Название курса






Скачать 292.82 Kb.
НазваниеНазвание курса
страница1/2
Дата публикации25.01.2015
Размер292.82 Kb.
ТипПояснительная записка
l.120-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2
Смирнова Е.В., ст. преподаватель кафедры дидактики и частных методик ИПКиППРО ОГПУ

Дисциплина: литература
Название курса: Духовное пространство русской культуры и литературы 19 века
ФИО, должность автора программы: Тетикова Вера Петровна
Класс, на который рассчитана программа: 11 класс
Сроки реализации программы: 34 часа (1 час в неделю)

Элективный курс

«Духовное пространство русской культуры и литературы 19 века»



Пояснительная записка

Читая классическое произведение, школьник, часто незаметно для себя, сталкивается с различными трудностями. И дело даже не в том, что он не понимает или понимает смутно значения устаревших слов. Причина в другом - он не знает тех реалий, которые стоят за этими словами. Но это еще не главная преграда на пути чтения - в конце концов существуют словари лексических трудностей. Гораздо сложнее трудности другого порядка: современному читателю непонятны мысли и поступки героев классических произведений. Об этом писал Л.Ю. Лотман в предисловии к своей книге "Беседы о русской культуре": "Чтобы понимать смысл поведения живых людей и литературных героев прошлого, необходимо знать их привычки, представления о мире и т.д. и т.п."

Именно поэтому в "Беседах …" такое большое место занимает описание важнейших сторон жизни дворянского общества начала XIX века: чинов и наград, праздников и будней, любви и развода, карточной игры и дуэли. Лотман приводит такой пример: «Не зная правил проведения дуэли и смысла дворянского понятия чести, трудно понять и саму сцену дуэли между Онегиным и Ленским, и ее роль для понимания образа главного героя».

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и искусства, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели и организуется в старших классах профильной школы исследовательская работа в рамках спецкурсов.

Главная цель - дать ученику широкое представление о русской культуре и литературе 19 века, возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Личный интерес, личная увлеченность - пропуск на элективные курсы. Какое значение они имеют? Они дают возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.

Период древнерусской литературы составляет семьсот лет из тысячелетней истории русской литературы. Именно в ней, в древнерусской литературе, истоки, мотивы, элементы произведений всей последующей русской литературы XVII - XIX веков, моменты, порою непонятные нашему школьнику, который незнаком с их исторической основой. Литература Нового времени - это продолжение бытия древнерусской литературы, так как именно там истоки ее идей, жанров, стилей.

Древняя русская литература является средоточием русской духовности и патриотизма. На страницах ее произведений ведется разговоры о важнейших философских, нравственных категориях, - то, о чем думают, говорят, размышляют герои всех последующих столетий. Она формирует любовь к Отечеству и своему народу через знание его истории и культуры, показывает красоту земли русской, неисчерпаемые источники мудрости ее людей, величие и бескрайность ее просторов. Древнерусская литература удивляет, поражает, завораживает своей красотой - красотою слова, величественностью мысли, глубиною слова, увлекает и чарует.
Учебно-тематическое планирование

п/п

Содержание

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции


практ. занят.

1.

Введение. Значение понятий "быт", "культура", "русская культура и литература XIX столетия".

1

1







2.

Культура Киевской Руси

1




1




3.

"Домострой". Положение женщины

1




1




4.

Княжна Ольга

1




1




5.

Люди и чины

1

1







6.

Дворянская усадьба

2




2




6.1

традиции дворянской семьи

1




1




6.2

поместье

1




1




7.

Женское образование

4




4




7.1

домашнее образование (гувернантки, няни)

2




2




7.2

институт благородных девиц, частные пансионы

2




2




8.

Женский мир

5

2

3




8.1

мода XIX века;

1




1




8.2

литературные светские салоны;

1




1




8.3

альбомы молодых дворянок

1




1




8.4

музыка и танцы в жизни девушек

2

2







9.

Нравственные истоки духовного развития женщины:

4




4




9.1

гадания;

1




1




9.2

праздники;

1




1




9.3

круг чтения

1




1




9.4

увлечение театром

1




1




10.

Любовь в жизни юной дворянки:

2




2




10.1

бал

1




1




10.2

женщины рядом с А.С. Пушкиным

1




1




11.

Семейная жизнь

4

2

2




11.1

сватовство

1

1







11.2

брак;

1

1







11.3

тема семьи

2




2




12.

Женщина - героиня:

2

1

1




12.1

отечественная война 1812 года

1

1







12.2

жена декабриста

1




1




13.

Новая героиня:

3

1

2




13.1

изменение общественных законов;

1

1







13.2

мир тургеневской девушки;

1




1




13.3

новые горизонты в духовном становлении женщины.

1




1




14.

«Милые красавицы России».

1




1




15.

Заключительное занятие

2




2

Защита проектов




Итого:

34

8

26





Содержание курса

Тема 1. Значение понятий "быт", "культура", "русская культура и литература XIX столетия".
Тема 2. Культура Киевской Руси.

Древняя русская литература – средоточие русской духовности и патриотизма. Философские, нравственные категории древнерусской литературы. Основные периоды древнерусской литературы. «Положения части II Домостроя».
Тема 3. "Домострой". Положение женщины.

Религиозные наставления, семейные отношения, хозяйственные рекомендации.

Княжеский дворец: устройство дома, обеды и ужины, приемы гостей, поведение княгини, маленькой княжны. Светлица княгини, ее речь, занятия. Юная княгиня идет под венец. Она хозяйка дома. М.Ю. Лермонтов "Песня о купце Калашникове", А.Н. Островский «Гроза».
Тема 4. Княжна Ольга.

Образ княгини Ольги в древнерусских летописях. «Повесть о Петре и Февронии».
Тема 5. Люди и чины.

Ю. Лотман "Беседы о русской культуре". Ю. Федосюк. "Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века".
Тема 6. Дворянская усадьба.

Русская провинциальная дворянская усадьба, барский дом. Традиции дворянской семьи, поместье, миропонимание дворянина. Любимые развлечения дворян. Принадлежность к сословию. М.Е. Салтыков-Щедрин "Пошехонская старина". Произведения А.С. Пушкина, И.С. Тургенева.
Тема 7. Женское образование.

Домашнее образование (гувернантки, няни - Арина Родионовна, няня А.С. Пушкина, няня Татьяны Лариной), очаровательный мир русских праздников, гаданий. В. Жуковский "Светлана", А.С. Пушкин "Евгений Онегин", Л.Н. Толстой "Война и мир". Институт благородных девиц (Смольный институт, или "Воспитательное общество благородных девиц", основанное в 1764 году в стенах Воскресенского Новодевичьего монастыря около деревни Смольной), частные пансионы. А.С. Грибоедов "Горе от ума", "Евгений Онегин", "Дубровский", "Барышня - крестьянка" А.С. Пушкина.

Отношение к родителям и старшим. "Воина и мир" Л.Н. Толстого.
Тема 8. Женский мир.

Правилах хорошего тона, мода XIX века (А.С. Пушкин "Граф Нулин"), литературные светские салоны (Каролина Павлова "Двойная жизнь"), альбомы молодых дворянок (статья "Об альбомах", опубликованная в 1820 году в журнале "Благонамеренный", "Евгений Онегин" А.С. Пушкин), музыка и танцы в жизни девушек.
Тема 9. Нравственные истоки духовного развития женщины.

Гадания, праздники, круг чтения, увлечение театром. А.И. Герцен "Сорока - воровка". Актрисы Екатерина Семенова, Истомина. "Господа Головлевы" М.Е. Салтыкова – Щедрина.
Тема 10. Любовь в жизни юной дворянки.

Бал (Л.Н. Толстой «Война и мир»). Женщины рядом с А.С. Пушкиным.
Тема 11. Семейная жизнь.

«Ярмарка невест», сватовство, брак, тема семьи. А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Л.Н. Толстой «Война и мир», М. Булгаков "Белая Гвардия".
Тема 12. Женщина – героиня.

Отечественная война 1812 года. Л.Н. Толстой «Война и мир». Жены декабристов. Волконская, Трубецкая. "Беседы о русской культуре" Ю.М. Лотман. Радищев и Елизавета Васильевна Рубановская. "Наталия Долгорукова" и "Войнаровский" К. Рылеева.
Тема 13. Новая героиня.

Изменение общественных законов, мир тургеневской девушки (Наталья Ласунская, Лиза Калитина, Елена Стахова, Марианна, Ася).

Новые горизонты в духовном становлении женщины (Елена Инсарова и Софья Ковалевская).
Тема 14. «Милые красавицы России».

Литературная игра. В финале проводится состязание чтецов. Ребята читают Ф. Тютчева, И. Северянина "О женщине", Н. Гумилева "Она", Б. Пастернака "Без названия". На высокой лирической ноте завершается урок.
Тема. 15. Заключительное занятие.

Защита проектов.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Название курса iconРабочая программа по истории (название учебного предмета, курса,...
...

Название курса iconПрограмма элективного учебного курса по иностранному (английскому)...
Название элективного учебного курса: «Уильям Шекспир. Что в имени его?» (“William Shakespeare. What’s in a name?”)

Название курса iconПояснительная записка цель данного курса
Название курса: «Основы информационной культуры». Программа рассчитана на 64 часа и предназначается для учащихся 9-11 классов. Данный...

Название курса iconЦыганов В. В., Бородин В. А., Шишкин Г. Б. Интеллектуальное предприятие:...
Название произведения пишется нормальным шрифтом, без кавычек. Сначала название части издания (статьи, главы), затем через «//» —...

Название курса iconНазвание курса
Вселенной и основных смежных проблемах астрофизики высоких энергий и физики частиц

Название курса iconНазвание курса: "Великобритания"
...

Название курса iconУчебное пособие (название, автор, издательство, год издания) по программе...
Программа курса «Русский язык. 10 – 11 классы». Автор: Н. Г. Гольцова. М.: Родное слово, 2012

Название курса iconНазвание оу
Название оу: муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8

Название курса iconНазвание курса
Учащиеся познакомятся с элементами дизайна в интерьере, освоят декор в лоскутной технике, попробуют свои силы в роли шеф-повара

Название курса iconСтатус программы Программа (название, автор) Учебник (название

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную