Методический отдел персональная памятка «значение творчества чехова»: к 155- летию со дня рождения русского писателя А. П. Чехова (1860 1904)






Скачать 80.84 Kb.
НазваниеМетодический отдел персональная памятка «значение творчества чехова»: к 155- летию со дня рождения русского писателя А. П. Чехова (1860 1904)
Дата публикации06.03.2015
Размер80.84 Kb.
ТипПамятка
l.120-bal.ru > Литература > Памятка
МБУК ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА МР БЛАГОВАРСКИЙ РАЙОН

МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

http://www.ufachildren.ru/images/popsochinenie/0a0c19f0869019f619bfb318c488c76f.jpg


ПЕРСОНАЛЬНАЯ ПАМЯТКА
«ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ЧЕХОВА»:

К 155- летию со дня рождения русского писателя

А. П. Чехова
(1860 – 1904)

с. Языково, 2015 год.

Чехов – несравненный художник. У него всё правдиво до иллюзий. Когда я читаю Чехова, мне кажется, что я не только вижу его героев, но и слышу их голоса. Чехов создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде».

Лев Толстой.


ОТ СОСТАВИТЕЛЯ:
Настоящая персональная памятка подготовлена к 155 - летию со дня рождения А.П. Чехова, русского писателя.

Творчество Чехова долго считалось самым спорным в литературе. Многое в Чехове читателей притягивало, но многое и отталкивало. Высокая художественность его созданий и в то же время неопределённость тенденций, даже, как казалось, отсутствие таковых, вызывали бесконечные споры. Творчество Чехова было выражением «безвременья». Чехов жил в предреволюционные годы, во времена глубоких, неотвратимых сдвигов во всём строе и психологии старой России. Быть может, столь настойчиво звучавшая у Чехова мысль – «нужны новые формы, новые формы» - выразила состояние русского ума, расстающегося с традиционными стереотипами жизни и творчества. Чехов говорил о том, что писатель не судья, а лишь беспристрастный свидетель жизни. Критики писали о его бесстрастии, холодности, индифферентизме».

В чём же заключается феномен Чехова, необыкновенная популярность его произведений? Разгадка кроется в удивительной живучести характеров, созданных писателем. До сих пор мы сталкиваемся с чеховскими толстыми и тонкими, злоумышленниками, размазнями и старцевыми, что особенно страшно. Растлевающая власть денег, показанная писателем, процветает и в наше время. Она заменяет собой культуру, образованность, жажду знаний. Поражает прозорливость Чехова, который ещё в начале века увидел зародыши новых отношений и показал их в развитии…

Антона Павловича Чехова не случайно называли и «Левитаном в литературе». Его можно считать своеобразным живописцем русской действительности конца XIX века, запечатлевшим практически все социальные типы своего времени. И это не удивительно, поскольку Чехов и сам прожил очень непростую, наполненную драматическими событиями жизнь.

Пособие подготовлено на основе фонда и справочно-библиографического аппарата центральной и детской библиотеки района. В памятке отражены издания за период с

1948 по 2013 годы, в пособие включена литература на русском языке.

Персональная памятка адресована учащимся, преподавателям. Пособие может быть использовано в библиографической и справочной работе сельских библиотек района.


Чехов родился в Таганроге в семье купца третьей гильдии. Его отец был мелким торговцем, а дед происходил из крепостных крестьян, откупившихся на волю. Его сын не обладал такими же способностями по предпринимательской части, он больше всего увлекался церковным пением, даже руководил церковным хором, играл на скрипке, неплохо писал красками. До сих пор ещё сохранилось несколько икон, которые он написал собственноручно. Основной же доход ему приносил небольшой магазин по торговле «колониальными товарами». Однако в семейной жизни и особенно в коммерческих делах Павел Чехов был менее удачлив. Вопреки настоянием жены, он отдал сыновей в приходскую Цареконстантиновскую школу, откуда детей вскоре пришлось забрать, поскольку никаких знаний они не приобрели. Правда, Антон не блистал и в гимназии, но дело было не в нерадивости. Ему просто некогда было учиться. Мальчик был страшно занят в церковном хоре и отцовской лавке.

Тяжёлые впечатления детства и юности найдут позже отражение в рассказах Чехова о детях. Вспомним хотя бы такие его рассказы, как «Ванька», «Спать хочется». Есть у него также своеобразная серия рассказов об учителях – «Человек в футляре», «Крыжовник», «О первой любви».

Ранние литературные опыты Чехова связаны с рукописным юмористическим ученическим журналом «Заика» и письмами к родным, где он проявил себя как профессиональный критик, ярко и образно рассказывая о прочитанном и увиденном.

Однако своё будущее Чехов решил посвятить медицине. Он получил небольшую стипендию и перебрался к семье в Москву, где и поступил в университет. Однако денег на жизнь не хватало, и Чехов начинает активно сотрудничать в журналах: пишет небольшие рассказы и посылает их под псевдонимами в различные издания. Полагают, что его писательский дебют состоялся в журнале «Стрекоза» в 1880 году. Литературные заработки Антона часто оказываются единственным подспорьем в семье, где он вскоре становится главой большого клана. Поэтому не все написанные им вещи одинаково равнозначны в художественном отношении. Он пишет разные по жанру произведения: начинает с пародий, от которых переходит к юмористическим очеркам и сценкам.

Печатается Чехов тоже в различных изданиях, где принимают его рассказы, но всё же отдаёт предпочтение журналу «Осколки», где для него был создан специальный отдел под названием «осколки московской жизни». Некоторые его рассказы тех лет получили очень хорошие отзывы, и среди них – «Анюта», «Аптекарша», «Муж». В 1884 году выходит первый сборник рассказов А.П. Чехова, благосклонно встреченный критикой – «Сказки Мельпомены», в который вошли шесть рассказов из жизни людей театра. В то время он своим любимым писателем считал Н. Лескова, хотя никогда не подражал ему. 1884 год оказался необычайно удачным для молодого писателя. Заканчивая университет, он уже был автором таких великолепных произведений, как «Хирургия», «Хамелеон», «Жалобная книга», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», которые впоследствии будут считаться программными в его творчестве.

Получив диплом врача, он устраивается на работу в Подмосковье и даже пробует писать диссертацию на тему «Врачебное дело в России».Чехов по-прежнему видит себя врачом, а не писателем. Впрочем, это ощущение у него сохранялось всю жизнь. Чехов не забывал о том, что он врач, и в своей литературной деятельности. Доктора становятся главными героями многих его произведений, да и психологию своих персонажей он описывает с чисто медицинской тщательностью. Даже незнакомым с биографией Чехова читателям будет понятно, что писатель, создавший такие произведения, как «Палата № 6», «Случай из практики», «Скучная история», «Припадок» - врач по профессии.
Медицинская практика, несомненно, расширила и жизненный опыт писателя: ведь к нему шли люди не только с разными заболеваниями, но и с разными судьбами.

Чехов с годами и с опытом становился более требовательным к себе. Теперь он не стремится к тому, чтобы сразу опубликовать своё произведение, и подолгу работает над каждым новым рассказом. Постепенно у писателя появляются идеи более крупных произведений, и он начинает писать повести – «Степь», «Мужики», «В овраге», «Моя жизнь».

После смерти брата Чехов ощущает внутреннюю опустошённость. Чехов решается отправиться на Сахалин, чтобы в путешествии набраться новых впечатлений. Все свои впечатления он передал в книгах «Из Сибири» и «Остров Сахалин». Сразу же после поездки на Сахалин Чехов совершает большое заграничное путешествие. Он посещает Европу, а затем отправляется в Гонконг, Сингапур. Возможно, контрастность впечатлений помогла ему ещё глубже прочувствовать проблемы острова Сахалин и России в целом.

Теперь Чехов уже всероссийски признанный писатель, один за другим выходят сборники его рассказов – «Невинные рассказы», «В сумерках». В 1888 году он становится лауреатом Пушкинской премии, а в 1900 году – почётным академиком.

Новый этап в творчестве Чехова связан с его занятиями драматургией. Бернард Шоу, например, сказал, что после прочтения пьес Чехова ему хотелось уничтожить всё им написанное.

В 1901 году Антон Павлович женился на актрисе Московского Художественного театра Ольге Книппер, однако насладиться своим творческим успехом и семейным счастьем ему было не суждено. В связи с обострением туберкулёза состояние его здоровья ухудшилось, и писатель скоропостижно умер.

В истории мировой культуры Антон Павлович Чехов остался как мастер короткого рассказа и нового типа пьесы – трагикомедии. Его умение найти точную художественную деталь, на первый взгляд малозначащую, талант отражения тончайших душевных переживаний героев снискали ему известность во многих странах мира. Мировое признание пришло к Чехову рано, ещё при его жизни. Мягкий юмор, едкая сатира, грустные и печальные мотивы чеховского творчества оказали огромное влияние на развитие не только отечественной, но и всей мировой литературы. Понимание значения творчества Чехова приходит со временем. Мы понимаем не всё, и ещё остаётся надежда, что никогда не станет ясной финальная ремарка «Вишневого сада»: «Слышится отдалённый звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина…».

БИБЛИОГРАФИЯ:
Произведения :
- Чехов, А.П.

Собрание сочинений в 12 т.[ Текст]:т.1.:Рассказы, фельетоны, юмористическая смесь /

А.П. Чехов. - М.: «Правда»,1985.-352с.- (Библиотека «Огонёк». Отечественная классика).

- Чехов, А.П.

Собрание сочинений [ Текст]:В 2т.т.1.:Рассказы и повести (1891-1895) /А.П. Чехов.-М.: Полиграфические ресурсы,2001.-512с.
- Чехов, А.П.

Сочинения [ Текст]:т.1.:Рассказы,повести,юморески / А.П. Чехов.-М.: «Наука»,1983.- 608с.
- Чехов, А.П.

Избранное [ Текст] /А.П.Чехов.-М.:Просвещение,1984.-384с.
- Чехов, А.П.

Лошадиная фамилия [ Текст]:Рассказы и водевили / А.П. Чехов.-М.:Дет.лит.,2002.- 235с.:ил.- (Школьная библиотека).
- Чехов, А.П.

Никто не знает настоящей правды [ Текст]:Повести и рассказы 1889-1903 /А.П. Чехов.-М.: Панорама,1994.-512с.- (Серия « Русская литература.XX век).
- Чехов, А.П.

О любви [ Текст]:Рассказы и повести / А.П. Чехов.-М.:Сов.Россия,1991.-384с.:ил.
- Чехов, А.П.

Повести [ Текст] /А.П.Чехов.-М.:Правда,1983.-448с.,ил.
- Чехов, А.П.

Повести и рассказы [ Текст] / А.П. Чехов.-М.:Сов.Россия,1983.
- Чехов, А.П.

Рассказы [ Текст] / А.П. Чехов.-Уфа:Башкирское книжное издательство,1983.-224с.- (Школьная библиотека).
- Чехов, А.П.

Рассказы и повести [ Текст] /А.П.Чехов.- М.:Дет.лит.,2001.-319с.:ил.- (Школьная библиотека).
- Чехов, А.П.

Рассказы. «Юбилей» [ Текст] /А.П. Чехов.- М.:Сов.Россия,1985.-384с.
- Чехов, А.П.

Смерть чиновника [ Текст]:Сборник рассказов / А.П. Чехов.- М.:ООО «Издательство АСТ»,2003.-348с.- (Мировая классика).

- Чехов, А.П.

Среди милых москвичей [ Текст] /А.П. Чехов.-М.:Правда,1988.-624с.
- Чехов, А.П.

Цветы запоздалые [ Текст] /А.П. Чехов.- М.:Правда,1986.-608с.,ил.


О нём:
- Арзамасцева, И.Н.

Детская литература [ Текст]:Учебник / И.Н. Арзамасцева,С.А. Николаева.-5-е изд.,испр.-М.:Издательский центр «Академия»,2008.-С.229-235.
- Балабанович, Е.З.

Чехов и Чайковский [ Текст] /Е.З. Балабанович.-М..: «Московский рабочий»,1970.-184с.
- Громов, М.П.

Книга о Чехове [ Текст] /М.П. Громов.- М.:Современник,1989.-384с.- (Б-ка «Любителям российской словесности»).
- Ермилов, В.

Драматургия Чехова [ Текст] / В. Ермилов.- М.:Советский писатель,1948.- 272с.
- Жизнь и творчество А.П. Чехова [ Текст]: Материалы для выставки в школе и детской библиотеке к 50 - летию со дня смерти писателя. - М.: Государственное издательство Детской литературы,1954.-41с.
-Катаев, В.Б.

Сложность простоты.Рассказы и пьесы Чехова [ Текст]:В помощь преподавателям,старшеклассникам и абитуриентам /В.Б. Катаев.-М.:Изд-во МГУ,1998.-112с.- (Перечитывая классику).
- Кирасирова, Л.Н.

Прекрасные образы прекрасного человека [ Текст]: Театрализованное представление по мотивам произведений А.П. Чехова /Л.Н. Кирасирова // Читаем, учимся, играем.- 2013.-№1.-С.22-25.
-Кто есть кто в мире [ Текст] / Гл.ред.- Г.П. Шалаева.-М.:СЛОВО,Эксмо,2007.- С.1196-1197.
- Кулешов, В.И.

История русской литературы XIX века [ Текст]:Учеб. Пособие /В.И. Кулешов.-М.: Изд-во МГУ,1997.- С.590- 616.
- Летопись жизни и творчества А.П. Чехова [ Текст]:т.1.1860-1888.-М.:»Наследие»,2000.- 512с.
- Русская журналистика и литература XIX в. [ Текст] / Под ред. Э Г. Бабаева, Б.И. Есина.-М.: Изд-во Моск. ун-та,1979.-184с.
- Русская литература XIX.Краткая летопись [ Текст]: Справочник /Сост.-С.Я. Долинина, А.Б. Есин.-М.:Флинта:Наука,1999.-120с.
- Скатов, Н.Н.

«Нужен Чехов…» [ Текст]: Наши духовные ценности /Н.Н. Скатов //Литература в школе.-2004.- №7.-С.2-5.
- Спутники Чехова [ Текст] / Под ред.- В.Б. Катаева.-М.: Изд-во Моск. ун-та,1982.- 480с.- (Университетская библиотека).
- Учебный справочник школьника [ Текст].-М.:Дрофа,1999.-С.258-260.

Составила библиограф Ткачёва И.Н.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методический отдел персональная памятка «значение творчества чехова»: к 155- летию со дня рождения русского писателя А. П. Чехова (1860 1904) iconПлан мероприятий, приуроченных к Году литературы на 2015 год
Открытие года литературы. Тематическое занятие, посвященное 155 лет со дня рождения А. П. Чехова (1860-1904), русского писателя

Методический отдел персональная памятка «значение творчества чехова»: к 155- летию со дня рождения русского писателя А. П. Чехова (1860 1904) iconКонкурс презентаций о жизни и творчестве А. П. Чехова, посвящённый...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа№1 г. Ртищево саратовской области»

Методический отдел персональная памятка «значение творчества чехова»: к 155- летию со дня рождения русского писателя А. П. Чехова (1860 1904) icon«Вишневый сад» последняя пьеса А. П. Чехова (к 150-летию со дня рождения писателя) Дайджест
Какой человек, читавший книги Чехова с чувством взволнованной благодарности не скажет, что он, как в животворную силу солнца, верил...

Методический отдел персональная памятка «значение творчества чехова»: к 155- летию со дня рождения русского писателя А. П. Чехова (1860 1904) iconПрезентация школьных объединений до
К 105-летию со дня рождения русского писателя Н. Н. Носова и 100-летию со дня рождения русского писателя В. Ю. Драгунского театр....

Методический отдел персональная памятка «значение творчества чехова»: к 155- летию со дня рождения русского писателя А. П. Чехова (1860 1904) iconПрограмма первых городских педагогических чтений, посвященных Году...
Работа выставки из фондов Вологодской областной научной библиотеки «С любовью к Чехову: к 155-летию со дня рождения А. П. Чехова»...

Методический отдел персональная памятка «значение творчества чехова»: к 155- летию со дня рождения русского писателя А. П. Чехова (1860 1904) iconЕ. В. Кожемякова 11 класс, гуманитарный лицей, г. Томск Творчество...
Биографии и произведениям писателя посвящено множество монографий. Одни из самых крупных были написаны такими исследователями, как...

Методический отдел персональная памятка «значение творчества чехова»: к 155- летию со дня рождения русского писателя А. П. Чехова (1860 1904) iconМетодический отдел персональная памятка «творчество мустая карима...
«Я не хочу быть ни Человеком дня, ни Человеком года. Я хочу всегда быть только МустаемКаримом»

Методический отдел персональная памятка «значение творчества чехова»: к 155- летию со дня рождения русского писателя А. П. Чехова (1860 1904) iconПубликации студентов по кафедре русского и татарского языков
Сборник тезисов 87-ой Всерос научно-практическая конференции студентов и молодых ученых, посвященной 155-летию со дня рождения Л....

Методический отдел персональная памятка «значение творчества чехова»: к 155- летию со дня рождения русского писателя А. П. Чехова (1860 1904) iconАлександр Исаевич Солженицын Отдел Семья семья семья библиографический указатель Шахты 2008
Дня рождения выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, диссидента, одного из духовных лидеров православно-патриотического...

Методический отдел персональная памятка «значение творчества чехова»: к 155- летию со дня рождения русского писателя А. П. Чехова (1860 1904) iconМуниципальное учреждение культуры
Поэт подвига и страдания. К 100-летию со дня рождения О. Ф. Берггольц и 65-летию Великой Победы. Памятка читателю. / сост. Н. А....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную