Скачать 71.8 Kb.
|
Использование технологии дифференцированного обучения на уроках литературы (на примере романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин») Татьяна Викторовна Дружинина, учитель русского языка и литературы МОУ «Сланцевская средняя общеобразовательная школа №6» (г. Сланцы Ленинградской области) Использование технологии дифференцированного обучения на уроках литературы актуально в современной школе, так как главная цель, которая определена в нормативном документе (Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования) – «воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире». Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. На основе УМК для 10–11 классов под редакцией В. В. Агеносова и А. Н. Архангельского мною разработана программа по литературе для 10 класса, конкретизированы цели и задачи по теме: «Роман в стихах «Евгений Онегин», разработаны три направления программы разных уровней: А, В, С (модель «внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация», автор Н. П. Гузик) – по данной теме. Задания А программы зафиксированы как базовый стандарт. Выполняя их, ученик овладевает конкретным материалом по теме на уровне его воспроизведении. В содержание программы вводится инструктаж о том, как учить, на что обратить внимание и др. Задания В программы обеспечивают овладение учащимися теми общими и специфическими приёмами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение, поэтому помимо конкретных знаний вводятся дополнительные сведения. Они расширяют материал первого уровня, доказывают, иллюстрируют и конкретизируют основное знание, показывают функционирование и применение понятий. Выполнение заданий С поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Этот уровень позволяет ребёнку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе. При повторении материала широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий А, В и С. При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учёт достижений каждого учащегося). Используются следующие формы занятий: работа по группам (столам, рядам, командам и т.п.), работа в режиме диалога (постоянные пары, динамические пары), зачётная система, индивидуальная помощь на уроке, дополнительные индивидуальные занятия. Роман в стихах «Евгений Онегин». От «байронической» поэмы - к роману в стихах. Сюжетная схема. Онегин. Имя. Литературная родословная. Ленский. Автор и главный герой. Автор и его место в сюжете. Автор и муза. Автор и главная героиня. Герои романа и его читатели. Цели:
Задачи:
1-2-й уроки. Лекция. От «байронической» поэмы - к роману в стихах. (Роман в стихах А. С. Пушкина – «энциклопедия русской жизни». Сюжетная схема. Онегин. Имя. Литературная родословная. Ленский). 1-й уровень. План-конспект лекции «От «байронической» поэмы – к роману в стихах». Сюжетная схема (репродуктивная беседа по содержанию). Предлагается памятка «Как писать план-конспект». 2-й уровень. Работа со статьями учебника «Онегин», «Ленский». Сделать выписки – характеристики героя (работа в парах). Работа с рисунками Пушкина к роману «Евгений Онегин» «Татьяна. Пушкин и Онегин. 1824». Даны рисунки, дано сообщение на искусствоведческую тему, даны 3 вопроса. Найти строфы из романа, ответить на 2 вопроса. 3-й уровень. Выступление учащегося по теме «Роман в стихах А. С. Пушкина – «энциклопедия русской жизни» (реферат). Д/з. Проследить, как от главы к главе меняется отношение Автора к Онегину, записать (1-й уровень). С помощью каких художественных средств автор даёт почувствовать эту перемену? (2-й уровень). Прочитайте статью Ю. М. Лотмана «Дуэль». Что нового узнали о характере Е. Онегина? (3-й уровень, дополнительное задание). 3-й урок. Автор и главный герой (работа в группах). Каждой группе даётся по одной главе (в группе 3-4 человека: сильный, средний, слабый). Группой готовится выступление на основе материала, подготовленного дома. Главное открытие Пушкина – подвижность авторской позиции. Автор не только отказывается от однозначной оценки героя, но и словно предупреждает читателя: моё собственное отношение к Онегину может меняться от главы к главе, от эпизода к эпизоду: приятель, потом Автор дистанцируется («всегда я мог заметить разность / Между Онегиным и мной»). Странный, разочарованный, лишний, герой своей эпохи («как нечто лишнее стоит»). Д/з. Найти лирические отступления (1-й уровень). Определить темы лирических отступлений в романе «Евгений Онегин» (2-й уровень). Провести литературоведческое исследование: поразмышляйте о том, как соотносятся между собой биографическая личность Пушкина и Автор, действующий в романе (3-й уровень). Выводы записать в рабочую тетрадь. Подготовиться к семинару. 4-й урок. Место и значение образа Автора в романе (семинар). В окончательном тексте романа «Евгений Онегин» 390 строф, 89 лирических отступлений. Вопросы: О чём размышляет Автор-повествователь в лирических отступлениях? Как его это характеризует? Автор размышляет: о поэзии и замысле романа (гл. 1); о смерти и бессмертии (гл. 2); о вечном движении времени и быстротечности человеческой жизни (гл. 6); о родине и Москве (гл. 7); о смысле жизни, о читателях (гл. 8). Вопросы: Как соотносятся между собой биографическая личность Пушкина и Автор, действующий в романе? Какую роль в романе играют автобиографические строфы? Серьёзен ли Пушкин или ироничен? Вывод, рефлексия. Автор в романе является и героем, и рассказчиком. Связан Автор и с «биографической» личностью Пушкина. Автор является стержнем, объединяющим картины русской жизни, связующим звеном в картинах «энциклопедии русской жизни» и пр. Д/з. Перечитать 2, 3, 5, 7 главы. Подумать над вопросом: каково авторское отношение к героине? (1-й уровень). Сделать конспект статьи учебника «Автор и главная героиня». Составить 10–12 вопросов к образу Татьяны (2-й уровень). Сделать письменный сравнительный анализ двух писем или двух любовных объяснений Татьяны и Онегина. Каково авторское отношение к своим персонажам? (3-й уровень) 5-й урок. Урок «Защита реферата» Тема реферата «Татьяны милый идеал»: женские образы в творчестве Пушкина» (реферат готовится заранее). Д/з. Прочитать 8 и 9 статьи В.Г.Белинского о Пушкине. Сделать выписки из статей на темы:
Выучить 5–7 строф наизусть. Обосновать свой выбор (записать в тетрадь) – 2-й уровень. Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Оценка романа Белинским как самого задушевного произведения Пушкина» (3-й уровень). 6-й урок. Герои романа и его читатели. Обсуждение оценок, данных главным героям романа Белинским, Достоевским, Киреевским и др. Д/з. Подготовиться к творческой работе. Темы сочинений на стр. 229-230. 7-8 уроки. Творческая работа. Темы сочинений на выбор:
Использование технологии дифференцированного обучения на уроках литературы способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учащихся, особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес к предмету. При использовании данной технологии необходимо опираться на следующие условия:
В результате диагностики на контрольном этапе было выявлено, что десятиклассники, изучая роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» с использованием технологии дифференцированного обучения, показали более высокий уровень успеваемости, повысилось качество знаний. Литература 1. Литература (Русская литература XIX века). 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 1. А. Н. Архангельский, Д. П. Бак, М. А. Кучерская и др.; под редакцией А. Н. Архангельского. – 9-е издание, испр. - М., Дрофа, 2008. 2. Архангельский А. Н. А. С. Пушкин// Русские писатели. XIX век. Биографии. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. М,. 2000. 3. Лотман Ю. М. Пушкин: Биография писателя. Статьи и заметки. 1960–1990: «Евгений Онегин». Комментарий. СПб.,1995. 4. Осмоловская И. М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Изд. “Институт практической психологии”, НПО “МОДЭК”, 1998. 5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Просвещение, 1998. 6. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. – М: Сентябрь, 2000. |
![]() | «Пора юности мятежной» День Онегина в Петербурге. Онегин в деревне (анализ 1, 2 главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин») | ![]() | Создание условий для популяризации чтения романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» через современные игровые формы |
![]() | Они интересны, легко читаются, стихи Пушкина легко запоминаются, а его сказки многие знают наизусть. Прозаические произведения А.... | ![]() | Они интересны, легко читаются, стихи Пушкина легко запоминаются, а его сказки многие знают наизусть. Прозаические произведения А.... |
![]() | ![]() | Автор и его герой в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Чтение наизусть отрывка из романа | |
![]() | Репродукции картин А. Г. Венецианова "Пряха", М. Шибанова "Крестьянская свадьба", Б. М. Кустодиева "Масленица" | ![]() | «Письмо Татьяны к Онегину» и его роль в раскрытии проблематики романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» |
![]() | Урок литературы в 9 классе на тему «Татьяны милый идеал (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)» | ![]() | Так говорит Автор в романе Пушкина "Евгений Онегин" о своем герое Евгении. Что же, получается, Онегин был совсем глуп, что не мог... |