Школьное сочинение: первые итоги и перспективы






Скачать 48.79 Kb.
НазваниеШкольное сочинение: первые итоги и перспективы
Дата публикации27.08.2016
Размер48.79 Kb.
ТипСочинение
l.120-bal.ru > Литература > Сочинение
Школьное сочинение: первые итоги и перспективы

Итоговое сочинение позади. Время оценивать сделанное и думать, что изменить, исправить, предложить на будущее. Совершенно ясно, что сочинение - не разовая акция, а работа надолго и всерьёз. Каковы результаты итогового сочинения в области? Какие типичные ошибки были выявлены при написании сочинения? Нужны ли изменения в регламенте, порядке проведения и проверке итогового сочинения? Как в будущем осуществлять подготовку учащихся?

Эти вопросы были в центре внимания участников Круглого стола, который состоялся в ГАОУ ДПО «Калужский государственный институт развития образования» 17 декабря 2014 года. Председатели районных методических объединений учителей русского языка и литературы и педагоги, готовящие одиннадцатиклассников к написанию сочинения и участвующие в его проверке, активно высказывали свои предложения по совершенствованию процесса проведения итогового сочинения.

В работе Круглого стола принял участие Вялых Иван Владимирович, начальник отдела развития общего образования ГАОУ ДПО «КГИРО». Он обратил внимание педагогов на методику подготовки учащихся к итоговому сочинению. «Задача уроков литературы, - подчеркнул Иван Владимирович в своём выступлении, - научить ученика самостоятельно сформулировать свою точку зрения по определённой проблеме, сформулировать своё нравственное видение мира». И.В.Вялых напомнил собравшимся методические приёмы подготовки учащихся к написанию сочинения: жанровое разнообразие сочинений, работа с темой (её обдумывание и выбор), составление плана, подбор примеров и т.п. В случае возможных затруднений учителя-словесники могут обратиться к методическому пособию, размещённому на сайте КГИРО, и подробно ознакомиться со всеми приёмами.

В рамках дискуссионной площадки участники семинара делились опытом подготовки и проведения итогового сочинения. Золотарева Валентина Петровна, учитель МКОУ «Полотняно-Заводская средняя общеобразовательная школа №1» Дзержинского района, остановилась на типичных ошибках, которые допустили учащиеся при написании сочинений. Конечно, «первое место» занимают ошибки орфографические, поэтому она предложила пересмотреть критерий 5 "Грамотность". Если выпускник допускает огромное количество ошибок, делая их почти в каждом слове (а такие работы, к сожалению,были), то в таком случае надо разрешить тоже ставить «незачёт». Но и фактические ошибки также были допущены многими учащимися. В связи с этим Валентина Петровна предложила: разрешить 11-классникам пользоваться художественными текстами во время работы над сочинением. Это позволило бы избежать именно фактических ошибок (в указании фамилии, имени, отчества автора, названия произведения, имени героев, жанра произведений...).

В своём выступлении Пронин Дмитрий Михайлович, учитель МКОУ «Средняя общеобразовательная школа» д. Колыхманово Юхновского района, сказал, что в будущем желательно больше доверять учителю: разрешить сдавать учащимся итоговое сочинение в своих школах, а педагогам этих школ после независимой проверки разрешить его проверять второй раз. Одиннадцатиклассники смогут в спокойной, знакомой обстановке поделиться своими мыслями и чувствами о прочитанном, о пережитом. Да и сочинение будет написано лучше.

Некоторые (например, Сокирка Наталья Николаевна, учитель МКОУ «Брынская средняя общеобразовательная школа» Думиничского района) высказывали сомнения в целесообразности написания сочинения по литературе, поскольку регламент и правила этого нововведения пока мало продуманы. Так, например, не продумана процедура возможной апелляции, а случаи обращения родителей к администрации школ уже были. Выпускники уже пишут сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку с опорой на знание и анализ проблематики художественных произведений. Не будет ли итоговое сочинение повторением формата ЕГЭ по русскому языку? Вместе с тем, Наталья Николаевна поделилась опытом подготовки учащихся к написанию сочинения, отметила, что школьники района достаточно хорошо справились с работой и первый опыт проведения данного экзамена получился достойным.

Присутствующие были единодушны в том, что необходимо перенести сроки написания сочинения – это предложение прозвучало в выступлении Соколовой Светланы Алексеевны, учителя МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосенский Козельского района, например, на конец января - февраль (или даже начало марта). Написание же сочинения в декабре предполагает, что курс литературы должен к этому моменту быть пройденным. Но произведения, на которые ученик мог бы опереться при работе, изучаются во втором полугодии. Если предполагается писать в декабре, то нужно ограничить круг тем произведениями, входящими в школьную программу и написанными до ХХ века.

С эпохи, когда школьное сочинение обязательно писали все выпускники, прошло достаточно времени. Изменился ученик, изменилась школа, изменился мир. Учителя столкнулись с проблемой "нечтения". Большинство учащихся не читают в полном объёме ни Толстого, ни Достоевского, ни ... Именно поэтому Исакова Мария Георгиевна, учитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» пос. Бабынино поделилась опытом работы с произведениями малого жанра (в том числе написанными и в ХХ, и в XXI веках), которые дают представление о нравственных категориях, воспитывают душу, заставляют задуматься над проблемами, что волновали писателей во все времена.

Целью итогового сочинения должна стать мотивация учащихся на знакомство с русской, мировой литературой, на осмысление давно ставших классическими произведений. Но сокращение часов преподавания литературы не всегда позволяет сосредоточиться на глубоком анализе текста, на том, чтобы ученики прочувствовали красоту русского слова, учились выражать свои мысли на лучших образцах классической литературы. А это возможно, если только на уроках будет время для вдумчивого чтения. Поэтому количество часов по литературе нужно не сокращать, а увеличивать. Об этом и об участии нынешних десятиклассников во Всероссийском конкурсе «Школьное сочинение - 2015» говорила Царькова Ирина Михайловна, учитель МБОУ «Лицей №9 им.К.Э.Циолковского» г.Калуги. Она была участником всероссийского совещания учителей русского языка и литературы в г.Москва и привезла Положение о конкурсе и методические рекомендации для коллег, работающих сейчас в 10-х классах.

Методист отдела развития общего образования ГАОУ ДПО «КГИРО» Проскурнина Наталья Юрьевна отметила, что работа по формированию коммуникативных навыков учащихся, по подготовке их к хорошим письменным высказываниям в школах должна осуществляться не только словесниками, а всеми учителями-предметниками. Учителя всех предметов могут и должны готовить учащихся к письменным работам, к анализу учебных текстов на своих уроках, составлению плана параграфа, подбору аргументов из текста, соотношению аргументов, вывода и названия (темы) параграфа и т.п. Такая работа была бы только в помощь учителю-словеснику, да и учащимся помогла бы в подготовке к написанию сочинения.

В заключении хочется сказать, что итоговое сочинение - это необходимость. Навык самостоятельного написания сочинения сегодняшним ученикам придётся нарабатывать с нуля. Здесь уже не воспользуешься шаблонами из интернета. И учителям русского языка и литературы необходимо выстраивать систему работы над сочинением на протяжении всех лет обучения, развивать у учащихся привычку к чтению, привычку работать в режиме интерпретации, привычку мыслить и высказываться самостоятельно.

Федина Т.Р., учитель русского языка и литературы, МКОУ «Серпейская

средняя школа» Мещовского района.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Школьное сочинение: первые итоги и перспективы iconДиляра Кязымовна Измайлова
Аннотация. В статье приводятся первые итоги присоединения России к Всемирной Торговой Организации

Школьное сочинение: первые итоги и перспективы icon§ Первые шаги, первые трудности, первые достижения
Д. И. Грищенко; первые судебные дела; формирование адвокатского корпуса; исполняющая обязанности председателя оргбюро Е. И. Николаенко;...

Школьное сочинение: первые итоги и перспективы iconВечерняя казань 04. 06. 15 Первые итоги егэ: в Татарстане 5 стобалльников и 12 двоечников
Минобрнауки рт обнародовало результаты единого госэкзамена по географии и литературе, которые выпускники школ сдавали 25 мая

Школьное сочинение: первые итоги и перспективы iconОсновные итоги развития системы образования муниципального образования...
Стандартов второго поколения в образовательный процесс, реализацией основных направлений национальной образовательной инициативы...

Школьное сочинение: первые итоги и перспективы iconА. Барладин, Д. Исаев, Л. Даценко
Уже несколько лет украинская школа идет путем информатизации учебного процесса, и накопленный в этой области опыт разрешает подвести...

Школьное сочинение: первые итоги и перспективы iconЛитература ХХ века: итоги и перспективы изучения. Материалы Восьмых...
Мгу им. М. В. Ломоносова, специальность: филолог, преподаватель французского языка и литературы, переводчик

Школьное сочинение: первые итоги и перспективы iconСочинение-раздумье по теме «Недаром помнит вся Россия…»
Урок Требования, предъявляемые к письменным работам по литературе (сочинение)

Школьное сочинение: первые итоги и перспективы iconСочинение проводилось в соответствии с приказом Министерства образования...
Итоги государственной итоговой аттестации выпускников 11-х классов в 2014-2015 учебном году

Школьное сочинение: первые итоги и перспективы icon«Итоги деятельности мкоусош с уиоп пгт Красная Поляна в 2013-2014...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов...

Школьное сочинение: первые итоги и перспективы icon«Пограничники – не просто солдаты» сочинение на конкурс школьных сочинений
Это и были первые пограничники. Со временем племена объединялись, становились народами, народы создавали государства. И всегда на...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную