Скачать 0.8 Mb.
|
Контрольная работа по русскому языку и культуре речи для студентов заочной формы обучения Тема: «Нормы современного русского литературного языка» Современный русский язык – это язык ХIХ – ХХI вв. Литературный язык – это язык в своей нормированной, образцовой разновидности. Культура речи имеет три аспекта: нормативный, коммуникативный, этический. Нормативный аспект культуры речи предполагает владение языковыми нормами. Языковая норма – это общепринятые, закреплённые в словарях, грамматиках, справочниках правила произношения, написания, употребления слов. Нормы литературного языка включают правила ударения (акцентологические нормы), произношения (орфоэпические нормы), правила образования слов и грамматических форм, например, форм рода, числа, падежа, степеней сравнения и др. (грамматические нормы – морфологические и синтаксические), лексические нормы (правильный выбор слова), орфографические и пунктуационные нормы. Коммуникативные качества речи – это точность, понятность, логичность, выразительность, уместность речи. Этический аспект культуры речи – это владение нормами языкового поведения, принятыми в данном обществе, соблюдение речевого этикета. Для выполнения контрольной работы прослушайте записанные на диске лекции, ознакомьтесь с описанием норм современного русского языка в соответствующих разделах учебников, учебных пособий, справочников, перечисленных в списке литературы в конце данной контрольной работы; можно пользоваться пособиями по русскому языку и культуре речи, не указанными в списке. При выполнении заданий необходимо обращаться к словарям (см. список литературы). Контрольную работу следует выполнять на листах формата А 4. Вверху следует написать название дисциплины, тему контрольной работы, фамилию, инициалы и номер группы. В начале работы необходимо указать реально использованную литературу (учебники, учебные пособия, словари, справочники, сайты в Интернет). Вариант 1 Произносительные нормы Задание 1. Укажите слова, в которых правильно поставлено ударение. При выполнении задания используйте словарь ударений, орфоэпический или орфографический словари (см. список литературы). ГазопровОд, облЕгчить, намЕрение, сОзыв, диспансЕр, каталОг, звОнят, красИвее, договОр, (уголовное дело) возбужденО. Задание 2. Отметьте слова, в которых на месте пропуска произносится Ё. Для справок используйте орфоэпический словарь.
плат…жеспособный, ос…длый, св…кла. Лексические нормы Задание 3. Отметьте примеры, в которых нарушены нормы сочетаемости слов.
ближний отъезд, близлежащий район, недалёкий дом. Задание 4. Подберите к каждому слову иноязычного происхождения, данному в левом столбце, соответствующее толкование из правого столбца. В случае затруднений обращайтесь к словарям иностранных слов или толковым словарям (см. список литературы).
Бартер б) согласие по спорному вопросу на переговорах Тривиальный в) исключительный, предназначенный только для данного случая Дискредитация г) прямой товарообмен Эксклюзивный д) лишенный оригинальности, избитый, пошлый Инаугурация е) старинное студенческое название университета, места учёбы Консенсус ж) подрыв доверия, авторитета Задание 5. Выберите нужное слово (пароним). Значение паронимов следует уточнять по специальным словарям паронимов (см. список литературы) или по толковым словарям русского языка. Если вам трудно выбрать правильный вариант, исходя из значения слова, попробуйте заменить его синонимом или антонимом: это поможет определить, возможна ли такая замена.
а) усвоить; б) освоить Работая в системе профсоюзов, он занимал … должность. а) выборочную; б) выборную Его … талант был высоко оценён критикой. а) исполнительный; б) исполнительский Я собираюсь … свою работу на конкурс. а) представить; б) предоставить Андрей – человек …, а сегодняшний день был для него особенно … . а) удачный; б) удачливый; в) удачным; г) удачливым Задание 6. Укажите, какие словосочетания содержат смысловую избыточность (плеоназм).
важное значение, бесценные сокровища, вернуться обратно. Грамматические нормы (морфологические и синтаксические) Морфологические нормы Задание 7. Не содержит ошибки словосочетание.
большой мозоль, серьёзное жюри; белый рояль. Синтаксические нормы Задание 8. Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.
Сорок три шахтёра (а) осталось; б) остались) без работы. Доцент Петрова (а) принимала; б) принимал) экзамен в группе иностранных студентов. Новый театр-студия (а) открыт; б) открыта) в Москве. Задание 9. Винительный падеж без предлога (кого? что?) употребляется со словами.
уплатить, предостеречь, претендовать, преодолеть. Задание 10. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Решив задачу,
оказалось, что ответ неправильный; я начал переписывать решение на чистовик; пришлось переписывать её решение на чистовик. Культура устной речи Задание 11. Напишите текст короткой убеждающей речи (не менее 1страницы) на одну из предложенных тем (согласитесь или опровергните, приведите аргументы). Перед текстом выступления охарактеризуйте предполагаемую аудиторию. Темы для устных выступлений.
Преподаватели не всегда справедливы к студентам. Учиться никогда не поздно. Каждый должен уметь водить машину. Нельзя честно прожить жизнь, не нажив врагов (Б. Васильев). Вопросы истины не решаются большинством голосов (Демокрит). Искусство брака состоит в умении перейти от любви к дружбе (А. Моруа). Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В.О. Ключевский). Вариант 2 Произносительные нормы Задание 1. Укажите слова, в которых правильно поставлено ударение. При выполнении задания используйте словарь ударений, орфоэпический или орфографический словари (см. список литературы).
Задание 2. Отметьте слова, в которых на месте пропуска произносится Ё. Для справок используйте орфоэпический словарь.
Лексические нормы Задание 3. Отметьте примеры, в которых нарушены нормы сочетаемости слов.
Задание 4. Подберите к каждому слову иноязычного происхождения, данному в левом столбце, его толкование из правого столбца. В случае затруднений обращайтесь к словарям иностранных слов или толковым словарям (см. список литературы).
Задание 5. Выберите нужное слово (пароним). Значение паронимов следует уточнять по специальным словарям паронимов (см. список литературы) или по толковым словарям русского языка.Если вам трудно выбрать правильный вариант, исходя из значения слова, попробуйте заменить его синонимом или антонимом: это поможет определить, возможна ли такая замена.
а) демократичных; б) демократических
а) представить; б) предоставить
а) одеть; б) надеть
а) тактически; б) тактично; в) тактические; г) тактичные Задание 6. Укажите, какие словосочетания содержат смысловую избыточность (плеоназм).
Грамматические нормы (морфологические и синтаксические) Морфологические нормы Задание 7. Не содержит ошибки словосочетание.
Синтаксические нормы Задание 8. Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.
Задание 9. Укажите словосочетание с грамматической ошибкой (неправильный выбор падежа и предлога). Для выполнения задания используйте «Словарь сочетаемости слов русского языка» или справочник «Устойчивые глагольно-именные словосочетания русского языка» (см. список литературы).
Задание 10. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Называя одним и тем же словом в чем-то сходные предметы,
Культура устной речи 11. Напишите текст короткой убеждающей речи (не менее 1страницы) на одну из предложенных тем (согласитесь или опровергните, приведите аргументы). Перед текстом выступления охарактеризуйте предполагаемую аудиторию. Темы для устных выступлений.
Вариант 3 Произносительные нормы Задание 1. Укажите слова, в которых правильно поставлено ударение. При выполнении задания используйте словарь ударений, орфоэпический или орфографический словари (см. список литературы).
Задание 2. Отметьте слова, в которых на месте пропуска произносится Ё. Для справок используйте орфоэпический словарь.
Лексические нормы Задание 3. Отметьте примеры, в которых нарушены нормы сочетаемости слов.
Задание 4. Подберите к каждому слову иноязычного происхождения, данному в левом столбце, его толкование из правого столбца. В случае затруднений обращайтесь к словарям иностранных слов или толковым словарям (см. список литературы).
Задание 5. Из двух слов-паронимов подберите определение к существительному. Значение паронимов следует уточнять по специальным словарям паронимов (см. список литературы) или по толковым словарям русского языка. Если вам трудно выбрать правильный вариант, исходя из значения слова, попробуйте заменить его синонимом или антонимом: это поможет определить, возможна ли такая замена.
Задание 6. Отметьте словосочетания, которые характеризуются речевой избыточностью (плеоназмом или тавтологией).
Грамматические нормы (морфологические и синтаксические) Морфологические нормы |
![]() | «Нормы русского литературного языка как основа речевой культуры» для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса | ![]() | Контрольная работа для студентов заочной формы обучения позволяет увеличить объем знаний путем самостоятельного изучения дополнительного... |
![]() | Экзаменационная работа 9 класса по русскому языку с использованием заданий стандартизированной формы соответствует целям обучения... | ![]() | «Внедрение новых образовательных стандартов и повышение профессионального мастерства как условие совершенствования качества современного... |
![]() | Цель научиться определять целевую аудиторию как потенциальных субъектов спроса на разрабатываемый продукт | ![]() | В соответствии с учебным планом студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу по мдк 03. 02 «Ведение операций по банковским... |
![]() | Цель: способствовать более глубокому осмыслению процессов, явлений и форм современного русского языка с точки зрения их возникновения,... | ![]() | Основные требования и методические рекомендации |
![]() | Он не может появиться сам по себе. Ведущую роль в этом процессе на определенном историческом этапе развития страны играет обычно... | ![]() | Темы контрольных работ предназначены для студентов 1-го курса нгау заочной формы обучения всех специальностей |