Скачать 34.63 Kb.
|
Урок литературы в 7 классе Тема: Тарас Бульба - героический характер героического времени Ход урока: Оформление доски: тема, , идея: (пока не записана), домашняя работа (записана заранее).
1-ый слайд. Цели и задачи урока: 1. Продолжить изучение повести Гоголя «Тарас Бульба» 2. Если на предыдущем уроке мы говорили о казачестве, о нравах и обычаях Запорожской сечи, то сегодня речь пойдет о главном герое повести – Тарасе Бульбе Беседа: Портрет автора крупным планом. Гоголь, несомненно, самый мистический, загадочный писатель в русской литературе 19 века. Какие удивительные факты его биографии вы можете назвать? 2-ой слайд. Проверяем информацию, смотрим на картинку его села. Когда и в каком сборнике была напечатана повесть Гоголя «Тарас Бульба»? События какого времени описываются в повести? 15 век борьба украинцев за независимость с поляками и татарами. Кто такие ляхи, шляхтичи, запорожцы? Слайд 3-й. Проверяем информацию, На мониторе картина Репина «Запорожцы пишут письмо Турецкому султану».
Беседа по картине Какой герой на картине Репина более других похож на Тараса Бульбу? Обоснуйте свой ответ. Вспоминаем его портретную характеристику, характер и привычки. Когда Тарас считал нужным браться за саблю? (в 3-случаях: неуважение старшин комиссарами, глумление над православием, против бусурманов) Обратимся к тексту, цитирую: «Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый 15 век…» Наша цель на данном этапе урока – выяснить, какие черты в характере Тараса являются определяющими. И почему Гоголь назвал свою повесть именем этого героя. Вспомните события, в которых Тарас берет на себя роль лидера казачества. (выбирают Кирдягу кошевым, потому что прежний не хотел воевать., выбирают Тараса наказным атаманом, когда прежний Кошевой идет в поход выручать козаков из татарского плена) Положение, в котором очутились козаки под предводительством Тараса, было тяжелым, и Тарас понимал это (видел, как смутны козацкие ряды и как уныние стало тихо обнимать козацкие головы). Чем и как Тарас поддержал боевой дух козаков? О чем он им говорил перед тяжелым боем? Речь Тараса о Товариществе. Читаем от слов: Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество до слов так любить никто не может». (9 гл.) выразительное чтение отрывка Беседа по вопросам: Читаем 1-ый абзац: Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам давала знать себя, и с Царьграда брала червонцы… О каком историческом периоде идет речь? (Киевская Русь) Это знаем мы Это знает Тарас Это знают запорожцы.—Потому что это наша общая история. Первый вывод. Ключевые слова: честь, земля наша, 2-ой абзац: Все взяли бусурманы, все пропало… вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Нет уз святее товарищества. Тарас упорно повторяет местоимение ВСЕ, чтобы подчеркнуть чувство утраты былого величия. Какими еще средствами автор вводит тему сиротства? Земля-сирота и люди на ней сироты. Узы товарищества призваны избавить человека от чувства убогости и сиротства. 2-ой вывод. Ключевые слова: все . бусурманы. Земля. Сирые. Братство. товарищество 3-й абзац: Отец любит свое дитя. Мать любит свое дитя. Дитя любит отца и мать. Любит и зверь свое дитя. Что движет этой любовью? Природа. А что движет чувством товарищества? Любовь к родине. Породниться родством по душе, а не по крови может только человек. И происходит это во имя общей идеи—любви к родине, освобождение ее от бусурманов. 3-й вывод: любит, породниться по душе, 4-ый абзац: Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей. Вывод. Ключевые слова: Чужбина, люди, русая душа. Записываем выводы: 1. Наша родина имеет великую историю Но настали для родины и народа трудные времена Что может в трудные минуты жизни объединить народ, любовь к семье, любовь к женщине? Нет, этой любви мало. Товарищество объединяет людей, общая идея делает его способным противостоять врагу. Наша земля- особенная, неповторимая- и чувство любви к ней особенное Прочитаем последние слова Тараса в этой речи. Можно ли их назвать пророческими. За родину и собственной жизни не жаль 4-ый слайд. Вопрос: Можно ли его речь назвать героической? А характер? Читаем информацию о Тарасе, выделяем главное Разминка-1 мин. В это время меняю слайды. Заключение 6 слайд. Обращаем внимание на картину Кибрика «Смерть Тараса» Есть 2 формы жизни: горение и тление. Смерть главного героя похожа на его жизнь: героическая и яркая. О чем он думал в последние минуты жизни своей? (чтение последних 3 абзацев.
Разминка. Тест. Выставление оценок.
|
![]() | ... | ![]() | А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии? – Такими словами... |
![]() | Н. В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Тарас Бульба» | ![]() | «Тарас Бульба», «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н. Гоголя |
![]() | «Шинель», «Тарас Бульба», «Портрет», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Нос» | ![]() | Цели урока: 1 образовательные: показать полемический характер поэмы А. А. Блока «Двенадцать», её художественные особенности; повторение... |
![]() | Работая на уроках, мА пытались разобраться в особенностях повести: ее бессмертном значении для всего народа земного шара. Тема войны... | ![]() | Тип урока: синтетический: урок изучения художественного произведения (урок углубленной работы над текстом), урок развития речи (урок... |
![]() | ... | ![]() | Урок № Тема: «Музыка леса» Урок № Тема: «Музыкальная драматизация тем сказочных героев» |