Пояснительная записка






Скачать 449.8 Kb.
НазваниеПояснительная записка
страница1/4
Дата публикации18.03.2015
Размер449.8 Kb.
ТипПояснительная записка
l.120-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4

«СОГЛАСОВАНО»




«УТВЕРЖДЕНО»

Ведуший специалист РОО




Зав. МБДОУ

_______________________Н.А.Шпонько




_______________________Г.Н.Павлова

«_____» ______________________2013 г.




«_____» ______________________2013 г.
















«ПРИНЯТО»







на совещании при заведующем







протокол № 5







«19» сентября 2013 г.

Дополнительная образовательная программа

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного

учреждения «ДетСКИЙ САД «Солнышко»

с.Михайловка Вторая


2013

СОДЕРЖАНИЕ

I

Пояснительная записка …………………………………………

4

1.1.

Направленность программы ……………………………………

4

1.2.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы ……………………………………………………….

4

1.3.

Цель и задачи ……………………………………………………

5

1.4.

Отличительные особенности …………………………………..

6

1.5.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы ………………

6

1.6.

Сроки реализации ……………………………………………….

7

1.7.

Формы и режим НОД …………………………………………...

7

1.8.

Ожидаемые результаты ………………………………………...

9

1.9.

Формы подведения итогов ……………………………………..

9

II

Тематический план программы …………………….

10

2.1

Содержание непосредственно образовательной деятельности по Программе


12

III

Контрольно – диагностические методики

18

IV.

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей ……………………………………………….


20

4.1.

Педагогические технологии ……………………………………

20

5.2.

Список литературы …………………………………………….

21

V.

Ресурсное обеспечение …………………………………………

22

5.1.

Кадровый ………………………………………………………...

22

5.2.

Материально-технический ……………………………………

23

5.3.

Информационный ………………………………………………..

23




Приложение ……………………………………………………..

24











I. Пояснительная записка

1.1. Направленность программы. Дополнительная образовательная программа «Край родной на век любимый» (далее Программа) направлена на социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе последовательного введения ребёнка в социальный мир, его приобщение к истокам культуры малой родины (знакомство с бытом, традициями народов Оренбургского края).

Любой край, область, деревня - неповторимы: интересны традиции, обычаи, жизненный уклад, природа. В программе предложен материал, способствующий формированию у дошкольников представлений о том, чем славен родной край.

1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. Новизна программы. Система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей дошкольного возраста с Оренбургским краем, отработана с учетом введения федеральных государственных требований к реализации Основной общеобразовательной программе дошкольного учреждения, возрастных особенностей развития дошкольников и методических требований в непосредственной образовательной деятельности. Планирование основывается на комплексно-тематическом принципе, в соответствии с которым реализация содержания образовательной области «Социализация» осуществляется в интеграции с образовательными областями «Познание», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Музыка».

Актуальность. В настоящее время одной из острейших проблем является социально-личностное развитие. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, социальной адаптации , стремлении расширять познания дошкольников о традициях , обычаях и быте народов , проживающих на территории Оренбуржья.

История распорядилась так, что наш край оказался непосредственной «зоной контакта» двух культур - азиатской и европейской, двух мировых религий – христианской и мусульманской. Этим обстоятельством объясняются многие особенности культуры, хозяйственного уклада и традиций Оренбуржья. Область исторически сложилась как многонациональная. Она в этом смысле поистине уникальна. Поэтому одно из приоритетных направлений деятельности региональной власти - национальная политика, удовлетворяющая интересы и потребности всех национальных и этнических групп, в ней проживающих.

Оренбургская область относится к территориям, в которых различие социально-экономических, социокультурных, духовно-нравственных и иных укладов и типов отношений не просто резко выражено, но и не достаточно подкреплено соответствующей производственно-технической, социальной и культурной базой. Учет этих проблем обуславливает подход к национально-региональным особенностям образования.

Педагогическая целесообразность. Важной задачей дошкольной образования на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент он проживает. Данный аспект недостаточно исследован и описан в научно-методической литературе, поэтому возникла необходимость создания Программы.

В содержание нашей Программы вынесена проблема ознакомления дошкольников с региональными особенностями – месторасположение Оренбургского края на границе Европы и Азии, многонациональная область, неповторимый промысел Оренбургского пухового платка через различные виды детской деятельности в образовательном процессе.
1.3. Цель и задачи Программы

Целью Программы является развитие этнической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с традициями и бытом народов, населяющих Оренбуржье.

Задачи Программы

Воспитания:

  • формировать охранно-созидательную позицию в отношении традиций и произведений народного искусства;

  • воспитывать интерес к традициям и быту народов, проживающих в Оренбуржье.

Развития:

  • развивать познавательную активность старших дошкольников в процессе изучения быта и традиций русского и татарского народов;

  • формировать навыки восприятия народных сказок, анализа их содержания и сравнение средств художественной выразительности;

  • развивать ценностное отношение к традициям, быту и народному творчеству;

Обучения:

  • формировать первичные представления старших дошкольников о традициях и быте татарского и русского народов в процессе проектной деятельности;

  • формировать умения и навыки передачи содержания сказок с использованием моделей, схем, иллюстраций художников;

  • формировать исследовательские навыки и умения в процессе изучения народных игр, опыт реализации игрового материала в повседневной жизни.


1.4.Отличительные особенности программы В процессе разработки программы нами были изучены и проанализированы программы С.А.Козловой «Мой мир»; Князева О.Л. Маханева М.Д.«Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Цель программы «Мои мир» - приобщение ребенка к социальному миру, помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода; о людях живущих на земле, об их чувствах, правах и обязанностях, о разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутого уважением к людям. Эта программа приобщает ребенка к социальному миру. Включает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе?», «Кто такие взрослые люди?», «Человек-творец», «Земля- наш общий дом».

Цель программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»-приобщение детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски, сказки и музыки до театра. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования их патриотических чувств и развития духовности. Данная программа направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.

Целью Программы является - развитие этнической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с традициями и бытом народов, населяющих Оренбуржье. Мы проживаем в таких населенных пунктах, где большинство населения много национальное. Программа раскрывает самобытность культур, их региональную особенность.

1.5. Возраст детей, участвующих в реализации Программы

Программа рассчитана на работу с детьми 5-6 лет. В целом ребенок 5-6 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Дети в социально-личностном развитии способны давать определения некоторым моральным понятиям («добрый человек – это такой, который, всем помогает, защищает слабых») и достаточно тонко их различать, например, очень хорошо различают положительную окрашенность слова «экономный» и отрицательную - слова «жадный». Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то приятного в пользу близкого человека). Социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы.

Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении и сотрудничестве взрослого, ребенок стремится как можно больше узнать о нем, круг его интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. Развитие общения детей со взрослыми к концу 6-го года жизни создает отчасти парадоксальную ситуацию. С одной стороны, ребенок становится более инициативным и свободным в общении и взаимодействии со взрослым, с другой, очень зависим от его авторитета. Для него чрезвычайно важно делать все правильно и быть хорошим в глазах взрослого.

Большую значимость для детей 5-6 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают о том, где были, что видели и т.п., то есть участвуют в ситуациях «чистого общения», не связанных с осуществлением других видов деятельности. При этом они могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения – в общении и взаимодействии стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер, и избегать негативных форм поведения.

В этом возрасте дети владеют обобщенными представлениям (понятиями) о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными проявлениями мужских и женских свойств (одежда, прическа, эмоциональные реакции, правила поведения, проявление собственного достоинства). Начинают осознанно выполнять правила поведения, соответствующие гендерной роли в быту, общественных местах, в общении и т.д., владеют различными способами действий и видами деятельности, доминирующими у людей разного пола, ориентируясь на типичные для определенной культуры особенности поведения мужчин и женщин. Осознают относительность мужских и женских проявлений (мальчик может плакать от обиды, девочка стойки переносить неприятности и т.д.); нравственную ценность поступков мужчин и женщин по отношению друг к другу.

В играх дети 5-6 лет способны отражать достаточно сложные социальные события - рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной, к другой. Могут вступать во взаимодействия с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роли.
1.6. Срок реализации программы. Программа реализуется в старшей группе. Она содержит следующие модули: «История моего края», «Многонациональное Оренбуржье», «Бабушкин сундук», «Ах, эти сказки!», «Народные игры и забавы».

1.7. Формы и режим организации образовательного процесса

В процессе реализации данной Программы используются следующие формы работы:

  • непосредственно образовательная деятельность, во время которой дошкольники получают новые сведения о субъектах социального мира, уточняются, закрепляются, обобщаются и систематизируются имеющие знания;

  • игры, в которых дети учатся входить в различные социальные отношения, используя соответствующие речевые и изобразительные средства;

  • чтение художественной литературы делает восприятие детей более ярким, вызывает общий интерес к наблюдению за событиями и явлениями социального мира;

  • беседы, связанные с приобретением новых знаний о социальном мире, входят как элемент во все виды деятельности детей (непосредственную образовательную деятельность, игры, наблюдения, и т.д.);

  • праздники, утренники, массовые мероприятия вызывают у детей наибольший эмоциональный отклик у дошкольников.

  • свободная деятельность детей (самостоятельные игры и свободное общение детей друг с другом). В процессе свободной деятельности закрепляются и автоматизируются все социальные навыки, полученные в непосредственной образовательной деятельности и в семье;

  • взаимодействие с родителями (Проектная деятельность (изготовление альбомов), участие в совместных мероприятиях (исполнение ролей на праздниках, создание номеров для концерта).

Непосредственно образовательная деятельность проводится один раз в неделю, по средам, во второй половине дня, длительностью 25 минут.

1.8. Ожидаемые результаты

Результатом усвоения Программы является:

Личностное развитие: проявляет эмоциональный интерес к культурам разных народов: устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам, принимает культуру другого народа.

Интеллектуальное развитие: проявляет самостоятельное творчество, умеет воспринимать и обсуждать различие и сходства народных культур на основе знакомства с народными игрушками, произведениями устного народного творчества.

Физические: выносливый, ловкий при физических и интеллектуальных нагрузках, проявляет интерес к народным играм.

1.9. Формы подведения итогов

Предмет диагностики – изучить особенности проявления этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста. Цель направления диагностики – определить особенности проявления этнотолерантности у детей 5-6 лет. В современной педагогике выделяется три основных компонента этнотолерантности в дошкольном детстве: когнитивный компонент (знания), эмоциональный компонент (отношение) и практический компонент (умение содействовать с людьми в разнообразных ситуациях с позиции применения имеющихся знаний и толерантных установок).

Для осуществления диагностики развития интегративных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в период реализации Программы дополнительного образования «Край родной на век любимый» в образовательной области «Социализация» используются следующие методы:

  • беседа;

  • анализ детских рисунков

  • диагностические ситуации

С целью подведения итогов освоения Программы с детьми проводится праздник «Русская березка», посвященный окончанию весенних полевых работ.

В доступной форме детям заранее рассказывается об истории этого праздника.

На празднике дети играют в разные игры-состязания, где они показывают свою силу, ловкость, смелость, выносливость и творческие способности.

II. Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по Программы

№ п/п


Модуль/тема

Объем времени (час)

Интегративные качества

Пособия, ЦОР, ЭОР



История моего края 75 мин.

1.1.

Как зарождался Оренбургский край

25 мин.

Любознательный, активный.

Проявляет интерес к истории своего края. Интересуется новым, неизвестным в мире.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

//kraeved.opck.org/

сайт История Оренбуржья

inegrets.narod.ru/histori

/histori.htm


1.2.

Люди, прославивший наш край

25 мин.

1.3.

Народные промыслы Оренбуржья

25 мин.



Многонациональное Оренбуржье 100 мин.

2.1.

История народных культур и традиций

25 мин.

формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире


Данилина Г. Н.

Дошкольнику

об истории и культуре России.- М., 2004 с. 16.


2.2.

Быт и традиции русского народа

25 мин.

2.3.

Быт и традиции другого народа нашего села

25 мин.

2.4

Семейные традиции и праздники

25 мин.



Бабушкин сундук 100 мин.

3.1.

Русский национальный костюм


25 мин.

Любознательный, активный.

Проявляет интерес к истории своего края.

Богомолова М. И., Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане ср. воз. - Набережные Челны - Альметьевск, 1993 с. 31.

Пугачева Н. В.

Есаулова Н. А.

Конспекты занятий по этнографии и

народоведению

в ДОУ.-М.,1999

с. 54.

3.2.

Национальные костюмы других народов

25 мин.

3.3.

Живая старина

25 мин.

3.4.

Посидим у самовара

25 мин



Ах, эти сказки! 75 мин

4.1.

Сравнение татарской народной сказки «Падчерица» с русской народной сказкой «Крошечка- Хаврошечка»

25 мин.

использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье и окружающем мире.


klaw.ru/narodnie-skazki/

сайт Сказатель.РФ: Сказочный портал

Русское устное народное творчество / Сост. А.В. Кулагина. - М., 1996.

Мухаметзянов Р.М. Специфика татарских фольклорных жанров. – Уфа, 1989.

4.2.

Сравнение татарской народной сказки «Хвастливый бай” с русской народной сказкой “Мужик и барин»

25 мин.

4.3.

Малые фольклорные жанры

25 мин.



Народные игры и забавы 75 мин.

5.1.

Русские народные игры

25 мин.

развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами

А.В.Кенеман «Подвижные игры народов СССР» 1988 с.255

5.2.

Народные игры многонационального Сорочинского района

25 мин.

5.3.

Русская березка

25 мин.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка iconПояснительная записка Настоящая образовательная программа разработана...
Пояснительная записка 1

Пояснительная записка iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой

Пояснительная записка iconПояснительная записка пояснительная записка к рабочим учебным программам по иностранным языкам
Сегодня перед гимназией стоит задача осознать предназначение и ответственную роль гуманитарного образования в развитии современной...

Пояснительная записка iconПояснительная записка к презентации «Методический семинар»
Пояснительная записка к презентации «Методический семинар» регионального этапа конкурса «Учитель года России 2015» учителя иностранных...

Пояснительная записка iconПояснительная записка 4 тематический план учебной дисциплины 7 материалы...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены

Пояснительная записка icon1. Введение, пояснительная записка
Введение, пояснительная записка

Пояснительная записка iconПояснительная записка. Статус документа

Пояснительная записка iconПояснительная записка
Ожидаемые результаты

Пояснительная записка iconПояснительная записка Программа кружка «Бисероплетение»

Пояснительная записка iconПояснительная записка 4 Глава Основные понятия 6 Глава Этапы создания...
Пояснительная записка 4 Глава Основные понятия 6 Глава Этапы создания Базы данных 8 Глава Команды работы с объектами бд 9

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную