Российской федерации






Скачать 465.67 Kb.
НазваниеРоссийской федерации
страница1/3
Дата публикации02.02.2015
Размер465.67 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Институт филологии и журналистики

УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Председатель НМК ИФиЖ

___________________________

"__" __________________20__ г.

Рабочая программа дисциплины
История русской литературы

Направление подготовки

032700 – Филология

Профиль подготовки

Отечественная филология (Русский язык и литература)
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная


Саратов,

2010


  1. Цели освоения дисциплины:

  1. Сформировать у обучаемых целостное представление о русской литературе ХХ в. в ее историческом развитии и современном состоянии, о закономерностях литературного процесса, месте и роли литературы в истории и культуре современной России; ввести студентов в мир непреходящих художественных ценностей и нравственно-философских идей отечественной литературы, раскрыть значение творческого наследия выдающихся писателей в формировании национального сознания;

  2. научить студентов применять полученные знания для решения задач профессиональной деятельности.


2. Место дисциплины в структуре ПООП бакалавриата:

Курс «История русской литературы» относится к базовой части Профессионального цикла дисциплин (3.5). Освоение русской литературы требует от обучающегося актуализировать и использовать для освоения нового материала дисциплин, входящих в базовую часть Гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1): знаний в области истории, философии, культурологии, социологии, без которых невозможно полноценное понимание закономерностей литературного процесса изучаемой эпохи. Курс «История русской литературы» методически и содержательно связан с такими дисциплинами, как «История отечественной художественной культуры» (В.2), «История зарубежной литературы» (3.7), «Устное народное творчество» (3.9), «Введение в литературоведение» (2.5), «Теория литературы» (П.2), «Филологический анализ текста» (П.7). Освоение материала курса является необходимой основой для успешного овладения практическими навыками, формируемыми в таких курсах базовой и вариативной частей Профессионального цикла как «Практикум по истории русской литературы» (3.6), «Практикум по поэтической речи» (П.3), «Современный литературный процесс»(П.2), «Спецсеминар» (П.8).
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки 032700 – «Филология»:

а) общекультурные (ОК)

  • владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • владение нормами русского литературного языка, навыки практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2);

  • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

  • стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

  • умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних (ОК-7);

  • осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

  • умение использовать основные положения и методы социальных, гу­манитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

– владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

– способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

б) профессиональные (ПК)

  • способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области русской литературы, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

  • владение базовыми навыками сбора и анализа литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

  • свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме (ПК-3);

  • владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);

  • владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике учебной дисциплины, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);

  • владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного и письменного представления материалов собственных исследований (ПК-8).


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: основные положения и концепции в области истории литературы, этапы развития русской литературы в их фактической конкретности, предусмотренные программой произведения русских писателей, труды историков литературы, ведущих литературных критиков.

    Уметь: 1) раскрыть своеобразие художественных произведений и творчества писателей в их связи с историко-литературным контекстом;

    2) использовать основные понятия и термины литературоведения, приемы и методы анализа и интерпретации текстов различной эстетической природы;

    3) пользоваться научной, справочной литературой, библиографическими источниками и современными поисковыми системами;

    4) излагать устно и письменно свои суждения по вопросам истории русской литературы и создавать разного вида тексты: реферат научных источников, самостоятельный анализ художественного текста, рецензия на современное произведение отечественной литературы;

    5) применять полученные знания в научно-исследовательской деятельности.

Владеть: основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области истории русской литературы.
4. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 136 часов.




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

1.1

Введение. История и современные проблемы изучения литературного Серебряного века

6

1

Лек.

Пр.




Сам.

Анкета – 1

4







2

1.2

Судьбы русского реализма. Неореализм начала ХХ в.

6

2-6

20

8




40

Эссе - 2, 3

Контр. раб. - 4, 5, 6

участие в практическом занятии – 2, 3, 5, 6

1.3

Литература русского модернизма. Символизм.

6

7-8

4

2




12

Собеседование – 7,8

Участие в практическом занятии – 7

1.4

Коллоквиум «Классика серебряного века и современность»

6

8

2







22

Доклады – 8

1.5

Проза, драматургия символизма

6

9

4

2




20

Собеседование – 9

Участие в практическом занятии – 9

1.6

Акмеизм: Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова

6

10-11

6

2




22

Тест – 10

Собеседование – 11

Участие в практическом занятии – 11

1.7

Футуризм. В. Хлебников, В. Маяковский

6

12-13

4

2




22

Эссе – 12

Участие в практическом занятии – 13

1.8

Новокрестьянская литература

6

13

2







12

Собеседование-13

1.9

Сатирическая, юмористическая литература

6

14

4







12

Собеседование – 14

1.10

Первая мировая война в литературе

6

15

4







12

Анкета – 15

1.11

Заключение

6

16

2







4

Контр.раб. – 16


ИТОГО по 1 разделу







64

16




180

Экзамен

2.1

Введение

7

1

2

2




4

Анкета-1 Собесед.-1

Дискуссия, участие в практическом занятии – 1

2.2

Литература метрополии 1920-х гг.

7

2-5

8

8




30

Собесед. – 2, 3, 4, 5

Дискуссия, участие в практическом занятии – 2, 3, 4, 5

2.3

Литература эмиграции первой волны

7

6-9

8


8




32

Собесед.-6,8,9

Дискуссия, участие в практическом занятии – 6, 7, 8, 9

2.4

Литература метрополии 1930-1950-х гг.

7


10-14

10

10




32

Собесед.- 11,12, 13, 14

Дискуссия, участие в практическом занятии – 10,11, 12, 13, 14

2.5

Литература второй волны эмиграции

7

15

2







10

Тест – 15


ИТОГО по 2 разделу







28

28




108

Экзамен

ВСЕГО







96

44




288





5. Образовательные технологии
Лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов, контрольная работа.

При проведении практических занятий используются активные и интерактивные формы занятий (мозгового штурма, диспута и др.) в сочетании с внеаудиторной работой.

В рамках учебного курса предусматриваются встречи и мастер-классы известных специалистов по истории русской литературы ХХ века.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Примерные анкеты:

1.

  • Определите границы Серебряного века.

  • Назовите поэтов Серебряного века.

  • Прозаиков.

  • Художников.

  • Композиторов.

  • Философов.

  • Объясните смысл термина «Серебряный век».


2.

  • Кто из поэтов-символистов остался в России после Октябрьской революции 1917 года?

  • Кого из прозаиков русского зарубежья первой волны эмиграции вы читали?

  • Кто ваш любимый писатель в русской литературе советского периода?

  • Кого из писателей 20 века вы считаете классиками?

  • О каких поэтах и прозаиках, вошедших в литературу в 1920-1950-е годы, вы хотели бы узнать подробнее?


Примерные вопросы для собеседования:

  • Охарактеризуйте эпоху Серебряного века.

  • Что такое «человек Серебряного века»?

  • Какие основные литературные и художественные направления Вы знаете?

  • Чем обусловлен культурный ренессанс в России рубежа веков?

  • Какие фигуры литературного процесса этого времени Вы считаете ключевыми и почему?

  • Какие религиозные, философские, политические идеи рубежа веков сформировали феномен русского Серебряного века?

  • В чем своеобразие литературного процесса 1920-1950-х годов?

  • Каковы причины разрыва единого культурного пространства?

  • Можно ли говорить о единстве русской литературы 1920-1950-х годов?

  • Какие проблемы были поставлены в публицистике конца 1910-начала 1920-х годов?

  • Кому из поэтов 1920-х годов было свойственно утопическое мышление?

  • Чем характеризуется жанр романа-антиутопии?

  • Что означает термин «орнаментальная проза»?

  • Творчество каких писателей и по каким признакам относят к «орнаментальной прозе»?

  • Каковы причины кризиса жанра романа в начале 1920-х годов?

  • В чем состоит своеобразие сатиры М. Булгакова?

  • Традиции каких сатириков 19 столетия были востребованы в литературе 1920-х годов?

  • Кто входил в объединение ОБЭРИУ?

  • Каковы причины, этапы и состав русской эмиграции первой волны?

  • Какие европейские центры русской эмиграции 1920-х годов вы знаете?

  • Каковы центральные проблемы в творчестве «старшего поколения» первой волны эмиграции?

  • Кто из писателей русского зарубежья выступил как автор исторических романов?

  • Чем отличается программа журнала «Числа» от «Современных записок» и других изданий «старшего поколения» эмиграции?

  • Каковы основные проблемы творчества В. Набокова 1920-1930-х годов?

  • Кто из философов оказал наибольшее влияние на А. Платонова?

  • Каков характерный тип платоновского персонажа? Как его именует автор?

  • Чем отличается изображение коллективизации в повести А. Платонова «Котлован» и романе М. Шолохова «Поднятая целина»?

  • Каковы художественные особенности романа М. Шолохова «Тихий Дон»?

  • Какие определения жанра романа «Мастер и Маргарита» вы знаете? Какое из них представляется вам наиболее убедительным?

  • Кого из молодых поэтов - поэтов военного призыва вы знаете?

  • Какую структурно- и смыслообразующую роль играют стихи Юрия Живаго, помещенные в финале одноименного романа Б. Пастернака?


Примерные тесты:

  • Кому принадлежит термин «Серебряный век»?

  • Кого можно назвать «отцом русского символизма»?

  • Какой из названных поэтов не относится к лагерю символистов: Брюсов, Блок, Белый, Бальмонт, Мандельштам, Иванов?

  • Какая из фамилий поэтов Серебряного века является псевдонимом: Блок, Белый, Ахматова, Брюсов, Гумилев, Хлебников?

  • Кто из поэтов Серебряного века писал романы: Блок, Белый, Брюсов, Гумилев, Маяковский, Есенин?

  • Кто из писателей Серебряного века принял революцию?

  • Кого из писателей Серебряного века наградили Нобелевской премией?

  • Какова настоящая фамилия А. Платонова: Шариков, Климентов, Кавалеров, Веселый?

  • Какие персонажи не являются героями романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Иванушка Бездомный, Максудов Бегемот, Аксинья, Швондер, Берлиоз?

  • Кто является прототипом Хлудова в пьесе М. Булгакова «Бег»: Корнилов, Краснов, Слащев, Деникин?

  • В каком году умирает герой романа Б. Пастернака Юрий Живаго: 1945, 1929, 1953, 1917?

  • В каком году «социалистический реализм» объявляется ведущим методом советской литературы: 1917, 1932,1946, 1934?

  • Какова судьба Б. Пильняка в конце 1930-х годов: эмигрировал, возглавил Союз советских писателей, расстрелян, отошел от литературы?

  • Назовите несколько исторических произведений 1920-1930-х годов, в которых осмысляется образ Петра 1 и воссоздается его эпоха.

  • Кто является создателем образа Вощева: М. Шолохов, М. Горький, А. Платонов, М. Булгаков?

  • Кому принадлежат строки «Я тогда была с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был»: М. Цветаевой, З. Гиппиус, А. Ахматовой, Черубине де Габриак?

  • Кто из писателей-эмигрантов первой волны высоко оценил поэму А. Твардовского «Василий Теркин»: И. Шмелев, М. Алданов, Б. Зайцев, И. Бунин?


Примерная тематика контрольных работ:

  1. Современные проблемы изучения русской литературы «серебряного века».

  2. Русский реализм начала ХХ века в современных исследованиях.

  3. Чехов и «серебряный век».

  4. Жизнь и творчество И.А. Бунина в книге Ю. Мальцева «Иван Бунин. 1870-1953» (Посев, 1994).

  5. «Прекрасное и вечное» в лирике И. Бунина.

  6. Сонеты И.Бунина: своеобразие поэтической формы.

  7. Загадки русской души в прозе И. Бунина.

  8. Тема любви и смерти в творчестве И. Бунина.

  9. Мир природы в творчестве И. Бунина.

  10. Особенности психологического анализа в прозе А.И. Куприна.

  11. Концепция любви в творчестве А.И. Куприна.

  12. Пейзажная живопись в произведениях А.И. Куприна.

  13. Три поединка в повести А.И. Куприна «Поединок».

  14. «Сверхчеловек» Ницше и герой романтических рассказов М. Горького.

  15. Реалистическое и романтическое в рассказах М. Горького 90-х гг. XIXв.

  16. Герой и автор в автобиографических повестях М. Горького.

  17. Образ «проходящего» в цикле М. Горького «По Руси».

  18. «Городок Окуров» М. Горького и «Уездное» Е. Замятина.

  19. Проблема финала в драматургической поэтике М. Горького.

  20. Драматургия М. Горького и А.П. Чехова (сопоставительный анализ пьес по выбору).

  21. Экзистенциальные ситуации в рассказах Л.Н. Андреева.

  22. Эстетика и поэтика новой драмы: «Жизнь человека» Л. Андреева.

  23. Евангельские мотивы в творчестве Л. Андреева.

  24. Своеобразие художественного мышления и стиля Л.Андреева.

  25. Драматургия Л. Андреева и М. Горького (сопоставительный анализ пьес по выбору).

  26. Повести Е. Замятина 1910-х гг.: проблематика и поэтика.

  27. Поэтика заглавий в прозе А.М. Ремизова: «Пруд», «Часы», «Крестовые сёстры», «Пятая язва».

  28. «Униженные и оскорблённые» в прозе И.С. Шмелёва («Человек из ресторана») и А.М. Ремизова («Крестовые сёстры»).

  29. Юмористические рассказы А.Аверченко.

  30. Юмор Н.Тэффи: традиции и новаторство.

  31. Сатиры Саши Черного: проблематика и поэтика.

  32. Символизм как миропонимание в трактовке А. Белого.

  33. Трилогия Д.Мережковского «Христос и Антихрист».

  34. Форма повествования и образ героя в повести В. Брюсова «Огненный ангел».

  35. Тема города в циклах В. Брюсова «Urbi et orbi» и «Распутья», «Город» А. Блока.

  36. В.Брюсов – мэтр русского символизма.

  37. Поэтические мифы Ф. Сологуба.

  38. Поэтика «мгновения» в творчестве К. Бальмонта.

  39. Человек, Любовь и Смерть в лирике З. Гиппиус.

  40. Ирония в лирике И. Анненского.

  41. «Кипарисовый ларец» И.Анненского: структура и концепция сборника.

  42. «Книги отражений» И.Анненского: философия творчества.

  43. Вяч. Иванов – теоретик символизма.

  44. Тема Родины в циклах «На поле Куликова» А. Блока и «Россия» А. Белого.

  45. Человек, история, искусство в «Итальянских стихах» А Блока.

  46. «Правда факта» и её поэтическое претворение в цикле «Кармен» А. Блока.

  47. Первая мировая война в лирике А. Блока (З. Гиппиус, Н. Гумилёва, А. Ахматовой, В. Маяковского).

  48. Символика цвета в лирике А. Блока (А. Белого, С. Есенина).

  49. Образ Петербурга в лирике А. Блока (А. Белого, А. Ахматовой, В. Маяковского).

  50. Образ поэта в лирике А. Белого («Золото в лазури», «Пепел», «Урна»).

  51. Пространство и время в романе А. Белого «Петербург».

  52. Идея пути поэта и проблема времени в дореволюционной лирике М. Волошина.

  53. Концепция творчества в книге М.Волошина «Лики творчества».

  54. Жанр баллады в поэзии русского символизма.

  55. Жанр сонета в лирике русского символизма.

  56. Н. Гумилёв – критик и теоретик русского акмеизма.

  57. Идеал и современность в лирике Н. Гумилёва.

  58. Психологизм лирики А. Ахматовой.

  59. Человек и мир в ранней лирике О. Мандельштама.

  60. Жанр элегии в лирике В. Ходасевича.

  61. Образ Москвы в лирике М. Цветаевой.

  62. М. Цветаева и О. Мандельштам: поэтический диалог 1916 года.

  63. Словотворчество В.Хлебникова.

  64. Фольклорно-мифологические основы творчества В. Хлебникова.

  65. Народно-карнавальная основа дореволюционного творчества В. Маяковского.

  66. Библейские образы и мотивы в раннем творчестве В. Маяковского.

  67. Урбанистические мотивы в русском футуризме.

  68. Эгофутуризм Игоря Северянина.

  69. Русский футуризм в оценке современников.

  70. Теория, история и практика русского футуризма в литературном наследии Б. Лифшица.

  71. Образ Руси в ранней лирике С. Есенина в постсимволистском контексте.

  72. Воспоминания о «серебряном веке»: автор и время.

  73. Русский журнал (газета, альманах, издательство) в литературном процессе конца XIX –начала ХХ в.

  74. Литературная хроника года (1892,1893-1904, 1905-1916,1917- по выбору).

  75. Утопия А. Блока (по материалам литературно-критических статей 1918-1919 гг.).

  76. Поэма А. Блока «Двенадцать» в восприятии современников поэта (С. Булгакова, П. Флоренского, М. Волошина и др.)

  77. «Мы» Е. Замятина: своеобразие жанра романа-антиутопии.

  78. Мотивы и образы Ф. Достоевского в романе Е. Замятина «Мы».

  79. Библейские мифологемы в романе Е. Замятина «Мы».

  80. Образы-символы в рассказах Е. Замятина 1920-х годов («Пещера»,«Мамай», «Дракон»).

  81. Космические мотивы в творчестве В. Хлебникова.

  82. Традиции народной смеховой культуры в «Мистерии-буфф» В. Маяковского.

  83. Футуристическая эстетика и поэтика «150000000» В. Маяковского.

  84. Метафорическая образность поэмы В. Маяковского «Про это».

  85. Тема поэтического бессмертия в произведениях В. Маяковского («Про это». «Во весь голос», стихи – произведения по выбору).

  86. Тема трагической любви в поэмах В. Маяковского «Про это» и «Поэме Горы» М. Цветаевой.

  87. Мифопоэтическое начало в творчестве крестьянских поэтов (Н. Клюева, С. Клычкова – по выбору).

  88. Натурфилософия Н. Заболоцкого (поэма «Торжество земледелия»).

  89. Тема поэта и века в поэзии О. Мандельштама 1920-х годов.

Античные мотивы в поэзии О. Мандельштама.

  1. Пушкин в художественном сознании М. Цветаевой.

  2. Жанр поэмы в творчестве М. Цветаевой.

  3. «Чудо жизни» в лирике Б. Пастернака 1920- 1930-х гг.

  4. Образ города в лирическом цикле С. Есенина «Москва кабацкая».

  5. Роль эпиграфов в «Поэме без героя» А. Ахматовой.

  6. Образ Петербурга в поэзии А. Ахматовой.

  7. Эстетизация революции в «Конармии» И. Бабеля.

  8. Традиции Н. Гоголя в «Дьяволиаде» М. Булгакова.

  9. Карнавальная поэтика повести М. Булгакова «Собачье сердце».

  10. Роль снов в произведениях М. Булгакова.

  11. Функции пушкинских текстов в пьесе М. Булгакова «Последние дни».

  12. Образ дома в романе М. Булгакова «Белая гвардия».

  13. Мотив чтения и его функции в романе М. Булгакова «Белая гвардия».

  14. Особенности языка произведений А. Платонова.

  15. Тема «сокровенного человека» в прозе А. Платонова.

  16. Экзистенциальная проблематика повести А. Платонова «Котлован».

  17. Мотив возвращения в одноименном рассказе А. Платонова.

  18. Поэтика абсурда в пьесе А. Платонова «14 Красных Избушек».

  19. Ирония истории в повести Ю.Тынянова «Восковая персона».

  20. Гротеск в рассказе Ю. Тынянова «Подпоручик Киже».

  21. Футуристическая традиция и ее преодоление в творчестве обэриутов.

  22. Споры об авторстве романа М. Шолохова «Тихий Дон».

  23. Ирония в прозе М. Алданова.

  24. Философия любви и смерти в творчестве И. Бунина («Темные аллеи», «Жизнь Арсеньева»- по выбору).

  25. Преображение реальности героями рассказов В. Набокова («Возвращение Чорба»).

  26. Театральность, мистификация, игра в произведениях В. Набокова.

  27. Стилевое своеобразие прозы В. Набокова.

  28. Поэтика заглавий в творчестве В. Набокова.

  29. Образ «перевернутого мира» в романе В. Набокова «Камера обскура».

  30. Стилевое своеобразие прозы Г. Газданова («Вечер у Клэр»).

  31. Образ Парижа в романе Г. Газданова «Ночные дороги».

  32. Функции экфрасиса в поэзии Б. Поплавского.

  33. Лирический герой в поэзии И. Елагина.

  34. Нравственные проблемы в романе Н. Нарокова «Мнимые величины».


Вопросы для практических занятий:

I

Два образа России, две концепции ее исторической судьбы в творчестве И.А. Бунина («Суходол» и «Чистый понедельник»)

I. «Суходол»

  1. Своеобразие повествовательной формы: контрапункт многоголосия.

  2. Особенности композиции и ее функции.

  3. Роль и образ Натальи.

  4. Концепция отечественной истории в повести «Суходол»

  5. Единая мужицко-дворянская Россия

  6. Гибельные черты русского характера

  7. Мистическое в жизни Суходола и судьбах суходольцев.

  8. Тема времени и памяти.

II. «Чистый понедельник»

  1. Композиция, фабула и сюжет рассказа И. Бунина «Чистый понедельник»

  2. Пространство и время рассказа. Идеализированный образ Москвы 1913 года. Способы воссоздания атмосферы эпохи.

  3. Образ главной героини: природа двойственности и логика судьбы.

  4. Роль детали в образной системе рассказа «Чистый понедельник». Превращение детали в символ.

  5. Текст и подтекст рассказа. Интертекстуальные связи.

  6. Новая общественно-эстетическая концепция судьбы России в прозе Бунина эмигрантского периода: Восток - Запад - допетровская Русь.

  7. Почему И. Бунин считал рассказ «Чистый понедельник» лучшим своим произведением?


Философско-публицистическая пьеса М. Горького «На дне» в культурном контексте эпохи.

  1. Суть основного социально-философского конфликта пьесы и его истоки в раннем творчестве М. Горького («О чиже, который лгал и о дятле, любителе истины», «Об одном поэте», «Читатель»)

  2. Многогеройный характер пьесы. Нравственно-философская позиция каждого персонажа в поисках своей правды и в споре о человеке.

  3. Сложность и противоречивость позиции Луки, философа добра – жалости (Сухих С. Глава «Комплекс Луки»).

  4. Сила и слабость бунтаря и крайнего гуманиста Сатина. Его отношение к философии Луки.

  5. Актер как самый трагический герой пьесы.

  6. Образ правдолюба Бубнова, его роль в развитии сюжета.

  7. Три смерти в пьесе ( Анна, Костылев, Актер) и их философское осмысление.

  8. Полифоничность художественных структур пьесы и авторской позиции. Единство поэтики и проблематики.

  9. О влиянии Ницше и Толстого на автора пьесы «На дне».

  10. Что нового вносит Горький в драматургию начала века ( по сравнению с Чеховым)?


Картина мира А. Ремизова и особенности ее художественного воплощения. («Крестовые сестры»)

  1. Структура повести и судьба главного героя.

  2. Своеобразие повествования: лейтмотивы, слова-образы-символы, сны.

  3. Символика названия и авторская позиция в повести А. Ремизова.

  4. Реализм и модернизм.


Своеобразие художественного мышления Л.Андреева: «Мысль» и «Жизнь человека»

I . «Мысль»

1. Форма повествования в рассказе «Мысль»

2. Типология главного героя. «Кто я, доктор Керженцев?»

  1. Авторская позиция в рассказе.

  2. Апология и разоблачение мысли.

II. «Жизнь Человека»

  1. Роль и функции пролога

  2. Жизнь человека и формы ее представления в пьесе.

  3. Особенности системы образов.

  4. Варианты финала.


Судьба России в поэзии и публицистике А. Блока

  1. Куликовская битва как «символическое событие».

  2. Идея «вечного возвращения» в исторических аналогиях цикла.

  3. Историческое и современное в образах Руси и героя цикла.

  4. Художественное и публицистическое осмысление судьбы России Блоком.


Философско-эстетические особенности прозы русского символизма: А. Белый «Петербург»

  1. История создания романа «Петербург». Его редакции.

  2. Роман А. Белого и «петербургский текст» русской литературы.

  3. Композиция и поэтика романа.

  4. Интертекстуальные связи романа А.Белого.

  5. Художественное пространство и время романа.

  6. Система образов.

  7. «Астральный роман» А.Белого (Н.Бердяев)

Лирика А.Ахматовой : от «Вечера» к «Белой стае»

  1. Тема любви в лирике А.Ахматовой. Образы героини и героя лирического романа.

  2. Своеобразие художественного психологизма А.Ахматовой. Влияние романной прозы 19 века.

  3. Особенности акмеистической поэтики А.Ахматовой. («вещизм», лаконизм, афористичность, разговорный язык).

  4. Образ Музы и тема вдохновения. Ахматова о природе поэтического творчества.

  5. Эволюция лирики Ахматовой от «Вечера» к «Белой стае».


Поэтика Велимира Хлебникова

  1. Мифопоэтическая основа творчества В.Хлебникова:

  • Фольклорно-этнографичесике источники поэтики Хлебникова

  • Мотивы славяно-языческой идиллии («И и Э», «Шаман и Венера»)

  • Хлебников и примитив «Детская призма», «инфантилизм»

  1. «Самовитое слово»: «теория» и бытование в лирике.

  2. Взаимодействие научного и художественного сознания:

  • Число и слово в творчестве В.Хлебникова.

  • Философия времени.»Доски судьбы»

  • Натурфилософия В. Хлебникова.

II

Поэма А. Блока «Двенадцать» в современном прочтении

  1. История создания поэмы в авторском осмыслении («Записные книжки» А. Блока 1917 г.).

  2. Анализ конкретно-исторического и мистериального начал в структуре художественного текста:

    1. особенности сюжетосложения: театральное (драматургическое) начало, символический смысл шествия двенадцати, роль любовной истории в контексте поэмы.

    2. Пространственно-временная композиция поэмы:

а) «земное» и «небесное» (космическое) измерения происходящего;

б) Петербургское пространство – его конкретно-историческое и сакральное наполнение в контексте «Петербургского текста»;

в) структура художественного времени на уровне словообразов «впереди»/ «позади»;

г) музыкальная партитура «Двенадцати» (полифоничность, смена ритмов, стилевые контрасты);

д) символическая образность поэмы- символика цвета, образы «ветра», «двенадцати», «незримого врага», «пса». Сопоставление с образами стихотворений «Бесы» А. Пушкина и «Северо-восток» М. Волошина.

2.3.Образ Христа, трактовки финала (С. Булгаков, Н. Бердяев, П. Флоренский, поэты-современники А. Блока, исследователи его творчества).

  1. Проблема интерпретации авторской позиции.


Драматургическое новаторство М.Булгакова: «Бег»

  1. Природа конфликта, соотношение фабулы и сюжета в пьесе.

  2. Своеобразие драматургического действия. Антитеза «действительность- сон». Поэтика «снов».

  3. Особенности композиции пьесы. Формы авторского присутствия. (Роль эпиграфов. Ремарки. Литературные реминисценции. Библейские реминисценции. Музыкальная партитура. Световое оформление сцены.).

  4. Образ Хлудова: «трагедия совести».

  5. «Азарт» игры в «Беге». Трагическое и фарсовое. Проблема жанра.

  6. «Бег времени» и «бег туда и обратно». Варианты финала.


«Огненный столп» Н. Гумилёва: философские мотивы памяти, души, тела, времени и пространства. Особенности образного строя стихотворного цикла.

  1. Биографические сведения о поэте как непосредственный контекст поэтической деятельности Н. Гумилёва

  2. Анализ темы, образного строя и композиции цикла:

а) тематика сборника (новые вариации старых тем):

- тема художника и искусства;

- тема творчества;

  • философская проблема «я» поэта и человека;

  • тема памяти;

  • идея путешествия души во времени;

  • неоромантический дуализм души и тела;

  • идея духовного преображения России.

б) единство мотивов и образов сборника:

  • библейские мотивы (их интерпретация в сборнике);

  • африканские и восточные мотивы;

  • интертекстуальное (культурологическое) начало мотивов;

  • мотивы огня, света, пути, судьбы, храма, строительства, ветра, вселенной, мира реального и противостоящего ему мира «идеального»;

в) специфика и характерность образов и мотивов сборника для традиции акмеистической поэтики;

г) характерные символические (романтические) черты поэзии Н. Гумилёва:

  • экзотические локусы, национальный колорит;

  • исключительность лирического героя;

  • выход за пределы обычного времени-пространства.

д) композиция сборника:

  • чередование философских стихотворений с любовной лирикой;

  • «Заблудившийся трамвай» как смысловой центр сборника.

2. Анализ стихотворений «Память», «Слово», «Душа и тело», «Шестое чувство», «Заблудившийся трамвай». ( Мифопоэтика стихотворений).
Эпос и лирика Б. Пастернака: роман «Доктор Живаго»

  1. Творческая история романа. Особенности авторского замысла.

  2. Образ главного героя: концепция личности и жизни.

  3. «Исторический образ России» в романе.

  4. Эстетика «чуда жизни»: функции природы в романе.

  5. «Судьбы скрещения»: сюжетное своеобразие романа.

  6. Темы любви и творчества в романе.

  7. Эпическое и лирическое в романе. Система образов- лейтмотивов. Своеобразие финала романа. Роль стихотворений главного героя. Характеристики жанрового своеобразия.


«Столбцы» Н. Заболоцкого: проблематика, поэтика

  1. Н.Заболоцкий и ОБЭРИУ. История создания «Столбцов».

  2. Связь «Столбцов» Н.Заболоцкого с футуристической традицией:

а) Роль игры, фантазии, воображения в создании гротескового образа мира. Сатирическое начало и философский план образов.

б) Детское зрение, поэтика примитива в идейно-художественной структуре произведений.

3.Зрелищность поэтического образа у Н.Заболоцкого:

а) Воздействие живописи на художественную оптику поэта.

б) Карнавальная поэтика «Городских столбцов». Человек, вещь и их метаморфозы в «Городских столбцах». Тема смерти, разрушение карнавала.

4.Алогизм, инверсия и их роль в воплощении темы безумия. Философское наполнение мотива безумия.

5. Человек и природа. Натурфилософия Н.Заболоцкого («Лицо коня», «В жилищах наших», «Меркнут знаки зодиака» и др.).
Революция глазами философской публицистики

  1. История и предыстория сборника «Из глубины» («Вопросы идеализма», «Вехи»). Участники и организаторы издания. Смысл названия и эпиграфа.

  2. Оценка первых итогов октябрьского переворота.

  3. Анализ причин и истоков русской революции, «корней катастрофы» (Бердяев, Булгаков и др.).

  4. Характеристика свойств русского народа, строя его души. Хамство как социокультурный феномен. (Франк, Аскольдов, Муравьев, Булгаков, Бердяев).

  5. Участники сборника об идеологии, судьбе и вине русской интеллигенции, о ее взаимоотношениях с народом (Муравьев, Струве, Покровский, Булгаков).

  6. Критика социального утопизма (Новгородцев).

  7. Социалистическое учение в оценке участников сборника. Социализм и христианство. Оценка большевизма (Франк, Аскольдов, Изгоев).

  8. Проблемы права и законности в русском обществе, в русской революции. Цели и средства. (Покровский, Изгоев).

  9. Об ответственности русской литературы перед русской историей (Бердяев):

  • Метафизика зла (Н. Гоголь).

  • Революционное бесовство (Ф. Достоевский).

  • Подавление личности и непротивление злу (Л. Толстой).

  1. Эстетическая оценка революции (Булгаков).

  2. Революция в зеркале языка (Иванов).

  3. Творческие индивидуальности участников сборника. Особенности публицистики Н. Бердяева, С. Франка, С. Булгакова, В. Муравьева.


Тема поэта и века в творчестве о. Мандельштама конца 1910-х – начала 1930-х годов

1.Проблема времени в культурологической рефлексии О. Мандельштама (статьи «Слово и культура», «О природе слова», «Девятнадцатый век», «Разговор о Данте»). Поэтическая традиция осмысления времени, наследуемая О. Мандельштамом; философские истоки понимания времени (А. Бергсон).

2. Образ времени в стихах к.1910-н.1920-х гг.: «Когда октябрьский нам готовил временщик» (1917), «Кассандре» (1917), «Сумерки свободы» (1918), «Концерт на вокзале» (1921), «В Петербурге мы сойдемся снова» (1920). Злободневное и надысторическое. Апокалиптические мотивы (образы ночи, мрака, слепоты), культурно-исторические параллели.

3.Тема перелома века в стихах 1921-1925 гг.: «Век» (1922), «1 января 1924» (1924). Интимное наполнение образа времени, импрессионистичность образов, литературные реминисценции. Античные мотивы (культурологическая надысторичность): «Tristia» (1918), «За то, что я руки твои не успел удержать…» (1920).

4. Тяжба поэта и века в стихах 1930-х гг. Эволюция образа лирического героя (демократизация образа поэта) и образа времени: «Я вернулся в мой город…» (1930), «Мы с тобой на кухне посидим» (1931), «Я скажу тебе с последней прямотой» (1931), «За гремучую доблесть грядущих веков» (1931), «Еще далеко мне до патриарха» (1931), «Сохрани мою речь навсегда» (1931), «Мы живем, под собою не чуя страны» (1933), «Стихи о неизвестном солдате» (1937). Мотивы жертвы, принятия судьбы.

5. Особенности поэтического мышления О. Мандельштама, выявляемые в ходе анализа текстов:

5.1. сквозной синхронизм;

5.2. понимание слова как пучка смыслов, метафоричность, ассоциативность;

5.3. «эллинизм» русской культуры (размышления в статьях), «эллинизм» в поэтике;

5.4. культурно-исторические реминисценции, «чужое слово» в поэзии О. Мандельштама.
Жанрово-стилевое своеобразие романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

  1. Форма «романа в романе»:

а) Теоретический аспект проблемы «текст в тексте».

б) Манера повествования в «московских» и «ершалаимских» главах.

в) Проблема авторства романа об Иешуа и Понтии Пилате (как и кем вводится текст мастера в повествование).

г) Евангельский текст и его трансформация в романе.

д) Характер связей между «ершалаимскими» и «московскими» главами.

  1. Особенности хронотопа – соотношение современности, истории, вечности в романе.

  2. Жанрово-стилевое своеобразие романа, споры в критике о природе жанрового единства.

  3. Проблема «перевода» романа на язык визуальных искусств (живопись, графика, кино). Что, на ваш взгляд, удалось/не удалось в последней экранизации романа «Мастер и Маргарита» (режиссер В.В. Бортко) ?


«Мы» Е. Замятина как роман-антиутопия

  1. Смысл понятий: утопия и антиутопия; авторы европейских утопий и антиутопий.

  2. История создания и судьба романа «Мы».

  3. Адресаты полемики Е. Замятина.

4. Роман «Мы» как воплощение эстетической программы Е. Замятина (статьи о литературе).

5. Темы и проблемы романа: личность и государство, свобода и насилие, энтропия и революция, цивилизация и природа и способы их воплощения в романном повествовании:

    1. Образ будущего: утопическая модель Единого государства;

    2. Формы выражения авторского сознания:

а) Динамика повествования: от «мы» к «я», от «конспекта» к «дневнику», от рационального видения мира к эмоциональному и т.д.;

б) Интертекстуальность (образы-мотивы Достоевского, библейские цитаты и др., функция «цитат» в тексте).

в) Ирония, гротеск, парадокс, пародия.

г) Визуально-графические приемы повествования.

6.Традиция романа-антиутопии Е. Замятина в европейских литературах («О дивный новый мир» О. Хаксли, «1984» Д. Оруэлла).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом регулировании", а правила применения национальных...

Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз "О техническом...

Российской федерации iconПорядок оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...

Российской федерации iconРоссийская федерация федеральный закон о трудовых пенсиях в российской федерации
Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном...

Российской федерации iconРазвитие и постоянные существенные изменения правового регулирования...
Дерального закона Российской Федерации «О таможенном регулировании в Российской Федерации», другими законами Российской Федерации...

Российской федерации iconРазвитие и постоянные существенные изменения правового регулирования...
Дерального закона Российской Федерации «О таможенном регулировании в Российской Федерации», другими законами Российской Федерации...

Российской федерации iconРоссийская федерация федеральный закон о социальной защите инвалидов в российской федерации
Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными...

Российской федерации iconЗакон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. №1807-1 «О языках народов Российской Федерации»
Конституция Российской Федерации в редакции Федерального конституционного закона от 30. 12. 2008 №6 и 7-фкз // Российская газета....

Российской федерации iconОб актуальных проблемах сохранения музейного фонда Российской Федерации
Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. N 179, проблема сохранения музейных предметов и музейных коллекций относится к числу приоритетных...

Российской федерации iconРеферат на тему: «Герои Российской Федерации. Подвиг ценою в жизнь»
Федерации – это государственная награда Российской Федерации- россии, высшее звание, присваиваемое за заслуги перед государством...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную