Программа учебного предмета «Музыкальная литература»






НазваниеПрограмма учебного предмета «Музыкальная литература»
страница1/8
Дата публикации26.04.2015
Размер0.8 Mb.
ТипПрограмма
l.120-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО», «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ

ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ

ПРОЕКТ

примерной программы по учебному предмету ПО.02.УП.03.МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Москва 2012

1


2

2




Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

  • Срок реализации учебного предмета;

  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
    учреждения на реализацию учебного предмета;


  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;

  • Цель и задачи учебного предмета;

  • Обоснование структуры программы учебного предмета;

  • Методы обучения;

  • Описание материально-технических условий реализации учебного
    предмета;


II. Учебно-тематический план

III. Содержание учебного предмета

  • Сведения о затратах учебного времени;

  • Годовые требования по классам;




  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

  2. Формы и методы контроля, система оценок




  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

  • Критерии оценки промежуточной аттестации в форме экзамена и итоговой
    аттестации;


  • Контрольные требования на разных этапах обучения;

VI. Шестой год обучения по учебному предмету «Музыкальная
литература» (9-й или 6-й класс)

VII. Методическое обеспечение учебного процесса

  • Методические рекомендации педагогическим работникам;

  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VIII. Список учебной и методической литературы

  • Учебники,

  • Учебные пособия;

  • Хрестоматии;

  • Методическая литература;

  • Рекомендуемая дополнительная литература.

3

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Музыкальная литература»
разработана на основе и с учетом федеральных государственных
требований к дополнительным предпрофессиональным

общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты» «Народные инструменты».

Музыкальная литература - учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки»; выпускной экзамен по музыкальной литературе является частью итоговой аттестации.

На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.

Содержание учебного предмета также включает изучение истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.

Учебный предмет «Музыкальная литература» продолжает образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета «Слушание музыки».


4

4
Предмет «Музыкальная литература» теснейшим образом взаимодействует с учебным предметом «Сольфеджио», с предметами предметной области «Музыкальное исполнительство». Благодаря полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам обучающиеся овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, что позволяет использовать полученные знания в исполнительской деятельности.

2. Срок реализации учебного предмета

Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 5 лет (с 4 по 8 класс).

Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет (с 1 по 5 класс).

Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета


Год обучения

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

Итого

Форма занятий

часов

Аудиторная (в часах)

33

33

33

33

49,5

181,5


5

5








Внеаудиторная (самостоятельная, в часах)

33

33

33

33

33

165

Максимальная учебная нагрузка по предмету «Музыкальная литература» составляет 346,5 часов.

В 9-м (6-м) классе учебная нагрузка распределяется следующим образом: аудиторная работа - 49,5 часа, самостоятельная (внеаудиторная) работа - 33 часа, максимальная учебная нагрузка - 82,5 часа.

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Форма проведения занятий по предмету «Музыкальная литература» - мелкогрупповая, от 4 до 10 человек.

5. Цель и задачи учебного предмета «Музыкальная литература»
Программа учебного предмета «Музыкальная литература»

направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося.

Целью предмета является развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Задачами предмета «Музыкальная литература» являются:

  • формирование интереса и любви к классической музыке и
    музыкальной культуре в целом;

  • воспитание музыкального восприятия: музыкальных
    произведений различных стилей и жанров, созданных в разные
    исторические периоды и в разных странах;

  • овладение навыками восприятия элементов музыкального языка;

6

• знания специфики различных музыкально-театральных и

инструментальных жанров;

  • знания о различных эпохах и стилях в музыкальном искусстве;

  • умение работать с нотным текстом (клавиром, партитурой);

  • умение использовать полученные теоретические знания при
    исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

• формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной
мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к
вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее
профессиональные программы.

6. Обоснование структуры программы учебного предмета Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Учебно-тематический план и содержание учебного предмета «Музыкальная литература» для 9 (6) класса представлены в самостоятельном разделе.
7. Методы обучения

7

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, рассказ, беседа);

  • наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);

  • практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-технические условия, необходимые для реализации учебного предмета «Музыкальная литература»:

  • обеспечение доступом каждого обучающегося к библиотечным
    фондам, формируемым по полному перечню учебного плана;

  • укомплектование библиотечного фонда печатными и/или
    электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-
    методической литературы, а также изданиями музыкальных произведений,
    специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами
    оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме,
    соответствующем требованиям программы;

  • наличие фонотеки, укомплектованной аудио- и видеозаписями
    музыкальных произведений, соответствующих требованиям программы;

  • обеспечение каждого обучающегося основной учебной
    литературой;

  • наличие официальных, справочно-библиографических и
    периодических изданий в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100
    обучающихся.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Музыкальная литература», оснащаются пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, видео-оборудованием, учебной

8

мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями, имеют звукоизоляцию.

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Для учащихся 4 класса (освоивших курс учебного предмета «Слушание музыки в 1-3 классах) содержание тем первого года обучения раскрывается с учетом полученных знаний, умений, навыков.

Предлагаемые музыкальные примеры для прослушивания в классе могут быть дополнены или заменены другими по выбору преподавателя, в зависимости от сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

1 год обучения

1 четверть

Тема: Элементы музыкальной речи. Характер музыкальной темы. Развитие музыкальной темы.

Количество часов

Элементы музыкальной речи

3

Образное содержание тем и особенности музыкального языка

1

Развитие темы. Повторность. Секвентность.

1

Развитие темы. Вариантность.

1

Анализ пьес из репертуара учащихся

1

Контрольный урок

1

2 четверть

Тема: Музыкальные тембры. Жанр оперы.

Количество часов

Симфонический оркестр. Партитура.

2

Вокальные тембры. Женские и мужские голоса.

2

Жанр оперы. М.Глинка «Руслан и Людмила»

3

Контрольный урок

1


9

9




3 четверть

Тема: Формы музыкальных произведений.

Количество часов

Период. Предложение. Каденция. Одночастная форма.

1

Двухчастная форма. Куплетная форма.

1

Трёхчастная простая форма.

1

Форма рондо

1

Форма вариации.

1

Трёхчастная сложная форма.

1

Сонатная форма.

2

Сонатно-симфонический цикл.

1

Контрольный урок.

1
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебного предмета «Музыкальная литература» iconПояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Программа учебного предмета «Музыкальная литература» iconПрограмма учебного предмета «Музыкальная литература»
Музыкальная литература учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки»; выпускной...

Программа учебного предмета «Музыкальная литература» iconПрограмма учебного предмета «Музыкальная литература»
Мбу до «Детская школа искусств» на основе примерной программы, разработанной А. И. Лагутиным, «Музыкальная литература» 2002 год,...

Программа учебного предмета «Музыкальная литература» iconРабочая программа по учебному предмету «Музыкальная литература»
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Программа учебного предмета «Музыкальная литература» iconОбщеобразовательная программа в области хореографического искусства...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Программа учебного предмета «Музыкальная литература» iconПояснительная записка Введение рабочая программа по литературе для...
Ка учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Программа учебного предмета «Музыкальная литература» iconПрограмма учебного предмета по. 02. Уп. 03 Музыкальная литература
Разработчик: Прибыткова А. В., преподаватель музыкально-теоретических дисциплин мбоу дод «дши №1»

Программа учебного предмета «Музыкальная литература» iconПрограмма учебного предмета по. 02. Уп. 03 Музыкальная литература
Разработчик: Прибыткова А. В., преподаватель музыкально-теоретических дисциплин мбоу дод «дши №1»

Программа учебного предмета «Музыкальная литература» iconПрограмма учебного предмета музыкальная литература для 4-7 классов
Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры дополнительного образования детей

Программа учебного предмета «Музыкальная литература» iconПояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место...
Разработчик: Балыкина Оксана Александровна – преподаватель муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную