Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 9а, б классов






НазваниеПояснительная записка к рабочей программе по литературе для 9а, б классов
страница1/7
Дата публикации17.03.2015
Размер0.68 Mb.
ТипПояснительная записка
l.120-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7
Пояснительная записка

к рабочей программе

по литературе для 9а, б классов

на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по литературе в 9а,б классах составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год"

  5. Примерные программы среднего (полного) общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» / программы основного общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией Коровиной В.Я., М.; Просвещение; 2005г./


Рабочая программа по литературе для 9а, б классов рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
1.Общая характеристика программы.

Настоящая рабочая программа по литературе для 9 а, б классов соответствует государственным образовательным стандартам, Образовательной программе, миссии, целям и задачам, а также учебному плану МОУ СОШ №7 на 2013-2014 учебный год.
Миссия МОУ СОШ №7 – Мы обеспечиваем качественное образование и развиваем лидерские качества каждого школьника для его личностной успешности и активной жизненной позиции, для духовного и экономического возрождения России

Стратегическая цель МОУ СОШ №7: предоставление качественного образования через формирование социальных компетенций, развитие сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса на основе идей непрерывного образования, преемственности (от начального общего до среднего (полного) общего образования).

Задачи МОУ СОШ №7:

  • Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность и качество образования в соответствии с государственными образовательными стандартами и социальным заказом.

  • Развитие системы оценки и контроля качества образования на уровне школы и обеспечение прозрачности ее результатов.

  • Развитие условий для социализации, социальной адаптации; формирование здорового образа жизни обучающихся, обеспечение их безопасности.

  • Совершенствование применения педагогических технологий для достижения  выпускником  образовательных и воспитательных результатов.


Место предмета в учебном плане

Предмет «литература» изучается с 5 по 9 класс (385ч.). В 9-ом а, б классах – 3 часа в неделю (102 часа за год).

Данная программа реализует принцип непрерывного образования по литературе, что соответствует современным потребностям личности и общества и составлена для реализации курса литература в 9 классе, который является частью основной образовательной программы по литературе с 5 по 11 класс.

Содержание рабочей программы адекватно контингенту, образовательным потребностям и запросам, возрастным, психологическим и соматическим особенностям и мотивационному уровню обучающихся 9 класса.

Литература — одна из основ гуманитарного образования в средней школе, определяющая уровень интеллектуального, эмоционально-нравственного развития школьника, его культуры, его способности владеть родным языком, искусством речи и мышления. Художественная литература имеет важнейшее значение в формировании духовно богатой, развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Изучая литературу, ученик приобретает опыт её понимания, а также опыт творческого самовыражения. В процессе обсуждения литературных произведений и работы над собственными сочинениями он учится пользоваться литературным языком как средством оформления собственных мыслей.

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Литература как школьный предмет знакомит с памятниками отечественной и мировой литературы и фольклора, на материале которых школьник учится воспринимать особенности художественного произведения как обусловленные авторской волей, развивает вкус, побуждает к размышлению над прочитанным. Представление о памятниках древней литературы, знание истории новой литературы в крупнейших именах, событиях, фактах,  сведения о периодах развития литературы, литературных направлениях и школах способствуют пониманию места  литературы в общем контексте отечественной и мировой истории, её  художественного, нравственно-философского и общественного значения.

Рабочая программа включает в себя все требования стандарта и расширяет представление учащихся о литературе. Причем это расширение идет не за счет привлечения дополнительных произведений для изучения, а, в первую очередь, за счет теоретической подготовки. Это темы, связанные с изучением композиции произведения, сюжетом, системой персонажей, с системой действующих лиц, с ритмической, звуковой организацией произведения, с временной и пространственной организацией произведения, выяснением важнейших черт жанра произведения, важнейших направлений и течений.

Большое внимание уделено в рабочей программе вопросам художественной формы, через анализ формы можем прийти к глубинным идеям автора, авторской позиции, к её постижению. Научив учащихся обращать внимание на композицию, систему персонажей, на предметную детализацию, на портреты, на пейзажи, на ритмику не только в поэзии, но и в прозе, мы позволим увидеть ученику авторскую позицию глубже. И только выявление позиции автора, на мой взгляд, позволит дальше интерпретировать произведение, высказать ученику свое оценочное суждение.

Поэтому, только внимательное отношение к форме, бережное и, в тоже время, аналитическое, может позволить ученику увидеть всю полноту содержания произведения, поможет прийти к пониманию авторской позиции, а затем поможет выработать свою оценку.

Углублению знания о предмете способствует знакомство школьников с задачами и методами науки о литературе, а также с жанрами и типами литературоведческих исследований: текстологических, комментаторских, биографических, критических, интерпретационных. Расширяют знания о предмете сведения об истории книги, о крупнейших библиотеках, книжных и рукописных собраниях. Эти знания, как и прочие, способствуют успешности практической учебной деятельности школьников, для которой необходимо работать с комментариями и справочным аппаратом, основными литературоведческими словарями и энциклопедиями, различать основные типы изданий литературных произведений (академические, научные, массовые).

Рабочая программа для 9 класса учитывает возрастные особенности учащихся и включает для изучения материал обязательного минимума и вариативную часть, что позволяет сохранить единый художественно-литературный базовый потенциал выпускников отечественной школы, культурную преемственность поколений и одновременно создает условия для развития вариативности образования.

Этап литературного образования в 9 классе является переходным, так как в 9 классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса. 9 класс готовит учеников к историко-литературному курсу старших классов. В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи,

В рабочей программе по литературе предусмотрены задания, выполнение которых будет способствовать подготовке к ГИА. В программу включен перечень необходимых видов работ: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

В основу построения рабочей программы положен хронологический принцип (литература изучается в системе исторически сложившихся этапов, которые выделяются современным литературоведением). В рамках общей хронологии названы темы для монографического изучения (возможен более пристальный интерес к биографии писателя, к определенному тексту и его месту в литературном процессе) и тексты, которые изучаются в полном объеме.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА:

Цель литературного образования – формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.

Цель изучения литературы в 9 классе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  3. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  4. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:

  • познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

  • практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;

  • эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности. 


Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, внеклассные.
Технологии, используемые в обучении: В процессе реализации данной программы используются следующие образовательные технологии:

  • технология развития критического мышления;

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесбережение;

  • личностно-ориентированного обучения;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • система инновационной оценки «портфолио»;

  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава);

  • проектно-исследовательская технология.


РАЗДЕЛ II. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС ЛИТЕРАТУРЫ 9 КЛАССА.

К концу учебного года девятиклассники должны знать, уметь и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  • понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.

  • основные теоретико-литературные понятия;


УМЕТЬ:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • правильно, бегло и выразительно читать вслух;

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;

  • составить конспект литературоведческой или критической статьи.


ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.


РАЗДЕЛ III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.




п/п

Содержание

Количество часов

Кол-во контрольных

Развитие речи



Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека.

1









Из зарубежной литературы. (5ч.)












Литература эпохи античности. Катулл.

1









Литература эпохи Средневековья. Данте Алигьери.

2









Литература эпохи Возрождения.

У. Шекспир.

2









Из древнерусской литературы. (6ч.)












«Слово о полку Игореве».

4




2



Из литературы XVIII века. (12ч.)












Классицизм как литературное направление.

1









М.В. Ломоносов.

2









Г.Р.Державин.

1









Д.И. Фонвизин.

2









А.Н.Радищев.

2









Н.М.Карамзин.

2+2к/р









Из русской литературы XIX века. (60ч.)












В. А. Жуковский.

2









К.Н.Батюшков.

1









А. С. Грибоедов.

7




4



А. С. Пушкин.

22

1

5



М. Ю. Лермонтов.

14




4



Н. В. Гоголь.

13




1



Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека

2+2

1






Обобщение изученного в 9 классе.

2









ИТОГО

84

2

18




102ч








  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 9а, б классов iconПояснительная записка к рабочей программе по курсу «Русский язык», 9 класс
Государственного стандарта общеобразовательного образования, Примерной программы по литературе и программы по литературе для 5 –...

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 9а, б классов iconПояснительная записка к рабочей программе по русской литературе в 6 классе
Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики...

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 9а, б классов iconПояснительная записка к рабочей программе по английскому языку. (8 класс)
Н. Н. Трубанева // О.: Титул, 2009. для 2-11 классов общеобразовательных учреждений. Содержание программы полностью соответствует...

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 9а, б классов iconПояснительная записка к рабочей программе по литературе в 9 классе
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 9а, б классов iconПояснительная записка к рабочей программе по литературе в 8 классе....
Учебник: Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 частях / Автор-составитель В. Я. Коровина...

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 9а, б классов iconАннотация к рабочей программе по литературе (5-9) рабочая программа...
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе следующих документов, определяющих содержание литературного...

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 9а, б классов iconАннотация к рабочей программе по литературе (5-9 классы) рабочая...
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе следующих документов, определяющих содержание литературного...

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 9а, б классов iconПояснительная записка к рабочей программе по литературе в 5 классе...
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 9а, б классов iconПояснительная записка Уровень рабочей программы базовый
Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под...

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 9а, б классов iconРабочая программа по литературе для 10 класса (3часа в неделю, 105...
Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса литературы для 10 класса

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную