Дисциплина сдм. 04 Проза и поэзия 1920 – 1930-х годов в контексте литературного движения эпохи






Скачать 58.57 Kb.
НазваниеДисциплина сдм. 04 Проза и поэзия 1920 – 1930-х годов в контексте литературного движения эпохи
Дата публикации28.04.2015
Размер58.57 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Литература > Документы
ДИСЦИПЛИНА СДМ.04

ПРОЗА И ПОЭЗИЯ 1920 – 1930-х ГОДОВ В КОНТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ДВИЖЕНИЯ ЭПОХИ
Автор-составитель программы – Н.М. Малыгина, доктор филологических наук, профессор.
Направление: «540300 Филологическое образование»

Форма обучения: очная

Курс: 1

Семестр: 2

Количество часов на дисциплину: 100

Количество аудиторных часов на дисциплину: 32,

из них лекций – 16
Цель дисциплины: создание представлений о развитии русской прозы и поэзии 1920-1930-х годов в контексте литературного движения и общественно-исторической ситуации эпохи.

Задачи дисциплины:

- анализ творчества поэтов и прозаиков и его места в литературном процессе 1920-1930-х годов;

  • расширение и углубление знаний об эстетическом многообразии русской литературы 1920-х годов, характеристика периода 1932–1941-го годов как качественно нового этапа в развитии русской литературы;

  • формирование представлений о целостной картине постреволюционной эпохи как метатексте, созданном советскими поэтами и прозаиками, работавшими на Родине;

  • развитие навыков анализа литературных произведений в реальном контексте; выявления в произведениях разных авторов ключевых образов и фрагментов, отразивших неповторимый облик современности и основные исторические события 1920-1930-х годов;

  • создание концептуальной базы для научно-исследовательской работы в области литературоведения.


Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Дисциплина является курсом, обеспечивающим необходимые знания сложном и творчески многообразном периоде истории русской литературы советского периода, развивавшейся в условиях небывалого социального эксперимента: первых пятилеток, индустриализации, коллективизации, массовых переселений крестьян и репрессий, коснувшихся всех своев общества.

Аналитическое прочтение и истолкование шедевров русской поэзии и прозы, созданных гениальными художниками: Горьким, Маяковским, Ахматовой, Мангдельштамом, Пастернаком, Зощенко, Булгаковым, Платоновым требуют развития мышления магистрантов, углубления их знаний об истории страны, предполагает обращение к ранее недоступным секретным документам, теперь опубликованным, достоверно освещающим историческим события, происходившие в СССР 1920-1930-х годов , – документам, которые определяли общественно-политическую и литературную ситуацию, а также - судьбы писателей.

Знание литературной и общественной жизни 1920-1930-х годов дает возможность молодому филологу и специалисту в области литературоведения глубже понять произведения талантливых писателей, сумевших вопреки трагическим обстоятельствам сохранить духовную свободу и творческий дар.

Это позволяет выяснить глубокую причастность поэтов и прозаиков к драматическим событиям современной литературной и общественной жизни.

Отбор материала определяется необходимостью ознакомить магистрантов-филологов с современными литературоведческими исследованиями, предлагающими новый взгляд:

  • на творческие биографии изучаемых писателей: Горького, Маяковского, Есенина, Ахматовой, Мандельштама, Пастернака, Зощенко, Платонова;

  • на литературу изучаемого периода как целостный метатект, пронизанный системой ключевых образов и мотивов, продиктованных эпохой строительства социализма ;

  • на возможности интерпретации сложных текстов художественных произведений;

  • на принципы анализа поэтических и прозаических произведений;

  • на усилившееся в 1920-1930-е годы взаимовлияние поэзии и прозы.

Содержание дисциплины определяется задачами курса и его взаимодействием с историей литературы, литературным движением 1920-1930-х годов и историей советского периода в жизни страны. Предлагаемая дисциплина ориентируется на возрастающую потребность в литературном образовании, развивающем личность магистранта интеллектуально, духовно и творчески.

Текущая аттестация


В течение семестра знания проверяются в письменной и устной форме. Проводятся письменные работы по материалам лекций, предлагается составление библиографии и сбор материала по конкретным темам, которые дисциплинируют магистранта, позволяют ему самому оценить уровень своих знаний и навыков самостоятельного анализа текстов произведений.

Итоговая аттестация


Курс завершается устным зачетом, который основан на результатах текущего контроля – письменных опросов по материалам лекций, выполнения самостоятельных работ. На зачете проверяется усвоение теоретического материала дисциплины, усвоения ее базовых понятий, приобретенные практические навыки анализа и интерпретации литературных произведений.

Основное содержание дисциплины


Связь с творческих биографий писателей и эстетических принципов создаваемых ими произведений программами и эволюцией литературных групп 1920-х годов.

Горький в литературной жизни 20-х годов и судьбах писателей. Отношение Горького к теории пролетарской культуры А. Богданова и А. Луначарского. Эволюция Горького в период с 1917 года до конца жизни писателя, причины изменение позиций Горького со времени написания «Несвоевременных мыслей» до создания очерка «В.И. Ленин». Отъезд Горького в эмиграцию(1921) и возвращение в СССР(1928). Рассказы Горького 1920-х годов и «Жизнь Клима Самгина».

Роль Горького в организации Первого съезда писателей (1934), создании союза советских писателей, командировок писателей на стройки социализма и проектов коллективных книг.
Маяковский и Леф. Журналы «Леф» и «Новый леф». Эстетические принципы литературного авангарда в лирике и поэмах Маяковского. Уход Маяковского в РАПП. Реакция рапповцев и общественный резонанс самоубийства Маяковского. Отклики Пастернака на смерть Маяковского.

Пастернак и Центифуга, Пастернак и Леф. Отношение поэта к событиям литературной жизни. Поездка в Берлин (1922-1923). Поэтика поэмы «Высока болезнь». Символика образов. Участие в «Лефе» и разрыв с ним в 1927 году. Проницательность оценки Пастернаком Резолюции ЦК РКП (б) 1925 года. «Сестра моя жизнь»(1922), переделка книги «Поверх барьеров»(1929). Проза поэта: «Детство Люверс», «Письма из Тулы», «Охранная грамота» .

Пастернак на Первом съезде СП. Начало работы над романом «Доктор Живаго».

Есенин и имажинисты. Эстетические принципы имажинизма. «Ключи Марии». Поэзия и проза Есенина в связи с эволюцией литературной группы.

Зощенко и «Серапионовы братья». Вступление Зощенко в литературу и собрания «Серапионовых братьев» в начале 20-х годов. Трагическое содержание и поэтика рассказов 1920-х годов, «Сентиментальных повестей».

Эволюция Зощенко: научно-художественные повести «Возвращенная молодость» и «Голубая книга».

Платонов и принципы пролетарской литературы, авангарда, «Перевала». Участие в создании воронежского Пролеткульта, пролетарская поэзия, статьи о новом искусстве, об отношении к идее искусства - «жизнестроения», отклики на Резолюцию ЦК РКП (б) 1925 года: «Фабрика литературы». Первая книга прозы (1927). Начало травли: публикация очерка «Че-Че-О»(1928) в соавторстве с Пильняком, публикация рассказа «Усомнившийся Макар»(1929). Репутация «попутчика» и «попильнячка». Конфликты с РАПП. История создания романа «Чевенгур»(1928), повести «Котлован»(1930).Политический скандал из-за публикации «бедняцкой хроники» «Впрок»(1931). Переписка и встреча с Горьким.

Творческий вечер Платонова 1932 года. Командировки в Среднюю Азию: «Такыр», «Джан». Вступление в СП. Рассказы и роман 1930-х гг.

Основные понятия дисциплины


  • эстетические принципы пролеткульта, авангарда, имажинизма, теория неореализма; документы, определявшие политику партии в области литературы,

  • коллективизация и нидустриализация, пятилетний план, ГОЭЛРО, НЭП, ФОСП,

  • критические дискуссии 1920-1930-х, Дом искусств (ДИСК), Дом печати, футуризм и «Леф», «Перевал», «Центрифуга», РАПП, Пролеткульт, богостроительство, ТЕО, Всемирная литература,

- жанры прозы и поэзии, метатекст, интерстекст, образная система стихотворного цикла, образы-символы; мотив и лейтмотив.

Организация самостоятельной работы


Для самостоятельной подготовки к итоговой аттестации магистрантам предлагается список вопросов по проблемам, затронутым при изучении творчества писателей и отдельных произведений и дается список литературы для их подготовки.


Список рекомендуемой литературы

Основная


Русская литература ХХ века. В двух томах. Т.1. 1920-1930-е годы. Учебное пособие. Под ред. Л.П. Кременцова З-е изд. М.: Изд-во Асаdemia. 2005.

История русской литературы ХХ века. В четырех книгах. Книга первая. 1910-1930-е годы. Учебное пособие. Под ред. Л.Ф. Алексеевой. М.: Высшая школа. 2005.

Русские поэты ХХ века: избранные имена. Учебное пособие. Под ред. Н.М. Малыгиной. М.: Наука; Флинта. 2006.

Малыгина Н.М. Андрей Платонов: поэтика «возвращения». М.: ТЕИС. 2005.

Флейшман Л. Борис Пастернак в двадцатые годы. СПб.: Академический проект. 2003.

Флейшман Л. Борис Пастернак и литературное движение 1930-х годов. СПб.: Академический проект. 2005.

Дополнительная


«Счастье литературы». Государство и писатели. 1925 –1938. Документы. М. 1997.

Шенталинский В. Рабы свободы. В литературных архивах КГБ. М.: Парус. 1995.

Лубянка. Сталин и ВЧК–ГПУ–ОГПУ–НКВД. Архив Сталина. Документы высших органов партийной и государственной власти. Январь 1922 – декабрь 1936. Под ред. Акад. А.Н. Яковлева. М.: МФД. 2003.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дисциплина сдм. 04 Проза и поэзия 1920 – 1930-х годов в контексте литературного движения эпохи iconЛ. И. Мингазова Татарскую детскую поэзию 1920-1960-х годов можно...
Татарская детская поэзия 1920-1960-х годов: идейно-философское содержание, эволюция

Дисциплина сдм. 04 Проза и поэзия 1920 – 1930-х годов в контексте литературного движения эпохи iconНовые поступления библиотеки факультета в ноябре 2011 года литературоведение и персоналии
В поисках новой идеологии: социокультурные аспекты русского литературного процесса 1920 1930-х годов : сб. / Имли ран; отв ред. О....

Дисциплина сдм. 04 Проза и поэзия 1920 – 1930-х годов в контексте литературного движения эпохи iconПроблема литературного контекста и жанровых традиций в лирике иосифа уткина
Проблема литературного контекста и жанровых традиций в лирике иосифа уткина 1920–1930-х годов

Дисциплина сдм. 04 Проза и поэзия 1920 – 1930-х годов в контексте литературного движения эпохи iconОбщая характеристика диссертации актуальность темы исследования
В связи с этим выделяют следующие этапы ее развития: литература начала XX века, период тоталитарного режима и политических репрессий...

Дисциплина сдм. 04 Проза и поэзия 1920 – 1930-х годов в контексте литературного движения эпохи iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
На тему: Мемуаристика В. Ф. Ходасевича в контексте эмигрантской прессы 1920-1930-х гг на материалах сборников «Некрополь» и «Белый...

Дисциплина сдм. 04 Проза и поэзия 1920 – 1930-х годов в контексте литературного движения эпохи iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
На тему: Мемуаристика В. Ф. Ходасевича в контексте эмигрантской прессы 1920-1930-х гг на материалах сборников «Некрополь» и «Белый...

Дисциплина сдм. 04 Проза и поэзия 1920 – 1930-х годов в контексте литературного движения эпохи iconМногообразие медитативного опыта
Америке автор книг и статей о буддийской медитации – принадлежит к тому поколению "искателей новых измерений", становление которого...

Дисциплина сдм. 04 Проза и поэзия 1920 – 1930-х годов в контексте литературного движения эпохи iconПроза леопольда фон захера-мазоха в литературном контексте эпохи реализма
...

Дисциплина сдм. 04 Проза и поэзия 1920 – 1930-х годов в контексте литературного движения эпохи iconПрограмма дисциплины Научно-исследовательский семинар «Русская проза...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....

Дисциплина сдм. 04 Проза и поэзия 1920 – 1930-х годов в контексте литературного движения эпохи iconВлияние книжной культуры на становление советского гражданина в 1920-1930-е годы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную