Русское слово-учебник






НазваниеРусское слово-учебник
страница1/4
Дата публикации20.08.2016
Размер0.8 Mb.
ТипУчебник
l.120-bal.ru > Литература > Учебник
  1   2   3   4
Принято решением педагогического совета Утверждено приказом директора

Протокол № _______ от ________________ №_____ от __________________

Рабочая программа по предмету «Русский язык»

БОУ ШМР «Нифантовская СОШ»

УМК «Начальная инновационная школа»
Автор программы: Л.В. Кибирева;

Авторы учебника: Л.В. Кибирева, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелихова;

Москва: ООО «Русское слово-учебник»: Издательство МЦНМО, 2012год

1. Пояснительная записка.

В системе общего образования русский язык занимает ведущее место, так как является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. При этом русский язык выступает как действенное средство развития личности, ёе духовно-нравственного начала и важное средство социализации, а впоследствии и самореализации личности.

Как учебная дисциплина, русский язык имеет первостепенное значение, поскольку является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук. В начальной школе изучение русского языка тесно взаимосвязано со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением, и сочетается с обучением чтению.

В программе отражено содержание комплекта учебников:

1 класс: «Букварь» – учебник по обучению грамоте;

учебник «Русский язык» (послебукварный курс);

2 класс: учебник «Русский язык» (в двух частях);

3 класс: учебник «Русский язык» (в двух частях);

4 класс: учебник «Русский язык» (в двух частях).

Цели и задачи курса:

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует следующую цель:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленной цели необходимо решать следующие практические задачи:

- развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- обеспечивать освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

- обеспечивать овладение обучающимися умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;

- воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, побуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.
2. Общая характеристика курса «Русский язык».

Содержание курса разработано в контексте основных направлений модернизации российского образования и в соответствии с требованиями стандарта второго поколения.

При создании учебников авторы руководствовались идеей разумного сочетания уже сложившихся традиций создания учебной книги и современных тенденций, инноваций в разработке методического аппарата учебника, определении и представлении его содержания, технологии обучения и др. в соответствии со стратегической целью российского образования – развитием личности.

Направленность на развитие личности как смысл и цель современного образования реализуется в предложенной системе организации учебно-познавательной деятельности младших школьников, нацеленной на формирование учебных и познавательных мотивов, умения учиться, самостоятельно добывать новые знания, анализировать полученные результаты, оценивать, контролировать и т.д.

Учитывая особый статус русского языка в начальной школе, его значимость для качественной подготовки по другим предметам, особое внимание уделяется формированию функциональной грамотности младших школьников. Этим и обусловлено большое количество заданий, упражнений, направленных на совершенствование техники чтения, навыков правописания при изучении каждой языковой темы, а также наличие занимательных правил-запоминалок, схем-опор, рубрик «Пиши правильно!», «Говори правильно!», а с 3-го класса и постоянной рубрики «Развиваем орфографическую зоркость».

Структура учебников довольно прозрачна, в материале каждого раздела легко ориентироваться благодаря чёткой рубрикации, единообразной (но не однообразной!) для каждого класса системе упражнений, их последовательности и т.п.

Однако такого рода заданность не означает навязывания учителю жесткой схемы обучения. Достаточно гибкая система управления учебной деятельностью, заложенная в учебниках, лишь задает вектор организации обучения, тем самым позволяя учителю в полной мере раскрыть свой педагогический потенциал.

Процесс познания нового организован таким образом, что ни одно изучаемое языковое явление не преподносится учащимся в готовом виде, без предварительной подготовки к его восприятию на основе наблюдения, сравнения, анализа определенной языковой закономерности, актуализации уже имеющихся знаний, создания проблемной ситуации и др. При такой организации процесса познания практические навыки формируются в ходе постижения законов языка, открытие нового осуществляется как бы самим ребенком, при непосредственном его участии. И в этом случае ведущей становится продуктивная, а не репродуктивная, воспроизводящая деятельность, что в целом способствует самостоятельному добыванию и осмыслению знаний о системе языка. В то же время такая организация учебно-познавательной деятельности исподволь формирует и метапредметные умения, например, такие, как адекватное понимание информации, способы её извлечения из различных источников, умение вести самостоятельный поиск и др. При этом не ставится цель дать в учебнике максимальный объём информации, ибо учебник нельзя рассматривать как необходимый объём знаний между двумя обложками. Учащиеся должны понимать, что содержание учебника не столько результат познания, сколько его начало, не пункт назначения, а отправная точка познавательной деятельности.

На развитие познавательных, аналитических способностей младших школьников нацелена система вопросов, заданий, формирующих навыки самооценки, самоанализа и способности к рефлексии: «Как ты это узнал?», «Что для этого тебе пришлось вспомнить?», «Расскажи, как ты это определял» и т.п. Такого рода вопросы помогают ребёнку осознать, оценить свои мысли и действия как бы со стороны и тем самым осмыслить осуществляемую деятельность, ее результаты.

С целью осознания значимости изучаемого материала задаются вопросы, выявляющие понимание его роли, места, ключевых лингвистических понятий и др., например: «Для чего нужно знать алфавит?», «Как вы думаете, что будет, если имена собственные вдруг исчезнут?», «Почему сначала изучают имена существительные и только потом имена прилагательные?» и т.д.

Наряду с заданиями, направленными на осмысление осуществляемых учебных действий, есть задания, способствующие распознаванию языковых явлений, развитию умения анализировать изучаемый языковой материал, объяснять, доказывать, опираясь на него, что, безусловно, положительно влияет на развитие речи школьников. В заданиях такого рода содержится описание способов действий, задаётся логика их выполнения, т.е., по сути, предлагается алгоритм применения теоретического материала или правила на практике («Рассуждай так: …»). Как образец рассуждения этот алгоритм даётся либо в самом задании к упражнению, либо в тексте учебного диалога, который ведут сквозные герои или вымышленные персонажи – ровесники обучающихся.

Направленность на развитие личности реализуется и в особым образом организованной системе контроля. В её основе – идея формирования у каждого школьника механизма саморегуляции, самоконтроля и самооценки для осуществления собственного мониторинга, ориентированного на личное продвижение. На это нацелены такие виды самоконтроля, как текущий («Проверь себя!»), промежуточный («Тесты выполняем – себя проверяем»), итоговый («Проверяем то, что знаем!»), которые, безусловно, не исключают и взаимоконтроль, и коллективный смотр знаний и др. При такой организации контроля он не только выявляет уровень обученности учащихся, но и выполняет диагностическую, корректирующую, развивающую, воспитательную и учебную функции, т.е. является действенным средством управления учебно-познавательной деятельностью школьников.

Содержание программы позволяет организовать дифференцированное обучение с учётом индивидуального уровня обученности, темпа продвижения каждого учащегося: помимо материала для обязательного усвоения в учебниках в рамках рубрики «Умникам и умницам» представлены дополнительные теоретические сведения, материал ознакомительного характера; в ряде упражнений содержатся задания повышенного уровня сложности и др.

В программе предусмотрены различные формы организации учебной деятельности (индивидуальная, парная, групповая), учтена возможность самостоятельной работы учащихся, заложены предпосылки для осуществления творческой, проектной деятельности и др.

Используются различные приёмы, формы, способы презентации и усвоения изучаемого языкового материала.

Особым разнообразием и оригинальностью методических приёмов отличается система обучения чтению, заложенная в «Букваре».

Методически разнообразна и система повторения: многократность «повторения без повторения» обеспечивается каждый раз новой формой подачи изученного материала (в схемах, таблицах, незаконченных правилах, учебных диалогах, лингвистических сказках и др.), новизной речевых задач, актуализирующих уже имеющиеся знания учащихся, использованием игровых приемов и т.д., а в учебниках 3–4-го классов – специальной рубрикой «Повторяем то, что знаем!», предваряющей изучение нового материала.

Изобразительный ряд учебника также разнообразен, функционален, обусловлен изучаемым языковым материалом и не сводится к элементарному иллюстрированию, «оживлению» страниц.

Организующим компонентом всей системы обучения является текст. На его материале наблюдаются, анализируются единицы языка в их функционировании в связной речи, на этой основе формируются речевые навыки, осуществляется работа по развитию речи. При этом основой текстотеки является русская классическая и современная литература для детей, представленные образцы которой могут служить ориентиром в мире детской литературы, стимулом для самостоятельного прочтения.

Речевая направленность пронизывает содержание учебников и особенно ярко проявляется при организации работы по развитию речи на основе текста в рамках рубрики «Читай! Размышляй! Высказывайся!», а с 3-го класса – и рубрики «Творческая лаборатория». Задания рубрик нацелены на все виды речевой деятельности и предусматривают чтение текста, распознавание типа речи, к которому он относится, определение темы текста, основной мысли, озаглавливание, составление плана, пересказ текста, различные виды его переработки, создание собственных устных и письменных высказываний и т.д., что в целом способствует формированию и совершенствованию навыков речевого общения, развитию коммуникативных умений, готовности к сотрудничеству. В настоящей программе отражена взаимосвязь изучения языкового материала и развития речи.

Коммуникативная направленность обучения обеспечивается приближением учебного процесса к условиям реального общения путем создания соответствующих речевых ситуаций, выбора предметов обсуждения, адекватных возрастным интересам учащихся, форм, способов, приемов организации речевой деятельности, предполагающих включение в нее каждого школьника, то есть всего того, что вызвало бы у ребенка потребность в общении и дало бы ему основание рассматривать учебник не только как учебную книгу, справочник, но и как своеобразного речевого партнера, интересного собеседника. На это «работают» и коммуникативные установки, вовлекающие школьников в процесс коммуникации и побуждающие к речевому действию: «Как ты думаешь?», «Ты согласен с этим?», «Докажи», «Обоснуй», «Объясни» и т.д., а также упражнения, требующие выполнения в интерактивном режиме.

Отличительной чертой учебников является сюжетное начало, наличие сквозных героев, которые становятся активными участниками процесса обучения и вносят в него элемент занимательности, игры, что актуально для детей младшего школьного возраста, ведущим видом деятельности которых по-прежнему является игровая деятельность (наряду с начинающей доминировать учебной деятельностью).

3. Место курса «Русский язык» в учебном плане.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом на образовательную область «Русский язык» на первой ступени обучения выделено 675 ч (из них по русскому языку 97 ч выделяется на уроки письма в период обучения грамоте). Содержание курса разработано на 560 часов, которые распределяются следующим образом: в 1 классе – 50 часов (из расчёта 5 часов в неделю / 10 учебных недель), во 2 – 4 классах – по 170 часов (из расчёта 5 часов в неделю / 34 учебные недели).

4. Описание ценностных ориентиров содержания курса «Русский язык».

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально - ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мысли, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Русский язык».

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты: 

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты:

 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Содержательная линия «Фонетика и орфоэпия»:

Выпускник научится:

- различать звуки и буквы;

- характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

Выпускник получит возможность научиться:

- проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов

- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).

Содержательная линия «Графика»:

Выпускник научится:

- знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Выпускник получит возможность научиться:

- проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.

Содержательная линия «Лексика»

Выпускник научится:

- выделять слова, значения которых требует уточнения;

- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Выпускник получит возможность научиться:

- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

- оценивать уместность использования слов в тексте;

- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Содержательная линия «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

- различать изменяемые и неизменяемые слова;

- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться:

- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Содержательная линия «Морфология»

Выпускник научится:

- определять грамматические признаки имён существительных – род, число, падеж, склонение;

- определять грамматические признаки имён прилагательных – род, число, падеж;

- определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

Выпускник получит возможность научиться:

- проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

- находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными, личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Содержательная линия «Синтаксис»

Выпускник научится:

- различать предложение, словосочетание, слово;

устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

- классифицировать предложения по цели высказывания. Находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

- находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

- выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

- различать второстепенные члены предложения – определения, обстоятельства, дополнения;

- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

- различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»:

Выпускник научится:

- применять правила правописания (в объёме содержания курса);

- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

- безошибочно списывать текст объёмом 80-90 слов;

- писать под диктовку тексты объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

- осознавать место возможного возникновения орфографической зоркости;

подбирать примеры с определённой орфограммой;

- при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

- при работе над ошибками осознавать причины проявления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»:

Выпускник научится:

- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

- выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;

- самостоятельно озаглавливать текст;

- составлять план текста;

- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

- создавать тексты по предложенному заголовку;

- подробно или выборочно пересказывать текст;

- пересказывать текст от другого лица;

- составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

- анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
6. Содержание курса «Русский язык».

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Определение качественной характеристики звука:

·         гласный - согласный;

·         гласный ударный - безударный;

·         согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный;

·         согласный звонкий - глухой, парный - непарный.

Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

 Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

 Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

 Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

 Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

 Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

 Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

 Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

 Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

 Наречие. Значение и употребление в речи.

 Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

 Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

 Частица. Частица не, её значение.

 Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

 Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

 Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

 Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;

• сочетания чк-чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

• безударные падежные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

• безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

запятая при обращении в предложениях;

запятая между частями в сложном предложении.

 Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

 Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

 Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

1 класс

Учебник (послебукварный курс)

(50 ч)


п/п

Тема,
количество
часов


Содержание курса

Характеристика
деятельности учащихся


1

Наша речь

(1 ч)

Красота и уникальность родного языка. Взаимосвязь языка и речи. Осознание необходимости дальнейшего изучения языка как условия развития речи, умения общаться (в ходе чтения и обсуждения вступительного стихотворения учебника). Расширение первоначального представления о речи: Какой должна быть речь? Что значит хорошая речь? Диалог как форма речевого общения. Речевой этикет (при приветствии – прощании, выражении благодарности, извинении и др.).

Определение основной мысли стихотворения и выражение своего отношения к ней. Толкование пословицы. Практическое овладение диалогической формой общения: участие в диалоге на заданную тему. Размышление над тем, какой должна быть хорошая речь, и поиск ответа на вопрос в текстах разных жанров (скороговорка, объявление, стихотворение, загадка, рассказ). Актуализация основных формул речевого этикета путем подбора вежливых слов в рифмовках.

2

Слово. Предложение. Текст. Большая буква в начале предложения

(2 ч)

Слово. Предложение. Текст.

Элементарное представление о предложении, его смысловой и интонационной законченности, смысловой и грамматической связи слов, входящих в его состав. Различение набора слов и предложения. Оформление начала и конца предложения на письме: большая буква в начале предложения и один из знаков препинания в конце предложения (в зависимости от цели высказывания). Отличие предложения от текста. Элементарное представление о тексте. Различение текста и отдельных предложений, не связанных между собой по смыслу.

Объяснение смысла пословицы и определение тематической направленности уроков по изучаемому языковому материалу. Ответы на вопросы по прочитанному тексту. Комплексная работа с текстом: определение темы, основной мысли, озаглавливание, выражение отношения к прочитанному и т.д. Чтение диалога по ролям и его продолжение. Развернутое высказывание по обсуждаемой теме/проблеме и его аргументация с опорой на прочитанное, приобретенные ранее знания, жизненный опыт и др.

3

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

(2 ч)

Первоначальное представление об имени существительном как части речи и его значении предметности в широком смысле слова «предмет». Различение по вопросам одушевленных и неодушевленных предметов (без введения терминов). Наблюдение над изменением существительных по числам.

Толкование пословицы и приведение в пример ситуаций, в которых уместно её употребление. Составление рассказа по сюжетному рисунку. Продолжение диалога на заданную тему. Отгадывание загадок и постановка вопросов к словам-отгадкам. Участие в игре «Кто - что». Описание своего дома или двора, размышление над тем, как сделать их лучше.

4

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных

(2 ч)

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных. Различение омонимичных собственных и нарицательных имен существительных и правильное оформление их на письме.


Соотнесение текста с рисунками к нему. Рассказ о членах своей семьи. Изготовление и оформление визитных карточек для себя и своих родственников. Чтение СМС и исправление ошибок, специально допущенных в них. Озаглавливание отрывка из повести-сказки «Дядя Федор, пес и кот» и объяснение того, почему кот хотел иметь морскую фамилию. Рассказ о происхождении своей фамилии.

5

Слова, которые отвечают на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?

(3 ч)

Первоначальное представление об имени прилагательном как части речи и его значение признака предмета. Наблюдение над изменением прилагательных по родам, числам и падежам. Определение окончаний прилагательных по вопросам (ознакомление).

Сопоставление текстов с прилагательными и без них и понимание значимости данных слов в речи. Завершение предложений противоположными по смыслу прилагательными (антонимами). Отгадывание загадок и сочинение собственных по заданному алгоритму (в рамках выполнения проектного задания). Употребление в речи фразеологизмов, в состав которых входят прилагательные. Определение темы текста и его озаглавливание. Осмысление названия текста. Рассказ о родном крае.

6

Большая буква в названиях стран, городов, сел, рек

(2 ч)

Большая буква в названиях стран, городов, сел, рек.


Чтение диалога-спора и определение предмета спора. Выражение собственной позиции и её аргументация. Рассказ о людях, в честь которых названы проспекты, улицы, площади. Заполнение анкеты с вопросами о месте проживания.

7

Слова, которые отвечают на вопросы что делал, что делает?, что будет делать?

(3 ч)

Первоначальное представление о глаголе как части речи и его значении действия в широком смысле этого слова. Наблюдение за изменением глаголов по временам и постановка к ним вопросов.

Завершение диалога по его началу с учетом ситуации общения. Узнавание предмета по действиям, совершаемым им. Рассказ о профессиях родителей и о том, что делают люди данных профессий. Развернутый ответ на вопрос о своей будущей профессии. Рассказ о том, что нужно делать, чтобы стать большим, и что уже делается для этого. Рассказ о планах на следующую неделю. Осмысление прямого и переносного значения глаголов.

8

Предлог

(2 ч)

Элементарные сведения о предлоге как служебной части речи. Раздельное написание предлогов со словами.

Составление рассказов по рисунку и сюжетным картинкам. Озаглавливание текста. Придумывание концовки текста по его началу. Прокладывание маршрута на карте – схеме. Разгадывание ребусов, зашифровывание в ребусы своего имени.

9

Родственные слова

(2 ч)

Первоначальные сведения о родственных словах, имеющих общую часть – корень (без введения данного термина). Нахождение родственных слов среди данных.

Актуализация формул речевого этикета при поздравлении с праздником. Написание поздравительной открытки. Озаглавливание отрывка из рассказа о праздниках, придуманных мальчиком, и придумывание своих праздников. Рассказ о том, чему будут посвящены эти праздники и как их надо праздновать.




Обобщающий урок по темам 1–9 «Вспоминай! Повторяй! Закрепляй!» (1 ч)

10

Звуки и буквы

(1 ч)

Звуки и буквы (различие). Смыслоразличительная роль звуков. Элементарный звуко-буквенный анализ слов (сопоставление количества звуков и букв).

Аргументированное высказывание о любимом времени года. Определение основной мысли текста и нахождение предложения, в котором она заключена. Соотнесение текста и рисунков к тексту. Выявление причины их несоответствия.

11

Алфавит

(1 ч)

Понятие об алфавите. Происхождение слов «алфавит» и «азбука». Значение алфавита.

Чтение и обсуждение рассказа о мальчике, который очень хотел, чтобы его фамилия начиналась с буквы Я. Придумывание концовки сказки о буквах, которые решили больше не строиться по алфавиту.

12

Гласные и согласные звуки

(1 ч)

Гласные и согласные звуки и их различие.

Отгадывание загадки о днях недели и называние этих дней в определенном порядке. Чтение по ролям диалога с подстановкой нужных слов (названий дней недели).

13

Гласные звуки

(1 ч)

Гласные звуки и буквы, которыми они обозначаются. Двойная роль букв е, ё, ю, я.

Инсценирование отрывков из сказок. Восстановление порядка следования предложений в тексте сказки.

14

Слог

(1 ч)

Слог. Односложные и многосложные слова. Деление слов на слоги. Составление слов из слогов.

Анализ речевой ситуации, представленной на сюжетном рисунке. Решение ребусов и составление своих по аналогии.

15

Перенос слов

(2 ч)

Перенос. Правила переноса слов. Деление слов на слоги и для переноса.

Формулирование совета с учетом ситуации общения и коммуникативной задачи. Рассказ о школьных предметах с опорой на рисунки и подписи к ним. Оценка поступков героев текста и ее аргументация, исходя из личного опыта.

16

Ударение. Ударные и безударные слоги.

(2 ч)

Ударение. Ударные и безударные слоги. Смыслоразличительная роль ударения.

Рассказ о своих увлечениях по заданным речевым образцам. Разыгрывание сценок с использованием слов речевого этикета. Письменный ответ на вопрос о том, что ты любишь делать на досуге. Нахождение слов, значение которых изменяется в зависимости от ударения.

Обобщающий урок по темам 10–16 «Вспоминай! Повторяй! Закрепляй!» (1 ч)

17

Согласные звуки

(1 ч)

Согласные звуки.


Рассказ о любимом виде спорта. Образование слов – названий видов спорта по заданным моделям. Рассказ о том, чем ты любишь заниматься на уроке физкультуры.

18

Твердые и мягкие согласные

(1 ч)

Твердые и мягкие согласные. Парные твердые и мягкие согласные. Непарные твердые и мягкие согласные (всегда твердые и всегда мягкие).

Толкование пословицы. Чтение скороговорок. Озаглавливание тематических групп слов. Осмысление содержания текста и формулирование вывода.

19

Обозначение мягкости согласных буквами е, ё, ю, я, и

(2 ч)

Обозначение мягкости согласных буквами е, ё, ю, я, и.


Составление рассказа по картинкам о том, для чего можно пригласить друзей к себе домой.

20

Мягкий знак – показатель мягкости

(1 ч)

Мягкий знак – показатель мягкости.


Озаглавливание текста предложением из него.

21

Звонкие и глухие согласные

(2 ч)

Звонкие и глухие согласные. Парные звонкие и глухие согласные. Непарные звонкие и непарные глухие согласные.

Озвучивание рисунков. Озаглавливание тематических групп словарных слов.

22

Парные звонкие и глухие согласные

(1 ч)

Парные звонкие и глухие согласные. Оглушение звонких согласных в конце слова. Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в конце слова.

Анализ проблемной ситуации, представленной на сюжетном рисунке, и причины ее возникновения. Возможные пути выхода из затруднительного положения.

23

Непарные звонкие и глухие согласные

(1 ч)

Непарные звонкие и глухие согласные.


Решение кроссворда. Продолжение рассказа по заданному началу и с опорой на сюжетные картинки.

Обобщающий урок по темам 17–23 «Вспоминай! Повторяй! Закрепляй!» (1 ч)

24

Шипящие согласные звуки

(1 ч)

Шипящие согласные звуки.


Составление рассказа по сюжетному рисунку. Чтение скороговорок.

25

Сочетания

жи-ши, ча-ща, чу-щу

(3 ч)

Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.


Рассказ о любимых играх, смешных ситуациях (на выбор). Восстановление деформированного текста. Расшифровывание текста и запись его в исправленном виде.

26

Сочетания

чк, чн

(2 ч)

Правописание сочетаний чк, чн.

Объяснение смысла пословицы. Различение грубого, вежливого, уважительного и ласкового обращения к людям. Образование ласковых форм имени. Объяснение названия текста, выраженного пословицей. Ответ на вопрос, которым заканчивается текст, Придумывание счастливой концовки.

Обобщающий урок по темам 24–26 «Вспоминай! Повторяй! Закрепляй!» (2 ч)

Повторяем всё, что знаем! (1 ч)

Проверь себя! Выполни тесты! До свидания, первый класс! (1 ч)
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Русское слово-учебник iconРабочая программа рассчитана на
Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2010 г.,учебник-хрестоматия для 8 класса в 3-х...

Русское слово-учебник iconПояснительная записка Учебник. История России 19 век. А. Н. Сахаров,...
Учебник. История России 19 век. А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов. М: «Русское слово» 2010 г

Русское слово-учебник iconЛитература Учитель : Гассан Т. Ю. Класс : 11 профильный Учебник :...
Учебник: В. Чалмаев, С. Зинин. Русская литература XIX – XX вв. Учебник для 11 класса в 2-х частях, 5-е издание – М, ООО тид «Русское...

Русское слово-учебник iconИ номер урока в теме: «Мир образов Николая Гумилева»
Базовый учебник: Русская литература XX века: Учебник для 11 класса в 2 ч. / (В. Чалмаев, С. Зинин) –М: «Русское слово», 2010

Русское слово-учебник iconМетодическая разработка урока литературы Тема: “Басня И. А. Крылова “Ворона и Лисица”
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: Г. С. Меркин – Москва, «Русское...

Русское слово-учебник iconКонспект урока литературы для 5 класса «Книга и её роль в духовной жизни человека и общества»
Умк: Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт. – сост. Г. С. Меркин. – М.: Ооо «Русское слово...

Русское слово-учебник iconУчебник «Литература» для 9 класса общеобразовательных учреждений М.: «Русское слово»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №2

Русское слово-учебник iconРабочая программа по курсу «Литература» Составитель
Учебник: «Литература. 5 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор-составитель Г. С. Меркин. 10-е издание,...

Русское слово-учебник iconТематическое планирование по литературе, 8 класс
Учебник для общеобразовательных школ в трёх частях. Автор – составитель Г. С. Меркин. Москва, «Русское слово», 2007

Русское слово-учебник iconРабочая программа по литературе Класс 6
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев "Литература. 5-11 класс". М.: “Русское слово” 2009 г и. Рассчитана на 68 часов. Преподавание...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную