Скачать 101.15 Kb.
|
![]() АВАНГАРДИЗМ — направление в литературе и искусстве XX века, объединяющее разнообразные течения, единые в своем эстетическом радикализме. Авангардизм ориентирован на демонстративный разрыв с классическими традициями. Генетически связан с модернизмом, но абсолютизирует и доводит до крайности его стремление к художественному обновлению. В мировой литературе к Авангардизму относят дадаизм, сюрреализм, драму абсурда, так называемый «новый роман». В русской литературе самое яркое проявление Авангардизма — футуризм 1910-х годов. АЛЛИТЕРАЦИЯ — повтор одинаковых или сходно звучащих согласных, используемый обычно для звуковой выразительности, но обладающий и изобразительными возможностями. Эти возможности Аллитерации не ограничиваются звукоподражанием (Били копыта, пели будто.// Гриб. Граб. Гроб. Груб. — В. Маяковский). Связывая между собой разные по значению, но сходно звучащие слова, Аллитерация тем самым устанавливает между ними нетрадиционные смысловые связи, например: Я вижу молнии из мглы/ И морок мраморного грома (А. Белый). В литературе XX века аллитерация становится достоянием не только поэтической, но и прозаической речи. АНАГРАММА — перестановка букв или звуков заданного слова, дающая новое слово. А. «зашифровывает» исходное слово, поэтому часто сфера ее применения — литературная игра (псевдонимы, ребусы, загадки); например, в романах Владимира Набокова анаграмматические версии имени писателя — Вивиан Дамор-Блок или барон Клим Авидов — знаки авторского присутствия в тексте. АНАФОРА (единоначатие) — повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз. Когда умирают кони — дышат, Когда умирают травы — сохнут, Когда умирают солнца — они гаснут Когда умирают люди — поют песни. В. Хлебников АНДЕГРАУНД — от англ. underground (подземный, подпольный) — неофициальные явления литературы и художественной культуры, как правило, эстетически оппозиционные господствующим в обществе художественным нормам и вкусам. Возникают в XX веке в условиях сильной идеологической или эстетической цензуры. Произведения А. распространяются в литературно-артистической среде в форме рукописных журналов, альманахов и т. п. Организационная основа А.— неформальные и небольшие по количеству участников литературные и художественные кружки. В России культура А. наиболее активно развивалась в 60—80-е годы . АНТИТЕЗА — 1) стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении образов и понятий: «...Как мы черный день встречали/ Белой ночью огневой» (А. Блок); 2) в широком смысле — всякий содержательно значимый контраст на разных уровнях художественного произведения. АССОНАНС — 1) повтор гласных звуков, чаще всего ударных, например: «Скала и плащ. Скала, и плащ, и шляпа...» (Б. Пастернак); 2) неточная рифма, в которой совпадают ударные гласные и не совпадают согласные, например: С тех дней стал над недрами парка сдвигаться Суровый, листву леденивший октябрь. Зарями ковался конец навигации, Спирало гортань и ломило в костях. Б. Пастернак АССОЦИАТИВНОСТЬ в литературе — прием композиционного связывания элементов художественного текста (сюжетных эпизодов, предметных деталей, образов персонажей, их мыслей и переживаний и т. п.) на основе их сходства, смежности или контраста. Ассоциативность возникает в результате неожиданного соотнесения разнородных явлений, когда автор (и читатель) выявляет между ними неочевидные семантические связи. В отличие от причинно-следственных связей ассоциативность требует от читателя развитой интуиции: он должен без авторской «подсказки» понять внутреннюю логику взаимодействия между явлениями. А. в высшей степени характерна для художественной практики модернистских течений. БЕЛЫЙ СТИХ — нерифмованный стих в силлабическом и силлабо-тоническом стихосложении. Пример Б. с: Я пришла к поэту в гости, Ровно в полдень, в воскресенье. Тихо в комнате просторной, А за окнами мороз. А. Ахматова ВЕРЛИБР (свободный стих) — стих, не имеющий метра и рифмы; от прозы В. отличает графическое разделение на строки и наличие паузы в конце каждого стиха. Классические примеры В. в русской поэзии XX века — стихи A. Блока («Она пришла с мороза...»,«Когда вы стоите намоем пути...») и М. Кузмина («Александрийские песни»). ГРОТЕСК — от франц. grotesque (причудливый) — намеренная деформация, искажение реальных пропорций изображаемого предмета, причудливое сочетание правдоподобия и фантастики. Основа Г.— гипербола; устойчивые черты гротескного образа — алогичность, подчеркнутая парадоксальность, демонстративная условность. Гротескный образ соединяет комическое и трагическое, прекрасное и безобразное, вызывая одновременно смех и ужас. В русской литературе XX века к Г. обращались А. Платонов («Котлован»),B. Маяковский («Баня», «Клоп»), Е. Шварц («Дракон»). ИМПРЕССИОНИЗМ — одно из модернистских художественных течений, возникшее во французской живописи последней трети ХIХ века. В русской литературе ХХ века влияние импрессионизма проявилось в области стиля, хотя самостоятельного литературного течения И. так и не сложилось. Основные признаки импрессионистического стиля — композиционная фрагментарность, ассоциативность образных связей, обилие мимолетных характеристик воспроизводимых явлений. Импрессионист особенно дорожит первым впечатлением, стремится передать его во всей первозданности, поэтому создает своего рода импровизацию, в которой яркость и свежесть образов важнее, чем их строгая согласованность. Наиболее заметны проявления импрессионистического стиля в поэзии К. Бальмонта, И. Аяненского, А. Блока (второй том лирической трилогии), в прозе Ю. Олеши. ИНВЕРСИЯ — нарушение естественного для данного языка порядка слов. И. логически или интонационно выделяет слово (часть предложения), например: .Послушай... далеко, на озере Чад// Изысканный бродит жираф. (Н.Гумилев). ЛЕЙТМОТИВ — многократно повторяющийся и варьирующийся в художественном произведении образ (слово, деталь, характеристика); пример Л.— навязчивый X в облике 1-330 из романа Е. Замятина «Мы» или «бог-печка» из рассказа «Пещера». В литературе XX века, в особенности в произведениях писателей-модернистов, повышается смысловая и композиционная нагрузка на Л.; при ослаблении сюжетных связей ассоциативный пунктир, прочерчиваемый Л. в литературном произведении, выполняет структурообразующую функцию — система Л. объединяет и организует повествование. МЕТАФОРА — вид тропа, перенесение свойств или признаков одного предмета на другой по принципу сходства. В литературе XX века распространение получает развернутая М.: метафорический образ охватывает несколько фраз или все произведение (обычно поэтическое), превращаясь в самостоятельную картину. Например, в стихотворении Н. Гумилева «Заблудившийся трамвай» заглавная М. разворачивается в целый сюжет — фантасмагорическое путешествие по ночному Петербургу. Использование М. в прямом, буквальном значении (условное уподобление одноряд. Пример реализации М.— стихотворения В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно», «Вот так я сделался собакой». МЕТОНИМИЯ — вид тропа, «переименование» предмета или явления, возможное благодаря замене прямого обозначения словом, связанным с ним по принципу смежности (содержащее — содержимое; вещь — материал, из которого она сделана; автор — его произведение и т. д.). Пример М.: И сейчас же в ответ что-то грянули струны, Исступленно запели смычки... А. Блок МОДЕРНИЗМ — литературное направление первой половины XX века, объединяющее в себе множество течений и школ с весьма разнообразной эстетической ориентацией. Наиболее крупные течения внутри М. в мировой литература XX века — импрессионизм и экспрессионизм. В русской литературе «серебряного века» — символизм и акмеизм. М. по сути своей противоположен реализму: вместо жесткой связи характеров и обстоятельств, свойственной для реалистической эстетики, утверждает самоценность и самодостаточность человеческой личности, ее несводимость к утомительному ряду причин и следствий. В результате М. трансформирует традиционную структуру художественного произведения на смену сюжету, предполагающему причинно-следственную соподчиненность событий, приходят лейтмотивы, ассоциативные связи. Крупнейшие писатели-модернисты в западноевропейской литературе — Дж. Джойс, М. Пруст Ф. Кафка. В русской литературе XX века почти не был( писателей, чье творчество полностью укладывалось бы в рамки М.: большинство из них сочетали принципы М. < принципами других направлений. Наиболее значительные явления русского М.— творчество А. Белого, Б. Пильняка В. Набокова. ОКСЮМОРОН — сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе, например: «Светила нам только зловещая тьма» (А.Ахматова) или «Кому сказать мне, с кем мне поделиться// Той грустной радостью что я остался жив» (С.Есенин). В поэтике модернизма О.-средство бесконечного ассоциативного расширения смысловых границ слова; намек в О. всегда точнее «правильной формулировки. СТИЛИЗАЦИЯ — преднамеренная имитация чужого стиля. Объектом С. может быть не только индивидуальный стиль того или иного автора, но и обобщенно воспринимаемый стиль литературной эпохи, национальной культуры. В исторической прозе С. выражается чаще всего в использовании архаических особенностей языка. Цель исторической С.— создать колорит эпохи, эффект читательского присутствия в описываемых обстоятельствах. СЮЖЕТ — ход событий в той последовательности, в которой их излагает автор литературного произведения и воспринимает читатель. В отличие от фабулы, которую можно «восстановить» из С. как «объективную» последовательность событий в их причинно-следственной хронологической связи, С.— художественно упорядоченные события, пропущенные сквозь точку зрения повествователя. В литературе XX века художники часто отступают от последовательного (линейного) повествования, отдавая предпочтение ассоциативным, а не хронологическим связям между событиями (нелинейная организация С). Примером нелинейной организации повествования могут служить рассказы И. Бунина «Легкое дыхание» и В. Набокова «Весна в Фиальте». СЮРРЕАЛИЗМ — одно из течений литературного авангардизма, сложившееся в 20-е годы во Франции. С. стремился изгнать из творчества рациональность, сделав ставку на интуитивные озарения художника. Стилевые приметы С.— предпочтение самоценной зрелищности явлений, необъясняемых и необъяснимых, алогизм композиции, обрывистость речи, контрастные сочетания обыденного и чудесного. В русской литературе влияние С. сказалось, например, в творческой практике поэта первой волны эмиграции Б. Поплавско-го. ТОНИЧЕСКИЙ СТИХ (акцентный стих) — система стихосложения, основанная на урегулированности числа ударных слогов в стихе при произвольном чередовании безударных. Число ударных слогов в русском Т. с. составляет чаще всего 3—4, количество безударных слогов между ударными может колебаться от 0 до 8. Заметное место Т. с. занимает в творчестве В. Маяковского, М. Цветаевой. ФУТУРИЗМ как и символизм, был интернациональным литературным явлением (название образовано от латинского futurum — будущее). Это самое крайнее по эстетическому радикализму течение впервые заявило о себе в Италии, но практически одновременно возникло и в России. Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник «Садок Судей» (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский). Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты вскоре составили наиболее влиятельную в новом течении группировку кубофутуристов, или поэтов «Гилей» (Гилея — древнегреческое название территории Таврической губернии, где отец Д. Бурлюка управлял имением и куда в 1911 году приезжали поэты нового объединения). Помимо «Гилей» футуризм был представлен тремя другими группировками - эгофутуристов (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов и др.), группой «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.) и объединением «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров, К. Большаков и др.). Как видим, подобно другим модернистским течениям полемика в футуризме отличалась особой непримиримостью, а границы между разными группировками были весьма подвижными. Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов — прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В той или иной мере большинство футуристов совмещали литературную практику с занятиями живописью (братья Бурлюки, Е. Гуро, А. Крученых, В. Маяковский и др.). С другой стороны, добившиеся позднее мировой славы как художники К. Малевич и В. Кандинский на первых порах участвовали в футуристических альманахах и в качестве «речетворцев». «Мы хотим, чтобы слово смело пошло за живописью»,— писал В. Хлебников. Теснейшая связь поэтической стилистики футуристов с технологическими приемами живописи проявилась с первых же шагов литературного футуризма. Так, вслед за художниками-авангардистами поэты «Гилеи» обратились к формам художественного примитивизма, стремились к утилитарной «полезности» искусства и в то же время попытались освободить слово от внелитературных задач, сосредоточившись на формальных экспериментах. ЦЕНТОН — литературный текст (чаще всего стихотворный), полностью составленный из строк разных литературных произведений. Художественный эффект Ц.— в контрасте прежних контекстов каждого фрагмента при логической упорядоченности нового целого. Пример Ц.: По улице ходила большая крокодила. Выходила — песню заводила: «В лесу родилась елочка...» М. Безродный ЭКСПРЕССИОНИЗМ — одно из течений литературного модернизма, первоначально сформировавшееся в 1910— 1920-е годы в Германии. Для Э. характерен сильнейший социально-критический пафос (разоблачение механицизма цивилизации, протест против подавления личности). Современники называли Э. «искусством крика». Стилистика Э. определяется рационализмом конструкций, тяготением к абстрактности, острой эмоциональностью высказываний автора и персонажей, обильным использованием фантастического гротеска. В русской литературе влияние Э. проявилось в творчестве Л. Андреева, в некоторых произведениях Е. Замятина. ЭЛЛИПСИС — стилистическая фигура: пропуск слова, значение которого легко восстанавливается из контекста. Содержательная функция Э.— в создании эффекта лирической «недоговоренности», нарочитой небрежности, подчеркнутой динамичности речи. Пример Э.: Зверю — берлога, Страннику — дорога, Мертвому — дроги, Каждому — свое. М. Цветаева |
![]() | Художественный стиль и эстетическое направление в литературе и искусстве 17-18 века, одной из важнейших черт которого явилось обращение... | ![]() | Классицизм направление в искусстве 17-начала 19 века, художественный метод освоения действительности |
![]() | ![]() | Барокко (итал. Barocco, буквально — причудливый, вычурный), стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века... | |
![]() | Работа выполнена в Отделе монументального искусства и художественных проблем архитектуры фгбну «нии теории и истории изобразительных... | ![]() | Хх века является модернизм, охватывающий не только сферу литературы, но и искусства, и культуры прошедшего столетия. В рамках модернизма... |
![]() | Течение, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в XVII и XVIII веках как выражение идеологии абсолютной монархии.... | ![]() | Расширить представление учащихся о романтизме как о ведущем направлении ΧІΧ века |
![]() | Классици́зм (фр classicisme, от лат classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве... | ![]() | Абстракционизм модернистское течение в искусстве 20 века, принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов в живописи,... |