Исследовательской работы: связь живописи и поэзии Лермонтова






Скачать 117.84 Kb.
НазваниеИсследовательской работы: связь живописи и поэзии Лермонтова
Дата публикации25.04.2015
Размер117.84 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Литература > Документы
План исследовательской работы.

  1. Введение. Стр. 2

  2. Основная часть. Стр. 3 – 10

  1. Портретная живопись.

  2. Пейзажная живопись.

  3. Батальная живопись.

  1. Заключение. Стр. 11


Введение.

Объект исследования – жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова.

Тема исследовательской работы: связь живописи и поэзии Лермонтова.

Проблема: отсутствие единого систематизированного информационного ресурса, полно и широко раскрывающего данную тему.

Актуальность: приобщение к миру искусства, духовной культуре русского народа.

Цель исследования:

  • приобретение новых знаний о жизни и творчестве великого русского поэта М.Ю.Лермонтова,

  • установление связи между живописными и поэтическими произведениями М.Ю.Лермонтова.

  • сбор материала для проекта по созданию мультимедийной мини-энциклопедии.

Задачи:

  • изучить литературу по интересующей меня теме;

  • найти информационные источники (справочники, энциклопедии, мемуарная литература, искусствоведческая литература, Интернет -ресурсы;

  • изучить и проанализировать данные из различных информационных источников;

  • скомпилировать полученные факты и положить начало созданию мультимедийной мини-энциклопедии.

Гипотеза

«Если живопись Лермонтова является органической частью всего творчества поэта, то она тематически близка его поэтическим созданиям и имеет сюжетную общность с литературными произведениями».

Основная часть.

Меня заинтересовала живопись М.Ю.Лермонтова, и я решила провести параллель между его живописными и поэтическими творениями и увидеть между ними связь.

Любовь к рисованию обнаружилась у Лермонтова с самого раннего детства. По воспоминаниям С.А.Раевского, пол в комнате маленького Мишеля в Тарханах был покрыт сукном, и величайшим удовольствием ребенка было ползать по полу и чертить мелом. На самом раннем портрете будущий поэт изображен в возрасте 2- 3 лет с мелом в правой руке и свитком с рисунками – в левой.

По воспоминаниям А.П. Шан -Гирея. «…он был счастливо одарен способностями к искусствам; уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины…».

На протяжении всей жизни Лермонтова художник жил в нем рядом с поэтом. Лермонтов рисовал всю сознательную жизнь, с детства и до безвременной гибели. Многие его работы не сохранились. Однако и то, что до нас дошло более десяти картин маслом, более пятидесяти акварелей, свыше трехсот рисунков, – дает возможность составить достаточно полное представление о его художественном наследии.

Талант Лермонтова-художника многогранен. По своей тематике и жанровым признакам его работы могут быть разбиты на несколько групп:

  • военная тема (она преобладает среди акварелей и рисунков в альбомах и на отдельных листах);

  • пейзажи (составляют большую часть картин Лермонтова и занимают значительное место среди его рисунков);

  • портреты (акварельные портреты составляют целую сюиту, на полях автографов рассеяно множество портретных зарисовок, большая часть которых до сих пор не определена);

  • карикатуры (один из любимых жанров Лермонтова);

  • жанровые сцены (светские сцены, кавказский быт, сцены из крестьянской жизни;Лермонтов разрабатывал эти темы главным образом в рисунках);  

  • наброски и  рисунки, не имеющие определенного сюжета, – обширная серия различных голов, преимущественно мужских, изображения всадников, военных и лошадей; экспрессия, динамичность, лаконичная выразительность делает многие из этих рисунков маленькими шедеврами;

  • иллюстрации – самая небольшая группа рисунков Лермонтова. Среди них – несколько автоиллюстраций: фронтиспис к поэме «Кавказский пленник» (гуашь, 1828), зарисовки на полях и заглавном листе «Вадима» и «Сашки».

В области техники диапазон Лермонтова-художника также очень разнообразен. Он работал в живописи, акварели, рисунке и даже в литографии (о последнем свидетельствует автолитография «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби» (1837).
Из художественного наследства Лермонтова известно 13 картин маслом: «Вид Тифлиса» (1837), портрет А.Н. Муравьева (1836 – нач.1838), «Воспоминание о Кавказе» (март – апрель 1838), «Черкес» (1838).

Из дошедших до нас 44 акварелей Лермонтова часть находится в  альбоме, принадлежавшем М.А. Шан-Гирей. Одна из лучших акварелей – «Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой» (1835–1836); она примечательна своей светлой поэтичностью: воздух чист и прозрачен, вдали в синеватой дымке, протекает река, на вершине холма – навсегда врезавшаяся в память автора «чета берез».

Наиболее значительный цикл среди акварелей Лермонтова составляют портретные зарисовки. Это, прежде всего трехкратное изображение В.А. Лопухиной, любовь к которой поэт пронес через всю жизнь.

В акварелях и рисунках Лермонтов охотно обращался к изображению баталий и сцен из военного быта. Наиболее интересны «Нападение русской кавалерии на французский обоз» (1830), «Эпизод из маневров в Красном Селе»(1833–1834).

Портретная живопись. Как писатель и художник, Лермонтов всегда проявлял пристальный интерес к внешности человека, внимательное изучение которой помогает понять некоторые особенности характера. В «Княжне Мери» он говорит о возможности понимания человеческого характера, «когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души «испытанной и высокой».

По портретам мы видим не только внешнее сходство, но и «души изменчивой приметы».

В автопортрете также отражается самосознание художника, дается оценка собственной личности.

Автопортрет. Акварель. 1837-1838.

Отпечаток души испытанной и высокой я вижу на акварельном автопортрете. Нет сомнения, что Лермонтов стремился изобразить в своем внешнем облике и некоторые черты своего характера и то настроение, которое было присуще для него в тот период. Душевная доброта и мягкость невольно читаются в его выразительных глазах. Но вместе с тем сколько в них грусти, печали!

В стихотворении, датированном теми же годами, что и знаменитый автопортрет, я читаю:

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской

И, как преступник перед казнью,

Ищу кругом души родной…

После дела о «непозволительных стихах» Лермонтов был выслан на Кавказ в действующую армию. На поэте мундир Нижегородского драгунского полка. Фоном портрета является кавказский вид.

Личность поэта глубже и полнее познается в связи с теми людьми, которые были ему близки и дороги.

Портрет отца.

Ужасная судьба отца и сына

Жить розно и в разлуке умереть….

В этих стихотворных строках, вызванных смертью самого близкого ему человека, Лермонтов с глубокой горечью характеризует драматически сложившиеся отношения с отцом. Конфликт с Е.А.Арсеньевой, обострившийся после смерти жены, заставил Юрия Петровича (1787 – 1831) покинуть Тарханы и поселиться в Кропотове. С этих пор встречи отца и сына стали редкими. Отец любил сына и чувствовал в нем талант. В своем завещании он писал: «…ты одарен способностями ума. – не пренебрегай ими и всего более страшись употреблять оные на что-либо вредное и бесполезное: это талант, в котором ты должен будешь некогда дать отчет Богу! Благодарю тебя, бесценный друг мой. За любовь твою ко мне и нежное ко мне внимание…»

в стихотворении он пишет о любви к отцу:

Мы не нашли вражды один в другом,

Хоть оба стали жертвою страданья!

Екатерина Алексеевна Сушкова.

Рисунок М.Ю.Лермонтова на рукописи в стихотворения «Стансы».1830.

Лермонтов познакомился с Сушковой (1812 – 1868) весной 1830 года у М.А.Верещагиной. в том же году летом, когда Сушкова отдыхала близ Середниково, Лермонтов по-юношески пылко увлекся ею. Он посвятил ей целый ряд стихотворений, составивший так называемый «сушковский цикл». На рукописи стихотворения «стансы» он нарисовал портрет красивой девушки, по мнению большинства лермонтоведов запечатлел именно Сушкову. Она не отвечала ему взаимностью.

Варвара Александровна Лопухина (1815 – 1851)

Акварель М.Ю.Лермонтова. 1835 - 1838.

Три портрета посвятил одной женщине. На первом мы видим молодую женщину с большими ласковыми глазами. Прямой пробор подчеркивает правильные черты лица с удлиненным овалом.

Она не гордой красотою

Прельщает юношей живых,

Она не водит за собою

Толпу вздыхателей немых.

…………………………..

Однако все ее движенья,

Улыбки, речи и черты

Так полны жизни, вдохновенья,

Так полны чудной простоты.

На втором мы видим любимую женщину поэта в одежде испанской монахини. Любовь к Вареньке он сохранил до конца своей жизни. Чувство к ней было безотчетно, но глубоко и истинно. В 1835 году она вышла замуж за Н.Ф.Бахметева. Лермонтов тяжело переживал случившееся. . В его стихах звучат горестные мотивы утраченной любви.

Расстались мы; но твой портрет

Я на груди моей храню:

Как бледный призрак лучших лет,

Он душу радует мою.

Александр Аркадьевич Столыпин (Монго) в костюме курда.

Акварель м.Ю.Лермонтова. 1841.

А.А.Столыпин (1816 – 1858) приходился поэту двоюродным дядей с материнской стороны. С ним Лермонтова связывали длительные дружеские отношения. Они вместе закончили школу Гвардейских подпрапорщиков, служили в лейб-гвардии Гусарского полка. Вместе жили в Царском селе. В 1840 году приняли участие в военной экспедиции в Малую Чечню. Вместе приехали в Пятигорск на лечение в мае 1841 года. А.А.Столыпин прожил рядом с Лермонтовым последние два месяца его жизни. На дуэли поэта с Мартыновым он был негласным секундантом.

Своего друга изобразил в поэме «Монго»

…породы английской он был –

Флегматик с бурыми усами,

Собак и портер он любил,

Не занимался он чинами….

Пейзажная живопись.

Парус.

Акварель М.Ю.Лермонтова. 1828 – 1832.

И акварель и одноименное стихотворение были навеяны одним впечатлением. В своем письме из Петербурга в августе 1832 года, адресованном С.А.Бахметевой, Лермонтов пишет: «…на лодке ездил в море – короче, я ищу впечатлений, каких-нибудь впечатлений!...». Спустя несколько дней он опять пишет Бахметевой и включает в письмо два стихотворения: «Примите дивное посланье…» и «По произволу дивной власти…». В письме Лопухиной от 28 августа он включает стихотворение «Для чего я не родился этой синею волной?», где вновь встречается образ шумной волны, недоверчивого челнока. И наконец в письме Лопухиной от 2 сентября он полностью приводит текст своего знаменитого стихотворения «Парус», предваряя его коротким комментарием: «Вот еще стихи, которые я сочинил на берегу моря». Изображение моря и паруса в стихотворении и акварели объединены темпераментом, эмоциональным накалом.

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!...

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в стране родном?

Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой.

Акварель М.Ю.Лермонтова. 1835 – 1836.

Многие рисунки поэта запечатлели «проселочную» деревенскую Россию. В этой акварели Лермонтов «с отрадой, многим незнакомой», запечатлел приметы любимой им отчизны: мельницу, неширокую речку, тройку. Скачущую по проселочной дороге, «чету белеющих берез» на холме, дали, покрытые синеватой дымкой. Неподдельная искренность и поэтичность пейзажа акварели сливается с любовью к русской природе в стихотворении «Родина»:

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, мечтая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

Особое место в жизни и творчестве поэта занимает Кавказ. Впервые он побывал на Кавказе еще ребенком и навсегда влюбился в его неповторимую красоту

Покидая Кавказ, десятилетний Лермонтов страстно мечтал вернуться в этот край, который произвел на него огромное впечатление. В Тарханах он рисовал горы, бурные реки, всадников, лошадей.

Детский рисунок М.Ю.Лермонтова.

Бумага, акварель.

Внизу подпись на французском языке:

«М.Л.1825, 13 июня на Горячих водах».

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Люблю я Кавказ.

После первой ссылки на Кавказ он пишет картину.

Воспоминания о Кавказе.

Картина М.Ю.Лермонтова. масло. 1838.

Глядя на эту картину, невольно вспоминаются строки:

Синие горы Кавказа, приветствую вас!

Вы взлелеяли детство мое;

Вы носили меня на своих одичалых хребтах;

облаками меня одевали. Вы к небу меня приучили,

и я стой поры все мечтаю о вас да о небе.

М.Ю.Лермонтов

Кавказский вид с Эльбрусом

М.Ю.Лермонтов. 1837г.

Холст. Масло

Стихотворение «Тебе, Кавказ, суровый царь земли,…»

Там ветер машет вольными крылами,

Там ночевать слетаются орлы,

Я в гости к ним летал мечтой послушной

И сердцем был – товарищ их воздушный. 1838 – 1841

«Военно - Грузинская дорога близ Мцхета».

Картина была написана поэтом с натуры (так предполагают литературоведы) во время его путешествия по старой Военно-грузинской дороге. В пути Лермонтов тогда повстречал одинокого монаха, родом горца, который еще ребенком был пленен генералом Ермоловым и оставлен при монастыре. Так возник замысел поэмы «Мцыри», законченной поэтом в августе 1839 года. Картина воскрешает места, описанные в поэме. Мы видим место, «где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры». В правой части полотна изображен Мцхетский монастырь («из-горы и ныне видит пешеход столбы обрушенных ворот, и башни, и церковный свод…»), в «сумрачных стенах» которого томится герой лермонтовской поэмы.

На картине большую часть полотно занимает изображение неба. Я думаю, это не случайно. Оно так же окрыляет мечту живописца, как и мечту героя его поэмы.

Крестовый перевал

Картина Лермонтова. Масло. 1837 – 1838.

Романтическое восприятие кавказской природы, которая для него была «чудным миром», «где люди вольны. Как орлы», отразилось в живописных полотнах и стихах.

Стихотворение «Крест на скале»

В теснине Кавказа я знаю скалу,

Туда долететь лишь степному орлу,

Но крест деревянный чернеет над ней,

Гниет он и гнется от бурь и дождей.

Эпизод из сражения при Валерике.

Рисунок Лермонтова. 1840.

В многочисленных рисунках Лермонтова преобладает военная тематика. К числу лучших графических листов, отображающих «тревоги дикие войны» относится «Эпизод из сражения при Валерике». Рисунок создан по личным впечатлениям Лермонтова, который участвовал в сражении при Валерике (по-грузински – Река Смерти) и проявил в нем храбрость и воинскую смекалку. В изображении схватки русских войск и горцев мы видим переживания воинов в их движениях, жестах, выражении лиц: здесь и отчаянная решимость, и холодная, тупая жестокость, и мольба о пощаде. А в стихотворении «Я к вам пишу случайно, право…» Лермонтов дает описание боя, очень близкое по воплощению на рисунке.

Верхом помчались на завалы

Кто не успел спрыгнуть с коня…

«Ура!» - и смолкло. «Вон кинжалы,

В приклады!» - и пошла резня.

И два часа в струях потока

Бой длился. Резались жестоко,

Как звери, молча, с грудью грудь,

Ручей телами запрудили.

Хотел воды я зачерпнуть…

(И зной и битва утомили

Меня), но мутная волна

Была тепла, была красна.

Перестрелка в горах Дагестана.

Картина Лермонтова. Масло. 1840 – 1841.

Одной из поздних картин М.Ю.Лермонтова является Перестрелка в горах Дагестана, которая датируется 1840 – 1841гг. в картине пейзаж соединяется с батальной сценой, изображающей схватку русских с чеченцами. В основу картины легли впечатления о боевом походе по Дагестану. И эти же впечатления отображены в стихотворении «Сон», пейзаж которого близок пейзажу лермонтовского полотна.

Уступы скал теснилися кругом,

И солнце жгло их желтые вершины…

Заключение.

Таким образом, исследовав небольшую часть живописного и поэтического наследия Лермонтова, я пришла к выводу:

М.Ю.Лермонтов был щедро наделен природой не только поэтическим даром, но и талантом художника.

Свойственное поэту живописное видение мира нашло естественное отражение в его литературном творчестве. Живопись и поэзия объединены общностью тематики, мироощущения, впечатлений.

Использованная литература

  1. Мануйлов В.А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Пособие для учащихся. Л., Просвещение, 1976

  2. Библиотека учителя литературы. Межпредметные связи при изучении литературы в школе. М., Просвещение, 1990

  3. Лермонтовская энциклопедия, издательство Советская энциклопедия, 1981

  4. Собрание сочинений М.Ю.Лермонтова в двух томах.

  5. Т.А.Иванова. Лермонтов в Москве. Детская литература. М.1979

  6. Живые страницы . М, Детская литература, 1970




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательской работы: связь живописи и поэзии Лермонтова iconЗадачи урока: Воспитательные Воспитать любовь к родной природе и чувство патриотизма. Обучающие
Цель урока: показать внутреннюю связь поэзии, живописи и музыки на примере поэзии Николая Рубцова

Исследовательской работы: связь живописи и поэзии Лермонтова icon«Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!»...
Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки

Исследовательской работы: связь живописи и поэзии Лермонтова iconНаучно-исследовательская работа 4 Цель научно-исследовательской работы...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате проведения научно-исследовательской работы в семестре 7

Исследовательской работы: связь живописи и поэзии Лермонтова iconК. А. Баршт о типологических взаимосвязях литературы и живописи
«великим собранием человеческих благородных произведений». 2 Как пример отношения к этой проблеме пи­сателя показательна историко-эстетическая...

Исследовательской работы: связь живописи и поэзии Лермонтова iconЗадачи научно-исследовательской работы 4 Формы проведения научно-исследовательской...
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые для организации и проведения нир 11

Исследовательской работы: связь живописи и поэзии Лермонтова icon«Река поэзии бурлит, не умолкая Тема природы в поэзии М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. Фета»
Река,многоводная, глубокая, несет свои воды через леса и горы, через века и годы, а на гребнях ее волн стихи, очень много стихов,...

Исследовательской работы: связь живописи и поэзии Лермонтова iconРомантизм поэзии Михаила Лермонтова
Правда, еще мало кто читал его в подлиннике и знал его творчество полностью. Для литераторов-декабристов Байрон был одним из самых...

Исследовательской работы: связь живописи и поэзии Лермонтова iconТема урока: «Культура России в контексте европейской цивилизации 16 века»
Проследить причинно-следственную связь между развитием науки, архитектуры, литературы, живописи и историческими событиями

Исследовательской работы: связь живописи и поэзии Лермонтова iconПортреты Анны Ахматовой на границе живописи и поэзии Глава
Портретная живопись и художники на жизненном пути Ахматовой

Исследовательской работы: связь живописи и поэзии Лермонтова iconУрок внеклассного чтения по литературе в 6 классе. Тема: «Кистью, музыкой и словом»
Цель: Прививать любовь к русской поэзии, музыке, живописи. Учиться понимать смысл стихотворений, уметь их анализировать

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную