Урок по литературе
на тему «Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус».
Работа с литературоведческими понятиями»
6 класс
Цели урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – вспомнить сведения о жизни М.Ю.Лермонтова и дополнить их; представить картины, изображенные в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус» (устное словесное рисование), помочь почувствовать точность и емкость каждого слова; обучение навыкам аналитического чтения, подготовка к заучиванию текста наизусть;
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – помочь учащимся почувствовать красоту художественного слова;
РАЗВИВАЮЩАЯ – расширить знания по освоению теоретико-литературных понятий – жанра лирического стихотворения, размера стиха, определения рифмы; узнать такие понятия, как антитеза, инверсия; развить умение обобщать и делать вывод; обогатить словарный запас учащихся.
Методы:
Слово учителя.
Работа с карточками по теории (инверсия, антитеза, жанры лирики).
Создание схемы (символ в художественном произведении).
Объяснение непонятных слов и выражений, взятых из текста.
Выразительное чтение стихотворения наизусть (первоначально читает произведение учитель).
Анализ лирического текста (стр. 151-152).
Беседа.
Устное словесное рисование, рассматривание иллюстраций к стихотворению (стр. 53).
Обобщение.
План урока.
1. Эпиграф к уроку (стр. 148). Слово учителя о Лермонтове. Произведения, созданные писателем (запись на доске). Статья учебника.
Работа с теорией литературы. Жанры лирики. Карточки.
Выразительное чтение стихотворения.
Объяснение непонятных слов и выражений.
Словесное рисование картины, представленной после прочтения текста.
Анализ лирического произведения.
Беседа о прочитанном.
Работа с иллюстрациями (стр. 53).
Работа с новыми литературоведческими понятиями – инверсия (стр. 152), антитеза (стр. 70). Доска. Запись в тетрадях. Статья учебника (стр. 152).
Выводы.
Домашнее задание (выучить стихотворение наизусть).
Цель урока.
Сегодня на уроке мы вспомним, что уже знаем о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Подробно мы проанализируем стихотворение «Парус», вы узнаете о таких новых литературных приемах, как инверсия и антитеза.
Слово учителя о жизни М.Ю. Лермонтова.
По ходу слова учителя обращается внимание на доску, где записаны годы жизни писателя и произведения, им созданные.
Парус. Белеет парус одинокий…
| Пятое декабря.
Классная работа.
Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус». Мой дом везде, где есть небесный свод,
Где только слышны звуки песен,
Все, в чем есть искра жизни, в нем живет,
Но для поэта он не тесен.
М.Ю.Лермонтов М.Ю.Лермонтов (1814-1841 гг)
«Бородино», «Парус», «Три пальмы», «Дума», «Смерть поэта», драма «Маскарад», роман «Герой нашего времени» и др. произведения
|
одинокий
голубом
далекой
родном свищет
скрипит
ищет
бежит лазури
золотой
бури
покой
| Работа с текстом.
Чтение стихотворения учителем наизусть.
Словарь. Лазурь – устар., светло-синий цвет, синева.
Мятежный – тревожный, неспокойный, бурный, мятущийся. Синоним – беспокойный.
(Словарь «Лексические трудности русского языка».)
Мы прочитали стихотворение. К какому роду литературы относится этот жанр? (Карточки.)
Роды литературы: эпос (эпические произведения),
лирика (лирические произведения),
драма (драматические произведения).
Жанры эпоса: рассказ, повесть, роман.
Жанры лирики: стихотворения.
Жанры драмы: пьесы, сценки.
|
Каким настроением проникнуто стихотворение? (Тревога, грусть, сожаление, неопределенность и надежда.)
Найдите в стихотворении эпитеты? (Одинокий, светлей лазури, золотой, мятежный.) Объясните, зачем автор использует этот художественный прием? (Настроение определяется в 1 строке эпитетом «одинокий», это слово главное, поскольку одна из тем стихотворения (как и всего творчества поэта) – одиночество.) Что говорит о состоянии лирического героя эпитет «мятежный»? (Мятежный – неспокойный, он не принимает обычной жизни, бежит от нее. Парус сравнивается с человеком – гордым, одиноким, мятежным.)
Почитайте вопросительные предложения текста? Требуют ли они ответа? Такие вопросы называются риторическими. Какова их роль в тексте? (Он – парус? Или автор? Или лирический герой? 2 вопрос: направление движения – от родного берега.)
Какой еще художественный прием вы усматриваете в последнем четверостишии стихотворения? (Сравнение с союзом как будто.)
Определим размер и вид рифмы стихотворения (4-х-стопный ямб с перекрестной рифмой).
Введение новых понятий.
Обратите внимание на первые две строчки стихотворения. Как, по-вашему, в правильном ли порядке стоят слова с точки зрения синтаксиса?
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом…
Надо: Одинокий парус белеет в голубом тумане моря.
Скажите, чего добился автор, поменяв слова местами?
Такой прием называется инверсия. (Карточки.)
Прочитаем строки:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
Противопоставление внешнее и внутреннее наблюдаем мы в этой строке. Вспомните, как по-другому называется этот прием? Антитеза.
В каком стихотворении А.С.Пушкина использовался этот прием? («Зимнее утро» - Мороз и солнце, день чудесный…)
Инверсия – художественный прием, необычный порядок слов в предложении.
Антитеза – художественный прием, противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи.
|
Иллюстрации. Страница 153.
Что изображено на иллюстрациях?
Кто их автор?
Сравните парус, изображенный в стихотворении, с парусом на рисунке: в чем вы увидели главное различие?
Выводы.
Составление схемы – итога «Парус – образ символ». М.Ю.Лермонтов «Парус» Символ – образ с множеством значений, определяющихся в зависимости от мнения читателя.

Домашнее задание.
Выучить теоретический материал на карточках.
Выучить стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус» наизусть (текст на стр. 151-152).
Библиография.
Литература: Учеб.-хрестоматия для 6 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч./Авт.-сост. В.П.Полухина – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2002.
Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. – М.: Вако, 2004.
|