Скачать 357.01 Kb.
|
РУССКАЯ ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ Проект КОНЦЕПЦИЯ развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года ОБЩЕСТВЕННО_ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ МОСКВА 2009 2 Разработчики: Н.В. Бубекина Т.Д. Жукова Н.И. Гендина Л.Е. Коршунова Концепция развития библиотек общеобразовательных учрежде_ ний Российской Федерации до 2015 года: Общественно_государ_ ственный проект [Текст] / Русская школьная библиотечная ассо_ циация; Н.В. Бубекина, Т.Д. Жукова, Н. И. Гендина, Л.Е. Коршу_ нова. — М.: РШБА, 2009. — 24 с. Цель Концепции — определение основных направлений разви_ тия и модернизации школьных библиотек России до 2015 года. По_ ложения Концепции основаны на анализе проблемной ситуации в деятельности российских школьных библиотек и учитывают про_ исходящие в обществе демографические, политические, экономи_ ческие и социально_культурные изменения и их влияние на усло_ вия функционирования библиотечной системы страны в целом и школьных библиотек, в частности. Русская школьная библиотечная ассоциация выражает благодарность В.Я. Аскаровой, В.И. Жильцовой, Л.А. Абрашкиной, А.В. Дьяконовой, Е.В. Голо$ вань, Е.Н. Соколовой, Н.А. Барсуковой за активное участие в экспертизе Кон$ цепции развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Фе$ дерации до 2015 года. 3 СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие положения ..................................................................4 2. Современная проблемная ситуация в деятельности отечественных школьных библиотек ........................................5 3. Цели, задачи, функции и направления модернизации библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации на период до 2015 года ............................................7 3.1 Обновление нормативно_правовой базы деятельности библиотек общеобразовательных учреждений ....................................................................... 9 3.2. Совершенствование материально_технического обеспечения библиотек общеобразовательных учреждений ......................................................................13 3.3. Формирование качественных книжных фондов библиотек общеобразовательных учреждений ..............14 3.4. Развитие кооперации и интеграции библиотек общеобразовательных учреждений, координации деятельности школьных библиотек и библиотек системы Минкультуры России и других ведомств ........16 3.5. Развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации библиотекарей общеобразовательных учреждений ................................17 4. Механизмы реализации концепции........................................20 4 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституци_ ей Российской Федерации, федеральными законами и иными нор_ мативными правовыми актами Российской Федерации, общеприз_ нанными принципами и нормами международного права в области школьных библиотек, с учетом отечественного и зарубежного опыта. В концепции определяются цели, задачи, функции, основные проб_ лемы и направления модернизации библиотек общеобразовательных учреждений1 Российской Федерации на период до 2015 года. Концепция призвана определить статус, цели, задачи и функ_ ции школьных библиотек, пути, методы и средства достижения этих целей. Она исходит из анализа проблемной ситуации в дея_ тельности школьных библиотек и учитывает происходящие в об_ ществе демографические, политические, экономические и соци_ ально_культурные изменения и их влияние на условия функцио_ нирования библиотечной системы страны в целом и школьных библиотек, в частности. Цель Концепции — определение основных направлений разви_ тия и модернизации школьных библиотек России до 2015 года. Важнейшим средством ее реализации должны стать конкретные общероссийские и региональные целевые программы библиотечно_ го обслуживания школьников и педагогических коллективов как части соответствующих программ развития образования и библио_ течного обслуживания населения в целом. Концепция коррелируется, прежде всего, со следующими фе_ деральными программами: — Концепцией модернизации российского образования на пе_ риод до 2010 года, принятой Распоряжением Правительства Рос_ сийской Федерации от 29 декабря 1001 года № 1756_р; 1 Примеч.: в тексте используется также синонимичное сочетание школьная библио_ тека. — Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», которая направлена, в том числе, на развитие комфорт_ ной и инновационной школьной среды, где важное место должна занять современная школьная библиотека; — Концепцией государственной политики в области духовно_ нравственного воспитания детей в России и защиты их нравствен_ ности. в реализации которой должны использоваться возможнос_ ти и ресурсы школьной библиотеки как важнейшего социального института воспитания и развития нового поколения россиян; — Концепцией развития библиотечного дела в Российской Фе_ дерации до 2015, которая пока ориентирована на общедоступные (публичные) библиотеки и не отражает особенностей функциони_ рования школьных библиотек, составляющих почти половину об_ щей библиотечной сети страны; — Национальной программой поддержки и развития чтения; — Концепцией развития информационного общества в Рос_ сии, где необходимо рассматривать школьную библиотеку как на_ чальное звено подготовки информационно грамотных будущих граждан инновационной России. 2. СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК В России действует около 60 тысяч школьных библиотек, что составляет почти половину общебиблиотечной сети страны. Именно школьные библиотеки являются первыми общедоступ_ ными библиотеками для юных граждан страны — будущих пользо_ вателей всех остальных типов библиотек. Одновременно школь_ ные библиотеки являются неотъемлемой частью отечественной системы образования. Социальная роль российских школьных библиотек в обществе определяется следующими направлениями их деятельности: ● концентрацией документальных источников образования на традиционных и электронных носителях, в том числе — на се_ тевых, предоставление доступа к внутрибиблиотечным и уда_ ленным ресурсам образования; 5 ● приобщением школьников к чтению как основному виду по_ знавательной деятельности, средству духовно_нравственного воспитания и форме проведения досуга, содействием в получе_ нии навыков самообразования школьников; ● формированием информационной культуры личности, участи_ ем в адаптации школьников к условиям жизни в современном высокотехнологичном информационном обществе. Препятствием в реализации этой важнейшей социальной роли школьных библиотек являются следующие проблемы: 1. Несовершенство современной нормативно_правовой базы деятельности библиотек общеобразовательных учреждений. 2. Недооценка школьной библиотеки как обязательного ком_ понента образовательного процесса и составной части школы как образовательной структуры; низкий уровень интеграции школь_ ных библиотек в образовательное пространство школы, приниже_ ние их роли в осуществлении задач обучения и воспитания под_ растающего поколения. 3. Невключенность школьных библиотек в федеральные и ре_ гиональные образовательные проекты и программы. 4. Низкое качество книжных фондов школьных библиотек. 5. Несоответствие технического оснащения и уровня информа_ тизации школьных библиотек все возрастающим требованиям современного образования. 6. Нескоординированность деятельности школьных библиотек в рамках муниципальных образований, регионов и на федераль_ ном уровне из_за отсутствия адекватной системы управления дея_ тельностью школьных библиотек. 7. Низкий уровень социального престижа, социальной и эконо_ мической защищенности школьного библиотекаря, отсутствие у него статуса педагогического работника школы. Решение этих проблем требует определения приоритетных направлений развития школьных библиотек, соответствующих задачам современной системы образования, для разработки как оперативных мероприятий, так и построения среднесрочной и долгосрочной перспектив развития школьных библиотек стра_ ны. 6 3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА Основными целями отечественных школьных библиотек явля_ ются: ● реализация информационного обеспечения образователь_ ного процесса в школе, содействие самообразованию уча_ щихся и учителей; ● содействие развитию творческих способностей школьников, формированию духовно богатой, нравственно здоровой лич_ ности; ● организация библиотечного обслуживания всех членов школьного сообщества независимо от возраста, расы, пола, вероисповедания, национальности, языка, профессиональ_ ного или общественного положения; ● обеспечение организации доступа к местным, региональ_ ным, национальным и глобальным информационным ре_ сурсам; ● формирование информационной культуры учащихся через организацию информационной подготовки школьников, включая обучение навыкам поиска, извлечения, критичес_ кого анализа и самостоятельного использования информа_ ции для удовлетворения многообразных информационных потребностей (приобретение знаний, досуг и т. п.); ● интеграция усилий педагогического коллектива и роди_ тельского сообщества в области приобщения к чтению и ру_ ководства чтением школьников, воспитание и закрепление у школьников потребности и привычки к чтению, учебе и пользованию библиотеками на протяжении всей жизни. Реализация этих целей предполагает решение следующих за_ дач: ● формирование качественных библиотечных фондов; ● оказание библиотечно_информационных услуг и услуг до_ полнительного образования; 7 ● организация взаимодействия с педагогическим коллективом по формированию информационной грамотности, инфор_ мационного мировоззрения и информационной культуры школьников как обязательного условия обучения в течение всей жизни; ● содействие в реализации Национальной программы под_ держки и развития чтения, организация в различных формах пропаганды книги и чтения, в том числе основанных на ис_ пользовании информационно_коммуникационных техно_ логий, координация деятельности с широким кругом соци_ альных партнеров, в первую очередь, с детскими библиоте_ ками, приобщение родительской общественности к ценностям семейного чтения. Школьная библиотека как социальный институт призвана вы_ полнять следующие основные функции: 1. Образовательную — содействие образованию и воспитанию личности учащихся посредством предоставления информацион_ ных ресурсов и услуг; формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса в школе. 2. Информационную — обеспечение доступа к информации, удовлетворение информационных потребностей учащихся, учите_ лей и других категорий работников общеобразовательных учреж_ дений с использованием как собственных информационных ре_ сурсов, так и ресурсов других библиотек, библиотечных и инфор_ мационных сетей и систем. 3. Культурную — обеспечение духовного развития читателей, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для репродуктивной и продуктивной культур_ ной деятельности. 4. Досуговую — содействие содержательному проведению сво_ бодного времени учащихся, создание творческой коммуникатив_ ной площадки. Изучение современного состояния отечественных школьных биб_ лиотек позволяет выделить следующие основные направления мо_ дернизации их деятельности: ● обновление нормативно_правовой базы деятельности биб_ лиотек общеобразовательных учреждений; 8 ● совершенствование материально_технического обеспечения библиотек общеобразовательных учреждений; ● формирование качественных книжных фондов библиотек общеобразовательных учреждений; ● развитие кооперации и интеграции библиотек общеобразо_ вательных учреждений, координации деятельности школь_ ных библиотек и библиотек системы Минкультуры России и других ведомств; ● развитие системы подготовки, переподготовки и повыше_ ния квалификации библиотекарей общеобразовательных учреждений. 3.1. Обновление нормативноFправовой базы деятельности библиотек общеобразовательных учреждений Проблема Несовершенство нормативно_правовой базы деятельности библиотек общеобразовательных учреждений проявляется в несо_ ответствии между уровнем педагогических задач, стоящих перед современной школьной библиотекой, и ее статусом; между требо_ ваниями, предъявляемыми к уровню профессиональной квали_ фикации современного школьного библиотекаря, и отнесением его к разряду вспомогательного, а не педагогического персонала в школе. Анализ ситуации По Федеральному закону Российской Федерации «О библио_ течном деле» от 29.12.94 №78_ФЗ (ст.11) статус библиотеки дол_ жен быть определен учредителем. Нет оснований для споров о ведомственной принадлежанности школьных библиотек, так как ведомственная принадлежанность библиотеки определяется ведомственной принадлежанностью ее учредителя. Библиотека школы, являясь структурным подразделением об_ щеобразовательного учреждения, пока не имеет статуса педагоги_ ческого подразделения, как учебные кабинеты или лаборатории. Библиотекарь, решая профессиональные педагогические зада_ чи, не отнесен, тем не менее, к категории педагогических работни_ ков. В стране действует практика, принятая еще с советских вре_ мён, когда школьного библиотекаря по непонятным причинам причислили к техническому персоналу. |
![]() | Российской Федерации и региональным перечнем базовых учебников для общеобразовательных учреждений Белгородской области в 2012-2013... | ![]() | Министерства образования Пензенской области от 14. 11. 2012 №4987ин/01-26, рекомендации по учету библиотечного фонда учебной литературы... |
![]() | Министерство образования Российской Федерации Тамбовский государственный технический университет | ![]() | В связи с необходимостью упорядочения системы учета и обеспечения сохранности библиотечных фондов (основных и учебников) библиотек... |
![]() | Указ Президента РФ №426 от 12. 06. 2014 г. «О проведении в Российской Федерации Года Литературы» | ![]() | Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03.... |
![]() | Программа составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки... | ![]() | Мон днр №16 от 25. 09. 2014 г. «О структуре 2014-2015 учебного года и учебных планах общеобразовательных учебных учреждений Донецкой... |
![]() | Анием к Государственному контракту от 27 августа 2013 года №299 «Научная концепция развития адаптивной физической культуры и спорта... | ![]() | Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации,... |