Скачать 104.68 Kb.
|
«Утверждаю» Директор школы НеклюдоваН.А.______ Приказ № «___»___________2014 г. Рабочая программа по литературе родного края для 8 класса (34 часа) Составитель: учитель литературы Говорова В.А. Принята решением педсовета Протокол №1 от 28.08.14 2014-2015 учебный год Пояснительная записка Литература Орловского края уникальна по своему богатству. Орловские писатели и поэты вписали яркие страницы в историю русской литературы 19-20 веков и стали ее признанными классиками. Это И.С. Тургенев, Н.С. Лесков, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев и другие. Литературное краеведение играет важную роль в школьном курсе литературы. Оно не только расширяет знания учащихся о творчестве писателей-земляков, но и прививает школьникам любовь к малой родине, с которой начинается любовь к своему Отечеству. Данная программа составлена с учетом содержания основного курса литературы и включает лучшие произведения орловских писателей и поэтов, соответствующие возрастным особенностям учащихся. Цели курса — углубить представления учащихся о культурных традициях родного края, творчестве писателей-земляков, совершенствовать навыки анализа художественного текста, навыки исследовательской деятельности, раскрыть нравственное значение художественных произведений, привить вкус к художественному слову. Курс предполагает чтение и анализ произведений писателей-орловцев, знакомство с экспозициями литературных музеев г. Орла, самостоятельную краеведческо-поисковую и исследовательскую работу школьников. Задачи:
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности - коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), - интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), - информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), - организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). В связи с государственными праздниками количество учебных часов может сократиться за счет уплотнения учебного материала. Содержание программы 1.Орловский край — литературное гнездо России. Орловские писатели и поэты. (1 ч.) 2. И.С. Тургенев и Орловский край. Цикл «Записки охотника». Рассказы «Хорь и Калиныч», «Певцы», «Касьян с красивой Мечи». Многообразие народных характеров. Нравственная красота и одаренность русского человека. Единство человека и природы. Художественное мастерство И.С. Тургенева. (4 часа) 3. Н.С. Лесков и Орловский край. «Тупейный художник». Отражение в произведении судьбы крепостных актеров театра Каменского. Утверждение душевной красоты и талантливости русского человека. Антикрепостнический пафос рассказа. «Несмертельный Голован». Образ праведника в рассказе. Разрешение проблемы добра и зла. (4 часа) 4. А.А. Фет — выдающийся поэт-лирик. Связь жизненного и творческого пути с Орловским краем. Стихотворения «Как здесь свежо …», «Ель рукавом мне тропинки завесила …», «Еще весны душистой нега …», «Цветы» и др. Своеобразие пейзажной лирики А.А. Фета, изобразительные средства создания лирического образа. (2 часа) 5. Ф.И. Тютчев — певец русской природы. Овстуг — родовое имение поэта. Стихотворения «Осенний вечер», «Неохотно и несмело …», «Листья», «Под дыханье непогоды …», «Еще земли печален вид …» и др. Своеобразие видения природы, выразительные средства создания пейзажных зарисовок. (2 часа) 6. А.Н. Апухтин — русский лирический поэт. Связь поэта с Болховом. Стихотворения «Осенние листья», «Опять весна», «В полдень», «Проселок». Музыкальность стиха. (1 час) 7. И.А. Бунин и Орловский край. Стихотворения «Листопад», «На окне серебряном от инея …», «Густой зеленый ельник у дороги …», Первый утренник, серебряный мороз …», «Летняя ночь». Картины родной природы в лирике И.А. Бунина. Богатство цветовых и слуховых ощущений. Рассказ «Холодная осень». Особенности временной организации рассказа. Мотив памяти. Красота человеческих чувств. Поэтичность бунинской прозы. (3 ч) 8. Л.Н. Андреев. Орел в жизни и творчестве писателя. Пасхальные рассказы. «Баргамот и Гараська», «Весенние обещания», «Гостинец», «Праздник». Гуманистический пафос произведений. Вера в торжество светлого начала в заблудшем человеке. (4 часа) 9. Б.К. Зайцев и Орловский край. «Преподобный Сергий Радонежский». Тема духовного подвига. Чувство Родины как важнейший источник духовной крепости человека. Творческое осмысление традиций жанра житийной литературы. (3 часа) 10. М.М. Пришвин и Орловский край. Циклы «Незабудки», «Лесная капель». Единство природы и человека. Чувство всеобщности жизни, ее вечного круговорота. (2 часа). 11. Поэзия Орловского края 50-90 годов: Д.И. Блынский, В.П. Дронников, Н.М. Перовский, В.Г. Еремин, В.А. Ермаков, И.В. Александров и др. (обзор). (1 час) 12. Д.И. Блынский. Стихотворения «Пойдем в мой край …», «Я иду веселым старожилом …», «Россия», «Иду с полей» и др. Родной край в поэзии Д.И. Блынского. Образное и интонационно-ритмическое своеобразие лирики. (2 часа) 13. В.П. Дронников. Стихотворения «В пустом саду», «Кленовых листьев сотовый багрянец …», «Родник», «Вот она, Родина …», «Глоток воды», «Стало гибким качание веток …» и др. Тема Родины и родной природы в поэзии В.П. Дронникова. (2 часа) 14. Малая проза современных писателей-орловцев: Л.М. Золотарев. Рассказы «Дарьюшка — последняя из хуторян», «Чистые пруды»; И.А. Рыжов. Главы из книги «Последнее свидание» («Мой Бунин», «Хорошая старуха»). Нравственная красота человека. Проблема преемственности поколений. (2 часа). 15. Вклад орловских писателей и поэтов в развитие русской литературы. (1 час) Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса Знать/понимать: - образную природу словесного искусства; - содержание изученных литературных произведений; - основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века; - основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; - основные теоретико-литературные понятия. Уметь: - воспроизводить содержание литературного произведения; - анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; - соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; - определять род и жанр произведения; - выявлять авторскую позицию; - выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; - аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению; - писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы; - использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 1)создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм литературного языка; 2) участия в диалоге или дискуссии; 3)самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; 4)определения своего круга чтения и оценки литературных произведений. Учебно-тематическое планирование
Литература: Произведения писателей-земляков, названные в программе. Литература о творчестве писателей: Пустовойт П.Г. Творческий путь И.С. Тургенева. – М.: Детская литература, 1977. Лебедев Ю.В. «Записки охотника И.С. Тургенева». – М.: Просвещение, 1977. Аннинский Л.А. Лесковское ожерелье. – М., 1982. Столярова И.В. В поисках идеала. – Л., 1978. Троицкий В.Ю. Лесков-художник. – М., 1974. Сухова Н.П. Лирика Афанасия Фета. – М., 2000. Благой Д.Д. Мир как красота (в сборнике «Фет. А.А. Вечерние огни». – М., 1979). Берковский Н.Я. Тютчев // Тютчев Ф.И. Стихотворения. М.; 1962. Кожинов В.В. Тютчев. — М., 1988. Айхенвальд Ю. Иван Бунин. Силуэты русских писателей. – М., 1993. Михайлов О.Н. Иван Бунин. – М., 1995. Колобова. Проза И.А. Бунина. – М., 2000. Афонин Л.Н. Леонид Андреев (любое издание). Михайлов О. Страницы русского реализма. – М., 1982. Михеичева Е.А. Творчество Л.Н. Андреева. – Орел, 2002. Воспоминания о Михаиле Пришвине. Сост. Я.З. Гришина. – М., 1991. Пришвина В.Д. Путь к слову. – М., 1984. Кожинов В.В. Время Пришвина. – М., 1978. Писатели Орловского края. 20 век. Учебное пособие. – Орел, Вешние воды, 1999. Писатели Орловского края. 20 век. Хрестоматия. – Орел, Вешние воды, 2001. Писатели Орловского края. 20 век. Методические материалы и рекомендации. Орел, Вешние воды, 2004. Методическое обеспечение: Писатели Орловского края. 20 век. Учебное пособие. – Орел, Вешние воды, 1999. Писатели Орловского края. 20 век. Хрестоматия. – Орел, Вешние воды, 2001. Писатели Орловского края. 20 век. Методические материалы и рекомендации. Орел, Вешние воды, 2004. Литература родного края. Учебно-методическое пособие по литературному краеведению. / Сост. А.И. Павлова. – Орёл, МЦПК, 2009. |
![]() | Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе программы под редакцией Беленького «Литература 5-11 классы (Базовый... | ![]() | Рабочая учебная программа по литературе составлена для 11 класса общеобразовательной школы на основе Федерального компонента государственного... |
![]() | Рабочая программа 1 вида по литературе для 11 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11... | ![]() | Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной... |
![]() | В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин). Данная программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта... | ![]() | Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева «Программа по литературе для 9 класса», опубликованной в сборнике «Программа по литературе... |
![]() | Рабочая программа для 6 класса рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю) | ![]() | Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева «Программа по литературе для 9 класса», опубликованной в сборнике «Программа по литературе... |
![]() | Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева «Программа по литературе для 9 класса», опубликованной в сборнике «Программа по литературе... | ![]() | «Программа по литературе для 9 класса», опубликованной в сборнике «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы»,... |