Образ берёзы в устном народном творчестве 4






Скачать 247.06 Kb.
НазваниеОбраз берёзы в устном народном творчестве 4
Дата публикации04.05.2015
Размер247.06 Kb.
ТипАнализ
l.120-bal.ru > Литература > Анализ

Содержание


Содержание 1

Введение 2

Образ берёзы в устном народном творчестве 4

Образ березы в творчестве С. Есенина и О. Даниловой-Пушкарь 6

Особенность трактовки образа березы в лирике О.И.Даниловой-Пушкарь 10

Анализ стихотворения Ольги Даниловой-Пушкарь «Как хорошо в моей России» 12

Заключение 15

Список литературы 16

Приложение 1 17

Таблица «Образ березы в лирике О.И.Даниловой-Пушкарь» 17

Приложение 2 18

Стихи Даниловой - Пушкарь 18

Приложение 3 27

Слово о тюменском поэте 27


Введение


Береза – одно из распространенных деревьев средней полосы России, ее называют русским деревом. Береза отличается от всех деревьев. Она своеобразна своей белоснежной корой, удивительно красива. И растет только в России, этой неповторимой самобытностью она и дорога всем. Поэтому, наверное, береза стала поэтическим символом России.

Сказители и поэты видели в березе ту нежную женственность, ту милую и задушевную красоту, ту светлую гордость, которая звучала для них в имени «Россия». Говоря о берёзе, «стране березового ситца» мы вспоминаем С.Есенина. Но только ли с родиной, с Россией ассоциируется образ березы? Всегда ли поэты следуют за есенинской трактовкой этого поэтического образа? Есть ли место образу березы в лирике тюменских поэтов?

Читая сборник «Как хорошо в моей России» О.И. Даниловой–Пушкарь, мы отметили, что в её стихотворениях главный лирический герой - это природа: реки, пашни, мухомор, боровички, сосны, березы, рябины, клен, вяз…

Лесов горизонтные башни

Стоят, словно стражи, века,

Разбужены чёрные пашни

И инею лентой - река.

Берёзы колышутся, сосны [2,4]
Густо алеет рябины,

Оранжевет шафран…

Осень развесит картины,

Что исцеляют от ран[2,10]

Актуальность работы заключается в том, что краеведческая современная литература мало изучена, но интересна сегодняшнему читателю.
При подсчете обнаружили, что береза встречается чаще, чем все остальные названия деревьев. Случайно ли такое предпочтение тюменского поэта есенинскому образу березы?

Цель: символика образа березы в стихотворениях тюменского поэта О.И. Даниловой-Пушкарь

Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

1) рассмотреть образ березы в устном народном творчестве;

2) выяснить, как раскрывается образ березы в произведениях С.Есенина;

3) составить сопоставительную таблицу образа березы в творчестве С.Есенина и О.И.Даниловой-Пушкарь;

4) проанализировать стихотворение О.И.Даниловой-Пушкарь «Как хорошо в моей России»;

5) определить символику образа березы в стихотворениях О.И. Даниловой-Пушкарь

Предмет: образ берёзы

Объект: сборник стихотворений О.И.Даниловой-Пушкарь «как хорошо в моей России»

При написании работы использовали следующие методы исследования: наблюдение, поиска, сравнения и анализа.

Новизна работы состоит в том, что впервые сделана попытка выявить общее и особенное в трактовке образа березы в устное народное творчество, лирике С.Есенина и О.Даниловой-Пушкарь.

Образ берёзы в устном народном творчестве


В старину о березе говорили как о дереве, которое может делать четыре дела: первое дело - это мир освещать, второе дело – это крик утешать, третье дело – это больных исцелять, четвертое дело – чистоту соблюдать.

О березе сложили много загадок. В некоторых из них опирались на свойства коры березы: «Дотронься летом до ствола этого дерева. Он прохладный даже на солнцепеке. Такое может быть только у одного дерева в мире: это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце».

В других березу сравнивали с девушками-подружками:

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки.

Обычно в загадках береза предстает перед нами в белом сарафане, с зелеными косами или сережками:

В белом сарафане встала на поляне,

Летели синицы, сели на косицы

Иногда при описании березы употребляются краткие прилагательные: Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не человек; или перечисляются основные отличительные признаки березы с помощью однородных существительных: Стоит Алена – платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан; или с помощью однородных глаголов: Ствол белеет, шапочка зеленеет, стоит в белой одежке, свесив сережки.

Есть немало народных примет, которые опираются на состояние березы и предсказывают погоду: из березы течет много сока – к дождливому лету;

коли береза наперед опушается, то жди сухого лета; в октябре лист на дереве держится; если с березы листья опали не полностью – жди суровую зиму; если береза вперед опуститься – жди сухого лета, а если клен, то мокрого.

А сколько песен сложено о белой березе, сколько стихов написано, как нежно о ней говорят люди: «березка», «березонька»:

Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Итак, в устном народном творчестве образ березы рождается через олицетворение, предстает перед нами как красивая девушка.

Образ березы в творчестве С. Есенина и О. Даниловой-Пушкарь


В 82 стихотворениях из сборника О.И.Даниловой-Пушкарь «Как хорошо в моей России»[2] упоминается то или иное дерево. Из них мы выделили 6 стихотворений, в которых упоминается слово лес; по одному – крыжовник, рябина, вяз, клен; 3 – сосна; 8 стихотворений, в которых даётся прямое упоминание берёзы.

Береза в русской народной и классической поэзии является национальным символом России. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев.

Лирика О.Даниловой-Пушкарь напитана традициями русской литературы, в этом она открыто признается в своих творениях:

Сердце и любит и знает

Тот разноцветный узор.

Вот Богородична травка,

Запах приятный такой…

Это не Пруст и не Кафка!..

Лечащий душу покой!

Дух вырастал и натура.

Предков живительный зов –

Русская литература –

Бунин, Есенин, Шмелёв…

Словно бы «Лето Господне»…

Наша щемящая грусть…[2,13]

Стихотворение «Берёзовая роща», на первый взгляд, об известной одноименной картине Куинджи. Прошло уже не меньше сотни лет, а сюжет березовой рощи не оставляет равнодушным ни поэта, ни художника, «душу трогает до боли».

Уже прошло не меньше сотни лет.

С тех пор пейзаж написан не один же!-

Однако не стареет тот сюжет.

Художник написал в России лето.

И солнца пятна впитаны травой...

Встречает лес берёзовым приветом,

Шумит зеленокудрой головой.

И чудится живое птичье пенье,

И светотени, кажется, дрожат,

И чувствую восторг души и рвенье-

Нарисовать всё это сотни крат.

Мне снова душу трогает до боли

Вся живописность наших панорам...

В берёзовом лесу гуляю вволю-

Я снова сердце Родине отдам! [2,9]

Наибольшую популярность до наших дней сохранила картина Куинджи «Берёзовая роща» (1879г.), проникнутая здоровым и жизнерадостным оптимизмом. Художник запечатлел ликующую, омытую дождём природу, находящуюся в своей лучшей, роскошнейшей летней поре. Оригинальна композиция картины, изумительна гармония её красок. Эта роскошь заворожила Ольгу Ивановну и нашла воплощение в одноименном стихотворении, разукрашенном не только разноцветьем художника, но и озвученном «березовым приветом», «шумом зеленокудрой головы», «птичьим пением». И в привете, и в шуме мы узнаем продолжение традиций русских поэтов, воспевающих березу как символ Руси.

С образом березы тесно переплетается тема Родины, в этом мы видим продолжение традиций поэта ХХ века С.Есенина. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России. Сила лирики поэта заключается в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа. Это можно увидеть в таких стихотворениях, как «Белая береза», «Возвращение на Родину», «Неуютная жидкая лунность».

Откровенно признается в любви к есенинской России и тюменский поэт.

Берёзы колышутся, сосны

Играет с листвой ветерок...

Пахнуло есенинским духом,

Кипуче, певуче, светло...[2,4]

С. Есенин назвал Россию «страной березового ситца»,[3] которым он всегда восхищался, любовался. И такое же восхищение мы видим в лирике Ольги Ивановны.

Как хорошо в моей России,

В её березовой тиши[2,25]!

В стихотворении «Как хорошо в моей России» Данилова–Пушкарь описывает красоту родного, любимого края, его природу. Россия созвучна с метафорой «берёзовая тишь»[2,25], именно эта тишь дает силы, чтобы

Желать того, что жизнь дарует,

И всё с любовью принимать-

И ветер, что навстречу дует,

И тот, что в спину будет гнать.[2,25]

Для поэта начала ХХ века березка была как нежная, юная, чистая девушка:

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.[3,14]

С. Есенин подчёркивает стройность дерева, нежность, сравнивает его с девичьей фигурой. Ветви березы напоминают поэту девичьи косы.

У С.Есенина спокойное состояние деревьев ассоциируется с сонными, миролюбивыми, а значит, улыбающимися березами. Пушистые ветви поэт сравнивает с растрепавшимися косами, соцветия дерева – сережки – с украшением.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.[3,26]

В таком маленьком четверостишье Есенин выразил все чувство, все свое настроение в данный момент написания. Он восхищается ею, придает ей особый нрав.

Используемые средства художественной изобразительности – олицетворение (улыбнулись березки), эпитеты (сонные березки, шелковые косы), метафоры (шелестят сережки) помогают более ярко показать образ задуманной автором березы. Для читателя данный образ ассоциируется с милой девушкой, проснувшейся ранним утром в хорошем настроении, с еще не прибранными волосами.
У Даниловой-Пушкарь образ березы неразрывно связан с «ромашковым полем», «плетнем», как и у Есенина «береза у окна». Окно, плетень – дом, а рядом она – береза.

Ромашковое поле,

Берёза у плетня...

Российское раздолье,

Здесь вся моя родня.[2,8]

В этом стихотворении Данилова–Пушкарь описывает свой родной край. Эпитет «российское раздолье» передает не только необъятные просторы нашей страны, но и широту русского характера.

Чувство родины начинается с любви к родному краю, к Тюмени.

Нет, грязь, распутницу в Тюмени

Я рисовать и не начну.

Сугробов тающих тюлени

Не красят раннюю весну.

А что может порадовать в весеннюю распутицу? И снова видим восхищение березой, в которой зарождается новая жизнь

Но это небо голубое,

В нём облака – наперечёт.

Берёза, дерево благое,

В котором сок уже течёт.

В стихотворении «Весна в Тюмени» Ольга Данилова-Пушкарь пишет о ранней весне в родном крае Тюмени. Она говорит о разнообразии красок, о природе весной, о чистом пряном воздухе, описывает берёзу, называя её благим, хорошим и полезным деревом.

Береза сказочно красива, неповторима, своеобразна, загадочна, поэтому, наверное, сказочные действия происходят в березовой роще как в лирике поэта начала ХХ века, так и в лирике тюменского поэта начала ХХI века.

Особенность трактовки образа березы в лирике О.И.Даниловой-Пушкарь


Хорошо известно, что индивидуальное лучше всего обнаруживается на фоне общего. Поэтому не случайно сначала рассмотрели символику образа березы в народном творчестве, потом параллели с поэзии С.Есениным. И в устном народном творчестве и в лирике поэта начала ХХ века береза символизирует родину, уподобляется девушке. А вот «береза-свечка», «береза-белоличушка» является исключительно есенинским. [5]

Всегда ли тюменский поэт, обращаясь к образу березы, следует за народной и есенинской трактовкой? Несмотря на признание, что лирика, мировосприятие поэта пронизаны «есенинским духом», мы отмечаем своеобразную трактовку образа березы в поэзии Ольги Ивановны.

Сентябрь, возможно, не обязан

Всегда сверкать парчой стиха…

Он ткёт её из листопада.

На купола берёз – сусаль

Кладёт, я красоте так рада…[2,28]

Метафору «купола берез» впервые встречаем у тюменского поэта. Купол – это не просто пространственное перекрытие зданий и сооружений. Купола бывают только у храмов, церквей. Значит, для тюменского поэта, все, что под березовым куполом, приравнено к святым местам, где человек очищается от всех дурных помыслов, где человек становится чище душой, сердцем, где человек учится видеть красоту во всем окружающем мире.

Нет места злу, зависти, лжи, предательству в том месте, где растет «береза, дерево благое» (так характеризует березу О.И.Данилова-Пушкарь в стихотворении «Весна в Тюмени») - дерево «доброе, хорошее, путное, полезное, добродетельное, доблестное, служащее нашему счастью».

Вот мир, чтоб чувствам встрепенуться,

И в нём ты не ищи изъян.[2,74]

Это березовый мир, в котором нет места недостаткам, человеческим порокам. Это особый святой мир лирической героини, мир счастья и покоя.

Березка у С.А.Есенин антропоморфна: поэт одухотворяет березу, сравнивая ее с девушкой. У его березки «девическая грудь», вещи девушки: сарафан, гребешок, юбчонка, сережки. Береза очеловечена, она «загляделась в пруд», она вся пронизана ожиданием радости и тревоги. Как девушка, она полна мечтаний и дум. «Загляделась» - значит, задумалась. От дуновений ветра шелестит листва – это «шепчет ветер». Пушистые ветви березы автор сравнивает с косами.

Собирательный образ березы тюменского поэта Даниловой-Пушкарь рождается из цветовых эпитетов: «перламутровая береза» с «зелёнокудрой головой», которая всегда «колышется у плетня» и никогда не одинока, потому что, то мы встречаемся с ней в лесу, то в роще, где слышим «березовый привет», наслаждаемся «березовой тишью».

Своеобразие трактовки образа березы в творчестве тюменского поэта заключается в том, что Ольга Ивановна находит свои метафоры, подчеркивающие святость дерева, находит свои цветовые эпитеты для описания «благого дерева».



Анализ стихотворения Ольги Даниловой-Пушкарь «Как хорошо в моей России»


Однажды я прочитала рассказ Виктора Астафьева «Родные берёзы», где повествуется о русском человеке, отдыхающем в южном санатории, о том, что однажды заболев, он отправился в южный санаторий. По прибытии на отдых в санаторий ему сначала всё понравилось. «С радостью первооткрывателя я бродил по приморскому парку… смотрел на море, пытаясь найти успокоении», восхищался фикусами, кипарисами, пальмами – эти «заморские растения… удивляли, но не радовали».[1]

Но как удивился наш рассказчик, когда «увидел среди заморских кущ три берёзки толщиной с детскую руку…Когда он глядел на эти берёзки, то видел деревенскую улицу слышал пение с гармошками, вспомнил бабушку». [1]

Для меня береза – символ русской природы, земли русской, силы духа русского человека. Это стройное дерево радует своей легкостью и необыкновенной красотой всех окружающих.

Читая рассказ, я вспомнила Сергея Есенина, поэта ХХ века, для которого берёза - это символ родины.

Сергей Есенин

Ольга Данилова-Пушкарь

Ты теперь не так уж будешь биться сердце, тронутое холодком, и страна берёзового ситца

Не заманит шляться босиком[3,12]

Как хорошо в моей России,

В её березовой тиши!

Среди озёр и речек синих,

Любить покой её души…[2,25]

Образ берёзы проходит лейтмотивом через творчество Есенина и Даниловой-Пушкарь как символ России.

И у поэта ХХ века, и у тюменского поэта возле слова Русь всегда притяжательное местоимение «моя», усиливающее чувство неразрывной связи с родиной.

Через восклицательное предложение и восклицательную частицу Ольга Данилова-Пушкарь раскрывает свое восхищение, а для Есенина Русь раскрывается через олицетворение, обращается как к любимой женщине «Русь, моя милая родина кроткая»

Сергей Есенин

Ольга Данилова-Пушкарь

Ой ты, Русь, моя милая родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Весёлая твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.[3]

Как хорошо в моей России,

В её березовой тиши!

Среди озёр и речек синих,

Любить покой её души...[2]

Анализируя стихотворение Даниловой-Пушкарь и Есенина стоит обратить внимание на то, что оба поэта пишут двусложным размером . «Как

хорошо в моей России» написано ямбом (- -/ - -/), не случайно это слово в переводе с греческого обозначает фракийский музыкальный инструмент. Удивительно цельное, как песня, стихотворение. Его трудно цитировать строчками, строфами. Оно организуется единой лирической мелодией, мелодию через фрагмент передать нельзя.

Стоит обратить внимание на звуковую организацию стихотворения, в первой строфе ассонанс – повтор звуков [о], [и], [а]. Повтор звуков усиливает мелодичную выразительность поэтической речи: протяжность, нежность, объемность, просторность русской души.

Стихотворение «Как хорошо в моей России» состоит из 5 строф, рифмуются первая строка с третьей; вторая - с четвертой (АБАБ) –перекрёстная рифма.

В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах рифма мужская и женская: 1,3- мужская 2,4- женская. В зависимости от совпадения звуков в рифмующихся словах встречается точная рифма ( тиши – души; стук – паук; приз – вниз) и неточная: неравносложная (принимать – гнать); усечённая (словно - тёмном).

Анализируя предметный ряд каждой строфы отметим, что это мир природы: озера, речки, лес, ветер, ёж, небо, дятел, паук. Мир природы – это и есть Россия, в которой хо-ро-шо.

Сквозным есенинским цветом через творчество тюменского поэта проходит синий: «среди озер и речек синих», инверсия «речек синих» акцентирует внимание на есенинском цвете

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосёт глаза.[3,36]

Образ России в ключевом стихотворении сборника «Как хорошо в моей России» раскрывается через средства выразительности: «берёзовая тишь» – (эпитет) тихая, спокойная Русь, дорогая сердцу, «синие озёра, речки» – (цветовой эпитет), «зелёный лес», «ночь зимняя» – (инверсия), «ощутить тепло России», «жизнь дарует» – (метафора)

Неопределённая форма глаголов-состояния: любить, замирать, слушать, замечать, наслаждаться, наблюдать, принимать, желать, гнать, вспомнить, ощутить – не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо, потому что такое состояние не подвластно времени, и в России нет ни одного человека равнодушного к «березовой тиши».

В творчестве С. Есенина и О. Даниловой-Пушкарь нередко обнаруживается общность целей, исканий путей художественного познания жизни. Сходство мироощущения, внимания ко всему, боль и радость за происходящее рядом, любовь к малой и большой родине – все это составляет устойчивый круг тем и образов.

Заключение


В процессе анализа стихотворений О.И.Даниловой-Пушкарь проведены наблюдения над образом березы и символикой этого дерева в устном народном творчестве, в лирике С.Есенина и О.И.Даниловой-Пушкарь.

Отмечено, с одной стороны, продолжение традиций трактовки образа березы, с другой стороны, своеобразие этого дерева в лирике тюменского поэта.

В лирике Даниловой-Пушкарь берёза – родное, благое дерево, образ которой неотрывно связан с русским простором, с Русью,с родным краем, Тюменью.

Ольга Ивановна описывает берёзу как родное, любимое дерево. В её стихах берёза растёт как у дома, так и в роще, лесу. В образе березовой рощи тюменский поэт подчёркивает вольность русского леса, простор родного края.

Даниловой-Пушкарь близок есенинский лиризм. И все же хочется отметить своеобразие трактовки благородного, которое заключено в метафоре «купола берёз»; и перефразе «берёза, дерево благое». С образом березы у тюменского с поэта связано ощущение святости, чистого духа, счастья.

У каждого народа есть свои символы, отразившие художественные представления о мире. Художественным поэтическим символом России стала белоствольная береза, и не только береза Сергея Есенина, но и береза Ольги Даниловой-Пушкарь.

В ходе работы было выявлено, что направления исследования творчества тюменского поэта многообразны. Они прослеживаются как по линии интерпретации тем и мотивов, так и в направлении образов, символов, организации художественного пространства, поэтики цвета и звука.

Список литературы


  1. Астафьев В.П. Затеси / Виктор Астафьев. – М.: Эксмо, 2008.

  2. Данилова-Пушкарь О.И. Как хорошо в моей России! Книга стихов.-СПб., Издательство ООО «Лицей», 2008.

  3. Есенин С.А. Стихотворения. Поэмы. Статьи. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.

  4. Литература: Справ. Материалы: Кн. Для учащихся/ Л64 С.В. Тураев, Л.И. Тимофеев, К.Д. Вишневский и др. – М.: Просвещение, 1988

  5. Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха / Ю. Л. Прокушев. - М. : Современник, 1986.

  6. Солнцева Н.М. Сергей Есенин: В помощь старшеклассникам, абитуриентам, преподавателям. – 4-е изд. – М.: Издательство МГУ; Самара: Издательство «Учебная литература», 2004.

  7. http://albion24.sitecity.ru/stext_2801185558.phtml (Биография Даниловой-Пушкарь)




Приложение 1

Таблица «Образ березы в лирике О.И.Даниловой-Пушкарь»


Ольга Данилова - Пушкарь

Характеристика

Сергей Есенин

Перламутровая берёза

Зелёнокудрая голова


Цветовой Эпитет

Белая берёза

Тонкая берёза

Роща золотая

Берёза колышется


Действие

Берёза стоит


Берёза у плетня


Место

Берёза под моим окном


Берёзовая роща, лес


Пространство

Березняк


Берёзовый привет


Звук

Берёзовый язык


Берёзовый лес


Воля

Роща золотая


Россия – берёзовая тишь


Состояние

Стоит берёза в сонной тишине

Купола берёз


Святое дерево

_

Берёза, дерево благое


Добрый, хороший, путный, полезный, добродетельный, доблестный, всё доброе служащие к нашему счастью.

_

Приложение 2

Стихи Даниловой - Пушкарь


Любимая Русь

Август настаивал травы,

Запах густел с тишиной.

Прошлое с Памятью правы…

В детстве, хоть день был, да мой!

Память меня прогуляет.-

Дача. Красивый бугор.

Сердце и любит и знает

Тот разноцветный узор.

Вот Богородича травка,

Запах приятный такой…

Это не Пруст и не Кафка!..

Лечащий душу покой!

Дух вырастал и натура.

Предков живительный зов –

Русская литература –

Бунин, Есенин, Шмелёв…

Словно бы «Лето Господне»…

Наша щемящая грусть…

Весна в Тюмени

Палитра- мир, в нем столько красок,

Они давно владеют мной;

И колорит японских масок,

И африканский жёлтый зной…

Нет, грязь, распутицу в Тюмени

Я рисовать и не начну.

Сугробов тающих тюлени

Не красят раннюю весну.

Но это небо голубое,

В нём облака – наперечёт.

Берёза, дерево благое,

В котором сок уже течёт.

А воздух! Можно захлебнуться,

Весной особенно он прян…

Вот мир, чтоб чувствам встрепенуться,

И в нём ты не ищи изъян.

Комментарий. В стихотворении «Весна в Тюмени» Ольга Данилова – Пушкарь пишет о ранней весне в родном крае Тюмени. Она говорит о разнообразии красок, о природе весной, о чистом пряном воздухе, описывает берёзу, называя её благим, хорошим и полезным деревом.

* * *

В густой аллее темных вязов

Иду, задумчива. тиха,

Сентябрь, возможно, не обязан

Всегда сверкать парчой стиха…

Он ткёт её из листопада.

На купола берёз – сусаль

Кладёт, я красоте так рада,

Но увядания мне жаль.

Ведь скоро, скоро всё померкнет

Под серой краской ноября,

И осень, словно снимет мерку

Для снежной шубы декабря.

Ну, а пока – сентябрь, весь яркий,

Мне сердце радует теплом,

Придет октябрь ко мне – подарком.

Друзья, вас я жду за столом!

* * *

Колдуют туман над оврагом,

Вдали зеленеют поля …

Природной живительной влагой

Напитана эта земля.

Лежат за увалом деревни,

И русский на сердце покой...

Обычаям, следуя древним,

Стада побрели за рекой.

Лесов горизонтные башни

Стоят, словно стражи, века,

Разбужены чёрные пашни

И инею лентой - река.

Берёзы колышутся, сосны

Играет с листвой ветерок...

Пахнуло есенинским духом,

Кипуче, певуче, светло...

Путь всем нам земля будет пухом,

Коль смертных нас вместе свело...

* * *

Ромашковое поле,

Берёза у плетня...

Российское раздолье,

Здесь вся моя родня.

Я упаду в ромашки,

Июль тепло разлил...

Покусываю "кашку"

И набираюсь сил.

А сверху солнце греет,

Стрекочут "кузнецы",

Славянским духом веет,

Играют бубенцы.-

Здесь русской тройкой лето

Летит во весь опор,

Лесных певцов куплеты

Выплёскивает бор.

Не надо лучшей доли...

Вот села стрекоза...

Сибирское приволье.

Гляжу во все глаза.

Комментарий. В этом стихотворении Данилова – Пушкарь описывает свой родной край. Используя средства выразительности поэтесса создаёт весёлый, живой образ природы. Описывая всё это она отмечает свой родной сибирский край в котором выросла и о котором осталось столько хороших воспоминаний.

БЕРЁЗОВАЯ РОЩА

Берёзовая роща. Куинджи...

Уже прошло не меньше сотни лет.

С тех пор пейзаж написан не один же!-

Однако, не стареет тот сюжет.

Художник написал в России лето.

И солнца пятна впитаны травой...

Встречает лес берёзовым приветом,

Шумит зеленокудрой головой.

И чудится живое птичье пенье,

И светотени, кажется, дрожат,

И чувствую восторг души и рвенье-

Нарисовать всё это сотни крат.

Мне снова душу трогает до боли

Вся живописность наших панорам...

В берёзовом лесу гуляю вволю-

Я снова сердце Родине отдам!

Комментарий В стихотворении «Берёзовая роща» поэтесса пишет о картине Куинджи «Берёзовая роща». О том, что прошло уже не меньше сотни лет, а сюжет картины трогает до боли. Данилова – Пушкарь восхищается красотой летнего, берёзового леса, вспоминая свою родину. Берёзовый лес в этих строчках предстаёт как живой, встречает берёзовым приветом, шумит зеленокудрой головой.

ЗИМА

Зимы, искрящиеся стразы-

Где лунный камень, где топаз,

В снегах рассыпаны алмазы...

Зима красива без прикрас.

Луны и неба селениты

И сосен сдержанный нефрит,

Коры деревьев столоктиты-

Любой здесь камень не забыт.

И перламутровые берёзы,

А в небе светлый лазурит,

И в жемчуга замёрзли слёзы,

И только почва - как гранит...

И вся зима, подобна, сказке,

Природа так щедра на краски!

Комментарий Данилова – Пушкарь в стихотворении «Зима» пишет о красоте природы в зимнее время. Всё, что покрыл снег сияет всеми красками драгоценных камней и только почва как гранит. Саму зиму поэтесса сравнивает со сказкой, а о природе говорит, что она щедра на краски!

КАК ХОРОШО В МОЕЙ РОССИИ

Как хорошо в моей России,

В её березовой тиши!

Среди озёр и речек синих,

Любить покой её души...

И замирать в зелёном лесе,

И слушать дробный дятла стук,

И замечать, что сеть повесил

Над тропкой серенький паук.

И наслаждаться летом, словно

Ты получила главный приз.

И наблюдать в овраге тёмном

Ежа, скатившегося вниз.

Желать того, что жизнь дарует,

И всё с любовью принимать-

И ветер, что навстречу дует,

И тот, что в спину будет гнать.

И у окошка ночью зимней,

Однажды вспомнить летний лес

И ощутить тепло России

Под синевой её небес.

Комментарий. стихотворении «Моя Россия» Данилова – Пушкарь описывает красоту родного, любимого края, его природу. Россию она называет берёзовой тишью, подразумевая свой родной край. В этих строчках Россия представляется – раздольным, спокойным краем в котором поэтесса любит быть в жаркий, летний день.

Приложение 3

Слово о тюменском поэте


Ольга Данилова – Пушкарь

Ольга Данилова – Пушкарь настоящая сибирячка – по рождению, по искренности и глубине чувств, широте взгляда на мир. Родилась в Омске, закончила Тюменский медицинский институт, живёт и работает в Тюмени. Стихи пишет с юности. Практически с первых публикаций ее творчество привлекло внимание мастеров художественного слова. На сегодняшний день Ольга Ивановна является членом Тюменского литературного объединения при Союзе писателей России. Широко публикуется в местной периодической печати, журнале «Невский альманах» (г. Санкт-Петербург).
В петербургском издательстве вышли две ее поэтические книги: «Как хорошо в моей России» (2008 г.) и «Весеннее окно» (2009 г.). Название второй книги говорит само за себя: стихи, вошедшие в нее, полны свежести, искренности и любви к жизни. Автору присуще особое художническое видение. Природа — главный лирический герой ее стихов. С волнующей откровенностью в своих стихах автор раскрывает драму женского сердца во всех противоречиях и сложностях, сумев придать ей духовно-нравственное звучание.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образ берёзы в устном народном творчестве 4 iconКонспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и художественному...
...

Образ берёзы в устном народном творчестве 4 iconБеседа на тему «о красоте и мужестве»
Какие поступки людей определяются как героические, мужественные? Согласны ли вы с представлениями русского народа о красоте и мужестве,...

Образ берёзы в устном народном творчестве 4 iconРеферат по курсу русской литературы XIX века (первая треть) по теме:...
Ее происхождение невозможно свести к какому-то одному источнику, истоки и генезис этого удивительного жанра можно найти и в устном...

Образ берёзы в устном народном творчестве 4 iconГеоботанические особенности березняков, окрестностей города Тобольска
Древесина березы бородавчатой обладает высокими физико-механическими свойствами и находит широкое применение в народном хозяйстве....

Образ берёзы в устном народном творчестве 4 iconВопросы к экзамену по зарубежной литературе 19-20 веков (5 курс)
Образ художника в творчестве Л. Тика. Философский роман Странствия Франца Штернбалъда

Образ берёзы в устном народном творчестве 4 iconМазурова Н. А. Россия, Лесосибирск Образ Дон Жуана в творчестве Э. Радзинского
Ключевые слова: Дон Жуан, психология донжуанства, страсть, любовь, Пушкин, Толстой, Гумилев, Брюсов, Цветаева, Радзинский

Образ берёзы в устном народном творчестве 4 iconI. Священное Писание как основание русской литературы
Образ Евангелия в творчестве русских писателей. Евангельские мотивы в классических произведениях. Стихотворное переложение псалмов...

Образ берёзы в устном народном творчестве 4 iconI. Священное Писание как основание русской литературы
Образ Евангелия в творчестве русских писателей. Евангельские мотивы в классических произведениях. Стихотворное переложение псалмов...

Образ берёзы в устном народном творчестве 4 iconОбраз советской россии в творчестве американских писателей и публицистов...
Д 212. 302. 02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата культурологии при гоу впо «Шуйский государственный...

Образ берёзы в устном народном творчестве 4 iconКлючевые направления и темы творческих работ Международного детско-юношеского...
Образ Евангелия в творчестве русских писателей. Евангельские мотивы в классических произведениях. Стихотворное переложение псалмов...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную