Скачать 32.95 Kb.
|
Тема урока: «Слово о полку Игореве» в русском искусстве. Цели: - познакомить учащихся со «Словом о полку Игореве» в живописи и музыке; - расширить кругозор учащихся, способствовать развитию эстетического воспитания и чувства патриотизма; - раскрыть воплощение идеи «Слова о полку Игореве» в живописи и музыке. Задачи: - знакомство учащихся с воплощением идеи «Слова о полку Игореве» в русском искусстве; - использование ИКТ для раскрытия темы урока. Оборудование: - компьютер (репродукция картины В.М. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами»; - портреты художника В.М. Васнецова и А.П. Бородина; - иллюстрация В.Н. Фаворского «Плач Ярославны»; (ария князя Игоря из оперы Бородина «Князь Игорь», вступление к арии Ярославны; выставка иллюстраций Фаворского, Билибина, Белоусова, Воробьева). Ход урока. Слово учителя. Русская литература богата именами писателей, чье творчество вызывало и вызывает живой интерес читателей, литературоведов. И не столь много в ней произведений, которые принадлежали бы гениальным писателям. Одно из таких гениальных произведений памятник ДРЛ «Слово о полку Игореве», созданный в XII веке. О «Слове…» написано около 5 тыс. статей и книг. Существует десятки его переложений и переводов (Д.С. Лихачев, Майков, Жуковский, Н. Заболоцкий и др.). Все новые имена исследователей, поэтов, композиторов, художников втягиваются в орбиту «Слова…» Несколько уроков мы посвятили изучению «золотого слова русской литературы», как называл Д.С. Лихачев «Слово…». Скажите, пожалуйста, какова идея «Слова о полку Игореве»: что воспевает и к чему призывает автор «Слова…»? Какие средства помогают раскрывать идею произведения? На этом уроке познакомимся с произведениями живописи и музыки, которые дали новую жизнь «Слову…». Основная задача нашего урока – показать, как представителям разных жанров искусства удалось воплотить идею «Слова о полку Игореве». I. «Слово о полку Игореве» в живописи: 1. В.М. Васнецов и его картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами» 1980 г. Рассказ учеников о В.М. Васнецове и его картине (в это время на экране: автопортрет В.М. Васнецова; репродукция картины). Итак, сделаем вывод: - каким образом картина раскрывает основную мысль «Слова…»? Почему же на ваш взгляд, художник выбирает именно тему: «Поле побоища», а не тему «Битва»? ( В.М. Васнецов – художник, гуманист. Он изображает бесчеловечность, жестокость войны, патриотизм русских дружинников, отдавших жизнь за Русскую землю). 2. Рассказ ученика об иллюстраторе «Слова о полку Игореве» В.А. Фаворском (на экране – краткие сведения о художнике). 3. Чтение наизусть отрывка «Слова…» - плач Ярославны (на экране – гравюра Фаворского «Плач Ярославны», магнитофон – вступление к арии Ярославны из оперы Бородина «Князь Игорь»). - какое значение имеет плач Ярославны в «Слове…»? Как плач Ярославны связан с основной мыслью «Слова о полку Игореве»? - удалось ли, на ваш взгляд, иллюстратору передать настроение героини? Обоснуйте свой ответ. (Ярославна – обобщенный образ жен, матерей, сестер, чьи родные и близкие остались лежать на поле брани, там, где земля должна рождать хлеб. Ее плач – это причитание, где выражается страдание, надежда, любовь. Автор скорбит о погибших дружинниках. Они могли бы остаться в живых, если бы Русь была объединена в одно сильное, могучее государство). II. «Слово о полку Игореве» в музыке.
2. Прослушивание арии князя Игоря . (Ключевым моментом арии являются слова «О дайте, дайте мне свободу». Игорь страдает). Ария помогает создавать «музыкальный портрет» героя. Какие чувства и настроение вызвала ария? Что хотел выразить композитор? Как бы вы назвали это произведение музыки? Какова главная мысль арии и как она связана с основной идеей «Слова…»? IV. Рефлексивный анализ изученного материала. Итак, мы сегодня познакомились с воплощением идеи «Слова о полку Игореве» в живописи и музыке. Отметили, что художникам и в живописи и в музыке удалось раскрыть идею «Слова о полку Игореве». Это призыв русского народа к единению Руси, стремление видеть Русь сильным, могучим государством. Мы остановились на тех произведениях искусства, которые принадлежат не только к русской культуре, но и являются шедеврами мировой культуры. Какое значение, на ваш взгляд, имеет это художественное произведение в истории Руси XII века? Какую современную интерпретацию (толкование) дали бы этому шедевру русской и мировой литературы? Домашнее задание. Вспомните, найдите и запишите названия произведений разных видов искусства, созданных по мотивам русской литературы. Что вы о них знаете? |
![]() | Картина Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», В. Перова «Плач Ярославны» | ![]() | Игоря Морозова и Юрия Кирсанова. Оказалось, не знал, что она является неофициальным гимном легендарного подразделения и в какой-то... |
![]() | Богатыри самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому картина,... | ![]() | Серебряковой Галины Иосифовны (1905–1980). Печататься начала в 1925, а в 1929 вышла книга, принесшая ей известность, «Женщины эпохи... |
![]() | Иерусалиме. После падения северного – Израильского – царства и рассеяния населявших его племен народ Иуды (известный впоследствии... | ![]() | Картина «Дыхание весны» создана из шерсти в технике сухого валяния в рамках основного исследовательского проекта «Валяние шерсти.... |
![]() | Естественнонаучная картина мира, Естественно-научная картина мира, История и философия науки, ксе, Логика, Логика. Теория аргументации,... | ![]() | «архитектурно» выстроенный «театр-колизей» в космическом пространстве. Ваша музыка – драма,5 его танцы могли бы полностью выразить... |
![]() | Виктор Михайлович Васнецов- русский художник 19 века писал свои картины используя сюжеты русских народных сказок | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200.... |