Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений






Скачать 104.07 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений
Дата публикации27.02.2015
Размер104.07 Kb.
ТипПояснительная записка
l.120-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2011 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2012г.).

На изучение курса отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю.

 

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умения оценивать и анализировать художественные произведения.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

В ходе изучения литературы в 9 классе учащиеся знакомятся с литературой и ее ролью в духовной жизни человека, шедеврами родной и зарубежной литературы. Знакомятся с творчеством следующих писателей и поэтов: М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, Н.М.Карамзина, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, А.Т.Твардовского, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Островский, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.А.Булгакова, А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского, А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, Н.А.Заболоцкого, М.А.Шолохова.

 В ходе уроков учащимся даются следующие сведения из теории литературы:

  • Слово как жанр древнерусской литературы

  • Ода как жанр лирической поэзии

  • Жанр путешествия

  • Начальные представления о сентиментализме

  • Развивается представление о балладе

  • Начальное представление о романе в стихах

  • Развивается понятие реализм

  • Развивается понятие о трагедии как жанре драмы

  • Начальное представление о психологизме художественной литературы

  • Начальное представление о психологическом романе

  • Понятие о герое и антигерое

  • Понятие о литературном типе

  • Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме

  • Развивается представление о жанровых особенностях рассказа

  • Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения

  • Углубляются знания о рифме и способах рифмовки.

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе; подготовка к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11классов, совершенствование умений подробного, выборочного, сжатого пересказа от другого лица; подготовка к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:

  • познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

  • практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;

  • эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности. 


В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен овладеть следующими ЗУН:

ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений; 

  • основные факты жизни и творчества писателей - классиков 19-20 вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.

УМЕТЬ:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • правильно, бегло и выразительно читать вслух;

  • определять род и жанр произведения;

  • писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

  • писать развернутый ответ на вопрос;

  • письменно составлять план сочинения;

  • писать рассказ-характеристику;

  • свободно владеть письменной речью.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.



Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты

1.1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – 0-13 Москва: Проспект, 2014. – 160с.

  1. Учебно-методическая литература

2.1. Программы для общеобразовательных учреждений «Литература 5-9 классы», составители: В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Н.В. Беляева. – М.: Просвещение, 2011.

2.2. Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику под ред. В.Я.Коровиной / авт.- сост. С.Б.Шадрина. - Изд. 4-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2014.- 270с.

  1. Учебная литература

3.1. Литература: 9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ Автор-составитель В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровина, И.С. Збарский, – М.: Просвещение, 2012.

3.2. Ожегов С.И., Шведова Н. Ю, Толковый словарь русского языка /Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова – М.: Азбуковник, 1998

  1. Цифровые образовательные ресурсы

    1. http://mon.tatarstan.ru/ – Министерство образования и науки Республики Татарстан



Учебно-тематический план

п\п

Название раздела

Кол-во

часов

В том числе:

уроки

Уроки разв. речи

Контр.

работы

1.

Введение

1

1







2.

Древнерусская литература

1

1







3.

Литература XVIII века

3

3







4.

Русская литература XIX века

13

9

3

1

5.

Русская литература XX

14

12




2

6.

Зарубежная литература

3

2




1




Итого

35

28

3

4


Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Дата проведения урока

План

Факт

Введение

1

Литература и ее роль в духовной жизни человека

1

Беседа

05.09.14




Из древнерусской литературы

2

Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

1

Лекция

12.09.14




Из русской литературы XVIII века

3

Литература XVIII века (общий образ). Классицизм в русском и мировом искусстве.

1

Лекция

19.09.14




4

М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор).

1

Лекция, практикум

26.09.14




5

Понятие о сентиментализме Н.М. Карамзин - писатель и историк. "Бедная Лиза". Внимание писателя к внутренней жизни человека.

1

Лекция

03.10.14




Из русской литературы XIХ века

6

В.А.Жуковский: жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое», «Светлана».

1

Беседа.

Практикум

10.10.14




7

А.С.Грибоедов: жизнь и творчество (обзор). «Горе от ума».

1

Лекция


17.10.14




8

Р.р. Сочинение-рассуждение по комедии "Горе от ума".

1

Урок развития речи

24.10.14




9

А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина

1

Лекция. Беседа

31.10.14




10

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии.

1

Урок развития речи

14.11.14




11

Контрольная работа (тестирование) по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина

1

Урок контроля

21.11.14




12

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа

1

Лекция

28.11.14




13

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа

1

Урок развития речи

05.12.14




14

М.Ю. Лермонтов: жизнь и творчество (обзор). Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»

1

Лекция. Беседа

12.12.14




15

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе

1

Лекция

19.12.14




16

Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы

1

Лекция

26.12.14




17

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира

1

Беседа

16.01.15




18

А.П.Чехов: жизнь и творчество (обзор). «Смерть чиновника», «Тоска».

1

Лекция

23.01.15




Из русской литературы XX века

19

И. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи».




Лекция.


30.01.15




20

М.Булгаков. Жизнь и судьба. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести.

1

Лекция.

Беседа

06.02.15




21

М.А.Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины.

1

Беседа

13.02.15




22

А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор» Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.

1

Беседа

20.02.15




23

Контрольный тест по произведениям второй половины XIX и XX веков.

1

Урок контроля

27.02.15




24

Серебряный век» русской поэзии.




Лекция

06.03.15




25

А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта

1

Лекция

13.03.15




26

С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»

1

Беседа

20.03.15




27

В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского

1

Беседа

Практикум

03.04.15




28

М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики

1

Лекция.

Беседа

10.04.15




29

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике

1

Беседа

17.04.15




30

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви

1

Беседа.

Практикум

24.04.15




31

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта


1

Беседа.

Практикум

01.05.15




32

Зачетное занятие по русской лирике XX века

1

Урок контроля

08.05.15




Из зарубежной литературы

33

У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен). Общечеловеческое значение героев Шекспира.

1

Лекция

15.05.15




34

И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен). «Фауст» как философская трагедия

1

Лекция

22.05.15




35

Итоги года и задание для летнего чтения

1

Беседа.

Тестирование

29.05.15




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая программа для общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа для общеобразовательных учреждений по литературе (8 класс) составлена на основе «Программы для общеобразовательных...

Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе
Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной

Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconЛитература, 8 класс (В. Я. Коровина) 68ч. (2ч в неделю) Пояснительная...
Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. Под ред. В. Я....

Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая программа по литература в 6 классе...
В. Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин,...

Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального...
Программы общеобразовательных учреждений. Литература (базовый уровень). 5-11 классы./ Под ред. В. Я. Коровиной. 6-е изд., переработанное...

Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена...
Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»...

Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая программа рассчитана на изучение литературы...
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования,...

Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая программа рассчитана на изучение литературы...
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования,...

Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка. Рабочая учебная программа по литературе составлена...
Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение»2009г.)...

Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка Сведения об учебной программе рабочая программа...
Рабочая программа повышенного уровня сложности разработана на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную