Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; календарно-тематический план, перечень разделов учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.






НазваниеРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; календарно-тематический план, перечень разделов учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
страница1/5
Дата публикации22.05.2015
Размер0.57 Mb.
ТипРабочая программа
l.120-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Красноярская основная общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Руководитель МО МОУ «Красноярская ООШ»

М. Ю. Романова

Протокол № ___ от «__»

__________________2011г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УР МОУ «Красноярская основная общеобразовательная школа»

М. М. Глухова

«__»________________2011г.


«Утверждаю»

Директор МОУ «Красноярская основная общеобразовательная школа»

В. Г.Архипов

Приказ № ___ от «__»_______________2011г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

к учебному курсу «Литература»

9 класс

учителя русского языка и литературы

Романовой Марины Юрьевны

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; календарно-тематический план, перечень разделов учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.

Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа 9 класса рассчитана на 3 часа в неделю, 102 часа в год. Реализуется в классе со средним образовательным уровнем.

Перечень разделов учебного курса

Разделы

Количество часов

Сочинения

Древнерусская литература

5




Русская литература 18 века

8

1

Русская литература 1 половины 19 века

57

12

Русская литература 2 половины 19 века

20

2

Современная литература

3




Зарубежная литература

7




Резервные уроки

2




Итого

102

15

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Коровина В.Я., Забарский И.С., Коровин В.И.. Литература 9 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008.

Коровина В.Я., Коровин В.И., Забарский И.С.Читаем, думаем, спорим… 9 класс. М. Просвещение. 2004

Коровина В.Я., Забарский И.С. Коровин В.И. Литература: 9 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2006, 2007, 2008


Календарно-тематическое планирование



Тема урока

Кол. час.

Элементы содержания

Виды учебной деятельности

Требования к уровню подготовки учащихся

Виды контроля

Домашнее задание

Интернет-ресурсы

Дата план

Дата факт

Древнерусская литература (5 часов)

1

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

1

Открытие «Слова…», его издание и изучение. Вопрос о времени создания и авторстве. Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция

Чтение статьи учебника, пересказ очерка Д. Лихачёва, рассказ об истории открытия «Слова…», ответы на вопросы, сопоставление «Слова…» с летописными источниками

Знать историческую основу памятника, историю его открытия, содержание произведения. Понимать жанровые особенности «Слова…». Уметь составлять план прочитанного, выделять смысловые части. Уметь сопоставлять произведение с летописными источниками

Составление плана «Слово о полку Игореве». Сопоставление с летописными источниками

Определить в тексте «Слова…» композиционные части, выразительное чтение «Слова…»










2

«За землю Русскую». Осмысление текста памятника

1

Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея «Слова…»

Чтение и восприятие текста, осмысление сюжета, выразительное чтение, ответы на вопросы, комментирование текста, анализ художественного текста

Знать жанр и композицию произведения, нравственно-патриотическую идею «Слова…». Понимать, в чём заключается патриотизм произведения, какова роль изобразительно-выразительных средств. Уметь выделять смысловые части, формулировать идею произведения, выразительно читать

Аналитическое чтение

Ответить на вопрос: «Как проявляется в «Золотом слове» Святослава идея произведения?»










3

Вечные образы «Слова…»

1

Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины

Чтение и восприятие художественного произведения, ответы на вопросы, рассуждение «Как проявляется в «Золотом слове» Святослава смысл произведения?», выразительное чтение эпизодов, комментирование художественного текста, анализ текста

Знать приёмы создания характеров героев, художественные средства выразительности. Понимать особенности воплощения автором образов князей, Ярославны, патриотическую идею произведения. Уметь характеризовать героя произведения

Составление характеристик героев, ответы на вопросы

Выразительное чтение эпизода «Плач Ярославны», устное сочинение «Каким предстаёт в тексте поэмы князь…»










4

Поэтическое искусство автора

1

Символика «Слова…», своеобразие авторского стиля. «Слово …» и фольклорная традиция. Значение памятника для русской культуры. Переводы и переложения произведения

Ответы на вопросы, устное сочинение «Каким предстаёт в тексте поэмы князь…», выразительное чтение плача Ярославны, анализ текста, ответы на вопросы

Знать авторов поэтических переводов, своеобразие авторского стиля. Понимать образ автора в произведении. Уметь выявлять авторскую позицию, выразительно читать, строить монологическое высказывание

Устное сочинение «Каким предстаёт в тексте поэмы князь…». Анализ образа автора. Поиск примет авторского стиля

Наизусть «Плач Ярославны»










5

Анализ эпизода «Плач Ярославны»

1

Нравственно-патриотическая идея «Слова…». Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика «Слова…», своеобразие авторского стиля. «Слово…» и фольклорная традиция

Создание сочинения, комментирование текста

Знать содержание фрагмента, особенности композиционного строения эпизода. Понимать роль эпизода «Плач Ярославны» в идейном содержании произведения, позицию автора. Уметь комментировать эпизод, строить письменное высказывание, обосновывать собственную точку зрения

Выразительно читать наизусть «Плач Ярославны». Анализ эпизода

Прочитать о классицизме стр. 31-32









  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; календарно-тематический план, перечень разделов учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Учебник Литература. 5 кл. Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Авт сост. В. Я. Коровина и др. 2010 г

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; календарно-тематический план, перечень разделов учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
В. П. Полухиной и др (М.: Просвещение, 2013). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; календарно-тематический план, перечень разделов учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; календарно-тематический план, перечень разделов учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; календарно-тематический план, перечень разделов учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; календарно-тематический план, перечень разделов учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
В. Я. Коровиной, 12-е издание, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; календарно-тематический план, перечень разделов учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Умк: «Литература» 8 класс, авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин – Москва «Просвещение» 2009 г

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; календарно-тематический план, перечень разделов учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; календарно-тематический план, перечень разделов учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Данная программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; календарно-тематический план, перечень разделов учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева «Программа по литературе для 9 класса», опубликованной в сборнике «Программа по литературе...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную