Литература 18 века. Классицизм. Сентиментализм. В чем различие слов "классика"






Скачать 425.3 Kb.
НазваниеЛитература 18 века. Классицизм. Сентиментализм. В чем различие слов "классика"
страница1/5
Дата публикации20.01.2015
Размер425.3 Kb.
ТипЛитература
l.120-bal.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5
ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В VII КЛАССЕ (литература XVIII в.)

Русская литература 18 века. Классицизм. Сентиментализм.

1. В чем различие слов "классика" и "классицизм"?

Ответ.

Классика - признанное, выдающееся, образцовое произведение искусства.

Классицизм - направление в искусстве 17-начала 19 века, художественный метод освоения действительности.

2. Закончите предложения:

1). Главным делом человека в 18 веке считалось ...

2). В заслугу ставилось не знатное происхождение, а ...

Ответ.

1). Служение государству. 2). Личные достоинства человека, его стремление быть полезным государству и его конкретные деяния на этом поприще.

3. Прокомментируйте стихотворение М. М. Хераскова "Знатная порода". Какой художественный прием организует стихотворный текст? Какие идеи классицистов 18 века отразились в этом стихотворении?

Знатная порода (отрывки)

Не славь высокую породу,

Коль нет рассудка, ни наук, -

Какая польза в том народу,

Что ты мужей великих внук?

От Рюрика и Ярослава

Ты можешь род свой произвесть;

Однако то чужая слава,

Чужие имена и честь...

Не титла славу нам сплетают,

Не предков наших имена -

Одни достоинства венчают,

И честь венчает нас одна...

В первой строфе названы сразу три важнейших классицистических понятия: рассудок, наука, польза народу (государству). Философской базой классицизма был рационализм (от латинского ratio). Эпоха Возрождения принесла с собой чувство духовной освобожденности человека. Если для Средневековья характерно сознание себя как частицы мира и главным контролером человеческой деятельности является Бог, в эпоху Возрождения представление о Боге меняется. Он - создатель мира, но непосредственно в людской жизни он не участвует. Многое зависит от человека - от его энергии, ума, способностей, хотя отрицания Бога как такового не было. Такая система мышления называлась ДЕИЗМ. Человек мог совмещать различные области знания в своей деятельности. Человек стремится постичь закон природы (натуры): Ломоносов в 1763 году пишет оду "Вечернее размышление о Божием величии при случае великого северного сияния", где в художественной форме излагает 8 гипотез возникновения северного сияния. Если человек живет сам по себе, если все зависит от него, значит, необходимо развитие науки, развитие разума. Эпоха классицизма развивает представления о разуме как главном источнике деятельности человека. Разум главенствует в человеке, он необходим в политике, в общественной и частной жизни ("Умейте властвовать собой"): "Будь мужествен ты в ратном поле, в дни мирны - добрый гражданин... В суде разумным будь судьею, храни во нравах простоту..." Не случайно обращение поэзии к теме воспитания человека. В целом литература в это время несет отпечаток дидактизма. Видится неслучайным и построение стихотворения Хераскова: преобладание антитезы, которая может восприниматься как стремление к четкому и ясному оформлению мысли. Ясность, соразмерность частей, простота, лаконичность - литературные императивы, предъявляемые к культуре в целом. Главное - упорядочение мира, в литературе это достигается словом. Так, например, в первой строфе стихотворения "Знатная порода" знатность противопоставляется рассудку и образованности, в которых - "польза народу". Аналогично в седьмой строфе противопоставляются "титла" и "имена предков", с одной стороны, и "достоинства и честь", с другой. Постепенно слово "знатность" наполняется новым содержанием.

Александр Петрович Сумароков

4. Прочитайте стихотворение Сумарокова, посвященное памятнику Петру, объясните значение выделенных слов. Постарайтесь определить объединяющую их особенность.

"Гора содвигнулась, а место пременя

И видя своего стояния кончину,

Прешла Бальтийскую пучину

И пала под ноги Петрова здесь коня"

Ответ.

Содвигнулась - сдвинулась, пременя - переменив; кончина - конец, прешла - перешла, пучину - морская бездна; пала - упала. Все эти слова - высокого стиля.

5. Докажите или оспорьте утверждения:

1.

В стихотворении Сумарокова прославляется Петр и памятник ему.

2. 3.

Это стихотворение можно считать аллегорией.

4. 5.

Стиль (выбор слов) соответствует предмету описания.

6.

Ответ.

Огромная, неподвижная и величественная гора сдвигается с места, переходит глубокое и грозное Балтийское море, чтобы упасть под ноги коню российского императора - это предметный план стихотворения. О Петре не сказано ни слова, но тем не менее это стихотворение о нем. Перечисление побед и трудностей заменено конкретным, пусть и фантастическим действием - движением горы. Иносказание, при котором конкретное изображение предмета или явления заменяет абстрактное понятие или мысль, называется аллегорией. Возникает образ сильного волей царя-преобразователя, не останавливающегося перед преградами и трудностями (их символы - скала "Фальконетова монумента" и змея под копытами коня). Идея стихотворения - величие Петра, и стиль произведения вполне соответствует его содержанию.

6. Найдите антитезу в стихотворении А. Сумарокова "К домику Петра I" и объясните ее смысл:

"В пустынях хижина построена сия,

Не для затворника состроили ея:

В порфире, с скипетром, с державой и короной,

Великий государь имел жилище в оной.

Льзя ль пышный было град сим домом обещать?

Но то исполнилось; стал город скоро в цвете...

Какой сей домик мал, так Петр велик на свете".

Домик "мал" - Петр "велик", "хижина" - "пышный град", "затворник" - "великий государь". Великая работа Петра - путь от "хижины" к "пышному граду". В стихотворении подчеркивается величие Петра-созидателя.

7. Прокомментируйте строки Сумарокова:

"Во стихотворстве знай различие родов

И что начнешь, ищи толпу приличных слов.

Не раздражая муз худым своим успехом:

Слезами - Талию, а Мельпомену - смехом."

"Для знающих людей не игрища пиши;

Смешить без разума - дар подлыя души.

Комедией писец исправить должен нрав:

Смешить и пользовать - прямой ее устав".

Ответ.

В строчках Сумарокова речь идет о драматических жанрах: комедии и трагедии. Талия - древнегреческая муза комедии, Мельпомена - трагедии. "Различие родов" - различие стилей, выбор соответствующей лексики и речевых конструкций - "толпы приличных слов". Трагедия - средний жанр в ломоносовской иерархии (и классицистической иерархии жанров, в целом), комедия - низкий. Для классицистического театра характерна строгость во всем, культ разума: "Смешить без разума - дар подлыя души". Для каждого жанра - своя цель, свои герои. Театральная сцена - кафедра проповедника. В комедии тоже выражено стремление поучать, но поучать, развлекая. Герой комедии воплощает не высший образец, а отклонение от нормы. Позиция автора комедии должна быть ясна (отсюда - наличие героя-резонера в классицистической комедии), порок в комедии должен быть наказан, добродетель - просвещение и ум - торжествовать.

8. Как вы думаете, какой литературный жанр имел в виду Сумароков, когда писал "Сие нам зеркало в сто раз нужней стекла"?

Ответ.

Речь идет о сатире. С идеями воспитания связан дидактизм литературы и создание положительных образов. Наряду с этим создаются и порочные, комедийные и басенные персонажи. Полезность несколько перевешивает идею изящества, и эта тенденция, в свою очередь, порождает сатиру. Развитие сатиры связано с критикой несоответствия норме, т.е. критики с позиций норм поведения, с позиций разума.

Михаил Васильевич Ломоносов

9. О чьей смерти говорится в приведенном ниже фрагменте? Расскажите о рождении, детстве и юности этого человека.

"Он умер в апреле 1765 года и был погребен на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге "при огромном стечении народа". Он умер статским советником, дворянином, фактическим вице-президентом Академии, почетным членом иностранных академий, известнейшим поэтом и реформатором русского языка, историком, написавшим "Краткий российский летописец" о русских князьях от Рюрика до Ярослава Мудрого, профессором химии, создателем мозаики, исследователем атмосферного электричества, открывшим атмосферу на Венере, основателем Московского университета. Но он не мог, к сожалению, похвастать уважением к своему достоинству. Одиннадцатилетний великий князь Павел Петрович, будущий император, которому была посвящена "Российская грамматика", узнав о его смерти, сказал: "Только казну разорил, дурак".

Ответ.

М. В. Ломоносов родился 8(21) ноября 1711 года в деревне близ села Холмогоры. В 1820 году умерла его мать. Отец - Василий Дорофеевич - преуспевающий артельщик, имевший несколько судов и собственные промыслы на мурманском побережье. С 10 лет Михайло ходит на промыслы вместе с отцом. В 11-12 лет он только начал учиться читать и писать по Псалтыри и Грамматике 17 века. Ломоносовские односельчане вспоминали в конце столетия, что дьячок, обучавший Ломоносова, через год после занятий пал перед ним на колени и чистосердечно признался, что передал ему все, что знал, и ничему более научить его не может.

В 1730 году уходит с обозом рыбы в Москву и в возрасте выпускника поступает в Славяно-греко-латинскую Академию, где 12-летний курс заканчивает меньше, чем за 6 лет. В 1735 году его направляют в Университет при Академии Наук в Петербурге, а через несколько месяцев оттуда как самого достойного посылают в Германию для изучения химии и горного дела. Наряду с физикой, химией и теологией, Ломоносов за это время (1736-1741) овладевает французским, итальянским и английским языками (латынь и греческий он изучил в Москве), становится отличным рисовальщиком, сформировывается как поэт и теоретик литературы.

10. Сравните фрагмент из псалма 103: "На горах станут воды, от запрещения твоего побегнут, от гласа грома твоего убоятся" с переводом Ломоносова. В чем особенности перевода? Как объясняет Ломоносов происходящее в природе, отвергает ли он Бога?

"Ты повелел водам парами

Всходить, сгущаяся над нами,

Где дождь рождается и снег.

Их воля - твой единый взгляд,

От запрещения мутятся

И в тучи, устрашась, теснятся,

Лишь грянет гром твой, вниз шумят".

Ответ.

Человек стремится постичь закон природы (натуры). В стихотворении отразился естественнонаучный взгляд, однако создателем этого логичного мира, безусловно, видится Бог. Важно, что научные рассуждения становятся предметом литературы.

11. М. В. Ломоносов "Случились вместе два астронома в пиру..." Какова тема стихотворения? Какова его идея? Чью точку зрения отстаивает автор? В чьи уста вкладывает он доказательство и почему?

Ответ. Тема стихотворения - научный спор. Наука проникает в литературу. На научную тему могут писаться литературные произведения, доказывающие научные тезисы с помощью художественных образов.

12. В основу стихотворения положен научный спор между двумя астрономическими системами. Чьи научные идеи отражены в этом стихотворении? В чем суть каждого из упомянутых в нем учений?

Речь идет о системе взглядов Птолемея и Коперника.

13. Чьи биографические данные приведены ниже? Дополните их. О каком литературном произведении говорится?

"Сын богатейшего помещика, потомок древнего дворянского рода; в юности - паж Екатерины второй. После окончания Пажеского корпуса, где он был одним из лучших учащихся, получал юридическое образование в Лейпцигском университете. Позже руководил крупнейшей в России Петербургской таможней. Его литературное произведение едва не привело его к смертной казни, которая "по высочайшему милосердию" была заменена десятилетней ссылкой в Сибирь".

Ответ.

Речь идет об Александре Николаевиче Радищеве и его произведении "Путешествие из Петербурга в Москву".

Гавриил Романович Державин

14. "Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов. Разъяв анатомическим ножом, увидишь, что это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов с самыми низкими и простыми, на что никто не отважился, кроме Державина". Прокомментируйте эти слова Н. В. Гоголя, приводя примеры из текстов Державина. Сделайте вывод, в чем видит Гоголь главную заслугу Державина?

Художественное открытие Державина - соединение в одном тексте слов высокого и низкого стиля, и, тем самым, приближение поэтического языка к привычному, разговорному. Это соседство разных с точки зрения стиля слов обусловлено и наличием в одном стихотворении как бы "тематически" различных пластов. Наиболее ярко это выражается в оде "Фелица" (жизнь идеальной монархини отличается от жизни ее вельможи), отражается и в стихотворении "Признание": "блистал восторгом" и "огонь струн" (о поэтическом творчестве, о вдохновении) соседствует с "вельможам властным смел я правду брякнуть вслух" или "не умел я... важным саном надуваться" (о своем поведении с вельможами). Безусловно, для того, чтобы начать разрушение классицистической системы "штилей", необходима была отвага.

"Признание"

15. Как вы понимаете строчку: "Ум и сердце человечье было гением моим"? Попробуйте определить значение слова "гений" самостоятельно или выберите подходящее значение из словаря В. И. Даля: "Гений - 1) незримый, бесплотный дух, добрый или злой; дух - покровитель человека; 2) самобытный творческий дар в человеке, высший творческий ум, созидательная способность; высокий природный дар, дарование, самобытность изобретательного ума; 3) человек этих свойств".

Очевидно, наиболее близким значением будет первое. "Ум и сердце человечье" - то, что руководило лирическим героем Державина, максимально приближенным к автору; то, к чему он прислушивался, те человеческие свойства, которые он выбрал себе в покровители, советам которых следовал.

16. Как вы понимаете две последние строчки "Признания"? Какое слово, на ваш взгляд, употреблено иронично (в противоположном значении), почему?

Подразумевается библейская легенда о блуднице - грешнице, побиваемой камнями и защищенной Иисусом Христом. Важнейшее значение в этих строчках имеет слово "человек" - Державин подчеркивает именно человеческие достоинства и недостатки своего лирического героя, он не безгрешен именно потому, что человек. Ироническое звучание приобретает слово "мудрец": человек, бросающий камень на гроб жившего "по уму и сердцу человечьему", превращается в глупца, ничего не смыслящего в жизни.

"На птичку"

17. Считаете ли вы, что стихотворение Державина "На птичку" связано с идеей бережного отношения к природе?

Стихотворение представляет собой развернутую аллегорию. Аллегория - конкретное изображение предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль. В данном случае речь идет, вероятно, не столько о конкретной птичке, сколько о свободе личности вообще и личности творческой в особенности.

18. Назовите "четвертое словосочетание" в ряду: "река времен", "пропасть забвенья", "звуки лиры и трубы". В чем особенность этих словосочетаний?

"Жерло вечности". Все это метафоры. Время предстает как река, забвенье как пропасть, поэзия как звуки лиры и трубы, вечность - как всепожирающая пасть.

19. Прокомментируйте приведенные ниже строки, назовите их автора. Объясните смысл выделенных фраз.

"Осел останется ослом,

Хотя осыпь его звездами;

Где должно действовать умом,
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература 18 века. Классицизм. Сентиментализм. В чем различие слов \"классика\" iconБарокко, классицизм, сентиментализм такими словами обозначают в литературоведение...
Барокко, классицизм, сентиментализм – такими словами обозначают в литературоведение основные литературные направления XVIII века

Литература 18 века. Классицизм. Сентиментализм. В чем различие слов \"классика\" iconЛитература как искусство словесного образа. Л. и мифология. Л. и фольклор
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм,...

Литература 18 века. Классицизм. Сентиментализм. В чем различие слов \"классика\" iconЛитература Тема Русская литература XVIII в
Классицизм. Сентиментализм. Основные имена и произведения. Деятельность Н. М. Карамзина, его повесть «Бедная Лиза». Личность и творчество...

Литература 18 века. Классицизм. Сентиментализм. В чем различие слов \"классика\" iconКлассицизм, сентиментализм, романтизм, реализм в рл 18-19 веков (повторение). 9 класс
Ка: а углублять знания о классицизме и сентиментализме, дать понятия о романтизме и реализме как художественных направлениях, учить...

Литература 18 века. Классицизм. Сентиментализм. В чем различие слов \"классика\" iconЛитература этого периода по своим свойствам не могла «увидеть»
Литература для детей проходит свой путь развития. В истории литературы для детей выделяются те же периоды и направления, что и в...

Литература 18 века. Классицизм. Сентиментализм. В чем различие слов \"классика\" iconЛитература 18 века тема: сентиментализм. Творчество николая михайловича карамзина
Русская литература. Материалы электронного учебника М. В. Осмоловского и И. Ю. Осмоловской

Литература 18 века. Классицизм. Сентиментализм. В чем различие слов \"классика\" iconВ чем заключается роль банка в экономической системе?
В чем состоит различие между банковской операцией, банковским продуктом и банковской услугой?

Литература 18 века. Классицизм. Сентиментализм. В чем различие слов \"классика\" iconЗадания дистанционной олимпиады по литературе для учащихся 8 классов
Романтизм, классицизм, сентиментализм, документализм. (документализм -не направление литературы)

Литература 18 века. Классицизм. Сентиментализм. В чем различие слов \"классика\" iconПрограмма вступительных испытаний по литературе при приеме на обучение по программе бакалавриата
Литературное направление; классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм)

Литература 18 века. Классицизм. Сентиментализм. В чем различие слов \"классика\" iconПрограмма по литературе для поступающих в ргппу
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную