Воробьева К. С. Руководитель Мартынова М. Б






Скачать 37.66 Kb.
НазваниеВоробьева К. С. Руководитель Мартынова М. Б
Дата публикации13.05.2015
Размер37.66 Kb.
ТипЛитература
l.120-bal.ru > Литература > Литература
Воробьева К.С.

Руководитель Мартынова М.Б.

г. Пугачев, Саратовская область, МОУ «СОШ № 3»
Роль образа барышни

в создании целостного портрета эпохи 20-30-х годов 19 века
Литература – это источник, откуда мы, читатели, черпаем информацию о той или иной эпохе. Произведения прошлых столетий дают нам возможность ярко воспроизвести картину жизни того времени. Тема моего исследования определена стремлением понять, какие качества характера должны быть воспитаны в современных девушках, чтобы не прервалась преемственность и духовность традиций.

Изучая художественные произведения, я заинтересовалась темой женской судьбы, поднятой в произведениях А. С. Пушкина. Великий русский поэт создал несколько женских типов. Его героини нежные, робкие, любящие, верные, полные собственного достоинства, высоконравственные.

Все женские образы А.С. Пушкина можно разделить на два типа – «барышни» и «светские дамы». В своей работе я рассмотрела образы героинь, относящихся к типу «барышень».

Известные мне «барышни» А.С. Пушкина – это Марья Гавриловна в «Повестях Белкина», Мария Кириловна Троекурова в «Дубровском», Марья Ивановна Миронова в «Капитанской дочке».

Перечитав эти произведения, я сопоставила образы главных героинь и обнаружила сходства в их именах, возрасте, происхождении.

Внешность героинь была простой, незаметной, но по-своему красивой. Марья Гавриловна была «стройна, бледна», о Марье Кириловне мы прочитаем: «красота ее была в полном цвете», а капитанскую дочку Пушкин описывает как «круглолицую, румяную, с светло-русыми волосами» девушку.

Своих родителей Маши любили и уважали, хотя не всегда прислушивались к их мнению. Марья Гавриловна решается на побег, Марья Кириловна не видит в своем отце друга и советчика. А вот Маша Миронова оказывается достойной дочерью своих родителей, берет от них лучшие качества: честность и благородство.

В детстве Маши много слышали народных сказок, в юношестве увлекались чтением французских романов. Все это сделало их кроткими, чуткими, мечтательными.

В любви героини искренни, морально чисты. Любовь их бескорыстна. Их объединяет высокое чувство долга. Но все-таки пушкинские Маши разные.

Сравнивая образы трех Марий, можно утверждать, что только Маша Миронова не смирилась с тем, что уготовила ей судьба, она стала бороться за свое счастье. Благодаря этому Маша Миронова оказалась счастливее других пушкинских героинь.

В процессе анализа этих художественных произведений я выявила типичные и индивидуальные черты в образах барышень, созданных А.С. Пушкиным. Но меня заинтересовал вопрос: образ «барышни» - это только художественный вымысел или типичный образ молодой девушки начала 19 века?

Чтобы подтвердить или опровергнуть данную гипотезу, я обратилась к книге «Беседы о русской культуре» Юрия Михайловича Лотмана1. Он исследовал не только литературу, культуру, но и быт той эпохи. Особый интерес в связи с темой моей работы у меня вызвала глава «Женский мир». Лотман пишет, что «женщина – это воплощение общественного идеала» и приводит следующие факты из жизни русских женщин той эпохи2:

  1. Женщины не служили, чинов не имели....

  2. Женщины в начале 19 в. стали читательницами. Неграмотная женщина дворянского происхождения — это уже сатирический образ.

  3. «Женский мир» становился более духовным.

  4. Женщина эпохи романтизма должна быть бледной, мечтательной, ей идет грусть.

  5. В конце 18 века начинает появляться мысль о том, что добро заложено в природе, что человек создан по образу и подобию Бога, рожден для счастья, для свободы, для красоты.

  6. Женский образ в литературе - это положительный герой.


На основе этих заключений я систематизировала качества, присущие русским молодым девушкам н. 19 века:

  1. Воспитанность. Честность. Преданность. Верность. Романтичность.

  2. Загадочность образа, мечтательность, несмелость и наивность.

  3. Жить для них - значит чувствовать, любить все прекрасное, таинственное и совершенное.

  4. Формирование характера происходило на основе православных традиций.


Такие девушки, возможно, и являлись идеалами нравственной чистоты.

Выдвинутая мною гипотеза подтвердилась: образ «барышни», созданный в литературе А.С. Пушкиным, является важной деталью целостного портрета поколения эпохи 20 – 30-х годов 19 века.

Читая книги великих классиков, мы формируем свое представление о целой эпохе, о быте, укладе жизни провинциальных девушек. Русские «барышни» стали женами, матерями и передали своим детям особенное отношение к миру, к жизни, которое отличалось высокой нравственностью, требовательностью, самоотверженностью, честностью.

Это время интересно нам, молодому поколению 21 века, поскольку заставляет задуматься о вечных ценностях, о культуре, о роли женщины в современном обществе.

Чтобы не прервалась преемственность и духовность традиций, необходимо постоянно формировать у девочек правильное представление о моральном облике, идеальной женской личности, необходимо воспитывать такие качества, как честность, скромность, верность, благородство.



1 Беседы о русской культуре. Лотман Ю.М. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века). СПб.: Искусство-СПб, 1994.- 758c.

2Беседы о русской культуре. Лотман Ю.М. Глава «Женский мир», стр 60 - 100


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Воробьева К. С. Руководитель Мартынова М. Б iconСпецифика российскогобрендинга Мартынова Е. И. Научный руководитель Ветцель К. Я
Брендингом же называют процесс по построению бренда, инструмент создания долгосрочной связи с потребителями на основе актуальных...

Воробьева К. С. Руководитель Мартынова М. Б iconСписок литературы по курсу микробиологии, вирусологии, иммунологии...
Микробиология и иммунология./Под ред. А. А. Воробьева. М.: Медицина, 1999 и др годы издания

Воробьева К. С. Руководитель Мартынова М. Б iconЭкономический рост в россии черемных Д. А., Мартынова К. Е., научный...
Экономический рост является одной из наиболее важных характеристик экономической жизни любой страны мира. Возвышение потребностей,...

Воробьева К. С. Руководитель Мартынова М. Б iconКазанцева Н. В., Воробьева Е. В. Вмешательства, направленные на развитие...
Н. В., Воробьева Е. В. Вмешательства, направленные на развитие родительской компетентности при коррекции аутистического поведения...

Воробьева К. С. Руководитель Мартынова М. Б iconШевченко Н. М. Кардиология: Монография
Внутренние болезни: Учебник: в 2х томах, 2 том./ Под ред. Н. А. Мухина, В. С. Моисеева, А. И. Мартынова,2-е издание, испр и доп....

Воробьева К. С. Руководитель Мартынова М. Б iconАвтор проекта: Бекир Екатерина, ученица 4 класса. Руководитель проекта
Руководитель проекта: Липатникова Татьяна Леонидовна, проживающая по адресу: 636500 Белый Яр, Верхнекетского района, Томской области,...

Воробьева К. С. Руководитель Мартынова М. Б iconНа уроках литературы
И как важно, чтобы не пустота, бездуховность, бесцельность, а доброе, светлое деятельное начало стало потребностью наших воспитанников....

Воробьева К. С. Руководитель Мартынова М. Б iconНа уроках литературы
И как важно, чтобы не пустота, бездуховность, бесцельность, а доброе, светлое деятельное начало стало потребностью наших воспитанников....

Воробьева К. С. Руководитель Мартынова М. Б iconРабочая программа моу «Старо-Тахталинская сош алькеевского мр рт»...
Учебник : Литература 10 класс. В. И. Сахаров, С. А. Зинин. М.: Русское слово, 2009

Воробьева К. С. Руководитель Мартынова М. Б icon1. В. М. Васнецов и его картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами» 1980 г
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную