Скачать 449.8 Kb.
|
Дополнительная образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «ДетСКИЙ САД «Солнышко» с.Михайловка Вторая 2013 СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка 1.1. Направленность программы. Дополнительная образовательная программа «Край родной на век любимый» (далее Программа) направлена на социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе последовательного введения ребёнка в социальный мир, его приобщение к истокам культуры малой родины (знакомство с бытом, традициями народов Оренбургского края). Любой край, область, деревня - неповторимы: интересны традиции, обычаи, жизненный уклад, природа. В программе предложен материал, способствующий формированию у дошкольников представлений о том, чем славен родной край. 1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. Новизна программы. Система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей дошкольного возраста с Оренбургским краем, отработана с учетом введения федеральных государственных требований к реализации Основной общеобразовательной программе дошкольного учреждения, возрастных особенностей развития дошкольников и методических требований в непосредственной образовательной деятельности. Планирование основывается на комплексно-тематическом принципе, в соответствии с которым реализация содержания образовательной области «Социализация» осуществляется в интеграции с образовательными областями «Познание», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Музыка». Актуальность. В настоящее время одной из острейших проблем является социально-личностное развитие. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, социальной адаптации , стремлении расширять познания дошкольников о традициях , обычаях и быте народов , проживающих на территории Оренбуржья. История распорядилась так, что наш край оказался непосредственной «зоной контакта» двух культур - азиатской и европейской, двух мировых религий – христианской и мусульманской. Этим обстоятельством объясняются многие особенности культуры, хозяйственного уклада и традиций Оренбуржья. Область исторически сложилась как многонациональная. Она в этом смысле поистине уникальна. Поэтому одно из приоритетных направлений деятельности региональной власти - национальная политика, удовлетворяющая интересы и потребности всех национальных и этнических групп, в ней проживающих. Оренбургская область относится к территориям, в которых различие социально-экономических, социокультурных, духовно-нравственных и иных укладов и типов отношений не просто резко выражено, но и не достаточно подкреплено соответствующей производственно-технической, социальной и культурной базой. Учет этих проблем обуславливает подход к национально-региональным особенностям образования. Педагогическая целесообразность. Важной задачей дошкольной образования на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент он проживает. Данный аспект недостаточно исследован и описан в научно-методической литературе, поэтому возникла необходимость создания Программы. В содержание нашей Программы вынесена проблема ознакомления дошкольников с региональными особенностями – месторасположение Оренбургского края на границе Европы и Азии, многонациональная область, неповторимый промысел Оренбургского пухового платка через различные виды детской деятельности в образовательном процессе. 1.3. Цель и задачи Программы Целью Программы является развитие этнической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с традициями и бытом народов, населяющих Оренбуржье. Задачи Программы Воспитания:
Развития:
Обучения:
1.4.Отличительные особенности программы В процессе разработки программы нами были изучены и проанализированы программы С.А.Козловой «Мой мир»; Князева О.Л. Маханева М.Д.«Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Цель программы «Мои мир» - приобщение ребенка к социальному миру, помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода; о людях живущих на земле, об их чувствах, правах и обязанностях, о разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутого уважением к людям. Эта программа приобщает ребенка к социальному миру. Включает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе?», «Кто такие взрослые люди?», «Человек-творец», «Земля- наш общий дом». Цель программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»-приобщение детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски, сказки и музыки до театра. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования их патриотических чувств и развития духовности. Данная программа направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. Целью Программы является - развитие этнической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с традициями и бытом народов, населяющих Оренбуржье. Мы проживаем в таких населенных пунктах, где большинство населения много национальное. Программа раскрывает самобытность культур, их региональную особенность. 1.5. Возраст детей, участвующих в реализации Программы Программа рассчитана на работу с детьми 5-6 лет. В целом ребенок 5-6 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Дети в социально-личностном развитии способны давать определения некоторым моральным понятиям («добрый человек – это такой, который, всем помогает, защищает слабых») и достаточно тонко их различать, например, очень хорошо различают положительную окрашенность слова «экономный» и отрицательную - слова «жадный». Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то приятного в пользу близкого человека). Социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении и сотрудничестве взрослого, ребенок стремится как можно больше узнать о нем, круг его интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. Развитие общения детей со взрослыми к концу 6-го года жизни создает отчасти парадоксальную ситуацию. С одной стороны, ребенок становится более инициативным и свободным в общении и взаимодействии со взрослым, с другой, очень зависим от его авторитета. Для него чрезвычайно важно делать все правильно и быть хорошим в глазах взрослого. Большую значимость для детей 5-6 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают о том, где были, что видели и т.п., то есть участвуют в ситуациях «чистого общения», не связанных с осуществлением других видов деятельности. При этом они могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения – в общении и взаимодействии стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер, и избегать негативных форм поведения. В этом возрасте дети владеют обобщенными представлениям (понятиями) о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными проявлениями мужских и женских свойств (одежда, прическа, эмоциональные реакции, правила поведения, проявление собственного достоинства). Начинают осознанно выполнять правила поведения, соответствующие гендерной роли в быту, общественных местах, в общении и т.д., владеют различными способами действий и видами деятельности, доминирующими у людей разного пола, ориентируясь на типичные для определенной культуры особенности поведения мужчин и женщин. Осознают относительность мужских и женских проявлений (мальчик может плакать от обиды, девочка стойки переносить неприятности и т.д.); нравственную ценность поступков мужчин и женщин по отношению друг к другу. В играх дети 5-6 лет способны отражать достаточно сложные социальные события - рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной, к другой. Могут вступать во взаимодействия с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роли. 1.6. Срок реализации программы. Программа реализуется в старшей группе. Она содержит следующие модули: «История моего края», «Многонациональное Оренбуржье», «Бабушкин сундук», «Ах, эти сказки!», «Народные игры и забавы». 1.7. Формы и режим организации образовательного процесса В процессе реализации данной Программы используются следующие формы работы:
Непосредственно образовательная деятельность проводится один раз в неделю, по средам, во второй половине дня, длительностью 25 минут. 1.8. Ожидаемые результаты Результатом усвоения Программы является: Личностное развитие: проявляет эмоциональный интерес к культурам разных народов: устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам, принимает культуру другого народа. Интеллектуальное развитие: проявляет самостоятельное творчество, умеет воспринимать и обсуждать различие и сходства народных культур на основе знакомства с народными игрушками, произведениями устного народного творчества. Физические: выносливый, ловкий при физических и интеллектуальных нагрузках, проявляет интерес к народным играм. 1.9. Формы подведения итогов Предмет диагностики – изучить особенности проявления этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста. Цель направления диагностики – определить особенности проявления этнотолерантности у детей 5-6 лет. В современной педагогике выделяется три основных компонента этнотолерантности в дошкольном детстве: когнитивный компонент (знания), эмоциональный компонент (отношение) и практический компонент (умение содействовать с людьми в разнообразных ситуациях с позиции применения имеющихся знаний и толерантных установок). Для осуществления диагностики развития интегративных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в период реализации Программы дополнительного образования «Край родной на век любимый» в образовательной области «Социализация» используются следующие методы:
С целью подведения итогов освоения Программы с детьми проводится праздник «Русская березка», посвященный окончанию весенних полевых работ. В доступной форме детям заранее рассказывается об истории этого праздника. На празднике дети играют в разные игры-состязания, где они показывают свою силу, ловкость, смелость, выносливость и творческие способности. II. Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по Программы
|
![]() | Пояснительная записка 1 | ![]() | «История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой |
![]() | Сегодня перед гимназией стоит задача осознать предназначение и ответственную роль гуманитарного образования в развитии современной... | ![]() | Пояснительная записка к презентации «Методический семинар» регионального этапа конкурса «Учитель года России 2015» учителя иностранных... |
![]() | При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ![]() | Введение, пояснительная записка |
![]() | ![]() | Ожидаемые результаты | |
![]() | ![]() | Пояснительная записка 4 Глава Основные понятия 6 Глава Этапы создания Базы данных 8 Глава Команды работы с объектами бд 9 |