Мир подростка в современной литературе Обзор современной литературы для подростков






Скачать 136.86 Kb.
НазваниеМир подростка в современной литературе Обзор современной литературы для подростков
Дата публикации16.05.2015
Размер136.86 Kb.
ТипОбзор
l.120-bal.ru > Литература > Обзор



Государственное учреждение

«Детско-юношеская библиотека Республики Карелия»

«Литература должна помочь понять нам,

что с нами происходит»

В.М.Шукшин
Мир подростка в современной литературе
Обзор современной литературы для подростков

Петрозаводск

2011

УДК 02

ББК 78.32

М63


Мир подростка в современной литературе : Обзор литературы / Детско-юношеская библиотека Республики Карелия ; [авт.- сост. Т.Ю.Ермолина] – Петрозаводск : ДЮБ РК, 2011. – 12 с.
Ответственный за выпуск: В.А. Сакина, директор ДЮБ РК

Авторы-составители: Т.Ю.Ермолина, зав. ОМО.

Редактор: С.В. Золотова, зам. директора ДЮБ РК

Компьютерная вёрстка: С.П. Шестакова, главный библиотекарь организационно-методического отдела ДЮБ РК
Отпечатано в Детско-юношеской библиотеке Республики Карелия: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск,

пр. Ленина, д.1.

Телефон: (8142) 78-32-29

E – mail: dubrk@library.karelia.ru

http: // dubrk.karelia.ru

Тираж 25 экз.

© Детско-юношеская библиотека

Республики Карелия, 2011


Уважаемые коллеги!
Чтение в жизни многих современных подростков просматривается весьма призрачным контуром, что вызывает серьезную тревогу среди педагогов, родителей, библиотекарей. Сами подростки признают, что читают редко и мало, чаще по необходимости – по школьной программе. Чтение для многих не является любимым делом, порой они тяготятся им, как трудной работой. По их твердому убеждению, читать не модно и не актуально на сегодняшний день. Более охотно подростки проводят свое время за компьютером, который становится для них источником информации и средством общения со сверстниками. Книга для подрастающего поколения перестает быть хорошим собеседником, советчиком, наставником. Может, библиотекари, родители, педагоги и сами ребята не владеют информацией о новой, добротной литературе о подростках? Постараемся восполнить этот пробел.

Предлагаемый Вашему вниманию методический материал представляет собой обзор современной литературы для подростков, раскрывающий их внутренний мир. Это романы и повести для подростков и о подростках, поднимающие важные вопросы этого трудного возраста. Они рекомендуются для прочтения и подростками и взрослыми.

Мир подростка в современной литературе

Обзор современной литературы
Мария Парр. Вафельное сердце. Повесть норвежской писательницы, которую критики называют новой Астрид Линдрген, издана уже в ряде стран и получила в Нидерландах премию «Серебряный грифель»

Это история о жизни двух маленьких жителей норвежской бухты Щепки-Матильды девятилетнего Трилле, от его имени и ведётся повествование, и его соседки и одноклассницы Лены. Читая книгу, мы проживаем целый год с героями, и за это время с ними происходит много забавных, трогательных, а порой и опасных приключений. Вместе с ними мы окажемся на празднике Иванов день, станем свидетелями испытаний канатной дороги, послушаем рассказ и узнаем, почему бухта носит такое необычное и интересное название – Щепки-Матильды. Автор повести поделится с нами рецептом любимого лакомства своих героев под названием «Вафельное сердце», главный секрет которого состоит не в количестве муки и качестве масла, а в огромном желании сделать приятное близким людям.

Тамара Крюкова. Невыученные уроки. Это сборник веселых, забавных и поучительных рассказов о современной школе. В природе существует закон: противоположности притягиваются, всем известный «плюс» и «минус». Так и главные герои Женька Москвичев и Лёха Потапов являются полной противоположностью друг другу. Что между ними может быть общего? Женька отличник, всё на ходу схватывающий, а Лёха троечник, тугодум. И внешне они очень разные: юркий и подвижный Женька, и увалень, толстяк Лёха. Всё это нисколько не мешает их дружбе. Да и чтобы делал Женька без Лёхи, ведь в Женькиной голове постоянно зреют невероятные и гениальные планы, а осуществлять их приходится именно Лёхе. Один только план по воспитанию человека нового типа чего стоит! А что в итоге из этого получается можно узнать, прочитав этот сборник. Книга – лауреат премии IV Всероссийского конкурса произведений для детей и юношества «Алые паруса».

Повесть австралийского писателя Морриса Глейцмана «Болтушка» об адаптации девочки с ограниченными возможностями в обычном классе общеобразовательной школы. Главной героине Ровене Бетс или просто Ро 11 лет. Она считает себя ужасной болтушкой. Ро и в самом деле болтает без умолку, но только…сама с собой и про себя. С самого рождения Ровена не может говорить, так уж устроено ее горло. Однако она прекрасно слышит и, конечно же, владеет языком глухонемых. У Ро есть необычный и замечательный папа, который не похож на других пап - он не носит строгих костюмов и любит петь ковбойские песни, не имея при этом хорошего слуха. Главное, это верный друг и помощник Ро, ведь мамы у нее нет – умерла при рождении дочери. С появлением Ро в классе случаются различные происшествия. Первый день в новой школе выдался очень нелегким. Ровена серьезно и тщательно готовилась к встрече с новыми одноклассниками, но всё пошло наперекосяк. Не сразу складываются нормальные взаимоотношения между учениками. И ребятам в классе, и взрослым придется многое понять, со многим согласиться, примириться. Сама Ро не считает себя инвалидом, не жалеет себя и не желает, чтобы ее жалели другие. Ей хочется иметь новых друзей и подруг, дружить с ними на равных, а не быть чьей-то подшефной. Удастся ли это Ровене, мы узнаем из этой прекрасной повести.

Екатерина Мурашова. Гвардия тревоги. В мае 2008 года эта книга стала лауреатом Национальной детской премии «Заветная мечта». Место действия книги – обычная районная школа в центре Питера. Первая же фраза пролога «- Ну, не съедят же они её, в конце концов», даёт почувствовать интригу и сразу же включиться в таинственно-напряженную обстановку повествования. 1 сентября, начало учебного года, понятно волнение и родителей, и учеников. В 8 «а» пополнение из трех новичков. Но почему так нервничает администрация школы, определяя ребят именно в 8 «а» класс, им что-то грозит? Одна из главных героинь – Тая Коровина, толстушка, отличница, девочка с косичками, приехала из Сибири. Второй новичок – Дима Дмитриевский, потомок дворянского рода, хорошо воспитанный молодой человек и любящий математику «решатель задач». Третий новичок – Тимофей Игнатьев, которому школа сто лет не нужна. Уж так и быть, чтобы мать отвязалась, он сходит в школу, а там видно будет. Независимо друг от друга все три новичка, а вместе с ними и мы, чувствуем какую-то тайну 8 «а» класса. Но эту тайну трудно не только разгадать, но и выразить словами. «Они какие-то ненормальные», - говорит эмоциональная Тая. В новом классе нет «дедовщины», никого «не травят», ни на ком «не ездят», все хорошо учатся, очень ровно себя ведут, вежливы, доброжелательны. У новичков странное чувство обособленности, изолированности, порой переходящее в панику. «У них внутри есть что-то такое….Я их боюсь. Иногда мне кажется, что они вообще не люди» - вырывается у Таи. Кто же они, эти неуловимо странные восьмиклассники? Роботы, инопланетяне? Да-да, об этом всерьез задумываются даже учителя. Такие же правильные дети и классы обнаруживаются в других школах города. Все странно-нормальные ученики носят значки с латинскими буквами AG – Гвардия тревоги. Это сообщество ребят, объединенных благородной целью – помогать попавшим в беду. Точно по сигналу тревоги они все появляются там, где кому-то плохо. Есть у них свой предводитель – Роберт, прикованный к инвалидному креслу молодой человек и его гениальное изобретение – симбиоз человека и компьютера. За этим изобретениям охотятся бандиты. Наши главные герои не спешат вливаться в сообщество одноклассников, но именно им пришлось заменить погибшего от рук бандитов Роберта, а Диме Дмитриевскому даже побывать в заложниках. Они стали причастны к системе, согретой огнем, который горит «внутри каждого и одновременно один на всех».

Анника Тор. «Пруд белых Лилий». Шведская писательница Анника Тор дебютировала в детской литературе с романом «Остров в море», события которого происходят в конце 30-х начале 40-х годов прошлого века. Это история двух девочек-сестер, вывезенных из оккупированной немцами Вены в Швецию. «Пруд белых лилий» это продолжение истории о двенадцатилетней Стефании (или Штеффи) Шнайдер. Позади целый год жизни в семье тети Марты и дяди Эверта на острове близ Гетеборга, боль разлуки с родителями немного утихла. Штеффи успешно закончила школу и мечтает стать, как и ее отец, врачом. Вопрос с дальнейшей учебой решен положительно – Штеффи получает стипендию и отправляется на учебу в Гетеборг. Теперь ей предстоит разлука со ставшими уже близкими тетей Мартой и дядей Эвертом, с младшей сестрой Нелли. Но впереди учеба, о которой так мечтала Штеффи! И вместе с 13-летней Штеффи мы окунаемся в новую для нее жизнь. Здесь у Штеффи появляются новые подруги, но есть и недруги, которые открыто высказывают ей свою ненависть только потому, что она еврейка. Здесь же к ней приходит первая любовь, которая больше доставляет страданий, чем радости. Масса чувств, волнений, вопросов переполняют девушку и пруд Белых Лилий становится для Штеффи тем местом, где она может побыть одна, подумать, разобраться в себе.

Аля Гончарова. Наперегонки с летом. (Журнал «Мы», №3, 2009). Это первая публикация молодого прозаика из Чувашии, живущей сейчас в Москве. Сама о себе автор говорит: «Обожаю читать книги с запутанными сумасбродными историями без конца, гонять на велике, путешествовать, болтать с ребятами о всякой всячине». Вот такими же сумасбродными, гоняющими на велике, путешествующими и даже снимающими фильмы ужасов являются герои повести «Наперегонки с летом». Это восьмиклассница Люда, у нее только по физкультуре тройка, а остальные четверки и пятерки; красавец- десятиклассник Жорик, который на лето уезжает к морю; подруга Люды Сашенька, хотя и старше её на два года; младший брат Сашеньки Мишель; Витёк, ещё один красавец с карими глазами; Вера, самая большая хулиганка их улицы и отличница. Начались долгожданные летние каникулы. Кто-то уже уехал отдыхать, кого-то только собирают в дорогу. Но большая часть ребят остаётся на лето в селе, ведь именно здесь живут главные герои повести. Скучно, скажите вы! Ничуть! Просто надо знать этих мальчишек и девчонок - выдумки и задора им не занимать. Лето летом, отдых отдыхом, но ведь наши герои живут на земле, поэтому успевают и на огороде поработать, и корову подоить. Много различных событий происходит в их жизни: они и ссорятся, и мирятся, и влюбляются, и дерутся, и в автокатастрофу попадают, и концерты для односельчан дают. В общем, жизнь здесь кипит и события в этой повести, действительно, бегут наперегонки с летом.
Елена Матвеева. Асфодель – цветок смерти. (Журнал «Мы», №4, 5/ 2009).

Как и сама автор повести, герои её произведения родились и живут в Санкт-Петербурге. Серьезно заняться изучением истории родного края главных героев – Варвару и её подругу Геру (Герасимову Свету) - заставляют особые и таинственные обстоятельства. Варварин дед Шурик постоянно живет на даче в пригороде Санкт-Петербурга, здесь же проводит свои каникулы Варя. Для нее это хорошо знакомые и с детства любимые места. Рядом с дачей находится полуразрушенная церковь, усадьба и парк, принадлежавшие когда-то, судя по надгробным надписям, Голициным. Местными властями было решено вернуть церковь верующим, начались реставрационные работы. Из простого любопытства Варвара и Гера пошли посмотреть, что делается у церкви. А их «заловили» и дали лопаты в руки. Здесь же работал и вновь назначенный батюшка (лет тридцати и в джинсах!), и соседи по даче, и краеведы, ведущие раскопки. Работа, показавшаяся вначале скучной и утомительной, постепенно увлекла подружек. Главное, им очень понравились их новые знакомые, общение с ними доставляло радость. Работы подходили уже к концу, пора было возвращаться в город и готовиться к школе. В последний день раскопок ребята собирались привести в порядок старинные могилы возле церкви. В часовне они наткнулись на захоронение и уговорили своего руководителя Михал Михалыча или Карлсона провести вскрытие старинного склепа. Вот тут-то и проснулся у наших героев настоящий интерес к истории. Что за молодая женщина здесь похоронена, как истолковать латинскую надпись на надгробии «Заснуть, чтобы проснуться», что за таинственный цветок – асфодель – изображен на гербе Голициных? Масса вопросов! Чтобы получить на них ответы к делу были подключены и родственники-историки, и любители-коллекционеры. В руки главных героев попали письма 18 века, которые и хранили в себе тайну найденного захоронения. Целый детектив или даже два можно прочесть в этих письмах. Почему? Это надо прочесть и тогда откроется удивительная и невероятная тайна цветка асфодель.

Елена Габова. Дуб Толик Сергеевич (журнал «Путеводная звезда», №12, 2009).

Повести о старшеклассниках – такой подзаголовок даёт автор своим произведениям, вошедшим в этот номер журнала. Это повести «Дуб Толик Сергеевич» и «Зануда Тёма», рассказы «Новенький и черепаха», «Кое-что о телепатии», повесть в письмах «Здравствуй и прощай» и адресованы они старшеклассникам. Вечные темы любви и дружбы объединяют все эти произведения.

Закончились летние каникулы, и теперь они уже десятиклассники. Это главная героиня повести «Дуб Толик Сергеевич» Тамара, её подруга Анька (умница, но далеко не красавица), Милован (Колька Милованов), Тормоз (Анатолий или Толик), Ксения, новичок Сергей Филиппов (приехал из Питера!) и другие. Тамара: «Хочется ли мне в школу? Да! Любое первое сентября я в школу прямо лечу. Не потому, что я так люблю учиться, я так люблю своих дурных одноклассников. Я так хочу с ними встретиться». Каждому из ребят есть, что рассказать друг другу, поделиться впечатлениями: кто-то был в Турции, кто-то приехал из Украины. В школе новая учительница литературы, она же классная руководительница десятого класса. Совсем молоденькая, романтичная натура – пишет стихи, но в обиду себя не даст – это показала первая же «проверка», устроенная Милованом. Появление в классе новенького внесло оживление в школьную жизнь, особенно встрепенулись девичьи ряды. Взаимоотношения одноклассников, дружба, ревность, взросление – этим живут главные герои. Почему такое необычное название повести? Действие происходит в провинциальном северном городке. Дуб – это редкое дерево для этих широт. Один единственный на весь город он стал символом дружбы и примирения главных героев – Томки и Толика.

Поучительная история рассказана в повести «Зануда Тёма». Когда-то неразлучные подружки Маша Крылова и Кристина Фишкина, влюбившись в одного одноклассника – Мирона Дементьева – становятся злейшими врагами. Как завоевать симпатию, дружбу, любовь? Как добиться поставленной цели? Все ли средства хороши для того, чтобы стать победителем? Вот такие вопросы поднимаются на страницах этой повести.
Виктор Смирнов. Мой друг Моби Ник (журнал «Крылья», № 5-6, 2009).

Маленькая повесть – сам автор дает такой подзаголовок своему произведению, но посвящено оно большой и вечной теме – первой любви. Главные герои повести – подростки из обычной общеобразовательной школы. В класс приходит новенькая, которая была «словно пришелка или, точнее, прилетелка из фильмов про инопланетян». Появление Вики в классе вызывает повышенный интерес, так как пришла она из частной школы. А это говорит о многом. Просто её богатый папа хочет, чтобы дочь узнала реальную жизнь. Но при этом охрана и личный тренер по восточным единоборствам у Вики остались. Такая девочка не может остаться без внимания мальчиков и главный герой повести Федор Бунькин в нее влюбляется, причём, «сразу, конечно, навсегда. В парке. В 15.40». Но как завоевать внимание своей избранницы, ведь Федор, как он сам считает, ничего особенного из себя не представляет. Достаток в его семье скромный, а отца нет, вернее, отцов, так как у всех трех детей они разные. Федор в семье за старшего, он опора матери и помощник в воспитании младших детей. Чтобы Федору легче было управляться с сестрами, мать покупает ему подержанную и довольно устаревшую модель «Нокии». Федор рад и такому телефону, считает его своим другом и даже дает ему имя - Моби Ник. А как же Вика, как признаться ей в своих чувствах? Влюбленный герой обращается за помощью к своему другу Моби Нику. «Ты красавица» - такую SMS-ку хотел отправить Федор, а вышло «Ты крыса вика». После такого «признания» ни о какой дружбе не может быть и речи. Федор принимает твердое решение – бросить школу, но напоследок надо попросить у девочки прощение. На помощь ему приходит опять мобильный друг. Простит или не простит Вика Федора, станут ли они друзьями? Узнаем это из доброй и трогательной, хотя и маленькой повести.

Книга Светланы и Николая Пономаревых «Фото на развалинах» стала победителем Литературного конкурса Сергея Михалкова в 2008 году. Это не детектив, не приключение, не фэнтези. Это просто жизнь подростков в пору взросления. Это повесть о том, как нелегко подростку принять мир и найти в нем добро и свет вопреки очевидному злу и равнодушию. Главный герой повести Лесь – Елисей Федоров – фотографирует городские развалины, а это заброшенные или недостроенные здания, полуразвалившиеся заводы. Гамма его фотографий черно-белая, потому что именно так он видит окружающий его мир: серые, унылые люди, уродливый город. Просто сейчас по-другому воспринимать мир он не может: проблемы в семье, родители на грани развода, мать пристрастилась к спиртному. В такой дом и идти-то не хочется, а любовь к однокласснице Наташе не приносит радости – в школе появляется молодой преподаватель истории и все внимание девушки переключается на этого умного и обаятельного человека. Лесь придумывает план завоевания сердца своей одноклассницы, но его выполнение приводит к совершенно непредсказуемым результатам. На помощь главному герою приходит его недавний соперник. Простые слова, добрый совет и выход найден. Жизнь не кончается, если тебя обидели и даже предали, не надо замыкаться на неудаче, надо найти в себе силы простить обидчика. В конце повести к Лесю приходит осознание, что «…за осенью и зимой всегда наступает цветная весна. И ничто не кончается разрушением».

Часто в жизни приходится слышать фразу, что «обстоятельства выше нас», «так сложилось, что ничего изменить нельзя» и тому подобное. Повесть Татьяны Красновой «Мальчик из плохой семьи» (журнал «Мы», N1, 2007) опровергает эти утверждения. Это рассказ о том, что не обстоятельства сломали человека, а человек оказался выше, сильнее обстоятельств, победил их. Главные герои повести Игорь и Катя стоят на пороге юности. Катя из хорошей, благополучной семьи, у нее уважаемые в их городке родители. А вот Игорь и есть мальчик из плохой семьи. В общем-то, и семьи у него никакой не было. Отца своего он не знал, а мать не обращала на сына никакого внимания, устраивая свою жизнь. Игорь слишком рано понял, что всего в этой жизни ему придется добиваться самому, своим умом, своим трудом. И главное – получить хорошее, достойное образование. Закончен одиннадцатый класс. Ни Игорю, ни Кате не удалось поступить в столичные институты. Но цель поставлена – стать студентами московских ВУЗов - и они оба стремятся к ней. Живя в небольшом городке, дороги главных героев пересекаются. Теперь они не просто дружат, мечтают о будущей учебе, но и полюбили друг друга, живут вместе. Читая это произведение, невольно проникаешься симпатией к главным героям. И хотя их пути расходятся, верится, что все у них будет хорошо, все получится.

Хочется верить, что после знакомства с данными произведениями, слова Василия Шукшина, вынесенные в эпиграф, станут актуальными и для сегодняшнего подрастающего поколения, пробудят у них интерес к чтению.

В представленном обзоре были использованы книги и журналы из фондов отдела чтения подростков и сектора делового чтения детско-юношеской библиотеки.

Список литературы, использованной в обзоре

  1. Габова, Е. Дуб Толик Сергеевич : повести о старшеклассниках / Е. Габова // Путеводная звезда. – 2009. – N 12. – С. 2-40, 57-95.

  2. Глейцман, М. Болтушка / Моррис Глейцман ; [пер. с англ.: М. Бородицкая]. – М. : ОГИ, 2008. – 131, [1] с. – (Книжки на вырост) (Дети ОГИ). – ISBN 978-5-94282-486-0.

  3. Гончарова, А. Наперегонки с летом : повесть / А. Гончарова ; ил. Дмитрия Дьякова // Мы. – 2009. – N 3. – С. 12-85. – (Проза, поэзия).

  4. Краснова, Т. Мальчик из плохой семьи : повесть / Татьяна Краснова ; ил. Дмитрия Дьякова // Мы. – 2007. – N 1. – С. 16–74. – (Проза. Поэзия).

  5. Крюкова, Т. Ш. Невыученные уроки : рассказы : [для среднего школьного возраста] / Тамара Крюкова ; худож. Г. Мазурин. – М. : Детская литература, 2007. – 92, [2] с. – (Школьная библиотека). – ISBN 978–5–08–004302–4.

  6. Матвеева, Е. Асфодель – цветок смерти : повесть / Е. Матвеева ; ил. Дмитрия Дьякова // Мы. – 2009. – N 5. – С. 7–65. – (Литературные страницы). – Окончание. Начало в N 4.

  7. Мурашова, Е. В. Гвардия тревоги / Екатерина Мурашова ; [оформ. Татьяны Кормер]. – М. : Самокат, 2008. – 366, [1] с. ; 21 см. – (Серия "Встречное движение"). – ISBN 978–5–902326–75–5

  8. Парр, М. Вафельное сердце / Мария Парр ; пер. с норв. Ольги Дробот ; [ил. Софьи Касьян]. – М. : Самокат, 2008. – 203, [4] с. : ил. – (Лучшая новая книжка). – ISBN 978–5–902326–78–6.

  9. Пономарева, С. В. Фото на развалинах : повесть / Светлана Пономарева, Николай Пономарев ; худож. М. Садердинова. – М. : Российский фонд культуры : Грифон, 2009. – 119 с. : ил. – (Библиотека для подростка). – ISBN 978–5–98862–055–6.

  10. Смирнов, В. Мой друг Моби Ник : маленькая повесть / В. Смирнов // Крылья. – 2009. – N 5/6. – С. 2–15 вкл. – (Литературное приложение).

  11. Тор, А. Пруд Белых Лилий : [повесть] / Анника Тор ; пер. со швед. Марины Конобеевой ; [ил. Е. Андреевой]. – М. : Самокат, 2008. – 222, [1] с. : ил. – ISBN 978–5–902326–76–2.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мир подростка в современной литературе Обзор современной литературы для подростков icon«Женский почерк в современной отечественной прозе» для учащихся 8-11 классов
Цель: обзор современной отечественной прозы: знакомство с творчеством В. Токаревой, Д. Рубиной, Л. Улицкой, Г. Щербаковой, Т. Толстой,...

Мир подростка в современной литературе Обзор современной литературы для подростков iconУрока: Систематизировать знания выпускников по основным направлениям современной литературы
Тема: Чуткая совесть писателей и «тихое безумие реальности» в жизни и современной литературе (2 часа)

Мир подростка в современной литературе Обзор современной литературы для подростков iconДетско-юношеская библиотека Республики Карелия Наша память жива Обзор...
Наша память жива : обзор современной литературы о Великой Отечественной войне / Детско-юношеская библиотека Республики Карелия; [сост....

Мир подростка в современной литературе Обзор современной литературы для подростков iconОбзор переводов современной русской прозы на словенский язык
Советского Союза возник ощутимый пробел – мы практически потеряли наработанный контакт с современной русской литературой. Только...

Мир подростка в современной литературе Обзор современной литературы для подростков iconИсследование чтения современной художественной литературы на молодежном...
Было просмотрено 300 читательских формуляров. 50% читателей молодежного абонемента проявляют интерес к современной художественной...

Мир подростка в современной литературе Обзор современной литературы для подростков icon1. Урок литературы в 5-ом классе “Чтобы мир остался жив” (по пьесе-сказке...
Ш мырова Е. Ф. “Духовное воспитание личности в процессе изучения современной литературы на уроках в школе”

Мир подростка в современной литературе Обзор современной литературы для подростков iconМесто современной художественной литературы в фондах библиотек
Цель моего доклада не акцентировать внимание на анализе комплектования современной художественной литературы, а скорее обозначить...

Мир подростка в современной литературе Обзор современной литературы для подростков iconНовинки современной литературы что это?
Разнообразие таких книг просто впечатляет. Потому что новинки современной литературы удовлетворяют всем запросам читателей и очень,...

Мир подростка в современной литературе Обзор современной литературы для подростков iconХудожественный мир русской современной литературной сказки для детей...

Мир подростка в современной литературе Обзор современной литературы для подростков iconЗначение наследия вхутемас для современной культуры
Значение теоретико-методических идей пропедевтического композиционного курса Ладовского-Кринского в формировании современной школы...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную