Использование технологии дифференцированного обучения на уроках литературы (на примере романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)






НазваниеИспользование технологии дифференцированного обучения на уроках литературы (на примере романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
Дата публикации04.03.2015
Размер71.8 Kb.
ТипУрок
l.120-bal.ru > Литература > Урок
Использование технологии дифференцированного обучения
на уроках литературы
(на примере романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)


Татьяна Викторовна Дружинина, учитель русского языка и литературы
МОУ «Сланцевская средняя общеобразовательная школа №6»
(г. Сланцы Ленинградской области)


Использование технологии дифференцированного обучения на уроках литературы актуально в современной школе, так как главная цель, которая определена в нормативном документе (Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования) – «воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире».

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

На основе УМК для 10–11 классов под редакцией В. В. Агеносова и А. Н. Архангельского мною разработана программа по литературе для 10 класса, конкретизированы цели и задачи по теме: «Роман в стихах «Евгений Онегин», разработаны три направления программы разных уровней: А, В, С (модель «внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация», автор Н. П. Гузик) – по данной теме.

Задания А программы зафиксированы как базовый стандарт. Выполняя их, ученик овладевает конкретным материалом по теме на уровне его воспроизведении. В содержание программы вводится инструктаж о том, как учить, на что обратить внимание и др.

Задания В программы обеспечивают овладение учащимися теми общими и специфическими приёмами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение, поэтому помимо конкретных знаний вводятся дополнительные сведения. Они расширяют материал первого уровня, доказывают, иллюстрируют и конкретизируют основное знание, показывают функционирование и применение понятий.

Выполнение заданий С поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Этот уровень позволяет ребёнку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе.

При повторении материала широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий А, В и С.

При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учёт достижений каждого учащегося). Используются следующие формы занятий: работа по группам (столам, рядам, командам и т.п.), работа в режиме диалога (постоянные пары, динамические пары), зачётная система, индивидуальная помощь на уроке, дополнительные индивидуальные занятия.

Роман в стихах «Евгений Онегин».

От «байронической» поэмы - к роману в стихах. Сюжетная схема. Онегин. Имя. Литературная родословная. Ленский. Автор и главный герой. Автор и его место в сюжете. Автор и муза. Автор и главная героиня. Герои романа и его читатели.

Цели:

  • воспитание духовно развитой личности, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры на примере романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, читательской культуры и понимание авторской позиции через художественное открытие А. С. Пушкина, которое состояло в принципиальной подвижности авторской позиции;

  • освоение романа А. С. Пушкина в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественного произведения, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний (написание и защита реферата).

Задачи:

  • обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся, работая над темами: «Автор и его место в сюжете», «Автор и главные герои», «Автор и муза»;

  • формирование умений соотносить нравственные идеалы, показанные в романе на примере образов Татьяны Лариной, Евгения Онегина, Автора, с жизнью;

  • совершенствование речевой деятельности, анализируя роман в стихах А. С. Пушкина.

1-2-й уроки. Лекция. От «байронической» поэмы - к роману в стихах. (Роман в стихах А. С. Пушкина – «энциклопедия русской жизни». Сюжетная схема. Онегин. Имя. Литературная родословная. Ленский).

1-й уровень.

План-конспект лекции «От «байронической» поэмы – к роману в стихах».

Сюжетная схема (репродуктивная беседа по содержанию). Предлагается памятка «Как писать план-конспект».

2-й уровень.

Работа со статьями учебника «Онегин», «Ленский». Сделать выписки – характеристики героя (работа в парах).

Работа с рисунками Пушкина к роману «Евгений Онегин» «Татьяна. Пушкин и Онегин. 1824». Даны рисунки, дано сообщение на искусствоведческую тему, даны 3 вопроса. Найти строфы из романа, ответить на 2 вопроса.

3-й уровень. Выступление учащегося по теме «Роман в стихах А. С. Пушкина – «энциклопедия русской жизни» (реферат).

Д/з. Проследить, как от главы к главе меняется отношение Автора к Онегину, записать (1-й уровень).

С помощью каких художественных средств автор даёт почувствовать эту перемену?
(2-й уровень).

Прочитайте статью Ю. М. Лотмана «Дуэль». Что нового узнали о характере Е. Онегина? (3-й уровень, дополнительное задание).

3-й урок. Автор и главный герой (работа в группах). Каждой группе даётся по одной главе (в группе 3-4 человека: сильный, средний, слабый). Группой готовится выступление на основе материала, подготовленного дома.

Главное открытие Пушкина – подвижность авторской позиции. Автор не только отказывается от однозначной оценки героя, но и словно предупреждает читателя: моё собственное отношение к Онегину может меняться от главы к главе, от эпизода к эпизоду: приятель, потом Автор дистанцируется («всегда я мог заметить разность / Между Онегиным и мной»). Странный, разочарованный, лишний, герой своей эпохи («как нечто лишнее стоит»).

Д/з. Найти лирические отступления (1-й уровень).

Определить темы лирических отступлений в романе «Евгений Онегин» (2-й уровень).

Провести литературоведческое исследование: поразмышляйте о том, как соотносятся между собой биографическая личность Пушкина и Автор, действующий в романе (3-й уровень). Выводы записать в рабочую тетрадь. Подготовиться к семинару.

4-й урок. Место и значение образа Автора в романе (семинар).

В окончательном тексте романа «Евгений Онегин» 390 строф, 89 лирических отступлений.

Вопросы: О чём размышляет Автор-повествователь в лирических отступлениях? Как его это характеризует?

Автор размышляет: о поэзии и замысле романа (гл. 1); о смерти и бессмертии (гл. 2); о вечном движении времени и быстротечности человеческой жизни (гл. 6); о родине и Москве (гл. 7); о смысле жизни, о читателях (гл. 8).

Вопросы: Как соотносятся между собой биографическая личность Пушкина и Автор, действующий в романе? Какую роль в романе играют автобиографические строфы? Серьёзен ли Пушкин или ироничен?

Вывод, рефлексия.

Автор в романе является и героем, и рассказчиком. Связан Автор и с «биографической» личностью Пушкина. Автор является стержнем, объединяющим картины русской жизни, связующим звеном в картинах «энциклопедии русской жизни» и пр.

Д/з. Перечитать 2, 3, 5, 7 главы. Подумать над вопросом: каково авторское отношение к героине? (1-й уровень).

Сделать конспект статьи учебника «Автор и главная героиня». Составить 10–12 вопросов к образу Татьяны (2-й уровень).

Сделать письменный сравнительный анализ двух писем или двух любовных объяснений Татьяны и Онегина. Каково авторское отношение к своим персонажам? (3-й уровень)

5-й урок. Урок «Защита реферата»

Тема реферата «Татьяны милый идеал»: женские образы в творчестве Пушкина» (реферат готовится заранее).

Д/з. Прочитать 8 и 9 статьи В.Г.Белинского о Пушкине. Сделать выписки из статей на темы:

  1. герои романа «Евгений Онегин» в оценке Белинского;

  2. «Энциклопедия русской жизни» в романе А.С.Пушкина (1-й уровень).

Выучить 5–7 строф наизусть. Обосновать свой выбор (записать в тетрадь) – 2-й уровень.

Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Оценка романа Белинским как самого задушевного произведения Пушкина» (3-й уровень).

6-й урок. Герои романа и его читатели. Обсуждение оценок, данных главным героям романа Белинским, Достоевским, Киреевским и др.

Д/з. Подготовиться к творческой работе. Темы сочинений на стр. 229-230.

7-8 уроки. Творческая работа.

Темы сочинений на выбор:

  1. Лирические отступления в романе «Евгений Онегин».

  2. Лирические отступления в «Евгении Онегине» и образ автора».

  3. Тема природы и времени в романе «Евгений Онегин»

Использование технологии дифференцированного обучения на уроках литературы способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учащихся, особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес к предмету.

При использовании данной технологии необходимо опираться на следующие условия:

  1. Знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся и групп учащихся.

  2. Умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся.

  3. Составление развернутого плана урока, включая вопросы разным группам и отдельным учащимся.

  4. Умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся (в идеале – каждого ученика).

  5. Осуществление оперативной обратной связи.

  6. Соблюдение педагогического такта.

В результате диагностики на контрольном этапе было выявлено, что десятиклассники, изучая роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» с использованием технологии дифференцированного обучения, показали более высокий уровень успеваемости, повысилось качество знаний.

Литература

1. Литература (Русская литература XIX века). 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 1. А. Н. Архангельский, Д. П. Бак, М. А. Кучерская и др.; под редакцией А. Н. Архангельского. – 9-е издание, испр. - М., Дрофа, 2008.

2. Архангельский А. Н. А. С. Пушкин// Русские писатели. XIX век. Биографии. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. М,. 2000.

3. Лотман Ю. М. Пушкин: Биография писателя. Статьи и заметки. 1960–1990: «Евгений Онегин». Комментарий. СПб.,1995.

4. Осмоловская И. М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Изд. “Институт практической психологии”, НПО “МОДЭК”, 1998.

5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Просвещение, 1998.

6. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. – М: Сентябрь, 2000.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование технологии дифференцированного обучения на уроках литературы (на примере романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин») icon«Евгений Онегин» Цели
«Пора юности мятежной» День Онегина в Петербурге. Онегин в деревне (анализ 1, 2 главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Использование технологии дифференцированного обучения на уроках литературы (на примере романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин») icon«Дай бог, чтоб в этой книжке ты хотя крупицу смог найти»
Создание условий для популяризации чтения романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» через современные игровые формы

Использование технологии дифференцированного обучения на уроках литературы (на примере романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин») icon4. Литература Введение
Они интересны, легко читаются, стихи Пушкина легко запоминаются, а его сказки многие знают наизусть. Прозаические произведения А....

Использование технологии дифференцированного обучения на уроках литературы (на примере романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин») icon4. Литература Введение
Они интересны, легко читаются, стихи Пушкина легко запоминаются, а его сказки многие знают наизусть. Прозаические произведения А....

Использование технологии дифференцированного обучения на уроках литературы (на примере романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин») iconВзаимоотношения каких героев романа Пушкина Евгений Онегин составляют сюжетную основу?

Использование технологии дифференцированного обучения на уроках литературы (на примере романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин») iconЭкзаменационные билеты по литературе
Автор и его герой в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Чтение наизусть отрывка из романа

Использование технологии дифференцированного обучения на уроках литературы (на примере романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин») iconУрок-путешествие по страницам романа а. С. Пушкина «евгений онегин»
Репродукции картин А. Г. Венецианова "Пряха", М. Шибанова "Крестьянская свадьба", Б. М. Кустодиева "Масленица"

Использование технологии дифференцированного обучения на уроках литературы (на примере романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин») iconКонспект вопрос 1: Сентиментализм и повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
«Письмо Татьяны к Онегину» и его роль в раскрытии проблематики романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Использование технологии дифференцированного обучения на уроках литературы (на примере романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин») iconУрок литературы в 9 классе на тему «Татьяны милый идеал По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Урок литературы в 9 классе на тему «Татьяны милый идеал (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)»

Использование технологии дифференцированного обучения на уроках литературы (на примере романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин») iconСтихотворный размер
Так говорит Автор в романе Пушкина "Евгений Онегин" о своем герое Евгении. Что же, получается, Онегин был совсем глуп, что не мог...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную