«мутуалистические взаимоотношения: человек берёза» Песочнодубровская средняя общеобразовательная школа (моу пдсош)






Скачать 75.57 Kb.
Название«мутуалистические взаимоотношения: человек берёза» Песочнодубровская средняя общеобразовательная школа (моу пдсош)
Дата публикации04.05.2015
Размер75.57 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Литература > Документы
Демендеев Дмитрий, Ревтов Георгий, Непомнящая Виктория, Тогущакова Екатерина – 7 класс, Сотникова Мария, Красникова Надежда – 9 класс

«МУТУАЛИСТИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ: ЧЕЛОВЕК - БЕРЁЗА»

Песочнодубровская средняя общеобразовательная школа (МОУ ПДСОШ)

Руководитель: Легалина М.С., учитель экологии

1.) Введение. Актуальность проблемы

Как возникла проблема исследования?

На уроках литературы и музыки мы часто встречаемся с писателями, которые излагают свои мысли и чувства в стихи и песни о березе. Почему же ей уделяют большое внимание? Может потому что она символ России? Или потому, что русский человек не мыслит свою жизнь без этого творения природы?

Нам стало интересно, что берёзу можно рассмотреть ещё и с биологической, медицинской и экологической точек зрения, чтобы найти истину отношений между человеком и берёзой.

Эта идея нас заинтересовала, и мы решили заняться воплощением её в проект.

Имея опыт в исследовании, включились в работу.

Обозначили проблему, придумали название работы. Выделили этапы исследования, распределили роли. Отсюда цель исследования: Характеризовать степень отношения человека к берёзе, методом собирательного образа.

Задачи, которые мы определили:

1) Провести мониторинг «Что значит для нас берёза»

2) Установить зависимость жизнедеятельность человека от берёзы.

3) Определить степень её превосходства в экосистемах, над другими видами деревьев.

Выдвинули гипотезу: Возможно, берёза стала символом России, потому что она неразрывно связана с человеком, душой и мыслями его.

Этапами исследования у нас были:

I. Подготовительный –

Выбор методики, изучение теории.

- Разработка плана исследования:

-Анализ био, медлитературы, литературы связанной с тест – объектом,

- Работа с научной, энциклопедической литературой.

II. Основной: Провести мониторинг.

Установить зависимость жизнедеятельности человека от берёзы.

Провести исследование.

  • Берёза в природе, литературе, медицине, народном хозяйстве.

Особое внимание было уделено наблюдению за внешним видом тест – объекта;

Подбору литературных произведений связанных с берёзой;

Нахождению применения лечебных свойств берёзы в народной медицине, а также выявление мутуалистических отношений «человек – берёза».

Определить степень превосходства берёзы в нашей местности.

Узнать значение лечебных свойств берёзы для человека.

Данные анализа внести в таблицы, построить диаграммы, проанализировать, сравнить, сделать соответствующие выводы.

Собрать собственный материал.

- фотоматериал, теоретический и практический (таблицы, диаграммы), обзор литературы, СМИ.

III. Заключительный этап: формулирование результатов исследования и выводов и защита проекта.

В своей работе мы использовали следующие методы:

  • Изучение теории (Подбор литературы по исследованию. Работа с научной и статистической литературой. Использование компьютерной технологии).

  • Техника биоиндикации (Подобрали методику - собирательного образа)

Собрали собственный материал

Поработав с учебной, биологической, медицинской, научной литературой научились анализировать, сравнивать, строить диаграммы. Наш накопленный жизненный опыт поможет в дальнейшем определиться с выбором будущей профессии.

Считаем, что выбранная нами тема актуальна, имеет ни только познавательный, но научный характер. Накапливаем знания в области исследования. Научились наблюдать, анализировать, прогнозировать и делать соответствующие выводы к работе.

Данную работу можно использовать на уроках биологии, экологии, литературы, внеклассных экологических и фольклорных мероприятиях.

Брошюра послужит домашним путеводителем в каждой семье школьника.

Место проведения исследования: с. Песочнодубровка, её окрестности.

Сроки проведения: май 2010г - апрель 2011г.

  1. Первое исследование мы провели на изучение тест - объекта.

Вид - Берёза бородавчатая или повислая (Betula pendula)

Широко распространённая лесообразующая порода. Чаще связана с бедными, хорошо дренированными почвами. Берёза светолюбива, легко вытесняется более долгоживущими и крупными деревьями. Берёза имеет наибольший ареал. За пределами России распространена почти по всей Европе. В горы эта берёза поднимается до высоты 2 100—2 500 м над уровнем моря.

Из биолитературы мы узнали, что во всем мире около – 140 видов берёз, а в

нашей стране произрастает - 73 вида березы.

В литературных источниках мы нашли описание только 31 вида берёз

- повислая, пушистая, карликовая, черная, вишневая, бумажная, ребристая, каменная, карельская, лещинолистая, с шаровидными сережками, полезная, белая, китайская…

В Сибирских лесах растет 8 видов белоствольных берез.

А вот у нас, в нашей местности – только 3 вида (пушистая, плакучая или повислая, которая имеет другие названия: берёза бородавчатая, европейская белая. Иногда называют траурной.

2. О, сколько в жизни надо испытать и вынести, чтоб стройной да кудрявой,

Да белою березонькою стать! Когда-то написала эти строки поэтесса Баева

А почему она белая?

Если снять с дерева кусочек коры, то на пальцах останется что-то вроде белого порошка. Это вещество называется *бетулин и высыпается он из клеток коры.

Под тонкой и белой корой находится *береста — это та же пробка, что и у пробкового дуба, но у березы этот слой более тонкий.

Поверх белого ствола вытянуты темные горизонтальные полосы. Это чечевички. Они легко отслаиваются, так как состоят из той же пробки.

В рощах от белых стволов берез светло даже ночью.

Наши предки - славяне чтили главную богиню, мать всех духов и богатств на земле. Ее называли Берегиня. Наверное, Бе­региню почитали в образе священного белого дерева - русской березы.

3. Так как мы сельские жители, то знаем, что берёза имеет широкое и разностороннее применение в народном хозяйстве:

  • Не обходимся без берёзовых дров; Весной без берёзового сока;

  • Летом не спастись без дёгтя от гнуса; Круглый год мы любим, париться в бане берёзовым веничком;

  • В обиходе у наших селян короба, шкатулки, туеса и даже симпатичные женские украшения, а ещё конфеты, в названии которых встречается «белая берёзка»

Мы решили узнать у своих сверстников, а что же они знают о берёзе?

Составили вопросы анкеты (10), провели анкетирование, проанализировали, построили диаграмму и получили результат: Информации у наших сверстников 7-9 классов недостаточно о берёзе в целом.

4. Своё исследование мы продолжили в литературе

Любят в России белую березу. Издавна в ней видели символ девичьей красоты, нежности, воспевали в песнях за ту теплоту и радость, которую она дарит людям.

Отчего так в России берёзы шумят? Отчего белоствольные всё понимают?
У дорог, прислонившись по ветру, стоят и листву так печально кидают…

А песен о берёзах оказалось такое множество и все они о любви к Родине, к берёзе русской и тоске по родным местам, куда нас так тянет, куда мы непременно всегда возвращаемся…

Много прекрасных слов сказано поэтами о березе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющи­еся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. В стихотворениях поэта С.А.Есенина береза стала символом родины, горячо любимой им России.

Я навек за туманы и росы полюбил у березки стан,

И ее золотые косы, и холщовый ее сарафан. С. Есенин

Таким образом, береза стала поэтическим олицетворением России.

Береза всегда вдохновляла русских художников, таких как Саврасов, Левитан и Шишкин. Задушевностью наполнены их пейзажи. Например, Шишкин в 1871 г написал пейзаж «Берёзы после бури». Неизвестный художник «На охоте». Л.Тихомиров «Мороз и солнце».

Исследуя жанр сказки «Отслужил солдат», мы нашли присутствие в ней одушевлённой берёзы.

А, сколько было посвящено праздников берёзке на Руси. Один из них "Зеленые святки ". Такой праздник мы проводили и у себя в школе.

А всем известный нам праздник Троица, является одним из любимейших праздников русского народа.

По преданию, девушки веночки в воду бросали, чтобы березка силу свою земле-матушке отдала, новый урожай вырастила.

5. Далее мы провели исследование о лечебных свойствах берёзы в медицинской литературе в и народной медицине.

Береза не только одно из любимых человеком деревьев. Оно покоряет его силою своих разных ценных качеств, свойств.

Береза – это «живая» аптека: почки, листья, побеги, гриб чага, сок березы издавна помогают нам бороться с болезнями, укрепляют здоровье.

Мы нашли множество лечебных, профилактических, косметических и кулинарных рецептов, которые можно использовать ежедневно и быть здоровым…

6. Далее мы рассмотрели берёзу с экологической точки зрения, т.е. выявили мутуалистические отношения между человеком и берёзой.

В природе мутуалистические взаимоотношения считаются взаимовыгодными (симбиотическими) или когда один имеет пользу от другого.

Мы считаем, что между человеком и берёзой существуют ярко выраженные мутуалистические отношения:

  • Берёза даёт человеку: сок, веники, дёготь, дрова, чистый воздух, вдохновение.

  • Человек в свою очередь сажает берёзовые рощи, привлекает птиц (развешивает гнездовья) для уничтожения вредителей, воспевает её красоту в песнях, стихотворениях, сказках, дети уже с детсадовского возраста инсценируют отношения человека с природой, находя в них как хорошие, так и плохие отношения, человек является больше потребителем.

Исходя из разносторонних видов исследования, мы провели их сравнительный анализ.

Итак, В ходе данного исследования был проведен мониторинг тест - объекта: берёза в природе, анкетирование учащихся, мониторинг литературы разного направления и сделан анализ воздействия человека на жизнедеятельность берез в природе. В результате мониторинга

Выявлено: сколько берёз в мире, России, Сибири, у нас;

Анкетирование сверстников показало, что знаний о берёзе недостаточно, а жизнь человека невозможна без берёз.

Установлено:

-Береза стала олицетворением России.

-Береза одно из любимых человеком деревьев.

-Береза покоряет силою своих разных ценных качеств, свойств.

-А мы должны беречь и рационально её использовать.

Жизнь берёзы зависит от деятельности человека, а жизнедеятельность человека связана прочными мутуалистическими отношениями с берёзой

Определили: степень превосходства берёзы над другими видами деревьев. Мы проживаем в лесостепной природной зоне, у нас преобладают берёзово-осиновые колки разной величины.

Необходимо проводить природоохранные мероприятия по спасению и приумножение численности видов берёз.

На основании полученных данных исследования мы доказали,

В России берёза - символ нашей Родины. Чем и подтвердили выдвинутую нами гипотезу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. М. Аксёнова «Энциклопедия для детей». Аванта. Биология. 2007

  2. Л. А. Багрова «Я познаю мир» Аст. 2000

  3. А. Кочаров «Растения леса» Эгмонт Россия 2002

  4. Л. Моисеева «Лечебник для всей семьи» Дом 21 век 2007

  5. П. И. Сидоров. «Золотая книга народной медицины» Вече 2005

  6. Газета «Веста». Апрель 2010

  7. Л. Н. Ердаков Учебник экология 5-8 класс.

  8. И.Ю. Фатиева «Мир растений» Серия «Эрудит» Издательство Мир книги 2006

  9. Т.М. Чухно Иллюстрированный словарь «Животные и растения» Москва ЭКСМО 2006






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«мутуалистические взаимоотношения: человек берёза» Песочнодубровская средняя общеобразовательная школа (моу пдсош) iconО школьной библиотеке моу «ильинская средняя общеобразовательная школа» Общие положения
Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. №436-фз «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; Федеральным...

«мутуалистические взаимоотношения: человек берёза» Песочнодубровская средняя общеобразовательная школа (моу пдсош) iconРасписание занятий группы экстерната (12Б) учебно-консультационного...
Б учебно-консультационного пункта моу «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Светлогорска

«мутуалистические взаимоотношения: человек берёза» Песочнодубровская средняя общеобразовательная школа (моу пдсош) iconПояснительная записка Учебный план моу "Ульканская средняя общеобразовательная...
Муниципального общеобразовательного учреждения Ульканская средняя общеобразовательная школа №2

«мутуалистические взаимоотношения: человек берёза» Песочнодубровская средняя общеобразовательная школа (моу пдсош) iconРасписание учебных занятийдля 10-11 классов I смены на II -полугодие...
Моу «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым

«мутуалистические взаимоотношения: человек берёза» Песочнодубровская средняя общеобразовательная школа (моу пдсош) iconПояснительная записка к учебному плану Общая характеристика учебного...
Учебный план моу «Мяксинская средняя общеобразовательная школа» – нормативный правовой документ, устанавливающий перечень учебных...

«мутуалистические взаимоотношения: человек берёза» Песочнодубровская средняя общеобразовательная школа (моу пдсош) iconУчебно-материальной базы моу «Новошимкусская средняя общеобразовательная...
Оставе: госинспектора мэо гибдд мвд по Чувашской Республике майора милиции Яковлева В. И., директора моу «Новошимкусская средняя...

«мутуалистические взаимоотношения: человек берёза» Песочнодубровская средняя общеобразовательная школа (моу пдсош) iconПрограмма рассчитана на 1 учебных года. Автор программы: Всеволодова...
Мбоу "Бабаевская средняя Директор моу «Бабаевская средняя общеобразовательная школа №1" общеобразовательная школа №1»

«мутуалистические взаимоотношения: человек берёза» Песочнодубровская средняя общеобразовательная школа (моу пдсош) iconПояснительная записка Учебный план моу "Ульканская средняя общеобразовательная...
Учебный план моу "Ульканская средняя общеобразовательная школа №2" (лицензия №0000928, регистрационный №6307 от 19. 06. 13; свидетельство...

«мутуалистические взаимоотношения: человек берёза» Песочнодубровская средняя общеобразовательная школа (моу пдсош) iconПланирование приобретения учебников, учебных пособий моу «Средняя...
Планирование приобретения учебников, учебных пособий моу «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма»

«мутуалистические взаимоотношения: человек берёза» Песочнодубровская средняя общеобразовательная школа (моу пдсош) iconМоу «Никольская средняя общеобразовательная школа»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную