Методические рекомендации «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2012 2013 учебном году»






НазваниеМетодические рекомендации «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2012 2013 учебном году»
страница1/5
Дата публикации01.02.2015
Размер0.8 Mb.
ТипМетодические рекомендации
l.120-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
ОАУ ДПО

Липецкий институт развития образования
Методические рекомендации

«О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях

Липецкой области в 2012 – 2013 учебном году»
На территории Российской Федерации, наряду с Федеральной целевой программой развития образования на 2011 – 2015 годы, с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», с проектом федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения, действует ещё один документ, координирующий решение задач литературного образования, – «Национальная программа поддержки и развития чтения в России». Программа рассчитана с 2007 до 2020 года, включает три этапа реализации: 1) 2007 – 2010 гг., 2) 2011 – 2015 гг., 3). 2016 – 2020 гг.

Модернизация общеобразовательной школы в современных социокультурных условиях нацелена на «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, их познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования». Вхождение человечества в эпоху информационного общества обусловило смену модели «образование на всю жизнь» новым подходом – «образование в течение всей жизни».

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года) – своего рода манифест, официально провозглашающий сферу образования ментальным пространством. Особую значимость методологические постулаты «Инициативы» имеют для учителя литературы, что обусловлено спецификой учебного содержания преподаваемого им предмета, ценностями духовной, нравственной и культурной жизни народа и мира в целом. Предназначение словесника – ввести учеников в сферу образов, в сферу литературных, исторических, фольклорных персонажей, в многовековой культурный ареал, познакомить новые поколения обучаемых с этой персоносферой, объектами которой являются «лица и личности». Это вопрос не ограничивается только методической сферой, ответ на него обладает статусом национальной безопасности, и понимание этого находит отражение в национальной инициативе. Цель новой школы – научить ребят «изобретать, понимать и осваивать новые, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» Но все эти умения – показатели внутренней состоятельности обучаемого. За всем этим угадываются сквозные проблемы классической литературы – «самостоянье человека – залог величия его» и «чувства добрые я лирой пробуждал». На душу обучающегося непосредственно действуют именно литературные произведения, которые есть «живые явления», как писал известный педагог, автор «Русской хрестоматии» (1878) Л.И. Поливанов. Бесспорно, залогом успешной реализации «Инициативы» является использование содержательных потенциалов культурного наследия, в частности, изучение «Литературы» в системе школьного образования приобретает прикладное воспитательно-образовательное значение. Подлинная задача школьного литературного образования – привить любовь к чтению и научить читать. Если эта задача будет решена, то литература, на которой дети растут, сама будет воспитывать нравственные, гражданские и прочие добрые чувства.

Учебный предмет «Литература» в Российской Федерации преподается как обязательный предмет в основной и средней (полной) школе. В общеобразовательных учреждениях Липецкой области ведётся преподавание на русском языке как родном и изучается русская литература, отводятся часы на изучение зарубежной литературы. Преподавание предмета в 2012 – 2013 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами.

I. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Федеральный уровень

1. Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (ред. от 02.02.2011).

2. Закон РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

3. Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении».

4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 г., регистрационный номер 19993.

5. Приказ МОиН РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

6. Приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

7. Приказ МОиН РФ от 20.08.2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

8. Приказ МОиН РФ от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».

9. Письмо МОиН РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана».

10. Приказ МОиН РФ от 27.12.2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».

11. Письмо МОиН РФ от 28.02.2012 г. № МД-172/03 «О федеральных перечнях учебников».

12. Письмо департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 10.02.2011 г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе».

13. Письмо МОиН РФ от 13.11.2003 г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования».

14. Письмо МОиН РФ от 20.04.2004 г. № 14-51-102/13 «О направлении рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся».

15. Письмо МОиН РФ департамента государственной политики в образовании от 04.03.2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения».

16. «Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений» № 03-417 от 01.04.2005 г. (литература). Перечень составлен на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (утверждён приказом МОиН РФ № 1089 от 05.03.2004) и его развития в Стандарте общего образования второго поколения.

17. Приказ МО РФ от 03.12.1999 г. № 1075 «Об утверждении Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации».

18. Приказ МОиН РФ от 28.11.2008 г. № 362 «Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования».

19. Приказ МОиН РФ от 24.02.2009 г. № 57 «Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 09.03.2010 № 170).

20. Приказ МОиН РФ от 03.03. 2009 г. № 70 «Об утверждении Порядка проведения государственного выпускного экзамена».

21. Приказ МОиН РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

22. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утверждённая приказом МО РФ от 18.06.2002 г. № 2783.

23. Приказ МОиН РФ от 24.01.2012 г. № 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства
образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089».

24. Приказ МОиН РФ от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089».

25. Аналитический отчёт ФИПИ о результатах ЕГЭ по литературе за 2012 г. – http://www.fipi.ru/binaries/1362/2.9.pdf.

26. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета “Литература” в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».

27. Приказ МОиН РФ от 13.01.2011 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях», утверждённый приказом МОиН РФ от 14.12.2009 г. № 729.

28. Распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 г. №1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы».

29. Примерные программы по литературе.

Региональный уровень

1. Письмо УОиН Липецкой области «О вступлении в силу изменений, внесённых в Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 Федеральным законом от 08.11.2010г. № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» от 14.12.2010 г. № 4564.

2. Письмо УОиН Липецкой области «Об изменениях в законе об образовании» от 11.02.2011г. № 449.

3. Письмо УОиН Липецкой области «О примерном Положении о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования» от 26.10.2009 г. №3499.

4. Письмо УОиН Липецкой области «О формировании учебных планов образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2012/ 2013 учебный год» от 23.05.2012 г. № ЮТ – 1364.

Документы, обеспечивающие правовую основу организации работы

предметного кабинета

1. Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации». (в ред. Федеральных законов от 20.05.2002 № 53-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ, с изм., внесёнными Федеральным законом от 26.12.2005 № 189-ФЗ).

2. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ.

3. Постановление Министерства труда РФ от 27.02.1995 г. № 11 «Об утверждении рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда».

4. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ.

5. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 06.04.2001 г. № 30 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда».

6. Письмо МО РФ от 12.07.2000 г. № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях».

7. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования. литература. (На основании Указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2010 года № 271).

Для поиска информационных ресурсов в сети Интернет по проблемам модернизации литературного образования рекомендуется использовать ресурсы информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://www. window.edu.ru).

II. ПРЕПОДАВАНИЕ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ

ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Обязательное введение нового стандарта в основной школе предполагается с 2015 г., когда в 5 класс перейдут первоклассники, которые начали обучение по ФГОС нового поколения с 01.09.2011 года. Подчеркнём, что в соответствии с «Планом действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы», утверждённым распоряжением Правительства от 07.09.2010 г., все российский школы по мере их готовности и по решению их образовательного учреждения могут осуществлять переход на ФГОС основного общего образования с 1 сентября 2012 г. В отличие от действующего стандарта, новый стандарт не ориентирован на утверждённый на федеральном уровне БУП, который прописывает, какие предметы и в каком объёме изучать.

Содержательное наполнение школьной учебной дисциплины «Литературы» соотносится, во-первых, с текстом Стандарта; во-вторых, с фундаментальными ядром содержания общего образования, в котором формулируется основная цель изучения предмета – «воспитание эстетически развитого и мыслящего в категориях культуры читателя, способного самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественный образ мира, созданный автором»; в-третьих, с предложенной в качестве образца и основы для разработки рабочих программ «Примерной программой по литературе», где определены цели и результаты изучения литературы. Именно этот документ наиболее полно охватывает все аспекты преподавания предмета.

В предлагаемой Концепции изучение литературы, понимаемой как «искусство словесного образа, – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего», определяются планируемые – личностные, метапредметные и предметные – результаты его изучения.

Метапредметные результаты изучения литературы проявляются в умении работать с разными источниками информации», «самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов», а также «понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции» и т.п.; определяются также предметные результаты, структурированные как результаты, достигнутые в познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и эстетической сферах. Аналитические умения соотнесены со способностью «определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею... характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений».

Переход на ФГОС второго поколения, развитие системы предпрофильной подготовки и профильного обучения, установка на реализацию компетентностно-ориентированного подхода к обучению находят своё отражение в структуре и содержании школьного литературного образования. Процесс введение стандарта второго поколения характеризуется постепенностью и поэтапностью, но предполагает уже 2012 – 2013 учебном году от преподавателей литературы, учителей-филологов готовиться к переходу на преподавание в рамках ФГОС второго поколения, учитывать сформулированные в нём задачи для планирования и изучения курса «Литературы» в общеобразовательных учреждениях. В этой связи следует особое внимание уделять формированию умения интерпретировать художественный текст, выявлять в нём подтекстовую информацию, вступать в диалог с автором, формулировать главную мысль текста, совершенствовать работу с поэтическими произведениями. Учебная деятельность со стихотворными текстами необходимо осмысливать в категориях универсальных учебных действий. Например, выдвижение интерпретационных гипотез и их обоснование (основной вид деятельности в работе с поэзией) по сути является «самостоятельным созданием способов решения проблем творческого и поискового характера», важнейшим, близким к творческому уровню познавательное УУД.

Важно учитывать при планировании учебного материала, что аналитические умения являются основой эстетического восприятия литературного произведения. В Стандартах нового поколения обозначено отдельное, существенное метапредметное направление – обучение смысловому чтению, со своими целями и предполагаемыми результатами.

Результаты изучения учебного предмета.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

  • умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX – XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и своего отношения к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД необходимо последовательно, из урока в урок литературы формировать и развивать в грамотно выстроенной работе с художественным текстом, а также и во внеурочной (проектной, исследовательской) деятельности.

В Примерной программе их перечень обозначены достижения личностных результатов изучения литературы, в частности, «совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации...». В современной социокультурной ситуации главное содержание уроков литературы – это ориентация ученика в системе личностных смыслов через постижение логики движения авторской мысли; самоопределение и самопознание на основе соотнесения своего «Я» с духовным миром героя произведения; присвоение эстетических ценностей и, на их основе, эстетических критериев, расширение границ собственной общей культуры. Все это способствует достижению личностных результатов образования, под которыми подразумевается самоопределение человека, выстраивание собственной системы взглядов и идеалов, т.е. всё то, что соотносимо с воспитанием и становлением личности. Однако важно не переступить границу, за которой художественное произведение превращается в иллюстративный материал к обсуждению какой-либо нравственной проблемы. В этом плане диалоговый подход к чтению художественного текста, предлагаемый в пособии для учителя, изданного в серии «Стандарты второго поколения» (Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / Под ред. А.Г. Асмолова. – М., 2010. – С. 110): «В основе формирования способности художественного восприятия литературного текста лежит форма реально-практического диалога рассказчика и слушателя. Обучение школьников анализу литературно-художественных произведений, различению авторских «значений» и «смыслов», сопоставление их со «смыслами» читателя позволяют целенаправленно формировать нравственную позицию учащихся на основе опыта эмпатии и сопереживания. Для этого необходимо специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание», должен быть организован на основе анализа формы художественного произведения.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, позволяющий на каждой ступени общего образования представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. При этом деятельностный подход отражён не только в целевом блоке Стандарта, но и в требованиях, состоящих из трёх компонентов: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками по литературе, основными видами читательской и речевой деятельности; выделена группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и в повседневной жизни.

Действительно, литература в школе составляет тесное единство с русским языком (настолько тесное, что в последних школьных стандартах они объединены в один предмет). Литература – воплощённая в слове важнейшая часть культуры народа, его размышлений о смысле жизни, его нравственных и эстетических идеалов Литература формирует духовный и нравственный облик подрастающего человека, помогает ему постичь универсальные законы бытия, раскрыть и развить его творческий потенциал. Русская классическая литература в своих лучших образцах – именно они изучаются в школе – формирует национальное сознание, обеспечивает преемственность поколений, объединённых общностью базовых духовно-нравственных ценностей. Поэтому литература является основополагающим школьным предметом в деле воспитания личности.

Обучение литературе в образовательных учреждениях реализуется в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования, разработанной и утверждённой образовательным учреждением.

При отборе содержания учебного предмета «Литература» следует ориентироваться на Фундаментальное ядро содержания образования. При этом можно использовать Примерную программу основного общего образования (под ред. А.М. Кондакова), программы курса «Литература» к действующим учебно-методическим комплексам. В условиях введения ФГОС общего образования, структура и содержание которого изложена на официальном сайте (www.standart.edu.ru), учителю литературы необходимо определить концептуальные и методологические основания своей профессиональной деятельности с учётом современных тенденций литературного образования. Главным при изучении предмета «Литература» остаётся работа с художественным текстом, предполагающая следующие виды учебной деятельности:

– рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

– репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображённых в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера;

– продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

– поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

– исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА» В 2012 – 2013 УЧЕБНОМ ГОДУ

Задача данных методических рекомендаций заключается в том, чтобы оказать помощь учителю в осмыслении собственного опыта работы в действующем стандарте и определении переходных моментов в реализации нового стандарта с точки зрения универсальных учебных действий (УУД), способствовать сформированию логики организации образовательного процесса по соответствующему учебному предмету с учётом современных условий и требований дня завтрашнего.

Начальная школа уже перешла на обучение по стандарту нового поколения – федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), постепенно основная школа перейдёт на ФГОС нового поколения. Следовательно, при планировании работы на 2012 – 2013 учебный год необходимо обратить внимание на то, каким образом деятельность учителя позволит в полной мере раскрыть содержательный аспект конкретного учебного предмета в соответствии с новыми целями и технологическими подходами. При переходе на обучение по ФГОС нового поколения изменяются цели и подходы к обучению, используемые методики и технологии в преподавании содержания учебного предмета. Новый стандарт одной из главных задач школы определяет развитие и формирование универсальных учебных действий. В школе будут разработаны программы развития УУД, в т.ч. его технологическая основа, исходящая из содержания учебных предметов.

На сегодняшний день учитель может определить, какие элементы УУД формируются в рамках действующего стандарта. Универсальные учебные действия (УУД) – способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного обретения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса (http://standart.edu.ru). Овладение учащимися УУД создаёт возможность самостоятельного и успешного усвоения новой учебной компетентности.

Программа формирования универсальных учебных действий – программа, регулирующая различные аспекты освоения метапредметных знаний и способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Она содержит описание ценностных ориентиров на каждой ступени общего образования, описание связи УУД с содержанием учебных предметов, а также характеристикой личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД (см. Примерную основную образовательную программу образовательного учреждения / основная школа. – М.: Просвещение, 2011 http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6400).

Виды (блоки) УУД

– личностные (смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения; развитие Я-концепции и самооценки; развитие морального сознания),

– познавательные (поиск, переработка и структурирование информации; исследование; работа с научными понятиями и освоение общего приема доказательства как компонента воспитания логического мышления),

– коммуникативные (осуществление межличностного общения, умение работать в группе),

– регулятивные (целеполагание, планирование и организация деятельности, самоконтроль).

Планируемые результаты формирования УУД подробно описаны в разделе 1.2.3.1 «Формирование УУД» Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения / основная школа.

Технологии развития УУД (описаны в разделе 2.1 «Программа развития УУД на ступени основного общего образования» Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения / основная школа):

– специализированные учебные ситуации для развития определённых УУД (ситуация-проблема, ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка, ситуация-тренинг),

– учебные задачи, специализированные для развития конкретных УУД,

– система индивидуальных и групповых заданий (для развития регулятивных УУД),

– учебно-исследовательская и проектная деятельность (в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения / основная школа подробно рассмотрены специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности, типология форм организации этих видов деятельности).

Типовые задания для формирования УУД – подробно рассмотрены в книге «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли». Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. /; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с., ил.

Изучение предметной области «Филология» – языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить:

– получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;

– формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним;

– осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;

– формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, c установкой на билингвизм;

– обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.

Предметные результаты изучения предметной области «Филология» (Литература. Родная литература) должны отражать:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

В 2012 – 2013 учебном году изучение учебного предмета «Литература» в 5 – 11 классах в общеобразовательных учреждениях Липецкой области продолжится в соответствии с требованиями Федерального базисного учебного плана 2004 г., разработанного на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ. Предмет «Литература» в действующем ФБУП относится к обязательным, что подчёркивает значимость систематического научно-методического сопровождения данной учебной дисциплины на протяжении всего учебного процесса со стороны региональных и муниципальных методических служб.

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме 455 ч.: в 5 классе – 105 ч., в 6 классе – 105 ч., в 7 классе – 70 ч., в 8 классе – 70 ч., в 9 классе – 105 ч. Примерная программа по литературе для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 400 ч. Вариативная часть программы составляет 55 ч (12 % времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане) и формируется авторами рабочих программ.

210 часов на этапе среднего (полного) образования (базовый уровень): X – XI классах выделяется по 105 часов (из расчёта 3 учебных часа в неделю).

350 часов на этапе среднего (полного) образования (профильный уровень): в X – XI классах выделяется по 175 часов (из расчёта 5 учебных часов в неделю).

Следует обратить особое внимание на то, что

на ступени основного общего образования часы учебного плана школьного компонента могут быть использованы для1:

– изучения учебных курсов по выбору учащихся;

– организации изучения предмета на углублённом уровне* (* при наличии соответствующего нормативно-правового, материально-технического и кадрового обеспечения, а также выполнения всех требований при формировании классов с углублённым изучением отдельных предметов при наличии программ и учебников);

на ступени среднего (полного) общего образования часы учебного плана школьного компонента могут быть использованы для2:

– организации изучения предмета на углублённом уровне* (* при наличии соответствующего нормативно-правового, материально-технического и кадрового обеспечения, а также выполнения всех требований при формировании классов с углублённым изучением отдельных предметов при наличии программ и учебников), ** (** если учебный предмет изучается за счёт часов школьного компонента всеми обучающимися класса, они могут быть объединены с часами, отведёнными на его изучение из федерального компонента базисного учебного плана (при наличии соответствующего нормативно-правового обеспечения). Информация об этом должна содержаться в пояснительной записке к учебному плану. В этом случае для реализации федерального государственного образовательного стандарта по данному учебному предмету учителем разрабатывается единая рабочая программа.

– организации учебных практик и исследовательской деятельности;

– изучения элективных учебных курсов;

– увеличения количества часов, отведённых на преподавание базовых и профильных учебных предметов школьного компонента.

С целью выявления степени усвоения программного материала в каждом классе по-прежнему целесообразно проведение следующего количества письменных контрольных работ:

Уровень и количество

часов программы

Классы

5

6

7

8

9

10

11

Базовый (А)

2

2

2

2

3

3

3

классное сочинение

3

3

4

4

5

4

2

домашнее сочинение

1

1

1

1

1

3

5

Профильный (В)





















социально-гуманитарный

















5

5

филологический

















5

5

классное сочинение
















7

7

домашнее сочинение
















3

3
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2012 2013 учебном году» iconМетодические рекомендации «О преподавании предмета «Литература» в...
Фгос нового поколения, является формирование российской идентичности у подрастающих поколений: этнокультурной, региональной гражданской,...

Методические рекомендации «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2012 2013 учебном году» iconМетодические рекомендации «О преподавании математики в 2014-2015...
Целью обучения математике является не только и не столько изучение математики, сколько развитие универсальных (общих) способностей,...

Методические рекомендации «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2012 2013 учебном году» iconРабочая программа по православной культуре для 10 класса составлена...
Ульяновск: инфофонд, 2006., Инструктивно-методического письма департамента Белгородской области Белиро «О преподавании предмета «Православная...

Методические рекомендации «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2012 2013 учебном году» iconО преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в...
Важнейшим направлением этого процесса является формирование культуры безопасности жизнедеятельности, которая должна формироваться...

Методические рекомендации «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2012 2013 учебном году» iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
Департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных...

Методические рекомендации «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2012 2013 учебном году» iconМетодические рекомендации по преподаванию литературы в общеобразовательных...
Методические рекомендации по преподаванию литературы в общеобразовательных учреждениях Архангельской области в 2010/2011 учебном...

Методические рекомендации «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2012 2013 учебном году» iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Основы...
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

Методические рекомендации «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2012 2013 учебном году» iconБеленький Г. И., Голубков М. М.,Ионин Г. Н.,Красновский Э. А., Лыссый...
Инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных организациях Белгородской области в...

Методические рекомендации «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2012 2013 учебном году» iconО преподавании литературы в 2013-2014 учебном году Нормативно-правовые...
...

Методические рекомендации «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2012 2013 учебном году» iconО преподавании кубановедения в 2013-2014 учебном году Нормативно-правовые...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную