Скачать 65.34 Kb.
|
Открытый урок по музыке в 5-В классе. Учитель МОУ СОШ № 4 Пушняк. Е.В. Первая четверть. 2005 год. Открытый урок в 5 классе по теме «Союз музыки и литературы» («Друзья мои, прекрасен наш союз...»). Цель: через сопоставление произведений различных жанров показать взаимодействие музыки и литературы как творческого союза и его влияние на музыкальный образ. Задачи: - закрепление, обобщение ранее пройденного материала; - развитие слуховой памяти, активного творческого мышления; - воспитание интереса к авторской позиции, роли поэта и композитора в произведении. Материал:
Оформление доски:
«Стань музыкою, слово...» (Н.Заболоцкий) «Музыка должна играть по отношению к поэтическому произведению ту же роль, какую по отношению к точному рисунку играет яркость красок» (К.В. Глюк)
Время: 45 минут. Этапы:
Нам утро это дарит с искусством встречу вновь, В душе мечту и радость, тепло хранит любовь. Музыкальное приветствие класса (выразительно, с развитием в каждой фразе и кульминацией): трехкратное проведение фразы «Доброе утро». Вводное слово: Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры – песни и романсы, оперы и даже симфонии. Сообщение темы урока, чтение эпиграфов, постановка задачи: «Еще раз обращаемся к союзу этих двух искусств, чтобы выяснить, в каких отношениях они находятся?». Активизация имеющихся знаний гл. тема симфонии № 40 (класс называет композитора, жанр) -У кого учится музыка в этом произведении? (беседа с классом) О.о. У человеческой речи, т.к. есть фразы, рифма, ритмический рисунок, акценты, интонации взволнованной речи. - музыка стремиться к поэзии, прочувствуйте это в исполнении (исполнение классом главной темы симфонии Моцарта вокализом, с показом ладонью движения мелодии; стремление к вершине, спад, внимание к концу фразы). Закрепление имеющихся знаний Учитель: «Моя музыка должна быть художественным воспроизведением человеческой речи во всех тончайших изгибах ее... Вот идеал, к которому я стремлюсь». Кому принадлежит эта мысль (показывает на портреты композиторов)? Перевоссоздание музыки: работа с текстом М. П. Мусоргского (стр. 38), сочинение музыки по цепочке(интонация задается учителем). У. В чем «странность» такой музыки и поэзии? О.о Нет соразмерности фраз, нет куплетов, много восклицаний, трудно петь, мелодия скачкообразная. Вывод: Что чему подчиняется у М. П. Мусоргского? Что из чего рождается? (музыка и поэзия рождается из разговорной речи). У. дополняет: песни, романсы, мессы, кантаты, оратории, оперы – эти главные жанры вокальной музыки на протяжении многих веков оставались для музыкантов подлинной школой композиторского мастерства. Они учили искать вдохновения в поэзии, чутко вслушиваться в каждый стих, чтобы передать в музыке все движения чувств, все оттенки смысла, порой недоступные словесному выражению. Мы только что побывали на месте композитора, попытались сочинить свою музыку к фрагменту знакомого вокального цикла, вы почувствовали, как это интересно и сложно. У. Да, испокон веков музыка училась у поэзии, иногда рождается из слова, но необходимо ли равноправие в этом союзе? Давайте еще раз обратимся к знакомой музыке, жанру романса, как примеру союза музыки и поэзии. М.Глинка, слова Кукольника, романс «Жаворонок»... ( учитель исполняет романс без вокализации, класс работает с раздаточным материалом. Задача: выделить сочетания, созвучные и музыке Глинки и тексту Н. Кукольника). Раздаточный материал: « Такой мягкости и плавности, такой души в звуках... я не у кого не встречала! У Глинки клавиши пели... и издаваемые им звуки непрерывно лились один за другим, как будто их связывала симпатия... слышались народная мелодия и свойственная только Глинке нежность и игривая веселость, и задумчивое чувство, и мы слушали ее, боясь пошевелиться, а по окончании оставались долго в чудном забытьи» ( А.Керн). Заслушивание ответов (дополнительно возможен выбор цветового ряда с опорой на лад, динамику, колорит, выбранные ключевые слова). «Жаворонок» Глинки ( исполняет Чернухина Н.).
У. Драматург и поэт Нестор Кукольник сам хорошо играл на гитаре, импровизировал на фортепиано; Глинку он обожал, его музыку любил страстно, охотно «подкладывал» свои стихи под глинкинские мелодии.
Самый сложный синтез музыки и поэзии – опера, это знакомый нам жанр. Жанр, где литература становится частью музыки. Распределение заданий:
Группа №4
А злодей-то не шутит, Руки-ноги он Мухе веревками крутит, Зубы острые в самое сердце вонзает И кровь у неё выпивает. Муха криком кричит, Надрывается, А злодей молчит, Ухмыляется. Вдруг откуда-то летит Маленький Комарик, И в руке его горит Маленький фонарик. «Где убийца? Где злодей? Не боюсь его когтей!» Задание:
Работа над финальным хором «Муха-Цокотуха» (музыка Красева). Задача: (после ритмодекламации текста) соотнести музыкальные фрагменты (музыкальную интонацию) с поэтическими фрагментами (с поэтической интонацией). Учитель играет фрагменты хора, класс сопоставляет их с текстом. - разучивание хора (эскизное) классом. Задача: сохранить единство поэтической и музыкальной интонации. Вывод: в этом союзе равноправны были и музыка и литература. Попадаем в знакомую увертюру М. Глинки к опере «Руслан и Людмила». Задача: узнать героев ( + беседа через интонации, инструменты). Учитель: можно ли сказать, что Глинка и Пушкин одинаково относились к своим героям? (акцентировка на образах Людмилы, Наины, Черномора). О.о. (дети аргументируют свои ответы через ладовую окраску, интонацию).
- как называется главная песня главного героя в опере? (ария)
У ![]() У. Нужны ли были здесь слова? Резюме: содружество, союз... Что вы думаете об этом? О.о. не могут без друг друга; стремятся подражать друг другу; близки по настроению, интонациям; рождают новые жанры.... вдохновляют. У. Искусство - это сказка и яркая мечта, А звуки это краски для сердца и ума. И для души, что рвется в неведомый полет, Для всех, кто в своем сердце хоть искорку несет. А чем должен обладать этот союз, чтобы увлекать за собой? ( учитель переворачивает схему-солнышко и класс на лучах и в центре читает: Душа, Радость, Гармония, Красота, Любовь...) Д/з – допридумать схему-солнышко - нарисовать «иллюстрацию» по произведениям нашего урока - придумать эмблему, символ содружества музыки и литературы. Урок заканчивается песней по выбору учащихся (требование к выбору: песня как продолжение разговора об искусстве). О.о. «Гимн школы «Жар-птица»; «Мир, в котором...» муз. Савельева; «Песня о красоте». Оценочная деятельность учащихся. |
![]() | «музыкальный пейзаж», расширить знания о внутренней связи музыки, литературы, изобразительного искусства; стимулировать развитие... | ![]() | Цель: способствовать восприятию учащимися музыки Л. Бетховена, её могучей силы воздействия на человека, побуждая его к преодолению... |
![]() | Цель урока: установить внутренние связи музыки и литературы. Восприятие взаимосвязи искусств | ![]() | Урок литературы в 6 классе по теме «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир» в рассказе «Бежин луг» И. С. Тургенева» |
![]() | Открытый урок литературы в 9-м классе по лирике А. С. Пушкина в рамках эксперимента «синтез слова и музыки» | ![]() | Обеспечить усвоение знаний об Австралийском Союзе, познакомить учащихся с народами Австралии, колониальным прошлым материка |
![]() | ... | ![]() | Оформление урока: портрет А. С. Пушкина, репродукции картин и фотоэтюды зимней природы в разное время суток |
![]() | Преподавание литературы в 6 классе осуществляется по умк г. И. Беленького, по программам под редакцией Г. И. Беленького, Ю. И. Лыссого... | ![]() | «Проектирование уроков русского языка и литературы на основе системно – деятельностного подхода обучения» |