Урок литературы в 7 классе по программе В. Я. Коровиной «Край ты мой, родимый край»






НазваниеУрок литературы в 7 классе по программе В. Я. Коровиной «Край ты мой, родимый край»
Дата публикации13.05.2015
Размер94.7 Kb.
ТипУрок
l.120-bal.ru > Литература > Урок

Глазина Елена Александровна, МОУ «СОШ « 62» г. Барнаул, учитель русского языка и литературы

Урок литературы в 7 классе по программе В. Я. Коровиной «Край ты мой, родимый край». Стихотворения о родной природе.

Тема: «Край ты мой, родимый край!». Стихотворения русских поэтов ΧІΧ века о родной природе.

Урок литературы проводится в соответствии с программой В. Я. Коровиной в 7 классе (См. Учебник «Литература. 7 класс». Часть 1. Автор-составитель В. Я. Коровина, Москва, «Просвещение», 2009 г.)

Тип урока: проанализировать особенности стихотворений о природе русских поэтов ΧІΧ века, подвести учащихся к осмыслению индивидуально-авторской специфики стихотворений.

Вид урока. Урок-беседа с использованием презентации PowerPoint 2007

Цели: продолжить работу над развитием постижения художественного замысла «изнутри», через эстетическую организацию стихового материала

Задачи урока. Образовательные: познакомить со стихотворениями русских поэтов о природе;

учить детей с помощью презентации делать опорные записи для устного высказывания о стихотворении.

Воспитетельная: способствовать воспитанию любви к русской природе;

Развивающие: помочь прочувствовать семиклассникам настроение стихотворений, определить направление развёртывания художественного образа и средства его формирования.

Предварительная подготовка: ученики готовят выразительное чтение стихотворений

Оборудование: Презентация PowerPoint 2007

Ход урока

І. Слово учителя. Ребята, любите ли вы читать стихи о природе? (Не секрет, что немногие щкольники любят читать стихи вообще)

- Как вы думаете, для чего они существуют? Зачем огромное количество поэтов и писателей посвящают природе свои произведения? (Не только поэты и писатели, но и художники и музыканты. Это происходит потому, что природа неразрывно связана с нашей жизнью, и в литературе, как мы неоднократно видели, писатели сопровождают различные состояния души людей природными явлениями)

- Как же подобное происходит в поэзии? Мы попытаемся сегодня в этом разобраться

Слайд 1. Объявление темы урока.

  • Давайте восстановим общие опорные вопросы, на которые обычно опираемся при анализе стихотворений русских поэтов:

Слайды 2 – 3:

  1. Что привлекает в стихотворении?

  2. Какое настроение оно выражает?

  3. На основании каких образов развивается художественный смысл стихотворения?

  4. Какими выразительными сред –ми пользуется автор?

  5. Как ритмо-мелодический строй поддерживает образную направленность стихотворения?

  6. Чем необычно стихотворение? В чём его неповторимость?

В. А. Жуковский «Приход весны» Слайд 4

1. Какое настроение передаёт это стихотворение? Передаёт лёгкое, радостное настроение. Его поэтическая тема – приход весны – выражена в заголовке.

2. На основании каких образов развивается эта тема? В качестве ключевых для выражения прихода весны В. Жуковский выбирает образы нивы, рощи, жаворонка в небе, дождя и воды. Слайды 5 - 6

3. Однако их представление своеобразно: они названы не прямо, а через признаки. Присмотримся к ним: что это за признаки? Как они выражены и почему выдвинуты на первый план? Явления, передающие приход весны, названы по характерным для весны признака: «Зелень нивы. Рощи лепет, В небе жаворонка трепет, Тёплый дождь, сверканье вод», - эти признаки выполняют ведущую роль; почти все они представляют собой метонимию1 (кроме эпитета тёплый). За счёт этого характеристики весны выдвигаются на первый план Слайд 6

4. Метафоры. Олицетворения Слайд 7

5. Названа ли в стихотворении сама весна? Не прямо, а через словосочетание, передающее главное в этом образе для автора: «Весны приход», - не случайно именно оно заканчивает стихотворение, образуя своеобразное кольцо (в заглавии – «Приход весны»).

5. Какой перифразой2 в последней строке определяется «весны приход»? «Жизнь души», - вот почему для человека так радостна возрождающаяся весной жизнь природы. Слайд 8

6. Чтобы подчеркнуть полноту и невыразимость чувств, охватывающих человека весной, автор прибегает к риторическим вопросительным восклицаниям. Приведите примеры. «Вас назвавши, что прибавить? Чем иным себя прославить…» Слайд 9

1 – 2, 4 – 5 – парная женская;

3 – 6 - опоясывающая мужская. Слайд 10

7. Каким размером написано стихотворение? Четырёхстопный хорей, придающий живость, динамизм Слайд 11

Пиррихий в 3-й стопе 2-ой строке, за счёт чего слово «жаворонка» выделяется переливчатой протяжностью

8. В чём же своеобразие этого стихотворения? В. Жуковскому удалось

очень лаконично, слайд 12

но выразительно

представить образ прихода весны, оживления всего мира и передать восхищение, радость человека

А. К. Толстой «Край ты мой, родимый край…». Стр. 313. Слайд 13

Вопросы для работы в классее

  1. Какое настроене передаёт стихотворение? Приподнятое, взволнованное одушевление.

  2. Как это создаётся, каккими приёмами и средствами? Восклицательными предложениями, число которых нарастает к концу стихотворения. В обращениях к родному краю («Край ты мой, родимый край!», «Гой ты, родина моя!»)

  3. Присмотримся к этим образам родины, родного края. Почему они выбраны для определения родины, её характера? Эти образы словно пишли из народных сказок, песен, былин – из фольклора: вольный конь, орлиные стаи, волк в чистом поле, бор дремучий, соловей, ветер и степь.

  4. Слайды 14 -1 9

Передаются образы через метонимические характеристики «Конский бег на воле», «крик орлиных стай», «волчий голос», «свист полночный соловья».

  1. Как пространственные характеристики родины, России, передаются через эти образы? Все онм создают впечатдление огромного, обширного пространства, необъятного простора: вольный бег коня. «волчий голос в поле», бор дремучий, свист соловья – на земле;

в небе: «крик орлиных стай», тучи;

на всём необъятном пространстве – ветер, вольный ветер.

  1. Образ воли и простора – типично русский; русский колорит создаётся не только фольклорными образами, но и подчёркнут фольклорным восклицанием в повторе: «Гой ты», употреблением союза да в значении И: «Ветер, степь да тучи!»

  2. Какие художественно-выразительные средства используются А. К. Толстым в данном стихотворении? Слайд 20



  1. Как ритмо-мелодический строй стихотворения определяет его динамичность и взволнованную интонацию? Стихотворение сотсоит из 2-х строф, в каждой из которых по 4 строки с перекрёстной рифмовкой (аВАВ, сДсД); каждая строфа заканчивается восклицанием. Размер стихотворения – 3-стопный хорей с неполной стопой в нечётных сроках – придаёт ему лёгкость, живость; в последней строфе нечётные строки содержат пиррихии, что ещё более облегчает ритмическое движение, придаёт строке протяжённость, длительность. 21 слайд

Всё это, безусловно, работает на образ летящего движения и простора – характернейших черт для русского пейзажа и руссай души.

Поэтому очевидно, что в стихотворении А. К. Толстого акцентировано русскон нацилональное начало.

А. К. Толстой «Благовест»

Чтение подготовленного ученика.

Слайд 22

  1. Словарная работа Слайд 23. Объясните хначения слов и выражений.

  • Благовест – от слов благая (добрая) весть – колокольный звон перед церковной службой. То есть благовест – это звон, несущий радостную весть душе человека о бессмертии этой души, о возможности её спасения и возрождения, о необходимости духовного возрастания, духовного труда ради этого. Вслушайтесь в звучание этого слова. Из каких частей оно состоит? Почему автор выбирает это название для стихотворения?

Вот почему благовест в этом стихотворении связан с образами храма, колоколов, крестов; вот почему «звон призывный» «гудит так дивно»

  • Благостныйумиротворяющий, несущий благо.



  • Каяться – исповедоваться в грехах.



  • Отрекаюсьотказываюсь.

  • «Звон призывный через могилы» - рядом с храмом традиционно раполагается кладбище.

  1. 24 слайд: А почему «звон призывный» доносится «через могилы», почему он гудит не только «дивно», но и «уныло»? С могилами связано представление об ушедших людях, тело которых стало в земле прахом, т. е. о бренности земной жизни, - но колокол напоминает о бессмертии души – и потому «гудит так дивно и так уныло

  2. 25 слайд: В 3-й строфе подчёркнуто властное воздействие благовеста на душу человека («тянет», «зовёт», «манит»)

  3. Как это выражено? Фактически это выражено дважды:

  • В 1-х 2- строках: «К себе он тянет Неодолимо»; причём акцент на слове неодолимо, перенесённом уна 2-ю строку и занимающем её всю;

  • В 3-й и 4-й строках: «Зовёт и манит Он в край родимый». Слово родимый тоже выделено: оно заключает 4-ю строку и строфу в целом

  1. Слайд 26: Что же это за «край родимый», куда «неодолимо» призывает душу человека благовест? «Край благодатный»: лир. герой устремляется туда душой и мечтой: «Далеко странствуя Мечтой чудесною, Через пространства я Лечу небесные»

  2. Какие чувства испытывает лир. герой стихотворения?

Преживание, которое можно назвать катарсис – очищение духа страданием.

  1. Выразительное чтение стихотворения.

  2. Обращаем внимание на предполденюю строфу: она представляет собой 3-сложный ямб, в отличие от других 2-стопных. Создаётся особая протяжённость, размеренная плавность; строфа действительно как бы взмывает в ебеса:

Далёка странствуя

Мечтой чудесною,

Через пространства я

Лечу небесные…

«Замолкнул гром, шуметь гроза устала…» (Чтение учеником)

27 слайд

  1. О чём это стихотворение?

  2. Какова его главная мысль? Призыв быть внимательным и бережным к природе.

  3. Какие эпитеты использует автор для характеристики человека? («с новою враждою», «презрительной пятою»)

Опорная запись:

  1. Поэтическая тема – мир после грозы слай 28

  2. Главная характеристика – контраст, смена грозного светлым: слайд 29

    Грозное

    Светлое

    Гром

    Гроза

    Чёрные тучи

    Дрожат цветы

    Вражда

    Презрительная пята

    Светлеют небеса

    Приветно засияла лазури полоса

    Вода

    Пыль золотая

  3. Переходное, динамичное состояние мира передаётся через активность глаголов: замолкнул Слайд 30

шуметь устала

светлеют

засияла

дрожат

  1. В пространственном изображении мира отражено движение от неба – к земле. Образы, соединяющие небесное и земное: Вода

Золотая пыль («цветы полны водою И пылью золотою»)

Метафора «пылью золотой» соотнесена с сиянием неба

Слайд 31

  1. Слайд 32.

Тогда и цветы – образ взаимодействия земного и небесного начал: они отражают динамику прошумевшей грозым (дрожат), они наполнены небесной влагой и светомНа земле цветы – воплощение красоты и самой жизни

  1. Объясните последнюю фразу стихотворения. (Содержит призыв щадить эту красоту. Лир. герой тонко чувствует мир живой природы, его красоту, любуется им и стремится его защитить). Слайд 33

И. А. Бунин «Родина» Чтение учителем и ещё 1-2 учениками, так в короткое стихотворение ученики не успевают погрузиться

Слайд 34 - 35

1. Опишите картину, котрую вы представляете, слушая это стихотворение.

  1. Всмотримся в пейзаж. Какие характеристики его отражают? Слайд 36

  • Простор

  • Суровость

  • Широкое, необъятное пространство подчёркнуто гиперболой: «И нет конца лесам сосновым, и далеко до деревень»

  1. Какими определения-ми передаётся суровость и сдержанность зимнего пейзажа? Слайд 37

  • «Под небом мертвенно-свинцовым»

  • «туман молочно-синий»

- цветовые определения выделены инверсией.

  • «угрюмо меркнет»

  • «сумрачную даль» - характеризующие эпитеты, в них явно выражено олицетворяющее начало. Эти эмоциональные характеристики передают состояние и природы, и находящегося в ней человека

  • Что же «смягчает сумрачную даль»? «Кроткая печаль» - вот эмоция, примиряющая человека с его суровой родиной. Характерно, что туман и «кроткая печаль» соотнесены в сравнении: «Один туман молочно-синий, Как чья-то кроткая печаль… Смягчает сумрачную даль». Перед нами образ не просто русской природы, а русской души.

  • Поэтому в маленьком стихотворении «Родина» Бунину удаётся представить не только портрет родного края через характерный пейзаж, но и выразить черты, роднящие человека и край, где он родился.



  1. Рассмотрите пейзажи, представленные в учебнике на форзацах и стр. 315. Какой из них соответствует какому-либо прочитанному сегодн стихотворению? По содержванию? По настроению?

  2. Д. з. Слайд 38. Напишите краткое эссе «Пейзажная лирика. Для чего она нужна».

Выучить наизусть одноиз стихотворений.

Литература:

  • Т. С. Петрова «Анализ художественного текста и творческие работы в школе» 7 класс. «Московский лицей», Москва, 2002, стр 33 – 42.

  • О. А Ерёмина. Поурочное планирование по литературе. К учебнику-хрестоматии «Литература. 7 класс» Авт.-сост. В. Я. Коровина и др. «Экзамен», Москва, 2008 г., стр. 272 – 275; 300

  • Н. А. Миронова. «Тематическое планирование по литературе» К учебнику-хрестоматии для общеобразовательных учреждений «Литература. 7 класс», автор-составитель В. Я. Коровина. «Экзамен» Москва. Москва. 2004, стр. 102 - 104

  • С. М. Аникина, И. В. Золотарёва Поурочные разработки по литературе 7 класс Москва 2003, стр. 173.



1 Метонимия - (греческое metoymia, буквально - переименование), троп, замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности ("театр рукоплескал" - вместо "публика рукоплескала").

2 Перифраза - (перифраз) (от греческого periphrasis - иносказание), вид тропа, замена прямого названия описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета: "царь зверей" - вместо "лев".…


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 7 классе по программе В. Я. Коровиной «Край ты мой, родимый край» iconТема «Край ты мой, родимый край »
Познакомиться со стихотворениями В. А. Жуковского «Приход весны», А. К. толстого «Край ты мой родимый…», «Благовест», И. А. Бунина...

Урок литературы в 7 классе по программе В. Я. Коровиной «Край ты мой, родимый край» iconУрок литературы в 7 классе. Тема: «Край ты мой, родимый край!»
Цели: расширить представленимя учеников о русской пейзажной поэзии; показать как через пейзаж переданы чувства, настроения поэтов;...

Урок литературы в 7 классе по программе В. Я. Коровиной «Край ты мой, родимый край» iconМой родной край Бурятия… Люблю ли я его?
Мой родной край – Бурятия… Люблю ли я его? Знаю ли? Говорить голословно о любви – неблагодарное дело… Наверно, подтверждением моей...

Урок литературы в 7 классе по программе В. Я. Коровиной «Край ты мой, родимый край» iconВозрождение библиотеки оренбургской духовной семинарии воронина Н....
Оренбургской Епархии в 1859 году, ее епископы не расставались с мыслью видеть в Оренбурге духовную семинарию, из которой выходили...

Урок литературы в 7 классе по программе В. Я. Коровиной «Край ты мой, родимый край» iconКонкурса: «Мой край в годы Великой Отечественной войны»
Вроо «ассоциация выпускников владимирского филиала академии государственной службы»

Урок литературы в 7 классе по программе В. Я. Коровиной «Край ты мой, родимый край» iconЖанр сказа в русской литературе
Урал, в сказочный край, где синие озера, светлые сосновые леса, высокие горы, хранящие в себе несметные богатства: золото, серебро,...

Урок литературы в 7 классе по программе В. Я. Коровиной «Край ты мой, родимый край» iconУрок в 4 классе «Краснодарский край. Старина и современность»
Цели и задачи: формирование системы исторических и географических знаний о Краснодарском крае; формирование умений работы с различными...

Урок литературы в 7 классе по программе В. Я. Коровиной «Край ты мой, родимый край» icon«Сказы доброго волшебника»
Начинать нужно с малого с любви к родному городу, краю. Уральский край – богат своей историей, своими тайнами, своими мастерами да...

Урок литературы в 7 классе по программе В. Я. Коровиной «Край ты мой, родимый край» iconУчебник литературы
Я предлагаю Вашему вниманию конспект урока литературы в 5 классе по программе В. Я. Коровиной по теме: Становление характера героя...

Урок литературы в 7 классе по программе В. Я. Коровиной «Край ты мой, родимый край» iconУрок-конференция «алкоголь и подростки»
Евченко Наталья Алексеевна, мбоу сош №4, учитель химии и биологии, Краснодарский край

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную