоторые согласные здесь повторяются. Такое повторение однородных согласных звуков, помогающее изобразить картину, озвучить её, передать чувство , выделить наиболее значимые слова, называется аллитерацией. Запишем: АЛЛИТЕРАЦИЯ — ПОВТОРЕНИЕ ОДИНАКОВЫХ ИЛИ ОДНОРОДНЫХ СОГЛАСНЫХ В СТИХЕ, ПРИДАЮЩЕЕ ЕМУ ОСОБУЮ ЗВУКОВУЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ - С какой целью употреблена аллитерация? (Аллитерация помогает услышать тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев). Перечитаем первую и последнюю строфы стиха. Как они соотносятся? (Эти строфы противопоставлены друг другу. В первой – радостная картина жизни, бережно поддерживаемая заботой пальм, во второй – картина запустения, бесплодности, смерти, которую оставил после себя караван. Картина смерти усиливается образом коршуна, терзающего свою добычу). Как называется этот художественный прием? (Антитеза помогает острее почувствовать печаль о разорении прекрасного уголка земли. А представьте себе, что в стихотворении не было бы этой мрачной картины. Тогда у нас не возникло бы такого сильного чувства горечи от гибели прекрасных пальм. Благодаря антитезе в предметах открываются новые свойства, мир предстаёт перед нами во всей его сложности, противоречиях, контрастах, текст становится эмоционально окрашенным).
Главная мысль произведения состоит в том, что поэт предупреждает нас: нельзя пользоваться тем, что копилось в природе столетиями, думая только о своём собственном сегодняшнем благополучии. Человек всегда должен думать о тех, кто придёт после него, и беречь природные богатства. Поэт противопоставляет красоту и благополучие оазиса до прихода каравана тому разорению, которое оставили после своего ухода люди. Рефлексия (синквейн) Пальмы Гордые, зелёные Роптать, важничать, умереть Олицетворение поверженной красоты Эгоцентричность
С.183-185, задание №3 выполнить в тетради, проинтонировать стихи, определить стихотворный размер. Список использованной литературы:
|
![]() | М. Ю. Лермонтов. Баллада «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром | ![]() | М. Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт»... |
![]() | «Воздушный корабль», «Ангел», «Демон», «Утес», «Беглец», «Три пальмы», «Родина». (М. Ю. Лермонтов) | ![]() | Прочитать наизусть литературные произведения (два-три стихотворения, отрывок из прозаического произведения, две-три басни, одну из... |
![]() | Ф. И. Тютчев Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…»,... | ![]() | «Метель», «Лебедь, щука и рак», «Толстый и тонкий», «Зимнее утро», «Марья Моревна», «Дубровский», «Три пальмы», «Добрыня и змей» |
![]() | С. Т. Аксаков «Буран». И. А. Крылов. Басни. М. Ю. Лермонтов «Три пальмы». Н. А. Некрасов «Крестьянские дети». А. С. Пушкин-лицеист.... | ![]() | Найдите примеры олицетворения в стихотворении. Кого напоминают герои, которых коснулось олицетворение? Какая серьезная мысль звучит... |
![]() | Целью же данной работы было проанализировать только три стихотворения Ходасевича как начало освоение темы в одном из возможных направлений... | ![]() | Целью же данной работы было проанализировать только три стихотворения Ходасевича как начало освоение темы в одном из возможных направлений... |