Мир Астафьева Устный журнал с элементами художественного чтения Выполнила Шлёнских О. В. учитель литературы






Скачать 103.04 Kb.
НазваниеМир Астафьева Устный журнал с элементами художественного чтения Выполнила Шлёнских О. В. учитель литературы
Дата публикации25.03.2015
Размер103.04 Kb.
ТипУстный журнал
l.120-bal.ru > Литература > Устный журнал
Мир Астафьева

Устный журнал с элементами художественного чтения

Выполнила Шлёнских О.В.

учитель литературы

МБОУ Быструхинская СОШ

Кочковского района

Новосибирской области

1 ведущий.

«За что судьба даровала мне счастье жизни? Достоин ли я его? Всё ли делал для счастья других? Не разменял ли так тяжко давшуюся мне жизнь на пятаки? Всегда ли был честен перед собою? Не рвал ли хлеб изо рта близких? Не оттирал ли с дороги слабых?» - Эти вопросы задаёт себе Виктор Астафьев в статье «Сопричастный всему живому». Вопросы, продиктованные столь свойственной писателю искренностью и честностью. Вопросы, непременно западавшие в наши читательские души и обживавшие их.

2 ведущий.

«Как воссоединить простоту смысла жизни со страшной явью бытия? - спрашивал он в философском этюде «Падение листа», в котором поэтически осмысливались и «тайна нашей жизни», когда скорбь уходящего лета напоминает о наших незаметно улетающих днях» и «нескончаемая жизнь» природы с её стремлением к « вечному обновлению»…..

1 ведущий.

«Как я умудрился столько прожить? По какому праву? Чем я лучше тех молодых парней, которых сам закапывал на обочинах военных дорог?» Вопросы…вопросы. Не каждому дано с такой открытостью говорить о сокровенном. Они как бы невольно возникают в каждом его создании. А вся жизнь Виктора Астафьева, так неповторимо отразившаяся едва ли не во всех его произведениях, даёт с тем или иным отклонением и приближением свои ответы на эти нелёгкие вопросы. И всегда им руководит совесть гражданина родной страны, совесть русского писателя, продолжателя традиций великой русской литературы.

Мир детства, добра и глубокой нравственности.

Книга получилась такая, какой я хотел – светлой и горькой до слёз, самая моя заветная….

В. Астафьев

1 ведущий

Русская литература гордится воспоминаниями своих писателей о детстве и произведениями, вдохновлёнными этими воспоминаниями. Книга В.П. Астафьева «Последний поклон» занимает среди них достойное место.

Примечательно, что неутомимое влечение В. Астафьева к теме детства – это желание восстановить естественное течение жизни, утраченную целостность бытия и тем самым обрести обрести душевный покой. В возвращении к детству, в прикосновении к детской душе, отзывчивой, доверчивой и открытой миру, воспринимающей его как что-то необыкновенное, сказочное, видит Астафьев лучшую и, пожалуй, единственную возможность вочеловечитсься.

2 ведущий

Детство Виктора Астафьева не назовёшь безоблачным. В семь лет мальчик потерял мать – она утонула в реке, зацепившись косой за основание боны. В.П. Астафьев долгие годы не мог привыкнуть к этой потере. Всё «не верится, что мамы нет и никогда не будет»

1 ведущий

Но сам автор говорит: «Детство не бывает тяжёлым и несчастным. Детство бывает только счастливое и радостное. Это оно моим читателям, прожившим более благополучную жизнь, кажется таким. А мне - нет. И книга «Последний поклон», оттого и светлая такая, оттого и весела, что сам «материал» её весел и бодр.

В книге есть печали, утраты, горести, слёзы… Ну а сердцем очерстветь можно и в сытой, благополучной жизни».

2 ведущий

На страницах «Последнего поклона» встречается много интересных и характерных для времени фигур – родственников и свойственников героя, его односельчан и товарищей по играм, его случайных и неслучайных попутчиков на жизненном пути. Но можно с уверенностью сказать, что центральный образ книги, к которому обращена неизменная любовь писателя, - это образ бабушки. Ей, Катерине Петровне, труженице, кормилице, хранительнице семьи, защитнице детства, в первую очередь бьёт благодарный земной поклон автор книги.

1 ведущий

Памятью о бабушке, любовью к ней, желание загладить перед ней невольную вину – ту вину, которую несёт в себе каждый человек перед своими близкими, вызваны первые главы «Последнего поклона». Тогда автор так объяснил главный смысл своей книги: «Бабушка, бабушка! Виноватый перед тобою, я пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям»… Непосильная эта работа… Согревает меня лишь надежда, что люди, которым я рассказал о тебе, в своих бабушках и дедушках, в своих близких и любимых людях отыщут тебя и будет твоя жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта».

2 ведущий

Бабушка Катерина Петровна реально присутствует во всех главах – рассказах «Поклона», фокусируя в себе самое светлое, доброе и здоровое, что есть в жизни.

(звучит отрывок из рассказа «Конь с розовой гривой»)

1 ведущий

В рассказах «Ангел-хранитель», «Бабушкин праздник» во всей полноте раскрывается внутренний облик Катерины Петровны. Драматизм и напряжённость рассказа «Ангел-хранитель» о страшном голоде 33-го года постоянно нейтрализуется огромным самообладанием бабушки, её отчаянной заботе о Витьке, самоиронией, способностью в трагические моменты сохранить живой душу: проявить жалость к маленькому живому существу – собачонке, обречённой на смерть. Но поскольку «каждой Божьей твари жить хочется, бабушка приютила щенка, стала называть его ангелом-хранителем. И в лёгкой лукавой иронии финальной строки рассказа легко угадывается виновник благополучного исхода этой истории , истинный ангел-хранитель.

(звучит отрывок из рассказа «Ангел-хранитель»)

2 ведущий

В застольной песне (рассказ «Бабушкин праздник») Катерина Петровна заботится о близких, о том, чтобы «детям было хорошо, чтобы всё пришлось им в пору, чтобы песня будила только добрые чувства друг к другу и навсегда оставляла бы неизгладимую память о родном доме, о гнезде, из которого они вылетали, но лучше которого нет и не будет». Этот праздник, объединяющий в родном доме большую семью бабушки, в которой все наделены Катериной Петровной «трудовой песенной душой», непроизвольно воспринимается как дружная артель, где каждый открыт сердцем и душой, ответственен перед другими. Эта артель открыта и для других людей, готова одарить их теплом и заботой. Таким образом, понятие семьи как родственных по крови людей расширяется до образа – символа семьи человечества.

(звучит отрывок из рассказа «Бабушкин праздник»)

1 ведущий

Чувство, гнетущей, тихой вечной вины перед бабушкой, которая была для автора «отцом и матерью», самым дорогим и святым, что есть на этом свете – один из самых важных мотивов, движущих этой повестью. В силу жизненных обстоятельств (во многом вынужденных) не смог писатель выполнить её последнего наказа: «Приедь похоронить-то меня, закрой мои глазоньки» И горестным запоздалым покаянием звучат слова «Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать последний поклон…»

(звучит отрывок из рассказа «Последний поклон»)

Святая тема - Великая Отечественная.

«Ах, война, война….. Болеть нам ею не переболеть, вспоминать её - не перевспоминать».

В.Астафьев.

1 ведущий.

«Самое великое, что было у людей моего поколения - это Отечественная война. Война застала меня в Курейке, на севере Красноярского края. После детдома я некоторое время работал в сельсовете. Июньским утром отправили в лес по жерди для огорожи сельсовета, а когда с возом въехал в посёлок, там уже митинг был в разгаре. Думал, как и все, что война скоро завершится, и, когда через несколько дней услышал, что фашисты уже на Березине, был ошеломлён. Зиму 1941 года провёл в красноярской школе ФЗО, потом работал составителем поездов, а в 42 ушёл на фронт». В.Астафьев. Автобиография.

2 ведущий.

«Тема войны для меня святая, отношусь к ней с повышенной строгостью, считаю, что касаться её можно только с душевным трепетом, с поклоном до земли людям, которые прошли её долгими дорогами, с неутихающей болью о тех, кто остался на этих дорогах навечно».

1 ведущий.

«О войне писать трудно…Счастлив, кто не знает её, и я хотел бы пожелать всем добрым людям: и не знать её никогда, и не ведать, не носить раскалённые угли в сердце, сжигающие здоровье, сон…боится моё сердце, трудно мне писать о войне, хотя «во мне», книга о войне, о «моей войне идёт и идёт своим ходом не оставляя меня и мою память в покое».

Эта неутихающая боль и память заставили написать самые правдивые произведения о войне: «Проклятые и убитые», «Так хочется жить», «Где-то гремит война», «Пастух и пастушка»…

2 ведущий.

А.Н. Макаров, в числе первых написавших превосходную монографию о Викторе Астафьеве, сказал о повести «Где-то гремит война»: «Я не встречал ещё в нашей литературе столь густо написанной картины далёкого тыла в первый трагический год войны». Эти слова « я не встречал» можно с полным основанием отнести к «современной пасторали» «Пастух и пастушка». Это не только «густо написанная картина войны», но ещё и своё астафьевское её видение, выражение во многом неожиданной концепции войны. Не случайно «пастораль» сразу после её появления вызвала острую полемику, ныне ушедшую в прошлое, потому что неоспоримы идейно-художественные достоинства «пасторали», неоспорима её правда о войне.

Пастораль, когда бы она не создавалась, всегда о любви и верности. Виктор Астафьев с некоторой долей вызова определил жанр своего произведения. Он ведь тоже написал о любви, но любви в жесточайших условиях войны. Он ведь тоже написал о верности, которая нетленна в человеческом сердце, сколь бы грозно не бушевали над человеком события сегодняшние или давние.

(Звучит отрывок из пасторали: « Могильный холмик скоро окропило травою…..Остался один – посреди России»)

Берегите Землю, берегите.

«…защита природы - это глубоко человеческая задача, если хотите, это защита человека от нравственного саморазрушения».

В.Астафьев.

1 ведущий.

Виктора Астафьева называют писателем «деревенским», «охотничьим», « писателем-экологом». И глобальная злободневная проблема «человек и природа» неизменно присутствует на страницах его произведений—повестей «Кража» и «Перевал»,цикла рассказов «Последний поклон»,размышлений «Затеси» и Зрячий посох»…..»

2 ведущий.

«Так что же я ищу? От чего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа.» Этими словами Виктор Астафьев заканчивает одну из лучших книг нашей литературы - «Царь-рыбу», от начала и до конца наполненную нежнейшей и дерзостной любовью к родной земле. Впрочем, какой там «наполненную» - наполнение требует иной силы, берущей любовь в качестве средств. Здесь же этой первоначальной, исходной силой была именно любовь, огромная, пытливая, страдающая.

1 ведущий.

Астафьевская «Царь-рыба» оказалась возмутительницей литературного спокойствия. Вокруг неё завязались критические дискуссии. Аудитория желающих высказаться явно не умещалась на ограниченных страницах журналов и газет. Выступали не только критики-профессионалы, но и читатели самых разных профессий, а среди последних с особенной страстью - специалисты по охране природы.

2 ведущий.

«Царь-рыба» угодила в самое больное место проблемы «Человек и природа» - хищническое истребление живой природы. И как возмездие - разрушение самого человека, посягающего на мир живой твари. Рассмотрение браконьерства как способа существования. Полномочия и разумные пределы технического прогресса. Бродяжничество и туризм…..Порой Астафьев не скрывает своей человеческой растерянности перед громадностью им увиденных и описанных проблем. Не зря последняя глава книги названа «Нет мне ответа».

звучит отрывок из главы «Царь-рыба»

(встреча браконьера Игнатьича с осетром)

1 ведущий.

Неужели хищническая страсть в человеке излечима только с помощью вот таких исключительных средств, на грани жизни и смерти? Или с помощью многократного увеличения штата сотрудников рыб - и прочих надзоров? И писатель не стыдится сказать во всеуслышание «Нет мне ответа».

Во всех обстоятельствах оставаться собой

Больше всего в людях ценю добро, мужество, порядочность, чувство обязательности. Способность во всех обстоятельствах оставаться самим собой…

В. Астафьев

2 ведущий

В одном из интервью на вопрос: «Как произошёл в вашей жизни выбор писательской профессии?» - Астафьев ответил: «То не был какой-нибудь «звёздный час», а простая закономерность. Склоняюсь к мысли, что литераторами, как и музыкантами, всё-таки рождаются. Писать я начал поздновато, в 28 лет. Но способность к сочинительству обнаружилась в четыре-пять лет. За это бабушка, Катерина Петровна, звала меня «хлопушей», что по-сибирски означает «вруша». Признаюсь6 настоящий спектакль происходил всякий раз, когда я классически врал, хотя вместо аплодисментов звучал рёв – мне просто-напросто устраивали трёпку… Не было бы войны, я на дюжину лет раньше начал бы писать. И стал бы совершенно иным литератором, может, немного похожим на Пришвина. Люблю собирать корешочки, цветы, читать о любви – романтик! – но война принудила увидеть жестокие вещи. Было бы дано повторить жизнь, я выбрал бы ту же самую, насыщенную событиями, радостями, победами, восторгами, поражениями, горестями утрат, которые помогают обострённей видеть мир и глубже чувствовать доброту».

1 ведущий

Виктор Петрович Астафьев прожил долгую жизнь, творя добро, призывая нас к тому же. Он до конца жизни во всех обстоятельствах оставался самим собой.

2 ведущий

В 1975 году за повести «Перевал», «Последний поклон», «Кража», «Пастух и пастушка» В.П. Астафьеву была присуждена Государственная премия РСФСР имени М.Горького.

1 ведущий

В 1978 году за повествование в рассказах «Царь-рыба» В.П. Астафьев был удостоен Государственной премии СССР

2 ведущий

В 1989 году В.П. Астафьеву присвоено звание Героя Социалистического Труда.

1 ведущий

С 1978 по 1982 год В.П. Астафьев работает над повестью «Зрячий посох», изданной только в 1988 году. В 1991 году за эту повесть писатель был удостоен Государственной премии России.

2 ведущий

В 1997 году писателю присуждена Международная Пушкинская премия, а в 1998 году он удостоен премии «За честь и достоинства таланта» Международного литфонда.

1 ведущий

В конце 1998 года В.П. Астафьеву присуждена премия имени Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности.

2 ведущий

В 2003 году за выдающийся вклад в отечественную литературу В.П. Астафьеву присуждена Государственная премия России. Посмертно.

Литература:

В.П. Астафьев «Кража», «Перевал», «Последний поклон», «Зрячий посох», «Царь-рыба», «Пастух и пастушка».

В. Распутин «В. Астафьев. Все краски подлинной жизни»

С. Залыгин «Слово о В. Астафьеве»

Ю. Лощин «У жизненных начал» Штрихи к портрету Виктора Астафьева

Презентация.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мир Астафьева Устный журнал с элементами художественного чтения Выполнила Шлёнских О. В. учитель литературы iconЛитература, 11 класс Тема урока: Она была поэтом. Жизненный путь...
...

Мир Астафьева Устный журнал с элементами художественного чтения Выполнила Шлёнских О. В. учитель литературы iconУстный журнал «В. И. Вернадский крупнейший учёный 20 века»
Разработала Косачёва Татьяна Анатольевна, учитель высшей квалификационной категории Муниципального общеобразовательного бюджетного...

Мир Астафьева Устный журнал с элементами художественного чтения Выполнила Шлёнских О. В. учитель литературы iconУстный журнал "Добрый писатель". О жизни и творчестве М. М. Пришвина...

Мир Астафьева Устный журнал с элементами художественного чтения Выполнила Шлёнских О. В. учитель литературы iconУрок литературы в 5 классе. Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
Побудить интерес к личности писателя, к местам, которые он описывает. Продолжить работу по выразительному чтению фрагментов художественного...

Мир Астафьева Устный журнал с элементами художественного чтения Выполнила Шлёнских О. В. учитель литературы iconГосударственное областное вечернее (сменное) общеобразовательное...
Выполнила Жукова Г. Ю., методист, учитель русского языка и литературы II кВ. категории

Мир Астафьева Устный журнал с элементами художественного чтения Выполнила Шлёнских О. В. учитель литературы iconВнеклассное мероприятие по литературе Устный журнал для учащихся 9 класса
Комитет по народному образованию Администрации Солнечногорского муниципального района

Мир Астафьева Устный журнал с элементами художественного чтения Выполнила Шлёнских О. В. учитель литературы iconА. Н. Мезенцева Красноярский государственный педагогический университет...
Следовательно, вслед за исследователями художественного текста в гендерном аспекте мы можем смело утверждать о существовании женской...

Мир Астафьева Устный журнал с элементами художественного чтения Выполнила Шлёнских О. В. учитель литературы iconКонспект урока внеклассного чтения по литературе «Удивительный мир Андерсена»
«погружение» в удивительный мир сказочника, вживание в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства

Мир Астафьева Устный журнал с элементами художественного чтения Выполнила Шлёнских О. В. учитель литературы iconУрок внеклассного чтения по литературе по рассказам В. П. Астафьева...
Урок внеклассного чтения по литературе по рассказам В. П. Астафьева «Последний поклон» (из книги «Последний поклон») и А. Костюнина...

Мир Астафьева Устный журнал с элементами художественного чтения Выполнила Шлёнских О. В. учитель литературы iconУрок внеклассного чтения и музыки Тема «Что за прелесть эти сказки!»
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную