Скачать 477.25 Kb.
|
![]() Все права на реализацию данных лекций принадлежат группе 117( международное отделение) 2010 года и тем, кто активно участвовал в создании конспектов лекций т.е. Белову Даниле и Субботину Игорю и Пискареву Денису. А ну и Красовскому конечно же МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА ![]() Курс лекций по истории русской литературы 18 века. Преподаватель Красовский Вячеслав Евгеньевич ![]() Небольшое введение Во-первых, если кому-то чё-то не нравится, не скачивайте и не читайте текст, так что без претензий. Во-вторых, лектор, возможно, будет другой, но темы должны те же в любом случае. Лекция № 1 Введение в историю русской литературы и журналистики XVIII века В начале 18 века произошло радикальное обновление самых различных сфер жизни, что не могло не отразиться на развитии литературы России. Это было связано с петровскими реформами, которые ускорили развитие общества. За полстолетия произошёл невероятный скачок вперёд. Борьба нового со старым стало источником создания новых произведений. Происходил разрыв старой литературы с новой. Фраза о том, что Пётр I «прорубил окно в Европу» известна всем, однако сближение с Западом намечалось ещё до Петра (Примером может служить деятельность Василия Голицына дипломата, государственного деятеля и по совместительству любовника Софьи Алексеевны, боярин Артаман Ерофеев) Кроме всего прочего, реформы Петра ликвидировали церковь (1721 года был ликвидирован патриарх (не сам патриарх, а пост)). Теперь Россия стала (ну или стремилась стать) сильной светской державой европейского типа. В 18 веке на смену житиям и апокрифам приходит сатира, ода, роман. Основным литературным языком становится русский, а не церковно-славянский. Усилилось стихотворство, Народная поэзия. В книжной поэзии выделяется силлабическая система стихосложения (Симеон Полоцкий, к примеру). В дальнейшем силлабо-тоническая система стихосложения приходит на смену силлабической. Идёт активное творческое освоение литературы. С 18 века литература становится государственным делом. И если говорить о периодизации литературного процесса, то он основывается сменой власти: Даты 1. 1) Пётр I правил четверть века (провозглашён царём в 1682 году, начал самостоятельно править с 1689 года по 1725 года. Это была эпоха государственных преобразований. 2) 16 мая 1703 года началось строительство Санкт-Петербурга 3) В 1721 году Пётр I принял титул первого императора Российской империи. 4) 5 февраля 1722 года был принят устав о наследии престола. Монарх был сам волен назначать и отлучать преемника (что-то схожее есть и сейчас). 2. 1) 1725 – 1762 год – эпоха дворцовых переворотов. Была очень долгая конетель, когда дворцовая знать состояла сплошь из интриганов, в итоге на трон садились то избранием народа, то Божьей милостью. 2) Пётр II Алексеевич (внук Петра I) вступил на престол 6 мая 1727, когда ему было всего одиннадцать лет, и умер в 14 лет от оспы. В итоге его правление закончилось в 1730 году. 2) 1730 - 1740 правила императрица Всероссийская Анна Иоанновна. Взошла на престол благодаря Верховному Тайному Совету, при условии, что будет следовать Кондициям, которые сильно ограничивали её в правах, к примеру, она не могла объявлять войну или заключать мир без согласия совета, но в итоге кондиции были разорваны и отвергнуты. 4) В 1731 году она назначила своим преемником сына своей 13 летней племянницы. 5) В 1740 году на престол всходит, а точнее, его сажают при регентстве сначала Бирона, а затем собственной матери Анны Леопольдовны Иоанн Антонович (Иван VI). Ему не было и года от рода, впрочем, и страной он правил около года. 6) 1741 – 1761 года, на престол всходит Елизавета Петровна - дочь Петра I и его любовницы Екатерины Алексеевны. Столь долгому правлению обязана тем, что сама не вмешивалась в политические дела, а доверила их своим фаворитам. Елизавета, последний правитель России, который является Романовым «по крови» 7) После смерти Елизаветы Петровны «государем» стал Пётр III.. В кавычки взят в связи с тем, что не короновался и побил рекорд царевича Алексея по пребыванию у власти, он правил всего 186 дней. 8) В 1762 году на трон садится Екатерина II, знаменуя тем самым конец эпохи дворцовых переворотов. Лекция № 2 (Субботин) ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА XVIII в. Выделяют три периода:
Господствовал панегирический стиль: он был порожден культурным пафосом культурных деятелей. Часто его называют предклассицистическим. Произведения отличались жанровым и стилевым своеобразием. Особенности: - Защита гос. интересов - Прославление монарха - Интерес к античности Крупная фигура того времени – Феофан Прокопович. Придворный «политолог» Петра Первого. Написал ряд проектов, обосновавших указы Петра. Его проповеди или «слова» - жанровый прототип для следующих десятилетий. В 20-е годы появляется Антиох Дмитриевич Кантемир. В 30-е годы вышел придворный роман «Езда в остров любви» Василия Кирилловича Тредиаковского (ни в коем случае не «Тредьяковского»). Вторая часть книги – сборник его лирических стихотворений. И Кантемир, и Тредиаковский отразили сдвиги в литературном сознании. Был намечен курс на классицизм. Он, классицизм, отвечал требованиям абсолютизма. Тредиаковский считал, что в русской литературе должны быть выработаны свои каноны, как в европейской.
Реформаторские акции: - Реформа рус. стихосложения - Стилевая реформа: стиль – в смысле стиль эпохи. - Регламентация жанровой системы литературы. Жанровая реформа. Реформаторы стихосложения были учеными-филологами, потому что надо было вникать в суть языка. Стихи писали: - Сумароков Александр Петрович - Тредиаковский - Ломоносов Шла литературная борьба. К тому же, существование Тайной канцелярии способствовали доносам. Сумароков: ввел многие жанры, имевшие место в античности. В творчестве Кантемира и Ломоносова оформились высокие жанры классицизма: ода – Ломоносов, сатира – Кантемир. Сумароков – лирика, ратовал за жанровую универсальность. Тредиаковский – проза, стихи, разные направления. Примечание. В «Капитанской дочке» упомянуты Сумароков и Тредиаковский (Тредиаковский был учителем Швабрина).
Расцвет публицистических жанров на страницах периодических изданий. Также изменение классицизма связано с вторжением низкой демократической беллетристики (например, Федор Александрович Эмин). В 70-е и 90-е начинает колебаться жанровая система. Представители: Денис Иванович Фонвизин, Гаврила Романович Державин, Яков Борисович Княжнин (Пушкин в «Онегине» писал: «переимчивый Княжнин», но Красовский считает иначе), Василий Васильевич Капнист. Время расцвета классицизма, но в то же время – трансформация. в 60-е зародился сентиментализм, достиг апогея в 90-е (Радищев, Карамзин). Менялся тип исторического сознания. Поворот в 90-е от идеологии к эстетике. Зачастую это связывают с деятельностью масонов. в 90-е классицизм уступает сентиментализму. Разум уступает место чувству. Цель теперь – не заниматься морализаторством, а заинтересовать и эмоционально увлечь. Карамзин и Радищев закончили своим творчеством этот период. ЛИТЕРАТУРА И ЖУРНАЛИСТИКА ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ В то время литература – это прежде всего словесность. Петр не отдавал предпочтения художественным произведениям, считал их частью гос. дела. Существовала только одна газета – «Ведомости». Потом возникли санкт-петербургские «Ведомости». Петровская эпоха – подготовка к культурному взлету: открытие образовательных учреждений, подготовка грамотных людей (не интеллигенции, не употреблять это на экзамене, т.к. это понятие появилось лишь в 60-е года XIX). Были сословия. Книгоиздание – это тоже дело гос. важности для Петра. Можно провести аналогию с сов. эпохой: не было коммерческих издательств. Но в петровское время существовала рукописная книга, наравне с печатной. В области театра – создание функциональных кадров, развитие драматургии. В своей деятельности Петр исходил из идей: - естественного права - общественного договора - общего блага Монарх – это олицетворение государства. Его забота – об общем благе. Любые действия самодержца истолковывались как забота об общем благе. Монарх, в свою очередь, ценил тех, кто принес пользу Отечеству, а не за род (это подтверждает закон 1722 г. о порядке гос. службы в Российской Империи, «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных» - его следует знать). Истинный характер политики: политика Петра была продворянской. Интересы же податных сословий не учитывались. Первоначальной задачей правительства было насаждение просвещения в России. Вы время каждого выезда за границу Петр посещал музеи. Из зарубежных ученых он особо отмечал Лейбница. С 1697г. десятки молодых людей потянулись за границу. Для того, чтобы решить проблему кадров на Родине. При Петре организовывались светские технические училища: например, Математическая и навигатская школа в Москве, которая потом переехала в Петербург и стала Морской академией; Инженерная и артиллерийская школа в Петербурге и Москве, которая создалась1712г. В 1714 г. во всех губерниях создавались цифирные школы: туда принимались «все ребятки изо всех чинов и людей», но крепостные крестьяне отметались. 1721 г. – указ об основании школ при каждый епархии. Особенностью петровских школ был демократизм. Василий Татищев, ему принадлежит знаменитое высказывание: «Зачем же семена искать, если почва не готова?». Ситуация: его отправили в Швецию, пригласить ученых в Россию. Рос. Академия отличалась от других европейских академий: она была не научным сообществом (не было еще ученых), а местом для обучения. В 1724 г. в состав Академии по указу вошел университет (в Питере до сих пор считают, что Петербургский университет – старейший). Были организованы две гимназии. Печать, как и тех. школы использовалась для пропаганды реформ. Петр в первую очередь издавал учебники, азбуки (он лично следил за изданием азбук), географические карты, календари. В царствование Петра издано – 603 книги. Лекция № 3 (Субботин) 22 марта состоится к/р К ней знать: - «Гисторию Василия Кориотского…» - Газету «Ведомости» (по хрестоматии) - творчество Феофана Прокоповича - Антиоха Кантемира Произведения - по списку Красовского КНИГОПЕЧАТАНИЕ При Петре было от 3 до 7 печатных станков. Типографии были государственные. Петр хотел, чтобы книги вырастили новую элиту с техническим образованием. Книги были: по фортификации, по военному делу и т.д. Петровская эпоха показала: легче подготовить и оснастить армию, чем провести изменения в области культуры, потому что общество должно быть подготовленным. 1708 г. – выходит книга «Геометрия, словенские землемерия» - первая книга не с кириллическим шрифтом, а с гражданским. Это должно было подчеркнуть разрыв власти с церковью. В апреле 1708 г. также выходит книга «Приклады, како пишутся комплементы разные» (орфография сохранена). Это письмовник, т.е. собрание образцов писем. Переведено с немецкого переводчиком Шафировым. Обычно письмовники были рукописные. Кстати, эта книга тоже была напечатана гражданским шрифтом. Примеры: образец благодарительного писания (т.е. письма) за доброе угощение, образец писания студента к своему отцу. Требуется: вежливость, благородное обращение, пропагандируется благородная любовь к даме. Петр Первый терпеть не мог лишних рассказов в книгах , даже в худ. литературе видел только прикладной характер. Из сотен переведенных книг лишь единицы были художественными. Тем не менее, Петр считал нужным знакомство с мифологией, несмотря на то, что церковь его за это порицала. «Притчи Эзопа» претерпели пять изданий. «Библиотека о Богах», Аполлодор – несколько. «История о разорении Трои» - три издания. «Книга Квинта Курция о делах, соделанных Александром Великим» - четыре издания. В них не было общественной потребности – это было повеление Петра. «Юности честнОе зерцАло, или показания к житейскому обхождению» - учебник хорошего тона. Издан факсимильным способом в 90-м году. Первая часть этой книги – азбука и таблица переводов (цифры). Сохранились только два экземпляра этой книги. Вторая часть содержит библейские изречения. Третья часть – девушках, о девическом целомудрии, о девическом смирении (все это составлено по немецким источникам). Но в «Юности…» были рекомендации, советы, а не перечисление наказаний, как, к примеру, в «Домострое». О девич. добродетели: должно быть двадцать добродетелей. Например, стыдливость. В книге множество ссылок на античных авторов, а также на Лютера, Шекспира и др. Цель: внушить людям идеал достойного поведения. Рукописная книга имела не меньший авторитет, чем печатная. В первой трети XVIII в. количество рукописных книг практически не сократилось. Многие книги переписывались. Частных книжных лавок не было – печатные книги можно было купить лишь в Печатном дворе. Стефан Егорский – его проповеди были рукописные: он был оппозиционером. Также рукописными были и книги старообрядцев. В рукописных сборниках были переводные повести, либо истории «по мотивам», либо русские «гистории». Также в петровское время возникает потребность писать любовные вирши. Любовной лирике был свойственен двойственный характер: 1) ориентация на западно-европейские образцы, силлабическое стихосложение; 2) фольклорное влияние. Появились стихи, сочиненные конкретными людьми – анонимность перестает существовать. Виллим Монс – стихотворец при Петре. Его секретарь – Егор Столетов. Также писал стихи стольник Петр Квашнин. Никаких достижений в поэзии не было: существовало прямое подражание, варваризмы. Образы Фортуны, Купидона, Венеры. Феофан Прокопович: «В наше время все стали стихотворствовать до тошноты». Появляются бытовые рукописные повести. Например, «Гистория о рос. матросе Василии Кориотском….» Произведение Дефо «Робинзон Крузо» очень сходно с «Гисторией…»: Дефо очень интересовался Россией, и в «Крузо» даже советовал Петру прекратить войну со шведами и начать завоевание Китая. Таким образом, «Гистория о… Кориотском» существует в контексте мировой литературы Лекция № 4 (опускаем краткое содержание некоторых произведений, которые озвучил Красовский) Театр и драматургия Официально театр возник в середине 18 века, до этого момента существовали как альтернатива скоморохи. И вот в 1748 и 1756 году выходят запреты на деятельность скоморохов. Отныне цель театров – пропаганда знаний и политики государства. Для этого было предпринят ряд мер. В 1702 Пётр Великий отправил бывшего «комедианта», венгра Ягана Сплавского, в Данциг, чтобы навербовать там труппу. Сплавский привёз в Москву девять комедиантов, набранных из странствующих немецких трупп, под управлением Куншта. Труппа сначала играла на дому у Лефорта, а затем для неё был построен театр на Красной площади. В том же 1702 царь приказал отдать Куншту в обучение 12 молодых русских, набранных из подьячих и посадских. 1 апреля 1704 Куншт выпустил заманчивое объявление о новой пьесе; в числе зрителей был и царь; но когда взвился занавес, публика увидела на ярко освещенном полотне надпись: «сего дня 1 апреля». Пётр не выразил неудовольствия, сказав только: «Вот комедиантская вольность»; но Куншт испугался его гнева и бежал из России. Так как целью Петра было просвещение всех слоёв населения, цена на билет была низка от 3 до 10 копеек (хотя не такая уж это и маленькая цена, по словам Красовского за эти деньги можно было и сытно поесть и неплохо попить). Ещё важной особенностью данного театра был то, что он был всеобщий, то есть культура и просвещение было теперь доступно всем. В дальнейшем, правда, театр был расформирован. Это было связано и с плохими переводами (варваризмами) и с плохой игрой актёров. По поводу актёрской игры Пётр I даже изрёк следующую мысль: « Должен быть весёлый фарс, без шутовства». Помимо этого театра, существовали ещё школьные театры (театры при учёбных заведениях). К примеру, при Славяно-греко-латинской школе. В школьных спектаклях существовала масса аллегорий, Было две линии: светская (историческая) и библейская. Аллегории были самого разного толка, к примеру, колесо – фортуна. В исторической аллегории под апостолом Петром мог подразумеваться русский царь. Также в этих сказках были ожившие эмблемы: драконы, птицы и т.п. Существовали такие пьесы (Внимание на лекции говорили непонятные буковки, а увидеть, что он написал на доске, я не смог, потому не ручаюсь за правильность написания названий): «Освобождение Лигонии и Ингергармонлангии» (1705 год) В этой пьесе различные аллегории: вывод евреев Моисеем, Ревность Российская, Хищение Неправедное. Под Ревностью Российской надеюсь понятно, что за страна подразумевалась, если что, подсказываю, название этой страны начинается с буквы «Р». Под Хищением Неправедным подразумевалась Швеция. В пьесе присутствуют различные образы: двуглавый орёл, прегордый лев (Швеция). В финале пьесы Торжество возлагало венок победы на Ревность Российскую. «Божье гордое уничижителей уничижение» (1709 год) Связано с Полтавской битвой. В данной пьесе ссылка библейскую историю о Давиде и Голиафе, где Давид это русские, а Голиаф это шведы. «Слава российская» (1724 год) по случаю коронации Петра I «Слава печальная» (1729 год) по случаю смерти Петра I Можно смело сказать. Что школьные театры был довольно успешной задумкой. В пьесах было пение, музыка, танцы, декламация. Также существовали любительские театры: В Подмосковье в Преображенске при царевне Наталии Алексеевной В Измайлове и т.д. |
![]() | Фрагменты публикуются по источнику: Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии: Учеб пособие для филос фак и отделений ун-тов.... | ![]() | Лекция №6. Организация и проведение соревнований по легкой атлетике |
![]() | Лекция физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов | ![]() | Наум Берковский. Статьи и лекции по зарубежной литературе. Спб.: Азбука-классика, 2002. – 480 с |
![]() | Лекция Первые производства: восточный и античный механизмы Хозяйствования. Стр. 13 | ![]() | Вузовская лекция как форма взаимодействия преподавателя и студента (на примере экономической дисциплины «деньги, кредит, банки») |
![]() | Цель работы: Ознакомление с построением фильтров tcp/ip пакетов. Ознакомление с методами шифрования с открытым ключом на примере... | ![]() | Лекция подготовлена доцентом кафедры криминалистики, полковником милиции, кандидатом медицинских наук Р. Б. Гумеровой |
![]() | Лекция предназначена для кардиологов, врачей функциональной диагностики и врачей общей практики. Некоторые аспекты лекции будут интересны... | ![]() | По сути, финансовая среда бизнеса определяет необходимость ведения анализа тенденций, оценки деловой активности компании для оптимизации... |