Республики Татарстан Управление культуры г. Заинск мбоу дод «Заинская детская музыкальная школа»






Скачать 319.8 Kb.
НазваниеРеспублики Татарстан Управление культуры г. Заинск мбоу дод «Заинская детская музыкальная школа»
страница1/3
Дата публикации16.07.2015
Размер319.8 Kb.
ТипПрограмма
l.120-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3
Министерство культуры Республики Татарстан

Управление культуры г. Заинск

МБОУ ДОД «Заинская детская музыкальная школа»


Рассмотрено и рекомендовано « УТВЕРЖДАЮ»

на заседании теоретического Зав. теоретическим отделом

отдела ________________________

протокол № ______________ Рыжова И.С.

«____»____________2013 г. «____»_____________2013 г.
Программа учебной дисциплины

«Музыкальная литература»

ОДОБРЕНО педагогическим советом школы
Директор МБОУ ДОД «ЗДМШ» _______________ Краснова А.В.
«____»___________2013 г.

Заинск

2013 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе

Программа учебного предмета «Музыкальная литература»

разработана на основе и с учетом федеральных государственных

требований к дополнительным общеобразовательным программам в области музыкального искусства

«Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные

инструменты», «Народные инструменты», «Хоровое пение».

Музыкальная литература – учебный предмет, который входит в

обязательную часть предметной области «Теория и история музыки»;

контрольный урок по музыкальной литературе является частью итоговой

аттестации.

На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование

музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа

музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях

музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных

средствах музыки.

Содержание учебного предмета также включает изучение мировой

истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного

искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют

формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере

музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают

любовь к музыке.

Учебный предмет «Музыкальная литература» продолжает

образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета

«Слушание музыки».

Предмет «Музыкальная литература» теснейшим образом

взаимодействует с учебным предметом «Сольфеджио», с предметами

предметной области «Музыкальное исполнительство». Благодаря

полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам обучающиеся

овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального

языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального

произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном

искусстве, что позволяет использовать полученные знания в

исполнительской деятельности.

2. Срок реализации учебного предмета

Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для

детей, по 7-летнему сроку обучения составляет 4 года (с 4 по 7 класс).

Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для

детей, по 5-летнему сроку обучения, составляет 4 года (с 2 по 5 класс).

Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для

детей, не закончивших освоение образовательной программы основного

общего образования или среднего (полного) общего образования и

планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие

основные профессиональные образовательные программы в области

музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Год обучения

Форма занятий

1-й

2-й

3-й

4-й

Итого часов

Аудиторная(в часах)


33

33

33

33

198

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Форма проведения занятий по предмету «Музыкальная литература»

– мелкогрупповая, от 4 до 10 человек.

5. Цель и задачи учебного предмета «Музыкальная литература»

Программа учебного предмета «Музыкальная литература»

направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося.

Целью предмета является развитие музыкально-творческих

способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний,

умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать

и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных

композиторов, а также выявление одаренных детей в области

музыкального искусства, подготовка их к поступлению в

профессиональные учебные заведения.

Задачами предмета «Музыкальная литература» являются:

• формирование интереса и любви к классической музыке и

музыкальной культуре в целом;

• воспитание музыкального восприятия: музыкальных

произведений различных стилей и жанров, созданных в разные

исторические периоды и в разных странах;

• овладение навыками восприятия элементов музыкального языка;

• знания специфики различных музыкально-театральных и

инструментальных жанров;

• знания о различных эпохах и стилях в истории и искусстве;

• умение работать с нотным текстом (клавиром, партитурой); 6

• умение использовать полученные теоретические знания при

исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

• формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной

мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к

вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее

профессиональные программы.

6. Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются требования, отражающие все

аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на

освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел

программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета

используются следующие методы обучения:

• словесный (объяснение, рассказ, беседа);

• наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);

• практический (упражнения воспроизводящие и творческие). 7

8. Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета

Материально-технические условия, необходимые для реализации

учебного предмета «Музыкальная литература»:

• обеспечение доступом каждого обучающегося к библиотечным

фондам, формируемым по полному перечню учебного плана; во время

самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к

сети Интернет;

• укомплектование библиотечного фонда печатными и/или

электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-

методической литературы, а также изданиями музыкальных произведений,

специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами

оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме,

соответствующем требованиям программы;

• наличие фонотеки, укомплектованной аудио- и видеозаписями

музыкальных произведений, соответствующих требованиям программы;

• обеспечение каждого обучающегося основной учебной

литературой;

• наличие официальных, справочно-библиографических и

периодических изданий в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100

обучающихся.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного

предмета «Музыкальная литература», оснащаются пианино или роялями,

звукотехническим оборудованием, видео-оборудованием, учебной

мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и

оформляются наглядными пособиями, имеют звукоизоляцию.

Содержание учебного предмета

Первый год обучения

Роль элементов музыкальной речи и музыкальной формы в создании музыкального образа произведения.

I четверть: Элементы музыкальной речи. Характер музыкальной темы, развитие темы.

Урок первый: Музыкальный язык, элементы музыкальной речи.

Урок второй: Контраст тем - контраст элементов музыкальной речи.

Урок третий: Контраст тем - контраст элементов музыкальной речи. Наличие общих элементов в контрастных темах.

Урок четвертый: Образное содержание тем и особенности музыкального языка.

Урок пятый: Роль мелодии и сопровождения в создании характера тем.

Урок шестой: Развитие темы. Повторность. Секвентность. Создание образа с помощью секвентного развития темы.

Урок седьмой и восьмой: Развитие темы. Вариантность. Создание

образа с помощью вариационного развития темы.

Урок девятый: Повторение музыкальных произведений.

II четверть: Музыкальные тембры

Урок первый: Значение тембра в создании музыкального образа. Орган.

Урок второй: История развития клавишных инструментов.

Урок третий: Партитура симфонического оркестра. Группа

деревянных духовых инструментов.

Урок четвертый: Группа медных духовых инструментов. Ударные инструменты.

Урок пятый: Группа струнно-смычковых инструментов. Арфа.

Урок шестой: Русские народные инструменты.

Урок седьмой: Оркестры.

Урок восьмой: Музыкальные инструменты (повторение).

III четверть: Музыкальные формы

Урок первый: Интонация. Музыкальная фраза. Период. Каденция.

Куплет. Одночастная и двухчастная формы.

Урок второй: Простая трехчастная форма.

Урок третий: Форма рондо.

Урок четвертый: Форма вариаций.

Урок пятый: Сложная трехчастная форма.

Урок шестой: Сонатная форма.

Урок седьмой: Сонатная форма. Разработка.

Урок восьмой: Сонатная форма. Реприза.

Урок девятый: Сонатно-симфонический цикл.

IV четверть: Характер тематизма. Музыкальный образ и содержание музыкальных произведений

Урок первый: Э. Григ «Пер Гюнт» - «Утро», «СмертьОзе», «Танец

Анитры», «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг».

Урок второй: М. П. Мусоргский «Картинки с выставки» - «Балет

невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках».

Урок третий: П. Дюка «Ученик чародея».

Урок четвертый: К. Сен-Санс «Карнавал животных».

Урок пятый: В. А. Моцарт «Реквием» («Лакримоза»).

Урок шестой: Л. Бетховен. Симфония №5 (части 1 и 4).

Урок седьмой: «Классическая танцевальная сюита».

Урок восьмой: Народные танцы.

Второй год обучения

Изучение музыкальных произведений различных жанров.

I четверть: Вокально-хоровой жанр

Урок первый: Понятие о жанрах.

Урок второй: Песня и романс.

Урок третий: Элементы музыкальной речи и образ. Русский бытовой романс.

Урок четвертый: Баллада.

Урок пятый: Произведения для хора.

Урок шестой: Кантатно-ораториальный жанр. С.С. Прокофьев «Александр Невский».

Урок седьмой: Кантатно-ораториальный жанр. В.А. Моцарт «Реквием».

Урок восьмой: Оперные хоры.

II четверть: Жанры инструментальной музыки.

Урок первый: Фортепианные пьесы.

Урок второй: Инструментальные циклы. П.И. Чайковский «Времена года».

Урок третий: Инструментальные циклы. Р. Шуман «Карнавал».

Урок четвертый: Инструментальные циклы. И.С. Бах «Французская сюита» До минор.

Урок пятый: Инструментальные циклы. И.С. Бах «ХТК».

Урок шестой: Соната. JL Бетховен Соната №8 - «Патетическая».

Урок седьмой: Концерт.

Урок восьмой: Скрипичные пьесы (дополнение)

III четверть - Оперный жанр

Урок первый и второй: Опера. Жанры в опере. Героика в опере. М.И. Глинка «Иван Сусанин».

Урок третий и четвертый: А.П. Бородин «Князь Игорь».

Урок пятый и шестой: Сказка в опере. Н.А. Римский-Корсаков

«Снегурочка».

Урок седьмой и восьмой: М.И. Глинка «Руслан и Людмила».

Урок девятый: В.А. Моцарт «Волшебная флейта»

Урок десятый: Комическое в опере. Д. Россини «Севильский

цирюльник».

IV четверть - Симфонический жанр

Урок первый: Симфонический цикл. И. Гайдн Симфония №103.

Урок второй: В.А. Моцарт Симфония №40.

Урок третий: С. Прокофьев Симфония №7.

Урок четвертый: Л. ван Бетховен Симфония №5

Урок пятый и шестой: Программная симфония. Д.Д. Шостакович симфония №7 «Ленинградская».

Третий год обучения

Изучение музыкальных произведений различных жанров

I четверть: Вокально-хоровой жанр

Урок первый: Романс.

Урок второй: Романсы лирического и лирико-психологического характера.

Урок третий: Романсы драматического, комического и сатирического характера.

Урок четвертый: Вокальные циклы.

Урок пятый и шестой: Кантата. Оратория. Урок седьмой: Хоровые произведения.

II четверть: Жанры инструментальной музыки.

Урок первый: Фортепианные пьесы.

Урок второй, третий, четвертый: Инструментальные циклы.

Урок пятый: Соната.

Урок шестой, седьмой: Концерт.

I четверть: Оперный жанр.

Урок первый, второй: Оперные жанры. Лирическая опера П.И. Чайковского «Евгений Онегин»

Урок третий: Лирическая опера. А. Рубинштейн «Демон».

Урок четвертый, пятый: Лирическая драма. Н.А. Римский-Корсаков

«Царская невеста».
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Республики Татарстан Управление культуры г. Заинск мбоу дод «Заинская детская музыкальная школа» iconРеспублики Татарстан Управление культуры г. Заинск мбоу дод «Заинская детская музыкальная школа»
Критерии оценки промежуточной аттестации в форме экзамена и итоговой аттестации

Республики Татарстан Управление культуры г. Заинск мбоу дод «Заинская детская музыкальная школа» iconПрограмма «Развитие мбоу дод «Абазинская детская музыкальная школа»
Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 2015 годы

Республики Татарстан Управление культуры г. Заинск мбоу дод «Заинская детская музыкальная школа» iconОтчет о работе моу дод «Детская музыкальная школа №19»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа №19»

Республики Татарстан Управление культуры г. Заинск мбоу дод «Заинская детская музыкальная школа» iconМбу дод «Детская школа искусств» г. Мензелинска. Рассмотрено и рекомендовано...
Добротворская Ольга Федоровна –преподаватель I квалификационной категории мбу дод «Детская музыкальная школа»

Республики Татарстан Управление культуры г. Заинск мбоу дод «Заинская детская музыкальная школа» iconМбоу дод «Детская музыкальная школа»
Родину, обязательно осознающими свою личностную причастность ко всему, что происходит в стране… [10, с. 3]

Республики Татарстан Управление культуры г. Заинск мбоу дод «Заинская детская музыкальная школа» iconВикторина по музыкальной литературе «Умники и умницы»
Автор: Хуснутдинова Резеда Сайдашевна, мбоу дод г. Казани «Детская музыкальная школа №8», преподаватель

Республики Татарстан Управление культуры г. Заинск мбоу дод «Заинская детская музыкальная школа» iconОбразовательная программа по дисциплинам «Музыкальная литература»
Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Тукаевского муниципального...

Республики Татарстан Управление культуры г. Заинск мбоу дод «Заинская детская музыкальная школа» iconНа конкурс «Ученик года–2014»
Министерство образования и науки Республики Татарстан мбоу «Тукаевская основная общеобразовательная школа Спасского муниципального...

Республики Татарстан Управление культуры г. Заинск мбоу дод «Заинская детская музыкальная школа» iconМинистерство образования республики татарстан фгбоу впо «казанский...
Управление культуры, спорта и развития языков народов рт кабинета министров республики татарстан

Республики Татарстан Управление культуры г. Заинск мбоу дод «Заинская детская музыкальная школа» iconНа 2013-2014 учебный год*
План концертно-фестивальной и конкурсной деятельности мбоук дод «Детская музыкальная школа №17»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную