Конкурс творческих работ на тему «Великие люди России» Тема: «Истинный богатырь русской живописи»






Скачать 237.64 Kb.
НазваниеКонкурс творческих работ на тему «Великие люди России» Тема: «Истинный богатырь русской живописи»
Дата публикации24.07.2015
Размер237.64 Kb.
ТипКонкурс
l.120-bal.ru > Литература > Конкурс


Образовательный центр «Нива»


Конкурс творческих работ на тему « Великие люди России»


Тема: «Истинный богатырь русской живописи»

Виктор Михайлович Васнецов


Автор: Прохорова Юлия

Руководитель: Липасти Лидия Петровна


Сергиев Посад

2006 год

  1. ЦЕЛЬ ДОКЛАДА

  1. Представить аудитории информацию о русском живописце, передвижнике Васнецове Викторе Михайловиче (1848-1926) ; поддержать интерес образованных людей к русскому искусству; убедить слушателей «что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать».

  2. Создать доклад и презентацию к нему и рекомендовать использовать их на уроках Мировой художественной культуры в средней школе.

  3. Разместить работу в свободной многоязычной энциклопедии Интернет - Википедии.

  1. ВСТУПЛЕНИЕ

«Мы только тогда внесем свою лепту в сокровищницу всемирного искусства, когда все силы свои устремим к развитию своего родного русского искусства, то есть когда с возможным для нас совершенством и полнотой изобразим и выразим красоту, мощь и смысл наших родных образов – нашей русской природы и человека, нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы, мечты, нашу веру и сумеем в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее», - такие великие и благородные цели ставил перед собой художник Виктор Михайлович Васнецов. Верность России и национальным образом он сохранил в сюжетах своих произведений. Глядя на его полотна, вспоминаешь слова Пушкина «Там русский дух, там Русью пахнет» Васнецов осознавал, что только Россия, ее история, живые соки народной жизни, родная русская природа дадут ему возможность внутренне окрепнуть, духовно обогатиться и создать подлинные произведения русского национального искусства.

«Великий человек России» - это определение с уверенностью можно отнести к художнику Васнецову. Он исполнил святую цель в своем творчестве – возродил лучшие национальные традиции в искусстве, связал его с жизнью и бытом современного человека. По словам М.В.Нестерова, Виктор Михайлович Васнецов предстал перед всеми большим поэтом, певцом «далекого эпоса нашей истории, нашего народа, родины нашей». И если мы, нынешнее молодое поколение, хотим сохранить и развивать свою национальную культуру, то должны обращаться к творчеству этого русского художника и учиться у него чувствовать природу, постигать историю страны, любить Родину. «Я всегда был убежден, - писал Васнецов, - что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства – в сказке, песне, былине, драме – сказывается весь целый облик народа внутренний и внешний, с прошедшим, настоящим, а может быть, и будущим… Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».


  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.1.Родоначальник «национального» направления в русском искусстве.

Виктор Михайлович Васнецов прожил большую, красивую и многотрудную жизнью. Один из самых знаменитых русских художников XIX века, он знал восторженное преклонение и холодно-сдержанное, до полного неприятия, отношение к своему творчеству, огромный успех и резкую, граничащую с хулой, критику своих работ.

Нельзя сказать, чтобы он был равнодушен и к популярности, и к критике. Но всеми ощущаемая внутренняя сила в нем как бы поднимала его и над хвалой, и над хулой. Его называли «истинным богатырем русской живописи». Это определение родилось не только благодаря ассоциативной связи с «богатырской» темой его живописи, но благодаря осознанию современниками значительности личности художника, пониманию его роли как родоначальника нового, «национального» направления в русском искусстве, для чего действительно нужны были силы богатырские. Ведь значение творчества Васнецова не только в том, что он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам. Хотя именно этот Васнецов- автор Аленушки, Богатырей, Ивана-Царевича на Сером Волке, широко репродуцируемых в течение многих лет огромными тиражами в школьных учебниках, на календарях, ковриках, конфетных и папиросных коробках, - вошел в массовое сознание, заслонив истинное лицо художника.

Для современников «главная заслуга Васнецова была в том, что, - по словам Александра Бенуа, - он уничтожил ужасные предрассудки, сковывавшие мнение нашего общества и в частности наших художников». Васнецов был одним из первых мастеров русской живописи, кому стали тесны рамки станковой картины и кто «обратился к украшению жизни», взялся за самые разнообразные области искусства – театральную декорацию, прикладное искусство и иллюстрацию, что было в то время для многих необъяснимо и воспринималось как « разменивание таланта». Между тем, обратившись к новым сюжетам в станковой живописи и к внестанковому творчеству, Васнецов пришел к решению принципиально новых задач, центральной из которых была задача создания единого, охватывающего разные виды искусства, стиля, основанного на национальных традициях.

Впоследствии он говорил: «Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства – образа, звука, слова – в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим». И художник, пытаясь воссоздать этот «весь целый облик народа» в своем творчестве, обращался к уже найденным в русском фольклоре, древнерусском искусстве и архитектуре способам выражения, прежде всего к образной системе русского искусства, а затем и к его стилистике.

Васнецов не был художником, чей творческий процесс, таинственный и иррациональный для него самого, всецело определяется интуицией. Современники, писавшие о Васнецове, всегда подчеркивали его ум и высокие качества - искренность, упорство, трудолюбие, а также широкие знания и начитанность. «В.М.Васнецов… большой умник и разумник»,- писал Александр Бенуа. Коллекционер Алексей Ланговой, близко знавший Васнецова, говорил о нем: «Это был простой человек, чрезвычайно умный, искренний. Взгляды его были подчас своеобразны, оригинальны, но всегда интересны». «Изумительным тружеником» называл Васнецова Василий Поленов. «Чтобы дать живой образ этого большого художника и человека, - писал художник Михаил Нестеров, много лет, работавший рядом с Васнецовым над росписями во Владимирском соборе в Киеве, - нельзя обойтись одним сиропом… Виктор Михайлович был человек страстный, там жила « стихия» сложная, гамма его деяний, поступков, чувствований была тоже сложная». А художник Павел Ковалевский, вспоминал о встречах с Васнецовым в Париже, говорил: «С Васнецовым, пожалуй, можно было иногда и не соглашаться, но у него самого все находится в полнейшей гармонии и последовательности, как у человека, замечательного по своей цельности».

Таким образом, очевидно, что обращение Васнецова к различным областям искусства не было свободной игрой бьющего через край творческого начала, а скорее сознательной целенаправленной реализацией постепенно сложившегося у него общественно – эстетического идеала. В становлении этого идеала огромную роль играло происхождение художника и его детские, и юношеские годы.

3.2.Истоки становления эстетического художественного идеала (детство, юность)- « Я всегда только Русью и жил».

Виктор Васнецов родился в Вятском крае в 1848 году в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. В доме Васнецовых соседствовали уклады деревенской и городской жизни. По материальным условиям жизнь многодетной семьи Васнецовых напоминала скорее быт крестьянина-середняка. Одновременно Михаил Васильевич, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Здесь получили первое признание рано проявившиеся художественные наклонности будущего живописца. Мотивами его первых натурных зарисовок стали деревенские пейзажи, сцены из деревенской жизни. Село Рябово, где жили Васнецовы, находилось в восьмидесяти пяти километрах от губернского города Вятки. Оно стояло на живописной, окаймленной густыми хвойными лесами речке Рябовке, с холмистых берегов которой открывались широкие, тянущиеся на десятки верст до уральских гор горизонты. Вятский край с его суровой и живописной природой, своеобразным укладом, сохраняющим устои далекого прошлого, с древними народными поверьями, старинными песнями, сказками и былинами стал основой для формирования ранних жизненных впечатлений Васнецова. Богат был край и ремесленничеством – резчиками по дереву, мастерами вятской игрушки, умельцами, расписывающими жилища и домашнюю утварь, среди которых жил с ранних лет художник. Позднее он так формулировал свои наблюдения: «Меня поразило длительное бытование ряда предметов в жизни народа. Как они могли сохраниться на протяжении столетий. Такая приверженность говорит о каких-то твердых основах народного понимания прекрасного». Впоследствии попытка Васнецова выразить национальные представления о добре и красоте будет основываться именно на этом детском восприятии крепких основ крестьянской жизни с их вековыми художественными традициями.

«Я жил в селе среди мужиков и баб и любил их не «народнически», а попросту как своих друзей и приятелей, слушая их песни и сказки, заслушивался, сидя на посиделках при свете и треске лучины», - рассказывал впоследствии Васнецов. Свое ощущение захватывающей таинственности, состояние сопереживания он выразил в рисунках «Бабушкины сказки» (1871) и «Сказки деда» (1870).Здесь, на этих посиделках, художник впервые почувствовал удивительное единение слушателя и рассказчика.

Зиму Васнецов с десяти лет проводил в Вятке, где учился вначале в духовном училище, а затем в духовной семинарии. Здесь же в свое время учились отец художника, его дед и прадед. Духовная семинария в Вятке была высокоразрядным учебным заведением. На богословском факультете, например, из общеобразовательных дисциплин преподавали математику, логику, церковную архитектуру, латынь, французский и немецкий языки, литературу, поэзию и стихосложение. Многие поколения Васнецовых благодаря такой широкой подготовке имели возможность вести разностороннее преподавание в деревнях их церковного прихода. Братья художника Николай и Аркадий после окончания семинарии стали народными сельскими и земскими учителями. Известно, что Николай Михайлович составил словарь вятского говора, а Александр Михайлович собрал и издал «Песни северо-восточной России». Свой вклад в дело сохранения национальной культуры Виктор Михайлович и брат Аполлинарий внесли на художественном поприще.

В семинарии Васнецов изучал летописные своды, хронографы, четьи минеи-жития святых, притчи и другие произведения. Древнерусская литература, ее поэтика также направляли интерес будущего художника к русской старине. Позднее художник говорил: «Я всегда только Русью и жил». Из семинарии Васнецов вынес глубокое знание сложной православной символики, которое использовал потом в монументальной живописи, в своих храмовых росписях. И так же, как в народном сознании причудливо переплетались языческие и христианские верования, художник сумел примирить в своих росписях два этих миропонимания.

Живя в Вятке, Васнецов любил бывать на красочных ярмарках и скоморошьих представлениях, которыми славился губернский город. В площадных увеселениях было много балагурства и эксцентричности. Детские и отроческие впечатления от народных представлений не прошли бесследно - впоследствии они напомнили о себе в творчестве художника.

3.3.Петербургская академия художеств. Выработка «сознания прав и обязанностей художника» (Репин).

В Вятке юноша начал серьезно заниматься художеством. Через несколько лет он настолько преуспевал в рисунке и живописи, что был приглашен в качестве помощника для декорирования вятского кафедрального собора. Тогда же, в 1866 – 1867 годах, он выполнил семьдесят пять рисунков на темы русских народных пословиц и поговорок для «Собрания русских пословиц» этнографа Николая Трапицина. В них он просто и точно отобразил черты деревенского быта Вятского края. Занятия изобразительным искусством настолько его увлекли, что Васнецов решил поступать в Академию художеств в Петербурге. С разрешения и благословения отца он ушел с предпоследнего курса семинарии.

Первый год Васнецов не учился в Академии по недоразумению: после сдачи экзаменов он не понял, что был принят. Зиму 1867 – 1868 годов он занимался в Школе Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской, ставший впоследствии его другом и советчиком. Начав в следующем году учебу в Академии, Васнецов познакомился с Репиным, общение с которым переросло в крепкую дружбу, сблизился с Архипом Куинджи, Василием Максимовым, Василием Поленовым, Василием Суриковым, Марком Антокольским, братьями Праховыми – художественным критиком и историком искусств Адрианом и филологом и лингвистом, переводчиком «Слова о полку Игореве» Мстиславом. Тесное дружеское общение с ними имело большое значение для развития молодого художника. Как вспоминал впоследствии Репин, в мастерских «по вечерам, до поздней ночи происходили общие чтения, толки, споры. Вырабатывалось сознание прав и обязанностей художника».

Занятия в Академии, несмотря на необходимость отвлекаться от них ради поисков заработка, шли успешно. В 1870 году Васнецов получил Большую серебряную медаль за эскиз «Христос и Пилат перед народом». В том же году умер его отец. На иждивении Васнецова оказался шестнадцатилетний брат Аполлинарий, впоследствии известный художник, которого он взял в Петербург. В эти годы он выполнил около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», «Солдатской азбуке» Столпянского, к «Русской азбуке для детей» Водовозова. Им были иллюстрированы сказки «Конек-Горбунок», «Жар-птица» и другие.

3.4.После академии. Лучший русский художник – типист.

Постепенно Васнецов охладевал к учению в академических стенах, чувствуя в себе, очевидно, силы для самостоятельной работы и роста в искусстве. Позднее он так объяснял причину своего ухода из Академии художеств: «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались».

В 1874 году Васнецов впервые принял участие в третьей выставке передвижников с картиной «Чаепитие в трактире», в связи с которой критика писала: «Как типист Васнецов, бесспорно, будет одним из лучших русских художников».

По приглашению Репина Васнецов приехал в Париж в 1876 году. Знакомство с художественной атмосферой Парижа, свободные поиски нового содержания в искусстве, новых сюжетов и живописных форм, обстановка товарищеских бесед о задачах и путях развития русского искусства – все это укрепляло Васнецова в стремлении к эпически-былинным темам. В Париже он прожил около года. В его предместьях, в Медоне зародился замысел «Акробатов (На празднике в окрестностях Парижа)» (1877). Возник он, по всей видимости, не случайно. Балаганное представление в окрестностях Парижа не могло не ассоциироваться у художника с вятскими ярмарками, с детскими ощущениями радостного нетерпеливого ожидания, которое предшествовало началу ярмарочного спектакля. Потому-то, изображая типичную для парижской окраины толпу, идущую в вечерний цирк, Васнецов проявил не только талант типиста, но сумел передать то ощущение романтически приподнятого настроения, которое охватывает людей перед началом представления. Оно – в почти реально осязаемом чувстве ожидания действа, которое предвещают афиша и клоун, зазывающий зрителей, в волшебно-праздничном убранстве входа в балаган с завораживающими огнями светильников. Композиция холста мастерски организована: толпа зрителей представлена в энергичном движении слева направо, в центре, между фигурой клоуна и музыкантами, она втягивается по ступенькам балагана вглубь, в темный проем входа. Сцена усложнена эффектами освещения.

Последней работой художника в области бытового жанра стала картина «Преферанс» (1879). Начатая в Петербурге, она была закончена уже в Москве, куда Васнецов переехал в конце 1878 года. В ней изображен мир помещиков и чиновников, напоминающий тот, который позже воссоздал в своих рассказах Чехов. В выражении лиц, характерных позах игроков раскрыты усредненные, прозаические переживания каждого из них. Одновременно художник акцентирует красоту окружающего мира: лунной ночи за окном, предметов интерьера – изогнутой женской скульптурной фигурки, тонкий силуэт которой повторяет рисунок мешковатой фигуры мужчины с рюмкой; женского портрета на стене, покойная красота которого контрастирует с самодовольно сытым лицом хозяина дома.

3.5.Москва в жизни Васнецова. « Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой и больше ехать уже некуда…»

С переездом художника в Москву свойственное ощущение старины возникло с новой силой. Позже он писал: «Решительный и сознательный переход из жанра совершился в Москве златоглавой, конечно. Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой и больше ехать уже некуда – Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным». Все свободное время он тратил на знакомство с архитектурными памятниками, искусством и бытом первопрестольной, посещал монастыри в окрестностях Москвы, сельские ярмарки, народные гуляния.

3.6.Абрамцевский художественный кружок. «Слово о полку Игореве» - национальный мотив для живописи Васнецова.

Важную роль в жизни художника сыграло знакомство с московской семьей – крупного промышленника и предпринимателя, известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова, сумевшего объединить вокруг себя крупнейших русских художников в содружество, названное впоследствии Абрамцевским кружком. В московском доме Мамонтова и его Подмосковной усадьбе Абрамцево бывали Репин, Поленов, Антокольский, Неврев, Суриков, Серов, Коровин, Остроухов, Врубель, Нестеров и другие художники, музыканты, актеры. В мамонтовском сообществе Васнецов с новой силой ощутил эстетическую ценность русской культуры. Его собственные идеи использования национальных фольклорных мотивов в живописи получили здесь эстетическое обоснование, а конкретные сюжеты были подсказаны древнерусской литературой, в частности, «Словом о полку Игореве», которое изучали в кружке под руководством Мстислава Прахова. Размышления над «Словом», знакомым художнику еще с вятских времен, занимали его с тех пор, как в академические годы он впервые услышал читанные Праховым отрывки из его исследования о великом памятнике. Теперь же вполне осязаемо возник сюжет «После побоища Игоря Святославича с половцами – После битвы», как называл в разговоре картину сам автор. Это название получило впоследствии подзаголовок из «Слова о полку Игореве», в котором художник как бы раскрывал тематическую связь своего произведения с литературным источником.

Темой картины было избрано поле после сражения и гибели полков Игоря Святославича, ставших богатырской заставой на рубежах родной земли, когда «пали стяги Игоревы и полегли русичи на поле незнаемом». Изобразительный ритм картины приближен к эпическому звучанию «Слова» и потому она воздействует на зрителей с одинаковой силой и общим композиционным планом, и каждой своей деталью. При этом художник не только всесторонне продумал изображенный им исторический момент, но сам проникся скорбью. В трагическом пафосе смерти Васнецов хотел выразить величие и беззаветность чувств, создать просветленную трагедию. На поле битвы раскинулись тела не мертвых воинов, как в русском фольклоре, «вечно уснувших». В мотиве сумерек художник воплощает тему печали. Серо-синий цвет неба и оранжевый диск луны определяют колористическое решение полотна, построенное на столкновении крупных, почти локальных пятен холодного и теплого цветов. В их ритмике возникает ощущение мерной органной мелодии. Васнецов считал, что «всякая картина, и в особенности историческая, должна звучать, как музыка, должна производить впечатление, как оперы Глинки или музыка Бородина, Даргомыжского, Мусоргского». «После побоища» является как бы подтверждением этой мысли. «Когда я писал «Побоище», я ощутил творения Баха», - писал позже Васнецов, и это ощущение передано в ритмическом строе полотна.

Трагический сюжет представлен художником по аналогии с литературной метафорой. Последнее ложе павших воинов он украсил печально склонившимися к телам полевыми цветами, следуя поэтическому образу – «Никнет трава от жалости. А древо с кручиной к земле приклонилось». Источником вдохновения художника стала история, запечатленная в народном творчестве. А поскольку творцы народных сказаний и легенд изображали народ мужественным и доблестным, полным внутреннего достоинства, то и Васнецов пошел по пути героико-эпической трактовки исторического события. Художник объединил в картине чувства и настроения человека и природы, их состояние: героические деяния людей и торжественное безмолвие природы выступают здесь в органическом единстве. «После побоища» стало для Васнецова не просто картиной, открывающей тематически новое направление в живописи, но своеобразным манифестом, утверждающим новые художественные принципы в исторической живописи – возможность поэтической интерпретации исторического сюжета.

3.7.Тип национальной красоты в женских портретах художника.

Поисками типа национальной красоты характеризуются и многие портреты художника 1880-1890-х годов: Даши, горничной в доме Мамонтовых – «В костюме скомороха»(1882), Наталии Анатольевны Мамонтовой (1883), Татьяны Анатольевны Мамонтовой (1884), Бориса Васнецова, сына художника (1889), Веры Саввишны Мамонтовой (1896), Татьяны Васнецовой, дочери художника (1897) и другие. Образам Васнецова как мужским, так и женским присущи строгость и своеобразная самодостаточность, особенный, сдержанный лиризм. Васнецов никогда не писал заказных портретов, но лишь людей близких ему, дорогих или интересных какой-то своей характерностью. В каждом из портретов воплощались какие-либо типические черты русского национального характера.

3.8.Природа Абрамцева – основа национального пейзажа в живописи Васнецова.

Если портреты близких людей помогали Васнецову в создании идеала национальной красоты, национального типа, то в Абрамцеве и его окрестностях с их характерными для средней полосы России дубовыми, еловыми, березовыми лесами и рощами, причудливо-извилистой с темными заводями речкой Ворей, прудами, поросшими осокой, глухими оврагами и веселыми лужайками и пригорками, вырабатывался тип национального пейзажа. Природа Абрамцева, обстановка и люди способствовали раскрытию главных особенностей дарования Васнецова. Здесь была написана «Аленушка», картина, в которой художник полно и проникновенно воплотил лирическую поэзию родного народа.

«Аленушка», - рассказывал впоследствии Васнецов,- как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Сколько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах. Каким-то особым русским духом веяло от нее».

Васнецов обратился к сказке об Аленушке и ее братце Иванушке, по-своему, творчески претворив ее в живописи. В большинстве случаев его произведения не следовали буквально источникам. Васнецовская «Аленушка», созданная по мотивам русской сказки, тоже весьма отдаленно напоминает ее по сюжету. В сказке колдунья топит героиню. К речке, на дне которой лежит Аленушка, приходит ее брат, обращенный в козленка, и просит защитить от надвигающейся на него беды. А сестра отвечает, что не может подняться: «Серый камень на дно тянет. Мне ли не тошно, мне ли не горько». Настроение этой последней фразы и постарался передать Васнецов, создав поэтичный, обобщенный образ горькой печали. Основным материалом для его создания послужила заложенная в русском фольклоре идея теснейшей связи переживаний человека с природой, как бы откликающейся на мысли и чувства людей. Фигуре Аленушки, задумавшейся над своей горькой судьбой, как бы вторит и бледно-серое небо, и пугающая своей темнотой поверхность омута с застывшими на ней желтыми листьями, и блеклые серые тона поникшей листвы осинок, и темная глубокая зелень елочек. Все пронизано поэтической грустью.

3.9.Внестанковые виды искусства – «миссия» Васнецова.

Васнецов вместе с Василием Поленовым стал одним из авторов архитектурного проекта Абрамцевской церкви (1881) , написал для иконостаса образа Богоматери и Сергия Радонежского, расписал клиросы, сделал эскиз мозаики для пола церкви, орнаменты для портала входной двери, некоторые детали внутреннего убранства. Здесь художник впервые ощутил радость коллективной работы, почувствовал себя как бы членом цеха ремесленников, мастеров, строящих собор. Это чувство, которое сохранилось у него на всю жизнь и которое сыграло важную роль в формировании его общественно-эстетического идеала, способствовало тому, что именно работа во внестанковых видах искусства стала для него «делом жизни», превратилась в «миссию».

В поисках архитектурных форм будущего сооружения Васнецов ездил в древнерусские города, изучали московское зодчество. В экспедициях делал зарисовки различных церквей, собирал предметы народного искусства. Образом для церкви в Абрамцеве послужили храмы Новгорода и Пскова XII века. Исторические прототипы были переосмыслены участниками Абрамцевкого кружка во имя создания эпически величавого и одновременно проникновенно-поэтического в своей рукотворности и изысканной мягкости линий сооружения. Десятью годами позже, в 1892 году, к северному фасаду церкви по проекту Васнецова была пристроена часовня с еще более ярко выраженными стилизационными приемами модерна. Прототипом для нее послужили деревянные, с бочковыми покрытиями церкви, новгородско-псковские восьмискатные каменные храмы, многоцветная с изразцовым декором ярославская архитектура, московское зодчество с его ритмичным построением композиции. Весь этот материал получил у художника столь же глубокое творческое переосмысление, что и интерпретация исторических форм при проектировании церкви. Это обстоятельство и обеспечило неразрывное единство церкви и часовни, воспринимаемых как целостное сооружение. Известный историк архитектуры Владимир Курбатов писал в 1910 году о наваторской роли абрамцевского храма с часовней: «В чем же отличие этой постройки от упомянутых раньше? В том, что она была задумана с восторгом строителем, для которого храмы Новгорода действительно казались совершенными вещами. Он и старался достичь форм. Неорусский (а не псевдорусский) стиль появился с того момента, когда русский художник с восторгом посмотрел на зодчество Москвы, Новгорода, Ярославля».

3.10.Оформление спектакля «Снегурочка» по пьесе А.Н. Островского и одноименный оперы Римского-Корсакова.

Наиболее ярко особенности дарования Васнецова проявились в оформлении спектакля «Снегурочка» по пьесе Александра Островского, поставленного в январе 1882 года на домашней сцене Абрамцевского кружка. Идея спектакля родилась в один из вечеров в мамонтовском доме, когда читали по ролям очень популярную в то время в Москве пьесу. Поэтический мир «весенней сказки» Островского, основанный на русских фольклорных образах, так захватил участников содружества, что было решено ставить пьесу на любительской сцене, и Васнецов, никогда не думавший до этого, по его словам, «касаться театра, постановки и игры», взялся за оформление спектакля. Под «Вдохновляющим деспотизмом» Мамонтова он должен был играть в этом спектакле и роль Деда Мороза. Неожиданно для художника «Снегурочка» стала не только самым задушевным его произведением, но и открытием нового направления в русском театрально-декорационном искусстве, сыграла важную роль в эволюции русского искусства второй половины XIX века.

В декорациях Васнецова, особенно в «Палатах царя Берендея», были выработаны как общие принципы использования мотивов народного искусства, так и более частные, впоследствии повторяющиеся приемы стилизации. Ключ к решению «Палат» был найден автором в ремарке Островского: «Царь Берендей сидит на золотом стуле, расписывает красками один из столбов». Исходя из нее, художник, используя архитектурные детали древнерусского зодчества, мотивы русских народных вышивок, набойки, резьбы и росписи по дереву, создал цельный и гармоничный образ сказочных царских палат. Он как бы играл объемами, трансформируя их, причудливо соединяя разновеликие и разнохарактерные, но очень выразительные и точно найденные архитектурные формы, создавая яркое живописное зрелище. По единодушному мнению зрителей первого представления «Снегурочки», восторженно принявших спектакль,- а среди них были актриса Малого театра Гликерия Николаевна Федорова, Константин Сергеевич Алексеев (Станиславский), двоюродный брат Елизаветы Григорьевны Мамонтовой, Павел Михайлович Третьяков со своей семьей, художники Василий Суриков, Владимир Маковский, Николай Неврев и многие другие – Васнецов «развернул во всю ширь свои таланты», он «не только сам проникся поэзией этой дивной сказки, почувствовал ее русский дух, оценил несравненно чистый, подлинно русский язык ее, но…заразил своим увлечением и всех участников этого спектакля».

Столь же крупный успех сопутствовал и оформлению художником оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка» (1885) в Русской частной опере Саввы Мамонтова, - новом театре, в открытии которого Васнецов принял самое деятельное участие.

3.11.Росписи художника во Владимирском соборе в Киеве.

В начале 1885 года Адриан Прахов, руководивший работами по внутренней отделке только что отстроенного Владимирского собора в Киеве, предложил художнику принять участие в росписях храма, тот не сразу согласился. Но взявшись за эту работу, Васнецов посвятил ей затем десять лет своей жизни. Он вложил в нее всю страсть и «тревогу» своей души, в ней он попытался воплотить свой эстетический идеал создания искусства большого стиля, вернувшегося из замкнутого мира коллекций и музеев туда, где оно может служить массе простых людей в их повседневной жизни. На художника легла основная часть работы – центральный неф с запрестольной апсидой, куполом, столпами, образами главного иконостаса. Готовясь к работам в храме, Васнецов знакомился с памятниками раннего христианства в Италии, изучал мозаики и фрески киевского Софийского собора, фрески Кирилловского и Михайловского монастырей в Киеве. Работая над воплощением образов князей Владимира, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Михаила Черниговского, княгини Ольги, летописца Нестора и многих, многих других, художник продолжил свои размышления об историческом прошлом России.

Народные представления об умных, волевых, решительных и непреклонных правителях воплотились в образах князя Владимира и княгини Ольги. К образу великого князя Владимира, во имя которого был освещен собор, Васнецов обратился трижды – в композиции «Крещение Святого князя Владимира», «Крещение киевлян» и в иконописном образе Святого князя Владимира. Во всех случаях образ князя наделен ярко выраженными индивидуализированными чертами. Реалистически портретный подход Васнецова наиболее ясно виден в воплощении им образа великой княгини Ольги. Несмотря на некоторую обобщенность в решении фигуры в целом и условный золоченый нимб вокруг головы, ее лицо, сильное и волевое, с испепеляющее грозным взглядом, воспринимается скорее историческим портретом, а не церковным образом. По всем правилам исторического жанра выполнен и образ Нестора Мудрого, убеленного сединами летописца, сидящего в келье и занятого своим великим трудом. Он изображен на фоне окна, где видны написанные в стиле старинных миниатюр из лицевых летописей крепостные башни и подплывающие к ним лодки с дружиной.

Для Васнецова работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей. Один из первых исследователей Владимирского собора писал: «Владимирский собор – памятник не только крестителю России, но и самой России, русскому искусству. Мало того, в этом храме произошел перелом в направлении русской живописи. Васнецов освещает именно русскую жизнь, русские верования, русские идеалы, русские формы. Васнецов национален… Национальный в общем, Васнецов национален до последней написанной им черты».

Большое впечатление в соборе производил запрестольный образ Богоматери. Колоссальная фигура Богородицы с Христом-младенцем на руках, выступающая из мерцающего золотого света в верхней половине алтарной апсиды, господствовала над всем пространством нефа. Один из современников так передавал свое впечатление: «Из недосягаемой глубины, с верхних областей небесного свода, стоя во весь рост на облаках, плавно и со смирением нисходит Дева Мария с младенцем на руках. Движение вперед по воздуху прекрасно чувствуется в легком ветерке, чуть шевелящем и откидывающем в стороны края ее одежд, ложащихся простыми, но красивыми складками. В верхней части – звездное небо, а внизу уже первые проблески рассвета. Богоматерь держит младенца в руках, а не на руках. Это новое слово в изображении Богоматери. Она держит младенца не себе, не для себя, а именно несет его миру. Во время богослужения это производит особенное впечатление. Младенец, непрестанно порывающийся с рук Богоматери, через весь алтарь, к стоящей в храме толпе».

Глубоко личные душевные переживания художника позволили ему с необыкновенной простотой и человечностью, воплотить в образе Богоматери красоту женственности, силу материнского чувства и проникновенную одухотворенность. При этом во всей полноте был выражен национальный тип русской красоты, что тоже сразу было отмечено современниками. «Лицо женщины, - писал Дедлов, - мне знакомо, правильное русское лицо, с большими темными глазами, полными покорной скорби и вместе с тем создания величия и важности этой скорби, с правильным тонким носом и прекрасным печальным ртом. Да, это русский женский образ в русском небе».

Успех васнецовских росписей был огромен. Им была посвящена небывалая по многочисленности литература – исследования, статьи, заметки. В них видели начало возрождения русского религиозного искусства, а в Васнецове – «гениального провозвестника нового направления в религиозной живописи». Они приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX – начале XX века во множестве храмов в России.

Виктор Михайлович Васнецов скончался 23 июля 1926 года в своем доме в Третьем Троицком переулке в Москве, похоронен на Введенском кладбище.



  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Великий русский человек оставил нам в наследство свои картины и завещание – ценить и беречь землю, на которой мы живем и которая питает наши сокровенные мысли, чувства, нашу жизнь. Виктор Михайлович Васнецов выполнил поставленную перед собой задачу – выразил «красоту, мощь и смысл наших родных образов». В творчестве он стремился понять и постигнуть русские национальные истоки. «А я всю жизнь только и стремился как художник разгадать и выразить русский дух».

Вера в будущее России у художника сильна: «Это ведь наша матушка – Русь! Ее, как и дубы, голыми руками не возьмешь! Не страшны ей ни метели, ни ураганы, ни пронесшиеся столетия!» Искренняя вера Васнецова в Россию вдохновляла и его друзей – художников. Е.Д.Поленова признавалась: «У Васнецова я не училась в прямом смысле слова, то есть уроков у него не брала, но как-то набиралась около него русского народного духа». Репин писал Васнецову: «Если кто меня шевелил, учил самому важному в искусстве – творчеству, так это ты; да не меня одного. Ты огромное впечатление производишь на всю русскую школу».

Гражданственности учит нас творчество Васнецова. Гражданскую позицию выразил друг Васнецова – скульптор М.М.Антоколький, представитель Абрамцевского художественного кружка: « Мы, старые художники, воспитанные на русской почве, русском духе, смотрим на задачу искусства, как на активную, а не пассивную… мы хотим видеть в искусстве былины, сказки, эпос, драму, историю прошлого и события настоящего; мы хотим, чтобы наши собратья творили не одними руками и глазами, но и мыслью, воображением… Я не перестаю верить в силу души России; все мои работы, все мои думы, вся радость и горе, которыми мой дух питается, - все это от России и для России».


  1. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

  1. Александр Бенуа. «История живописи в XIX веке. Русская живопись», т.2.- СПб, 1902. - 253 с.

  2. Виктор Михайлович Васнецов. Письма. Дневники. Воспоминания. Документы. Суждения современников. - М., 1987. - 150 с.

  3. Лобанов В.М. «Виктор Васнецов в Москве». - М., 1961. - 124с.

  4. Н.Моргунов, Н.Моргунова - Рудницкая. «Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь и творчество». - М., 1962. - 134 с.

  5. Поленова Н.В. Абрамцево. Воспоминания.- М., 1922. - 156 с.

  6. Сергей Маковский. «В.М. Васнецов и Владимирский собор». Журнал «Мир божий», 1898. - 80 с.

  7. Дедлов В. Л. «Киевский Владимирский собор и его художественные творцы». - М., 1901. - 256 с.

  8. Пастон Э.В. «Виктор Васнецов». – М., 1996. – 96 с., ил. – (Картинная галерея).

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.ЦЕЛЬ ДОКЛАДА............................................................................-2-

2.ВСТУПЛЕНИЕ.................................................................................-3-

3.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ......................................................................-4-

3.1.Родоначальник «национального» направления в русском искусстве............................................................................-4-

3.2.Истоки становления эстетического художественного идеала (детство, юность)- « Я всегда только Русью и жил». ....................................................................-6-

3.3.Петербургская академия художеств. Выработка «сознания прав и обязанностей художника» (Репин). .........-8-

3.4После академии. Лучший русский художник – типист. ................................................................................................-9-

3.5.Москва в жизни Васнецова. « Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой и больше ехать уже некуда…» .......................................................................-10-

3.6.Абрамцевский художественный кружок. «Слово о полку Игореве» - национальный мотив для живописи Васнецова. .........................................................................................-11-

3.7.Тип национальной красоты в женских портретах художника. .......................................................................................-13-

3.8.Природа Абрамцева – основа национального пейзажа в живописи Васнецова. ...............................................-13-

3.9.Внестанковые виды искусства – «миссия» Васнецова. ........................................................................................-14-

3.10.Оформление спектакля «Снегурочка» по пьесе А.Н. Островского и одноименный оперы Римского-Корсакова. ........................................................................................-15-

3.11.Росписи художника во Владимирском соборе в Киеве. ................................................................................................-16-4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................-20-5.СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.............................-21-


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс творческих работ на тему «Великие люди России» Тема: «Истинный богатырь русской живописи» iconКонкурс научно-исследовательских работ «великие сыны россии катуков, Маресьев, Судаев…»
...

Конкурс творческих работ на тему «Великие люди России» Тема: «Истинный богатырь русской живописи» iconПоложение о дистанционном конкурсе творческих работ
Настоящее Положение определяет цели, задачи и порядок проведения дистанционного конкурса творческих работ, посвященного70-летию Победы...

Конкурс творческих работ на тему «Великие люди России» Тема: «Истинный богатырь русской живописи» iconОбластной конкурс исследовательских работ и творческих проектов по...
...

Конкурс творческих работ на тему «Великие люди России» Тема: «Истинный богатырь русской живописи» iconУрока: «героическая тема в русской музыке, литературе, живописи»
Элементы содержания: произведения русской музыки, литературы, живописи, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного...

Конкурс творческих работ на тему «Великие люди России» Тема: «Истинный богатырь русской живописи» iconКонкурс творческих работ «Здоровым быть здорово»
Конкурс творческих работ «Здоровым быть здорово» Фестиваля «Октябрьский район – территория здоровья»

Конкурс творческих работ на тему «Великие люди России» Тема: «Истинный богатырь русской живописи» iconКонкурс творческих работ с элементами исследования для обучающихся...
Изучая тему «Воздух, в котором мы живём», мы познакомились с удивительным веществом природы и его свойствами

Конкурс творческих работ на тему «Великие люди России» Тема: «Истинный богатырь русской живописи» iconИсследование русского языка (на русском языке) 5-11 класс) Тема «Использование...
Краевой конкурс реферативных, научно – исследовательских, проектных и творческих работ «Озарение»

Конкурс творческих работ на тему «Великие люди России» Тема: «Истинный богатырь русской живописи» iconКонкурс творческих работ старшеклассников «Идей Лихачева и современность»
Представленная на всероссийский конкурс «Идеи Лихачева и современность» работа является творческим исследованием, развивающим одно...

Конкурс творческих работ на тему «Великие люди России» Тема: «Истинный богатырь русской живописи» iconКонкурсы для детей
Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся«первые шаги»

Конкурс творческих работ на тему «Великие люди России» Тема: «Истинный богатырь русской живописи» iconВеликие люди с инвалидностью
Многие люди, ставшие известными писателями, художниками, музыкантами, спортсменами, имели те или иные физические ограничения. Однако...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную