Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год






НазваниеРабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год
страница1/8
Дата публикации10.05.2015
Размер0.96 Mb.
ТипРабочая программа
l.120-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 178 с углубленным изучением отдельных предметов



Утверждаю.

«29» августа 2014 г.

Директор школы:

Л. А. Григорьева

Приказ №



Согласовано.

«28» августа 2014 г.

Заместитель руководителя по НМР

В. В. Самохина

Согласовано на заседании кафедры гуманитарных наук

Протокол № 1 от «27» августа 2014 г.

Заведующий кафедрой:

Смирнова О.Л.

Согласовано на заседании секции

учителей русского языка и литература

Протокол № 1 от «26» августа 2014 г.

Руководитель секции:

Колесникова С. В.






Рабочая программа по литературе

на 2014-2015 учебный год







Фамилия, имя, отчество учителя

Михаленок Евгения Владимировна

Предмет

литература

Класс

9 «Б», «В»

Уровень

базовый

Учебная программа


Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев). М., Русское слово, 2011

Учебник



Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях.

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

Москва, «Русское слово» ,2010

Методические материалы


1. Абхарова Г.Ч., Скиргайло Т.О. Литература. 9 класс. Тематическое планирование к учебнику. - М., «Русское слово» , 2010

2.Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. – М.: ВАКО, 2008

3. Ельцова О.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. – М.: ВАКО, 2010

4. Критарова Ж.Н. Конспекты уроков учителя литературы. 9 класс. – М.: ВЛАДОС, 2007

5. Программа курса «Литература». 5-9 классы / авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. –М., «Русское слово» , 2012





Пояснительная записка



Нормативно-правовые материалы.

  • Закона РФ «Об образовании»(п.7, ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения);

  • Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской обл. №01/98 от 01.07.2005 г. «О компетенции органов и учреждений образования в реализации Базисного учебного плана Свердловской обл.».

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2009/2010 учебный год

  • Методическое письмо Министерством образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»

  • Примерная государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта

  • Г.Меркин, С.Зинин, В.Чалмаев. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. – М.,2006






Статус документа.


Настоящая программа составлена на основе Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев). М., Русское слово, 2011



Цели изучения (общепредметные / общеучебные)

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.






Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой

Нет



Распределение времени в рабочей программе:

Часов за год:

Часов в неделю:3

Внеклассное чтение:

Сочинения:


102

3

10

9 (Одно сочинение рассчитано но 2 часа)




Базовый курс

В результате изучения литературы в 9 классе учащимся предоставляется возможность для формирования следующих умений:

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных произведений;

  • выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения;

  • применение знаний в устной или письменной форме (справочники, словари, научно-популярная и художественная литература);

  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов и т.п.

  • умение давать характеристику художественного произведения

  • овладение элементами сопоставительного анализа;

  • усвоение понятия, характеризующего одно из явлений в историко-литературном процессе (классицизм)

  • работая с учебником, ученики получают задания различного уровня: репродуктивного; творческого; поискового



Содержание разделов курса

9 класс

Введение (1 час)

Цели и задачи изучения историко – литературного курса в 9 классе.
Из древнерусской литературы( 5 часов)

Жанровое и тематическое своеобразие ДРЛ.

«Слово о полку Игореве». Историческая и художественная ценность.
Из литературы 18 века.(10 часов)

Основные тенденции развития литературы 18 века. Самобытный характер русского классицизма.

расцвет русской драматургии.
Литература русского романтизма первой четверти 19 века.(12 часов)

Гражданское и психологическое течение в русском романтизме.

Литература первой половины 19 века.(65 часов)

Творчество А. С. Грибоедова. Черты романтизма и классицизма в комедияи«Горе от ума»

Творчество А. С. Пушкина.

Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики.

«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах.

Жизнь и творчество Н. В. Гоголя

Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника.
Литературный процесс второй половины 19 – начала 20 века

(обзор с обобщением ранее изученного) ( 10 часов )

Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840 – 1890 годов.

Расцвет социально – психологической прозы.

Лирическая ситуация 50 – 80 годов 19 века.

Своеобразие русской прозы рубеж веков.

Серебряный век русской поэзии.

Своеобразие отечественного романа первой половины 20 века.

Литературный процесс 50 – 80 годов.

Противоречивость и драматизм современной литературнойситуации.




Требования к уровню подготовки учащихся (знать / понимать/ уметь)

В результате изучения курса литературы ученик должен знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;



уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).






Ведущие методы обучения

Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы






Прогнозируемый результат

Важнейшими умениями в 5—9 классах являются следующие:

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанною самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

  • умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

  • умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

  • умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

  • умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей

Особый акцент направлен на поисково-исследовательский метод анализа авторского текста художественного произведения, способствующего литературному образованию, философскому и нравственно-эстетическому осмыслению мира автора и его произведения.




Критерии оценивания:

Часть I . ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Балл

Степень выполнения учащимся

общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

«2»

ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Критерии и нормативы оценки языкового оформления изложений и сочинений

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

  • богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

 «3»

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь

недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок





Дополнительная литература:

  1. Мешерякова М. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь - М.: «Айрис-пресс», 2004г.

  2. Журнал «Литература в школе»

  3. «Уроки литературы». Приложение к журналу «Литература в школе»

Учебные диски и мультимедийные электронные учебники, энциклопедии

  1. CD «Большая Советская энциклопедия»

  2. CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (Мультимедийная энциклопедия)

  3. CD «А. С. Пушкин в зеркале двух столетий» (Мультимедийная энциклопедия)

Образовательные электронные ресурсы:

http://ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы.

http://www.repetitor.org/ Система сайтов «Репетитор».

http://www.rusword.org/rus/index.php Мир слова русского

http://www.feb-web.ru/ Русская литература и фольклор. 

http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов.

http://mlis.ru/ Урок литературы.

http://lit.1september.ru/index.php Газета "Литература

http://www.pisatel.org/old/ Древнерусская литература.

http://www.klassika.ru/ Классика.

http://www.turgenev.org.ru/ Русский писатель И.С. Тургенев.

http://drevne.ru/lib/ Древнерусская литература.

http://www.philolog.ru/ Филолог.ру

http://eor.edu.ru) Федеральный центр образовательных ресурсов (ФЦИОР,

http://school-collection.edu.ru) Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Единая коллекция ЦОР,

http://window.edu.ru)Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (ИС "Единое окно", ,
http://www.edu.ru. Федеральный портал

http://www.metodkabinet.eu/PO/Litera/TemKollekzii_Pushkin.html
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год iconУчебный план боу «Андреевская оош» на 2014-2015 учебный год
Пояснительная записка к учебному плану на 2014-2015 учебный год (адаптированная основная образовательная программа основного общего...

Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год iconРабочая программа по литературе составлена на основе Федерального...
Коровиной В. Я. М.: «Просвещение», 2008г. Учебный план боу г. Омска «Гимназия №75» на 2014-2015 учебный год отводит 68 часов для...

Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год iconРабочая программа Литература 8 класс. Базовый уровень на 2014 2015 учебный год
Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования...

Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год iconРабочая учебная программа по литературе для 8 класса на 2014 -2015 учебный год
Учебник. «Литература. 8 класс» в 2 частях, авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин; М., Просвещение, 2011 год

Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год iconРабочая программа по литературе в 6 классе реализуется на основе...
«Литература» 5-11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (Москва, «Просвещение», 2010 год), Положение о рабочей программе педагога...

Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год iconРабочая программа по литературе в 11 классе реализуется на основе...
Т. Ф. Курдюмова, Е. Н. Колокольцев, С. А. Леонов, Н. А. Демидова, О. Б. Марьина.–М.: Дрофа, 2009);Положение о рабочей программе педагога...

Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год iconРабочая программа по литературе составлена по литературе 5-9 классов...
«О преподавании литературы в 2014-2015 учебном году в общеобразовательных организациях Белгородской области», учебного плана мбоу...

Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год iconРабочая программа по литературе для 6-11 классов создана на основе...
Аннотация к адаптированным рабочим программам по литературе на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год iconРабочая программа по литературе для 8 класса на 2014 2015 учебный год
...

Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год iconБюллетень новых поступлений (2014-2015 учебный год) Выпуск 1 Чебоксары...
Бюллетень новых поступлений (на 2014-2015 учебный год). Вып. / Составитель Н. Ю. Тихонова. Чебоксары: Филиал ноу впо мигуп в чр,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную