Урок по литературе на тему «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус»






Скачать 45.97 Kb.
НазваниеУрок по литературе на тему «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус»
Дата публикации27.02.2015
Размер45.97 Kb.
ТипУрок
l.120-bal.ru > Литература > Урок
Урок по литературе

на тему «Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус».

Работа с литературоведческими понятиями»

6 класс

Цели урока:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ вспомнить сведения о жизни М.Ю.Лермонтова и дополнить их; представить картины, изображенные в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус» (устное словесное рисование), помочь почувствовать точность и емкость каждого слова; обучение навыкам аналитического чтения, подготовка к заучиванию текста наизусть;

  1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ помочь учащимся почувствовать красоту художественного слова;

  2. РАЗВИВАЮЩАЯ расширить знания по освоению теоретико-литературных понятий – жанра лирического стихотворения, размера стиха, определения рифмы; узнать такие понятия, как антитеза, инверсия; развить умение обобщать и делать вывод; обогатить словарный запас учащихся.

Методы:

  1. Слово учителя.

  2. Работа с карточками по теории (инверсия, антитеза, жанры лирики).

  3. Создание схемы (символ в художественном произведении).

  4. Объяснение непонятных слов и выражений, взятых из текста.

  5. Выразительное чтение стихотворения наизусть (первоначально читает произведение учитель).

  6. Анализ лирического текста (стр. 151-152).

  7. Беседа.

  8. Устное словесное рисование, рассматривание иллюстраций к стихотворению (стр. 53).

  9. Обобщение.

План урока.

1. Эпиграф к уроку (стр. 148). Слово учителя о Лермонтове. Произведения, созданные писателем (запись на доске). Статья учебника.

  1. Работа с теорией литературы. Жанры лирики. Карточки.

  2. Выразительное чтение стихотворения.

  3. Объяснение непонятных слов и выражений.

  4. Словесное рисование картины, представленной после прочтения текста.

  5. Анализ лирического произведения.

  6. Беседа о прочитанном.

  7. Работа с иллюстрациями (стр. 53).

  8. Работа с новыми литературоведческими понятиями – инверсия (стр. 152), антитеза (стр. 70). Доска. Запись в тетрадях. Статья учебника (стр. 152).

  9. Выводы.

  10. Домашнее задание (выучить стихотворение наизусть).


Цель урока.

Сегодня на уроке мы вспомним, что уже знаем о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Подробно мы проанализируем стихотворение «Парус», вы узнаете о таких новых литературных приемах, как инверсия и антитеза.

Слово учителя о жизни М.Ю. Лермонтова.

По ходу слова учителя обращается внимание на доску, где записаны годы жизни писателя и произведения, им созданные.

Парус.
Белеет парус одинокий…

Пятое декабря.

Классная работа.

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус».
Мой дом везде, где есть небесный свод,

Где только слышны звуки песен,

Все, в чем есть искра жизни, в нем живет,

Но для поэта он не тесен.

М.Ю.Лермонтов
М.Ю.Лермонтов (1814-1841 гг)

«Бородино», «Парус», «Три пальмы», «Дума», «Смерть поэта», драма «Маскарад», роман «Герой нашего времени» и др. произведения



одинокий

голубом

далекой

родном
свищет

скрипит

ищет

бежит
лазури

золотой

бури

покой


Работа с текстом.

  1. Чтение стихотворения учителем наизусть.

  2. Словарь. Лазурь – устар., светло-синий цвет, синева.

Мятежный – тревожный, неспокойный, бурный, мятущийся. Синоним – беспокойный.

(Словарь «Лексические трудности русского языка».)

  1. Мы прочитали стихотворение. К какому роду литературы относится этот жанр? (Карточки.)




Роды литературы: эпос (эпические произведения),

лирика (лирические произведения),

драма (драматические произведения).

Жанры эпоса: рассказ, повесть, роман.

Жанры лирики: стихотворения.

Жанры драмы: пьесы, сценки.



  1. Каким настроением проникнуто стихотворение? (Тревога, грусть, сожаление, неопределенность и надежда.)

  2. Найдите в стихотворении эпитеты? (Одинокий, светлей лазури, золотой, мятежный.) Объясните, зачем автор использует этот художественный прием? (Настроение определяется в 1 строке эпитетом «одинокий», это слово главное, поскольку одна из тем стихотворения (как и всего творчества поэта) – одиночество.) Что говорит о состоянии лирического героя эпитет «мятежный»? (Мятежный – неспокойный, он не принимает обычной жизни, бежит от нее. Парус сравнивается с человеком – гордым, одиноким, мятежным.)

  3. Почитайте вопросительные предложения текста? Требуют ли они ответа? Такие вопросы называются риторическими. Какова их роль в тексте? (Он – парус? Или автор? Или лирический герой? 2 вопрос: направление движения – от родного берега.)

  4. Какой еще художественный прием вы усматриваете в последнем четверостишии стихотворения? (Сравнение с союзом как будто.)

  5. Определим размер и вид рифмы стихотворения (4-х-стопный ямб с перекрестной рифмой).

Введение новых понятий.

  1. Обратите внимание на первые две строчки стихотворения. Как, по-вашему, в правильном ли порядке стоят слова с точки зрения синтаксиса?

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом…

Надо: Одинокий парус белеет в голубом тумане моря.

Скажите, чего добился автор, поменяв слова местами?

Такой прием называется инверсия. (Карточки.)

  1. Прочитаем строки:

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

Противопоставление внешнее и внутреннее наблюдаем мы в этой строке. Вспомните, как по-другому называется этот прием? Антитеза.

В каком стихотворении А.С.Пушкина использовался этот прием? («Зимнее утро» - Мороз и солнце, день чудесный…)


Инверсия – художественный прием, необычный порядок слов в предложении.

Антитеза – художественный прием, противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи.



Иллюстрации.
Страница 153.

  • Что изображено на иллюстрациях?

  • Кто их автор?

  • Сравните парус, изображенный в стихотворении, с парусом на рисунке: в чем вы увидели главное различие?

Выводы.

Составление схемы – итога «Парус – образ символ».
М.Ю.Лермонтов «Парус»
Символ – образ с множеством значений, определяющихся в зависимости от мнения читателя.



Домашнее задание.


  1. Выучить теоретический материал на карточках.

  2. Выучить стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус» наизусть (текст на стр. 151-152).


Библиография.


  1. Литература: Учеб.-хрестоматия для 6 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч./Авт.-сост. В.П.Полухина – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2002.

  2. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. – М.: Вако, 2004.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по литературе на тему «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус» iconУрок в 6 классе Урок + литература и музыка тема: «Поэзия в музыке»
А. С. Пушкина, Фета, М. Цветаевой, Маяковского, Кукольника, М. Ю. Лермонтова, иллюстраций к стихотворению «Парус» и романсу А. Гурилёва...

Урок по литературе на тему «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус» iconУрок литературы и истории в 5-м классе по теме: «Стихотворение М....
Интегрированный урок литературы и истории в 5-м классе по теме: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино"-это правда истории или...

Урок по литературе на тему «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус» iconУрок литературы с использованием икт на тему: "Синие горы Кавказа"...
Урок литературы с использованием икт на тему: "Синие горы Кавказа" в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова

Урок по литературе на тему «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус» iconЛермонтова Класс Количество детей Краткая информация о проведении...
Викторина по творчеству Лермонтова: детские и юношеские годы, стихотворение «Бородино»

Урок по литературе на тему «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус» iconШкольный тур олимпиады по литературе
Найдите примеры олицетворения в стихотворении. Кого напоминают герои, которых коснулось олицетворение? Какая серьезная мысль звучит...

Урок по литературе на тему «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус» iconУрок литературы и истории на тему: Преподаватель литературы: Миронова Е. В
Урок литературы и истории в 11 классе на тему: «Сталинградская битва в исторических документах, мемуарах и художественной литературе...

Урок по литературе на тему «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус» icon«Тема демона в творчестве М. Ю. Лермонтова»
Интегрированный урок – исследование по русской литературе c использованием компьютерных технологий в 9 классе

Урок по литературе на тему «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус» iconУрок русской литературы в 8 классе на тему «Поэма М. Ю. Лермонтова «Беглец»
Ожидаемый результат: учащиеся умеют раскрыть идею поэмы, излагают свои мысли; анализируют, делают выводы и оценивают результаты...

Урок по литературе на тему «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус» iconМбоу «Гимназия №2» Урок литературы в 8 классе Учитель: Липина О....
А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе

Урок по литературе на тему «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус» iconУрок-вернисаж Цели и задачи
В чем особенность синтаксического построения стихотворения? Статично или динамично оно по своему характеру? На чем сосредоточено...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную