Развитие культуры Беларуси в XIX веке






Скачать 66.31 Kb.
НазваниеРазвитие культуры Беларуси в XIX веке
Дата публикации24.03.2015
Размер66.31 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Литература > Документы
Развитие культуры Беларуси в XIX веке

Отличительной чертой развития культуры Беларуси в XIX века было усиление ее полонизации.

В Беларуси проводилась политика распространения и насаждения русского языка и культуры. Эта политика была осторожной при Екатерине II, либеральной при Александре I и жесткой и решительной во времена Николая I. Белорусский язык квалифицировался как диалектный говор русского. Не одобрявшие политику русификации, за пределы Беларуси были высланы Я. Чечот, Б. Савич, на 25-летнюю службу определили П. Багрима и т.д.

После восстания 1830 - 1831 гг. царское правительство меняет политику в области образования. 1 мая 1832 г. был закрыт Виленский университет. В Вильно остается Медико-хирургическая Академия, созданная на базе медицинского факультета (работает до 1840 г.). Обучение во всех типах школ переводится на русский язык. Учителя, не владеющие русским языком, отстраняются от преподавания. Русскоязычных учителей для Беларуси начинает готовить Петербургский учительский институт и созданная в Витебске в 1834 г. учительская семинария (работает до 1839 г.). Среди других событий в области образования следует отметить открытие в 1840 г. Гори-Горецкой земледельческой школы, которая в 1848 г. была преобразована в земледельческий институт, а также открытие кадетских корпусов в Полоцке и Орше. Количество учеников в учебных заведениях было небольшим: один ученик приходился на двести человек населения.

На содержание школ отпускались мизерные средства. Развитие школ шло медленно, с большим трудом. В 1868 г. в Беларуси насчитывалось 1391 учебное заведение, в том числе 1249 начальных школ. Одна школа приходилась на 8 – 12 деревень. Не хватало учителей. В качестве учителей часто работали священники, псаломщики, писари. Чтобы исправить положение в Молодечно, Несвиже, Полоцке и Свислочи были открыты учительские семинарии. Но проблемы это не решало, так как в год все семинарии выпускали всего около ста человек. В 1884 г. было издано положение о церковноприходских школах, в соответствии с которым начальные народные школы, учрежденные реформой 1864 г, закрывались. Их место занимали церковноприходские школы, находившиеся в ведении Синода и управлявшиеся местным духовенством.

Медленно развивалось и среднее образование. В 1868 г. в Беларуси было восемнадцать средних учебных заведений: шесть мужских и четыре женских гимназии, две прогимназии, четыре духовные семинарии, кадетский корпус в Полоцке и Земледельческое училище. Всего в средних учебных заведениях обучалось 3265 человек. Существовавшая система образования необеспечивал необходимого общеобразовательного уровня. В 1897 г. грамотным было только 25,7% всех жителей Беларуси.

Выделились белорусская археология, этнография, фольклористика, где плодотворно работали З.Я. Доленга-Ходаковский, Т. Нарбут, братья Е.П. и К.П. Тышкевичи, А. Киркор, П.М. Шпилевский. Труды белорусистики, публикации фольклористов, этнографов способствовали пробуждению национального сознания белорусов.

Первая половина XlX века явилась началом сбора и публикаций белорусской народной песни, попытки ее композиторской и концертной обработки. Большой интерес представляют произведения А. Абрамовича, В. Стефановича, Ф. Миладовского. В имении Залесье на Сморгонщине писал полонезы Михал Клеофас Огиньски. Глубокий след в белорусской музыкальной культуре оставил классик польской музыки, уроженец Игуменского уезда С. Манюшко.

Значительную роль в становлении белорусской литературы сыграли Я. Борщевский, Я. Чечот, А. Рипинский и др. Ян Чечот издал шесть фольклорных сборников «Деревенские песни», Ян Борщевский издал четырехтомный сборник «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» и т.д. Выдающимися памятниками литературы первой половины XlX века являются анонимные поэмы «Энеiда навыварат» и «Тарас на Парнасе». Первым классиком белорусской литературы стал Винцент Дунин-Мартинкевич. Впервые живой белорусский язык зазвучал в его произведении «Селянка» («Идиллия»). В начале 60-х гг. он создает свое лучшее произведение «Пинская шляхта».

Новое оживление в развитии белорусской литературы началось в конце 80-х гг. с приходом в нее писателей-демократов – Ф. Богушевича (1840 – 1900 гг.), Я. Лучины (1851 – 1897 гг.), А. Гуриновича (1869 – 1894 гг.), А. Обуховича (1840 – 1898 гг.) и др. Основными темами их произведений были: защита интересов деревенской бедноты, право белорусского народа на самостоятельное историческое и культурное развитие, защита белорусского языка. Ф. Богушевич был первым национальным белорусским поэтом. В условиях царизма он не мог печатать свои произведения в России. Поэтому первый сборник стихотворений «Дудка белорусская» он напечатал в 1891 г. в Кракове, второй сборник – «Смык белорусский» - в 1894 г. в Познани. Только через шесть лет после смерти Я. Лучины кружок белорусских студентов в Петербурге издал его сборник «Вязынка» (1903 г.). Литературные произведения А. Гуриновича были также изданы после его смерти.

В культуре Беларуси в XlX веке значительное место принадлежало театру. Развивалось как любительское, так и профессиональное театральное искусство. Событием в театральной жизни Беларуси было возникновение первой труппы белорусского национального театра В. Дунина-Мартинкевича. 23 сентября 1841 г. состоялась премьера комической оперы «Рекрутский еврейский набор». Музыку к ней написал С. Манюшко и К. Кжижановский, а либретто - В. Дунин-Мартинкевич.

На развитие белорусской культуры большое влияние оказало театральное искусство русского, украинского и польского народов. В городах Беларуси гастролировали известные мастера русской сцены М. Савина, В. Давыдов, А. Южин и др., исполнители – певцы Л.Собинов, Ф. Шаляпин, пианисты и композиторы С. Рахманинов, Л. Скрябин и др. В 1890г. в Минске был открыт постоянный профессиональный театр, а также «Общество любителей изящных искусств». Большое значение приобрела деятельность музыкальных обществ. Они устраивали публичные концерты и музыкальные вечера, лекции о жизни и творчестве известных композиторов и исполнителей, открывали музыкальные учебные заведения и библиотеки.

В XIX веке более реалистичным, приближенным к народу стало изобразительное искусство Беларуси. В белорусской живописи на первый план выходит исторический жанр. Виднейшим его представителем был К. Альхимович (1840 – 1916 гг.). Им были созданы полотна «Похороны Гедымина», «Смерть Глинского в тюрьме», «Смерть в изгнании». Мастером бытового жанра Н. Селивановичем (1830 – 1918 гг.) были написаны картины «Дети во дворе», «В школу», «Старый пастух». Он принимал участие в создании мозаического панно «Тайная вечеря» для Исаакиевского собора в Петербурге. Получили известность картины пейзажиста А. Горовского «Вечер в Минской губернии», «На родине», «Река Березина» и др. Портретную живопись представляли художники Б. Русецкий, А. Ромер, Р. Слизень и др.

Определяющую роль в развитии живописи сыграли воспитанники Виленской школы живописи - отделение изобразительного искусства факультета литературы и искусства Виленского университета. Основателем школы был профессор Ф. Смуглевич. За четверть века школа подготовила более двухсот пятидесяти художников, граверов, скульпторов. Член императорской академии искусств Иосиф Олешкевич (1777 - 1830 гг.) написал портрет А. Чарторийского , М.Радзивилла, Л. Сапеги, А. Мицкевича и др. Представитель романтизма В. Ванькович (1800 - 1885 гг.) создал портреты поэтов А. Пушкина, А. Горецкого, пианистки М Шимановской, а также картину «Мицкевич на скале Аю-Даг» и др. Живописец Ян Дамель (1780 - 1840 гг.) создал картины исторического жанра «Смерть Глинского в неволе», «Освобождение Т. Костюшко из темницы», «Отступление французов через Вильно в 1812 г.». Хруцкий (1810 - 1883 гг.) работал в жанре классического натюрморта и бытовой живописи. Одним из основателей белорусского реалистического пейзажа был В. Дмоховский (1807 - 1867 гг.). Наиболее известными скульпторами того времени были К. Ельский и его сыновья Ян и Казимир, Р. Слизень и др.

Развитие архитектуры определялось градостроительством: застройкой центров городов домами специального и государственного назначения. Для архитектуры была характерна смена стиля барокко на классицизм. Об этом свидетельствует дворец-усадьба Румянцевых-Паскевичей и собор Петра и Павла в Гомеле, губернаторский дворец в Витебске, собор Иосифа в Могилеве. Военно-стратегическими нуждами было вызвано строительство крепостей в Борисове, Бобруйске, Бресте.

Во второй половине XIX в. произошли заметные изменения в архитектуре Беларуси. С ростом городов шло их благоустройство, строительство водопроводов, устанавливалось электроосвещение. В центральных частях городов появились новые площади и бульвары, возводились кирпичные многоэтажные дома. Однако основная масса гражданских зданий характеризовалась одноэтажными деревянными постройками. До конца XIX в. в белорусском зодчестве господствовал эклектизм готики, барокко, классицизма и псевдорусского стиля. Обычно банки и учебные заведения оформлялись под классицизм, театры – под барокко, костелы – в стиле неоготики, православные церкви – в псевдовизантийском или псевдорусском стилях. Таковы основные направления развития белорусской культуры во второй половине XIX в.

Под особым контролем находилась печать. В 1869 г. в Вильно была учреждена внутренняя и внешняя цензура. Официальная правительственная печать была представлена газетами «Губернские ведомости» и «Епархиальные ведомости», «Виленский вестник» и журналом «Вестник Западной России». В 1886 г. в Беларуси появилась первая независимая газета «Минский листок», которая с 1902г. выходила под названием «Северо- Западный край». В ней печатались материалы по фольклору, этнографии, истории Беларуси М. Довнар-Запольского, Н. Янчука, А. Богдановича и др., стихи поэтов Я. Лучины, К. Каганца и др. За четверть века после восстания 1863 г. в легальной печати не появилось ни одного белорусского художественного произведения. На белорусском языке был издан ряд произведений за рубежом. В 1881 г. в Женеве была напечатана брошюра «Про богатство и бедность». В 1892 г. в Тильзите вышла брошюра «Дядька Антон, или Беседа обо всем, что болит, а почему болит – не знаем». В 1903 г. в Лондоне увидели свет три брошюры: «Беседа о том, куда мужицкие деньги идут», «Кто правдивый приятель бедного народа», «Как сделать, чтобы стало хорошо на свете». Все они адресовались белорусскому крестьянину и убеждали его в антинародном характере самодержавия, призывали к борьбе.

Таким образом, в условиях полонизации и русификации белорусский народ сумел сохранить этнический облик, формировать и развивать национальную культуру, которая проявилась в становлении белорусского языка, новой белорусской литературы и искусства.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие культуры Беларуси в XIX веке iconРазвитие библиотек на территории Беларуси
История развития библиотечного дела в Беларуси является одним из важнейших разделов истории культуры белорусского народа. Без знания...

Развитие культуры Беларуси в XIX веке iconРазвитие культуры Беларуси в XVI – начале xviiiв
В XVI первой половине XVII веков был заложен фундамент для современного белорусского языка, литературы, театрального, музыкального...

Развитие культуры Беларуси в XIX веке iconВнешняя политика России в XIX веке
Целью данного курса является знакомство студентов с историей внешней политики России в XIX веке. Показывается подробный ход событий...

Развитие культуры Беларуси в XIX веке iconРазвитие образования и педагогической мысли на территории Беларуси в 60-е гг. ХIХ начале ХХ вв.
Охватывает 1884-1904 гг32. С 1906 г в результате широкой неудовлетворительности населения этими школами их количество начало сокращаться....

Развитие культуры Беларуси в XIX веке iconПроблемы сельских территорий россии и беларуси
В настоящее время в России и Беларуси осуществляются преобразования на селе. Развитие сельскохозяйственного производства в обеих...

Развитие культуры Беларуси в XIX веке iconВопрос 1: Предмет, значение и цели дисциплины "История Беларуси"...

Развитие культуры Беларуси в XIX веке iconРусская культура в XVII веке основные исторические события
Возникновение и развитие тенденции обмирщéния культуры – ослабление религиозного влияния на культуру и увеличение в ней светского...

Развитие культуры Беларуси в XIX веке iconТайные общества и общественно-политическое движение в Беларуси в первой половине XIX в

Развитие культуры Беларуси в XIX веке iconИстория развития военного права в беларуси
С. Б. Матвийчук, Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «митсо», кандидат юридических наук,...

Развитие культуры Беларуси в XIX веке iconРабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «русский...
Р у с с к а я л и т е р а т ур а XIX в е к а развитие русской литературы и культуры 9

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную