Рабочая программа по литературе родного края для 8 класса (34 часа)






Скачать 104.68 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе родного края для 8 класса (34 часа)
Дата публикации16.03.2015
Размер104.68 Kb.
ТипРабочая программа
l.120-bal.ru > Литература > Рабочая программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Козьминская средняя общеобразовательная школа»

Ливенского района Орловской области


«Утверждаю»

Директор школы

НеклюдоваН.А.______

Приказ №

«___»___________2014 г.
Рабочая программа

по литературе родного края

для 8 класса

(34 часа)

Составитель:

учитель литературы

Говорова В.А.


Принята

решением педсовета

Протокол №1

от 28.08.14

2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Литература Орловского края уникальна по своему богатству. Орловские писатели и поэты вписали яркие страницы в историю русской литературы 19-20 веков и стали ее признанными классиками. Это И.С. Тургенев, Н.С. Лесков, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев и другие. Литературное краеведение играет важную роль в школьном курсе литературы. Оно не только расширяет знания учащихся о творчестве писателей-земляков, но и прививает школьникам любовь к малой родине, с которой начинается любовь к своему Отечеству.

Данная программа составлена с учетом содержания основного курса литературы и включает лучшие произведения орловских писателей и поэтов, соответствующие возрастным особенностям учащихся.

Цели курса — углубить представления учащихся о культурных традициях родного края, творчестве писателей-земляков, совершенствовать навыки анализа художественного текста, навыки исследовательской деятельности, раскрыть нравственное значение художественных произведений, привить вкус к художественному слову. Курс предполагает чтение и анализ произведений писателей-орловцев, знакомство с экспозициями литературных музеев г. Орла, самостоятельную краеведческо-поисковую и исследовательскую работу школьников.

Задачи:

  1. Развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.  

  2. Углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения

  3. Развитие  и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

В связи с государственными праздниками количество учебных часов может сократиться за счет уплотнения учебного материала.
Содержание программы

1.Орловский край — литературное гнездо России. Орловские писатели и поэты. (1 ч.)

2. И.С. Тургенев и Орловский край. Цикл «Записки охотника». Рассказы «Хорь и Калиныч», «Певцы», «Касьян с красивой Мечи». Многообразие народных характеров. Нравственная красота и одаренность русского человека. Единство человека и природы. Художественное мастерство И.С. Тургенева. (4 часа)

3. Н.С. Лесков и Орловский край. «Тупейный художник». Отражение в произведении судьбы крепостных актеров театра Каменского. Утверждение душевной красоты и талантливости русского человека. Антикрепостнический пафос рассказа. «Несмертельный Голован». Образ праведника в рассказе. Разрешение проблемы добра и зла. (4 часа)

4. А.А. Фет — выдающийся поэт-лирик. Связь жизненного и творческого пути с Орловским краем. Стихотворения «Как здесь свежо …», «Ель рукавом мне тропинки завесила …», «Еще весны душистой нега …», «Цветы» и др. Своеобразие пейзажной лирики А.А. Фета, изобразительные средства создания лирического образа. (2 часа)

5. Ф.И. Тютчев — певец русской природы. Овстуг — родовое имение поэта. Стихотворения «Осенний вечер», «Неохотно и несмело …», «Листья», «Под дыханье непогоды …», «Еще земли печален вид …» и др. Своеобразие видения природы, выразительные средства создания пейзажных зарисовок. (2 часа)

6. А.Н. Апухтин — русский лирический поэт. Связь поэта с Болховом. Стихотворения «Осенние листья», «Опять весна», «В полдень», «Проселок». Музыкальность стиха. (1 час)

7. И.А. Бунин и Орловский край. Стихотворения «Листопад», «На окне серебряном от инея …», «Густой зеленый ельник у дороги …», Первый утренник, серебряный мороз …», «Летняя ночь». Картины родной природы в лирике И.А. Бунина. Богатство цветовых и слуховых ощущений. Рассказ «Холодная осень». Особенности временной организации рассказа. Мотив памяти. Красота человеческих чувств. Поэтичность бунинской прозы. (3 ч)

8. Л.Н. Андреев. Орел в жизни и творчестве писателя. Пасхальные рассказы. «Баргамот и Гараська», «Весенние обещания», «Гостинец», «Праздник». Гуманистический пафос произведений. Вера в торжество светлого начала в заблудшем человеке. (4 часа)

9. Б.К. Зайцев и Орловский край. «Преподобный Сергий Радонежский». Тема духовного подвига. Чувство Родины как важнейший источник духовной крепости человека. Творческое осмысление традиций жанра житийной литературы. (3 часа)

10. М.М. Пришвин и Орловский край. Циклы «Незабудки», «Лесная капель». Единство природы и человека. Чувство всеобщности жизни, ее вечного круговорота. (2 часа).

11. Поэзия Орловского края 50-90 годов: Д.И. Блынский, В.П. Дронников, Н.М. Перовский, В.Г. Еремин, В.А. Ермаков, И.В. Александров и др. (обзор). (1 час)

12. Д.И. Блынский. Стихотворения «Пойдем в мой край …», «Я иду веселым старожилом …», «Россия», «Иду с полей» и др. Родной край в поэзии Д.И. Блынского. Образное и интонационно-ритмическое своеобразие лирики. (2 часа)

13. В.П. Дронников. Стихотворения «В пустом саду», «Кленовых листьев сотовый багрянец …», «Родник», «Вот она, Родина …», «Глоток воды», «Стало гибким качание веток …» и др. Тема Родины и родной природы в поэзии В.П. Дронникова. (2 часа)

14. Малая проза современных писателей-орловцев: Л.М. Золотарев. Рассказы «Дарьюшка — последняя из хуторян», «Чистые пруды»; И.А. Рыжов. Главы из книги «Последнее свидание» («Мой Бунин», «Хорошая старуха»). Нравственная красота человека. Проблема преемственности поколений. (2 часа).

15. Вклад орловских писателей и поэтов в развитие русской литературы. (1 час)
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса                                         Знать/понимать:

-  образную природу словесного искусства;                                                                       

- содержание изученных литературных произведений;

-  основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;                         -  основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

-  основные теоретико-литературные понятия.

Уметь: -  воспроизводить содержание литературного произведения;

-  анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

-  соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

-  определять род и жанр произведения;

-  выявлять авторскую позицию;                                                                                           -  выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

-  аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

-   писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

-  использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1)создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм литературного языка;            

2) участия в диалоге или дискуссии;

3)самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;                              

 4)определения своего круга чтения  и оценки литературных произведений.
Учебно-тематическое планирование




Тема урока

Дата

Примечание

План

Факт




1.

Орловский край — литературное гнездо России. Орловские писатели и поэты.

06.09.14







2.

И.С. Тургенев и Орловский край. Цикл «Записки охотника». Обзор.

13.09.14







3.

Рассказ И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч». Многообразие народных характеров. Нравственная красота и одарённость русского человека.

20.09.14







4.

Рассказ И.С. Тургенева «Певцы». Объективное изображение народной жизни в рассказе. Одарённость русского человека.

27.09.14







5.

Рассказ И.С. Тургенева «Касьян с красивой Мечи». Единство человека и природы. Художественное мастерство И.С. Тургенева.

04.10.14







6.

Н.С. Лесков и Орловский край.

11.10.14







7.



Рассказ Н.С. Лескова «Тупейный художник». Отражение в произведении судьбы крепостных актеров театра Каменского.

18.10.14







8.

Утверждение душевной красоты и талантливости русского человека. Антикрепостнический пафос рассказа.

25.10.14







9.

Рассказ Н.С. Лескова «Несмертельный Голован». Образ праведника в рассказе. Разрешение проблемы добра и зла.

01.11.14







10.

А.А. Фет — выдающийся поэт-лирик. Связь жизненного и творческого пути поэта с Орловским краем.

15.11.14







11.

Стихотворения А.А. Фета «Как здесь свежо …», «Ель рукавом мне тропинки завесила …», «Еще весны душистой нега …», «Цветы» и др. Своеобразие пейзажной лирики А.А. Фета, изобразительные средства создания лирического образа.

22.11.14







12.

Ф.И. Тютчев — певец русской природы. Овстуг — родовое имение поэта. Картины родной природы в стихотворениях «Неохотно и несмело …», «Еще земли печален вид …»

29.11.14







13.

Стихотворения Ф.И. Тютчева «Осенний вечер», «Листья», «Под дыханье непогоды …», и др. Своеобразие видения природы, выразительные средства создания пейзажных зарисовок.

06.12.14







14.

А.Н. Апухтин — русский лирический поэт. Связь поэта с Болховом. Стихотворения «Осенние листья», «Опять весна», «В полдень», «Проселок». Музыкальность стиха.

13.12.14







15

И.А. Бунин и Орловский край. Стихотворение «Листопад». Своеобразие пейзажной лирики поэта.

20.12.14







16.

Стихотворения И.А. Бунина «На окне серебряном от инея …», «Густой зеленый ельник у дороги …», Первый утренник, серебряный мороз …», «Летняя ночь». Картины родной природы в лирике И.А. Бунина. Богатство цветовых и слуховых ощущений.

27.12.14







17.

Рассказ И.А. Бунина «Холодная осень». Особенности временной организации рассказа. Мотив памяти. Красота человеческих чувств. Поэтичность бунинской прозы.

17.01.15








18.

Л.Н. Андреев. Орел в жизни и творчестве писателя. Пасхальный рассказ «Баргамот и Гараська»

24.01.15







19.

Рассказ Л.Н. Андреева «Весенние обещания». Гуманистический пафос произведения.

31.01.15







20.

Рассказ Л.Н. Андреева «Гостинец». Вера в торжество светлого начала в заблудшем человеке.

07.02.15







21.

Рассказ Л.Н. Андреева «Праздник». Утверждение душевной красоты и талантливости русского человека.

14.02.15







22.

Б.К. Зайцев и Орловский край.

21.02.15







23.



«Преподобный Сергий Радонежский». Тема духовного подвига. Чувство Родины как важнейший источник духовной крепости человека.

28.02.15







24.

Творческое осмысление традиций жанра житийной литературы.

07.03.15







25.

М.М. Пришвин и Орловский край. Единство природы и человека в цикле прозаических миниатюр «Незабудки».

14.03.15







26.

Цикл прозаических миниатюр «Лесная капель». Чувство всеобщности жизни, ее вечного круговорота. Поэтичность пришвинской прозы.

21.03.15







27.

Поэзия Орловского края 50-90 годов: Д.И. Блынский, В.П. Дронников, Н.М. Перовский, В.Г. Еремин, В.А. Ермаков, И.В. Александров и др. (обзор).

04.04.15







28.



Д.И. Блынский. Стихотворения «Пойдем в мой край …», «Я иду веселым старожилом …», «Россия», «Иду с полей» и др. Родной край в поэзии Д.И. Блынского.

11.04.15







29.


Образное и интонационно-ритмическое своеобразие лирики.

18.04.15







30.

В.П. Дронников. Жизнь и творчество. Стихотворения «В пустом саду», «Кленовых листьев сотовый багрянец …», «Родник», «Вот она, Родина …», «Глоток воды», «Стало гибким качание веток …» и др.

25.04.15







31.

Тема Родины и родной природы в поэзии В.П. Дронникова.

09.05.15







32.

Малая проза современных писателей-орловцев. Л.М. Золотарев. Рассказы «Дарьюшка — последняя из хуторян», «Чистые пруды». Нравственная красота русского человека.

16.05.15







33.

И.А. Рыжов. Главы из книги «Последнее свидание»: «Мой Бунин», «Хорошая старуха». Нравственная красота человека. Проблема преемственности поколений.

23.05.15







34.

Итоговое занятие. Вклад орловских писателей и поэтов в развитие русской литературы.

23.05.15








Литература:

Произведения писателей-земляков, названные в программе.

Литература о творчестве писателей:

Пустовойт П.Г. Творческий путь И.С. Тургенева. – М.: Детская литература, 1977.

Лебедев Ю.В. «Записки охотника И.С. Тургенева». – М.: Просвещение, 1977.

Аннинский Л.А. Лесковское ожерелье. – М., 1982.

Столярова И.В. В поисках идеала. – Л., 1978.

Троицкий В.Ю. Лесков-художник. – М., 1974.

Сухова Н.П. Лирика Афанасия Фета. – М., 2000.

Благой Д.Д. Мир как красота (в сборнике «Фет. А.А. Вечерние огни». – М., 1979).

Берковский Н.Я. Тютчев // Тютчев Ф.И. Стихотворения. М.; 1962.

Кожинов В.В. Тютчев. — М., 1988.

Айхенвальд Ю. Иван Бунин. Силуэты русских писателей. – М., 1993.

Михайлов О.Н. Иван Бунин. – М., 1995.

Колобова. Проза И.А. Бунина. – М., 2000.

Афонин Л.Н. Леонид Андреев (любое издание).

Михайлов О. Страницы русского реализма. – М., 1982.

Михеичева Е.А. Творчество Л.Н. Андреева. – Орел, 2002.

Воспоминания о Михаиле Пришвине. Сост. Я.З. Гришина. – М., 1991.

Пришвина В.Д. Путь к слову. – М., 1984.

Кожинов В.В. Время Пришвина. – М., 1978.

Писатели Орловского края. 20 век. Учебное пособие. – Орел, Вешние воды, 1999.

Писатели Орловского края. 20 век. Хрестоматия. – Орел, Вешние воды, 2001.

Писатели Орловского края. 20 век. Методические материалы и рекомендации. Орел, Вешние воды, 2004.

Методическое обеспечение:

Писатели Орловского края. 20 век. Учебное пособие. – Орел, Вешние воды, 1999.

Писатели Орловского края. 20 век. Хрестоматия. – Орел, Вешние воды, 2001.

Писатели Орловского края. 20 век. Методические материалы и рекомендации. Орел, Вешние воды, 2004.

Литература родного края. Учебно-методическое пособие по литературному краеведению. / Сост. А.И. Павлова. – Орёл, МЦПК, 2009.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе родного края для 8 класса (34 часа) iconРабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе программы
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе программы под редакцией Беленького «Литература 5-11 классы (Базовый...

Рабочая программа по литературе родного края для 8 класса (34 часа) iconРабочая программа по литературе для 11-б класса Составитель
Рабочая учебная программа по литературе составлена для 11 класса общеобразовательной школы на основе Федерального компонента государственного...

Рабочая программа по литературе родного края для 8 класса (34 часа) iconПояснительная записка рабочая программа 1 вида по литературе для...
Рабочая программа 1 вида по литературе для 11 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11...

Рабочая программа по литературе родного края для 8 класса (34 часа) iconРабочая программа по литературе для 8 класса
Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной...

Рабочая программа по литературе родного края для 8 класса (34 часа) iconПрограмма по литературе для 5 класса
В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин). Данная программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта...

Рабочая программа по литературе родного края для 8 класса (34 часа) iconПояснительная записка настоящая программа по литературе для 9 класса...
Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева «Программа по литературе для 9 класса», опубликованной в сборнике «Программа по литературе...

Рабочая программа по литературе родного края для 8 класса (34 часа) iconРабочая программа по истории для 6 класса соответствует примерной...
Рабочая программа для 6 класса рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю)

Рабочая программа по литературе родного края для 8 класса (34 часа) iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева «Программа по литературе для 9 класса», опубликованной в сборнике «Программа по литературе...

Рабочая программа по литературе родного края для 8 класса (34 часа) iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева «Программа по литературе для 9 класса», опубликованной в сборнике «Программа по литературе...

Рабочая программа по литературе родного края для 8 класса (34 часа) iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
«Программа по литературе для 9 класса», опубликованной в сборнике «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы»,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную