Сценарий урока музыки в 5 классе «Что роднит музыку и литературу»






Скачать 43.16 Kb.
НазваниеСценарий урока музыки в 5 классе «Что роднит музыку и литературу»
Дата публикации24.01.2015
Размер43.16 Kb.
ТипСценарий
l.120-bal.ru > Литература > Сценарий
Сценарий урока музыки в 5 классе «Что роднит музыку и литературу»



Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей

Афанасий Фет

Музыкальный инструмент, ноты…



Музыка и литература появились много тысяч лет назад. Трудно сказать – что появилось первым: умение литературно выражать свои мысли и чувства или музыкальное искусство. За это время оба они достигли многого в своем развитии. Но еще в глубокой древности появились такие произведения, в которых музыка неотделима от слова, текста.

Изображение песенника в развороте

Известно, что древнегреческие мифы, а затем и русские былины не рассказывали, а напевали

Изображения Гомера,

затем русского гусляра

Пьесы в античном театре были рассчитаны на пение ролей солистами и хором. Так их было лучше слышно.

Изображение древнегреческого театра

Не случайно, полторы тысячи лет назад в одном из индийских трактатов были начертаны такие слова: «Издревле никто и не думал читать что-либо без музыки или интонировать без слов. И чем древнее тексты, тем больше там пения, музыки и игры, и меньше того, что надо читать и произносить. И нет здесь музыки без слова, строки и буквы; они для музыки то же, что ось для колеса. В пространстве мира и миров нет слов, строк и поэм, но есть звук; он строит все пространство вселенной… А на язык и струны лишь капля (этого звука) попадает, и стихами, не смоченными этой влагой, не спасешься..., если пропадает волшебство музыки, недвижима остается ось, что вращает колесо мироздания.»

Изображение музыкантов Древней Индии

Все религии мира используют пение текстов во время богослужения. Их поют не только священники, но, иногда, и вся община

Изображение службы в православном храме (или другой концессии)

Вопрос: как называется

небольшое словесно-музыкальное произведение, исполняемое одним лицом или хором?

Изображение народного ансамбля

ПАУЗА

Ответ: это песня. С раннего детства мы слышим и поем их - колыбельные и игровые, лирические и солдатские, авторские и современные. У многих из нас есть свои любимые песни.

Певец с микрофоном. Можно добавить mp3 любой песни

Вопрос: Можно ли считать песней иcполнение под аккомпанемент фортепиано или гитары стихотворения, положенного на музыку?

Изображение гитаристов 19 в.

( Сестры Гагарины)

ПАУЗА

Ответ: Нет, этот вид вокальной музыки называется романс. Считают, что в Россию он попал в 18 веке из Италии или Испании, стран романского языка. Расцвет русского романса пришелся на 19- начало 20 века, когда были написаны произведения на стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Есенина и других русских поэтов. Романс не поют хором, лирические интонации лучше передаются в сольном или ансамблевом исполнении.

Звучит любой романс под гитару

Изображение исполнителя романса


А как же дружат музыка и литература в «Песнях без слов», вокализах?

Обложка нот «Песни без слов»

В таких произведениях невысказанные слова все равно звучат в душе исполнителя, и их угадывает слушатель.

Изображение исполнителя - вокалиста


«Вокализ» русского композитора С. В. Рахманинова вошел в сокровищницу мировой вокальной музыки. Его неизбывная печаль, строгая и возвышенная, понятна без слов

«От полноты души язык немеет:
Я жажду звуков, но не слов…
Чтоб высказать, как сердце пламенеет,
Как рвется чувство из оков».

Н.Ф. Щербинина

Портрет Рахманинова

Звучит «Вокализ» Рахманинова







Вопрос: какие еще музыкальные жанры также связаны с музыкой?

о















к





















б















ПАУЗА

Ответ: Без слов невозможно представить себе оперный спектакль, исполнение кантаты, оратории, балета. Либреттисты пишут специальный сценарий таких произведений, он может заметно отличаться от первоначальной литературной основы.

Оперный спектакль

Вопрос: А как литература проявляет себя в балете?

Балетный спектакль

ПАУЗА

Ответ: Большинство балетов созданы на сюжет известных литературных произведений. Характеры, поступки и чувства героев передаются с помощью музыки, жеста, движения

Желательно вставить видеоролик. Например, танец мачехи и сестер из «Золушки» С. Прокофьева

Симфоническая и инструментальная музыка часто также связаны с искусством слова. Либо названия таких произведений являются

«говорящими» («Баба Яга», «Утро»)

Либо автор поместил литературное пояснение, программу. Такая музыка называется программной

(«Прощальная симфония»,

« Ленинградская симфония»)

Изображение симфонического оркестра.

Литература и музыка не подменяют друг друга. Они по-разному изображают мир, дополняя, обогащая и усиливая наши переживания.

Искусство рождено жизнью. В жизни, как в едином живительном роднике, и поэт, и композитор, и художник черпают источники своего вдохновения для создания произведений искусства. Вот почему мы находим так много общего между видами искусств, хотя каждое из них по-разному и своими особенными средствами воздействуют на нас.

Аполлон и музы

«Слова и звуки»
Какая власть сравнится с властью их?
Друг с другом мы через слова и звуки.
Сближаемся… Блаженство, радость, муки,
Любовь, вражду – все облекаем в них.
В словах и звуках вечный ключ сердец!

Е.П. Ростопчина

http://yandex.ru/images/search?text=музыка%20и%20литература&redircnt=1402676347.1&pin=1&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-664-pd-1-wp-16x9_1366x768

http://moi-portal.ru/uploads/images/00/00/02/2012/10/22/6c577d.jpg

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сценарий урока музыки в 5 классе «Что роднит музыку и литературу» iconПлан-конспект урока по музыке в 5 классе на тему: «Что роднит музыку с литературой в сказке»
«Волшебный смычок» норвежская народная песня (слушание) – исполнение и игра учителя

Сценарий урока музыки в 5 классе «Что роднит музыку и литературу» iconТема урока: «Что роднит музыку с литературой»
Сегодня на уроке мы с вами будем находить взаимосвязи двух искусств: Музыки и Литературы. И попытаемся найти ответы на вопросы: «Что...

Сценарий урока музыки в 5 классе «Что роднит музыку и литературу» iconСценарий урока музыки в 5 классе «Первое путешествие в музыкальный театр. Жанр оперы»

Сценарий урока музыки в 5 классе «Что роднит музыку и литературу» icon«Воздействие музыки на домашних животных и растения». Дети включают...
О целебных свойствах музыки говорится еще в Библии. Первым, кто научно объяснил лечебный эффект музыки был Пифагор

Сценарий урока музыки в 5 классе «Что роднит музыку и литературу» iconУрока музыки в 6 классе. Тема: Учитель музыки: Чернова Л. К
Изучить и закрепить устойчивые понятия о культуре хореографии эпохи XVIII-XIX веков

Сценарий урока музыки в 5 классе «Что роднит музыку и литературу» iconКонспект урока музыки в 5 классе по учебнику «Музыка»
Конспект урока музыки в 5 классе по учебнику «Музыка» Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской

Сценарий урока музыки в 5 классе «Что роднит музыку и литературу» iconТема: «Что роднить музыку с литературой»
Нам с вами предстоит рассмотреть связь двух видов искусства музыки и литературы

Сценарий урока музыки в 5 классе «Что роднит музыку и литературу» iconСценарий урока литературы Тема урока: Идеал человека в «Божественной...
Мечание. Урок может быть проведен в 8 классе в рамках раздела «Зарубежная литература» (программа А. Г. Кутузова), в 9 классе в рамках...

Сценарий урока музыки в 5 классе «Что роднит музыку и литературу» iconУрок музыки в 7 классе. Тема урока: «Реализация арттехнологий на...
Формирование общей духовной культуры прививать любовь к классической музыке, развивать навыки культуры общения

Сценарий урока музыки в 5 классе «Что роднит музыку и литературу» iconСценарный план урока музыки в 5 классе (Программа «Музыка. 5-7 кл.»...
Цель: сформировать представление о тесной связи в русской песне двух искусств: музыки и литературы, показать на примерах значение...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную