МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Институт филологии и журналистики
УТВЕРЖДАЮ
___________________________
"__" __________________20__ г.
УТВЕРЖДАЮ
Председатель НМК ИФиЖ
___________________________
"__" __________________20__ г.
Рабочая программа дисциплины История русской литературы
Направление подготовки
032700 – Филология
Профиль подготовки
Отечественная филология (Русский язык и литература) Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Саратов,
2010
Цели освоения дисциплины:
Сформировать у обучаемых целостное представление о русской литературе ХХ в. в ее историческом развитии и современном состоянии, о закономерностях литературного процесса, месте и роли литературы в истории и культуре современной России; ввести студентов в мир непреходящих художественных ценностей и нравственно-философских идей отечественной литературы, раскрыть значение творческого наследия выдающихся писателей в формировании национального сознания;
научить студентов применять полученные знания для решения задач профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ПООП бакалавриата:
Курс «История русской литературы» относится к базовой части Профессионального цикла дисциплин (3.5). Освоение русской литературы требует от обучающегося актуализировать и использовать для освоения нового материала дисциплин, входящих в базовую часть Гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1): знаний в области истории, философии, культурологии, социологии, без которых невозможно полноценное понимание закономерностей литературного процесса изучаемой эпохи. Курс «История русской литературы» методически и содержательно связан с такими дисциплинами, как «История отечественной художественной культуры» (В.2), «История зарубежной литературы» (3.7), «Устное народное творчество» (3.9), «Введение в литературоведение» (2.5), «Теория литературы» (П.2), «Филологический анализ текста» (П.7). Освоение материала курса является необходимой основой для успешного овладения практическими навыками, формируемыми в таких курсах базовой и вариативной частей Профессионального цикла как «Практикум по истории русской литературы» (3.6), «Практикум по поэтической речи» (П.3), «Современный литературный процесс»(П.2), «Спецсеминар» (П.8). 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки 032700 – «Филология»:
а) общекультурные (ОК)
владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
владение нормами русского литературного языка, навыки практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2);
готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);
умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних (ОК-7);
осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);
умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);
– владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
– способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
б) профессиональные (ПК)
способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области русской литературы, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);
владение базовыми навыками сбора и анализа литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);
свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме (ПК-3);
владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);
владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике учебной дисциплины, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);
владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного и письменного представления материалов собственных исследований (ПК-8).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: основные положения и концепции в области истории литературы, этапы развития русской литературы в их фактической конкретности, предусмотренные программой произведения русских писателей, труды историков литературы, ведущих литературных критиков.
Уметь: 1) раскрыть своеобразие художественных произведений и творчества писателей в их связи с историко-литературным контекстом;
2) использовать основные понятия и термины литературоведения, приемы и методы анализа и интерпретации текстов различной эстетической природы;
3) пользоваться научной, справочной литературой, библиографическими источниками и современными поисковыми системами;
4) излагать устно и письменно свои суждения по вопросам истории русской литературы и создавать разного вида тексты: реферат научных источников, самостоятельный анализ художественного текста, рецензия на современное произведение отечественной литературы;
5) применять полученные знания в научно-исследовательской деятельности.
Владеть: основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области истории русской литературы. 4. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 136 часов.
№
п/п
| Раздел дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Формы промежуточной аттестации (по семестрам)
| 1.1
| Введение. История и современные проблемы изучения литературного Серебряного века
| 6
| 1
| Лек.
| Пр.
|
| Сам.
| Анкета – 1
| 4
|
|
| 2
| 1.2
| Судьбы русского реализма. Неореализм начала ХХ в.
| 6
| 2-6
| 20
| 8
|
| 40
| Эссе - 2, 3
Контр. раб. - 4, 5, 6
участие в практическом занятии – 2, 3, 5, 6
| 1.3
| Литература русского модернизма. Символизм.
| 6
| 7-8
| 4
| 2
|
| 12
| Собеседование – 7,8
Участие в практическом занятии – 7
| 1.4
| Коллоквиум «Классика серебряного века и современность»
| 6
| 8
| 2
|
|
| 22
| Доклады – 8
| 1.5
| Проза, драматургия символизма
| 6
| 9
| 4
| 2
|
| 20
| Собеседование – 9
Участие в практическом занятии – 9
| 1.6
| Акмеизм: Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова
| 6
| 10-11
| 6
| 2
|
| 22
| Тест – 10
Собеседование – 11
Участие в практическом занятии – 11
| 1.7
| Футуризм. В. Хлебников, В. Маяковский
| 6
| 12-13
| 4
| 2
|
| 22
| Эссе – 12
Участие в практическом занятии – 13
| 1.8
| Новокрестьянская литература
| 6
| 13
| 2
|
|
| 12
| Собеседование-13
| 1.9
| Сатирическая, юмористическая литература
| 6
| 14
| 4
|
|
| 12
| Собеседование – 14
| 1.10
| Первая мировая война в литературе
| 6
| 15
| 4
|
|
| 12
| Анкета – 15
| 1.11
| Заключение
| 6
| 16
| 2
|
|
| 4
| Контр.раб. – 16
| ИТОГО по 1 разделу
|
|
| 64
| 16
|
| 180
| Экзамен
| 2.1
| Введение
| 7
| 1
| 2
| 2
|
| 4
| Анкета-1 Собесед.-1
Дискуссия, участие в практическом занятии – 1
| 2.2
| Литература метрополии 1920-х гг.
| 7
| 2-5
| 8
| 8
|
| 30
| Собесед. – 2, 3, 4, 5
Дискуссия, участие в практическом занятии – 2, 3, 4, 5
| 2.3
| Литература эмиграции первой волны
| 7
| 6-9
| 8
| 8
|
| 32
| Собесед.-6,8,9
Дискуссия, участие в практическом занятии – 6, 7, 8, 9
| 2.4
| Литература метрополии 1930-1950-х гг.
| 7
| 10-14
| 10
| 10
|
| 32
| Собесед.- 11,12, 13, 14
Дискуссия, участие в практическом занятии – 10,11, 12, 13, 14
| 2.5
| Литература второй волны эмиграции
| 7
| 15
| 2
|
|
| 10
| Тест – 15
| ИТОГО по 2 разделу
|
|
| 28
| 28
|
| 108
| Экзамен
| ВСЕГО
|
|
| 96
| 44
|
| 288
|
|
5. Образовательные технологии Лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов, контрольная работа.
При проведении практических занятий используются активные и интерактивные формы занятий (мозгового штурма, диспута и др.) в сочетании с внеаудиторной работой.
В рамках учебного курса предусматриваются встречи и мастер-классы известных специалистов по истории русской литературы ХХ века. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Примерные анкеты:
1.
Определите границы Серебряного века.
Назовите поэтов Серебряного века.
Прозаиков.
Художников.
Композиторов.
Философов.
Объясните смысл термина «Серебряный век».
2.
Кто из поэтов-символистов остался в России после Октябрьской революции 1917 года?
Кого из прозаиков русского зарубежья первой волны эмиграции вы читали?
Кто ваш любимый писатель в русской литературе советского периода?
Кого из писателей 20 века вы считаете классиками?
О каких поэтах и прозаиках, вошедших в литературу в 1920-1950-е годы, вы хотели бы узнать подробнее?
Примерные вопросы для собеседования:
Охарактеризуйте эпоху Серебряного века.
Что такое «человек Серебряного века»?
Какие основные литературные и художественные направления Вы знаете?
Чем обусловлен культурный ренессанс в России рубежа веков?
Какие фигуры литературного процесса этого времени Вы считаете ключевыми и почему?
Какие религиозные, философские, политические идеи рубежа веков сформировали феномен русского Серебряного века?
В чем своеобразие литературного процесса 1920-1950-х годов?
Каковы причины разрыва единого культурного пространства?
Можно ли говорить о единстве русской литературы 1920-1950-х годов?
Какие проблемы были поставлены в публицистике конца 1910-начала 1920-х годов?
Кому из поэтов 1920-х годов было свойственно утопическое мышление?
Чем характеризуется жанр романа-антиутопии?
Что означает термин «орнаментальная проза»?
Творчество каких писателей и по каким признакам относят к «орнаментальной прозе»?
Каковы причины кризиса жанра романа в начале 1920-х годов?
В чем состоит своеобразие сатиры М. Булгакова?
Традиции каких сатириков 19 столетия были востребованы в литературе 1920-х годов?
Кто входил в объединение ОБЭРИУ?
Каковы причины, этапы и состав русской эмиграции первой волны?
Какие европейские центры русской эмиграции 1920-х годов вы знаете?
Каковы центральные проблемы в творчестве «старшего поколения» первой волны эмиграции?
Кто из писателей русского зарубежья выступил как автор исторических романов?
Чем отличается программа журнала «Числа» от «Современных записок» и других изданий «старшего поколения» эмиграции?
Каковы основные проблемы творчества В. Набокова 1920-1930-х годов?
Кто из философов оказал наибольшее влияние на А. Платонова?
Каков характерный тип платоновского персонажа? Как его именует автор?
Чем отличается изображение коллективизации в повести А. Платонова «Котлован» и романе М. Шолохова «Поднятая целина»?
Каковы художественные особенности романа М. Шолохова «Тихий Дон»?
Какие определения жанра романа «Мастер и Маргарита» вы знаете? Какое из них представляется вам наиболее убедительным?
Кого из молодых поэтов - поэтов военного призыва вы знаете?
Какую структурно- и смыслообразующую роль играют стихи Юрия Живаго, помещенные в финале одноименного романа Б. Пастернака?
Примерные тесты:
Кому принадлежит термин «Серебряный век»?
Кого можно назвать «отцом русского символизма»?
Какой из названных поэтов не относится к лагерю символистов: Брюсов, Блок, Белый, Бальмонт, Мандельштам, Иванов?
Какая из фамилий поэтов Серебряного века является псевдонимом: Блок, Белый, Ахматова, Брюсов, Гумилев, Хлебников?
Кто из поэтов Серебряного века писал романы: Блок, Белый, Брюсов, Гумилев, Маяковский, Есенин?
Кто из писателей Серебряного века принял революцию?
Кого из писателей Серебряного века наградили Нобелевской премией?
Какова настоящая фамилия А. Платонова: Шариков, Климентов, Кавалеров, Веселый?
Какие персонажи не являются героями романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Иванушка Бездомный, Максудов Бегемот, Аксинья, Швондер, Берлиоз?
Кто является прототипом Хлудова в пьесе М. Булгакова «Бег»: Корнилов, Краснов, Слащев, Деникин?
В каком году умирает герой романа Б. Пастернака Юрий Живаго: 1945, 1929, 1953, 1917?
В каком году «социалистический реализм» объявляется ведущим методом советской литературы: 1917, 1932,1946, 1934?
Какова судьба Б. Пильняка в конце 1930-х годов: эмигрировал, возглавил Союз советских писателей, расстрелян, отошел от литературы?
Назовите несколько исторических произведений 1920-1930-х годов, в которых осмысляется образ Петра 1 и воссоздается его эпоха.
Кто является создателем образа Вощева: М. Шолохов, М. Горький, А. Платонов, М. Булгаков?
Кому принадлежат строки «Я тогда была с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был»: М. Цветаевой, З. Гиппиус, А. Ахматовой, Черубине де Габриак?
Кто из писателей-эмигрантов первой волны высоко оценил поэму А. Твардовского «Василий Теркин»: И. Шмелев, М. Алданов, Б. Зайцев, И. Бунин?
Примерная тематика контрольных работ:
Современные проблемы изучения русской литературы «серебряного века».
Русский реализм начала ХХ века в современных исследованиях.
Чехов и «серебряный век».
Жизнь и творчество И.А. Бунина в книге Ю. Мальцева «Иван Бунин. 1870-1953» (Посев, 1994).
«Прекрасное и вечное» в лирике И. Бунина.
Сонеты И.Бунина: своеобразие поэтической формы.
Загадки русской души в прозе И. Бунина.
Тема любви и смерти в творчестве И. Бунина.
Мир природы в творчестве И. Бунина.
Особенности психологического анализа в прозе А.И. Куприна.
Концепция любви в творчестве А.И. Куприна.
Пейзажная живопись в произведениях А.И. Куприна.
Три поединка в повести А.И. Куприна «Поединок».
«Сверхчеловек» Ницше и герой романтических рассказов М. Горького.
Реалистическое и романтическое в рассказах М. Горького 90-х гг. XIXв.
Герой и автор в автобиографических повестях М. Горького.
Образ «проходящего» в цикле М. Горького «По Руси».
«Городок Окуров» М. Горького и «Уездное» Е. Замятина.
Проблема финала в драматургической поэтике М. Горького.
Драматургия М. Горького и А.П. Чехова (сопоставительный анализ пьес по выбору).
Экзистенциальные ситуации в рассказах Л.Н. Андреева.
Эстетика и поэтика новой драмы: «Жизнь человека» Л. Андреева.
Евангельские мотивы в творчестве Л. Андреева.
Своеобразие художественного мышления и стиля Л.Андреева.
Драматургия Л. Андреева и М. Горького (сопоставительный анализ пьес по выбору).
Повести Е. Замятина 1910-х гг.: проблематика и поэтика.
Поэтика заглавий в прозе А.М. Ремизова: «Пруд», «Часы», «Крестовые сёстры», «Пятая язва».
«Униженные и оскорблённые» в прозе И.С. Шмелёва («Человек из ресторана») и А.М. Ремизова («Крестовые сёстры»).
Юмористические рассказы А.Аверченко.
Юмор Н.Тэффи: традиции и новаторство.
Сатиры Саши Черного: проблематика и поэтика.
Символизм как миропонимание в трактовке А. Белого.
Трилогия Д.Мережковского «Христос и Антихрист».
Форма повествования и образ героя в повести В. Брюсова «Огненный ангел».
Тема города в циклах В. Брюсова «Urbi et orbi» и «Распутья», «Город» А. Блока.
В.Брюсов – мэтр русского символизма.
Поэтические мифы Ф. Сологуба.
Поэтика «мгновения» в творчестве К. Бальмонта.
Человек, Любовь и Смерть в лирике З. Гиппиус.
Ирония в лирике И. Анненского.
«Кипарисовый ларец» И.Анненского: структура и концепция сборника.
«Книги отражений» И.Анненского: философия творчества.
Вяч. Иванов – теоретик символизма.
Тема Родины в циклах «На поле Куликова» А. Блока и «Россия» А. Белого.
Человек, история, искусство в «Итальянских стихах» А Блока.
«Правда факта» и её поэтическое претворение в цикле «Кармен» А. Блока.
Первая мировая война в лирике А. Блока (З. Гиппиус, Н. Гумилёва, А. Ахматовой, В. Маяковского).
Символика цвета в лирике А. Блока (А. Белого, С. Есенина).
Образ Петербурга в лирике А. Блока (А. Белого, А. Ахматовой, В. Маяковского).
Образ поэта в лирике А. Белого («Золото в лазури», «Пепел», «Урна»).
Пространство и время в романе А. Белого «Петербург».
Идея пути поэта и проблема времени в дореволюционной лирике М. Волошина.
Концепция творчества в книге М.Волошина «Лики творчества».
Жанр баллады в поэзии русского символизма.
Жанр сонета в лирике русского символизма.
Н. Гумилёв – критик и теоретик русского акмеизма.
Идеал и современность в лирике Н. Гумилёва.
Психологизм лирики А. Ахматовой.
Человек и мир в ранней лирике О. Мандельштама.
Жанр элегии в лирике В. Ходасевича.
Образ Москвы в лирике М. Цветаевой.
М. Цветаева и О. Мандельштам: поэтический диалог 1916 года.
Словотворчество В.Хлебникова.
Фольклорно-мифологические основы творчества В. Хлебникова.
Народно-карнавальная основа дореволюционного творчества В. Маяковского.
Библейские образы и мотивы в раннем творчестве В. Маяковского.
Урбанистические мотивы в русском футуризме.
Эгофутуризм Игоря Северянина.
Русский футуризм в оценке современников.
Теория, история и практика русского футуризма в литературном наследии Б. Лифшица.
Образ Руси в ранней лирике С. Есенина в постсимволистском контексте.
Воспоминания о «серебряном веке»: автор и время.
Русский журнал (газета, альманах, издательство) в литературном процессе конца XIX –начала ХХ в.
Литературная хроника года (1892,1893-1904, 1905-1916,1917- по выбору).
Утопия А. Блока (по материалам литературно-критических статей 1918-1919 гг.).
Поэма А. Блока «Двенадцать» в восприятии современников поэта (С. Булгакова, П. Флоренского, М. Волошина и др.)
«Мы» Е. Замятина: своеобразие жанра романа-антиутопии.
Мотивы и образы Ф. Достоевского в романе Е. Замятина «Мы».
Библейские мифологемы в романе Е. Замятина «Мы».
Образы-символы в рассказах Е. Замятина 1920-х годов («Пещера»,«Мамай», «Дракон»).
Космические мотивы в творчестве В. Хлебникова.
Традиции народной смеховой культуры в «Мистерии-буфф» В. Маяковского.
Футуристическая эстетика и поэтика «150000000» В. Маяковского.
Метафорическая образность поэмы В. Маяковского «Про это».
Тема поэтического бессмертия в произведениях В. Маяковского («Про это». «Во весь голос», стихи – произведения по выбору).
Тема трагической любви в поэмах В. Маяковского «Про это» и «Поэме Горы» М. Цветаевой.
Мифопоэтическое начало в творчестве крестьянских поэтов (Н. Клюева, С. Клычкова – по выбору).
Натурфилософия Н. Заболоцкого (поэма «Торжество земледелия»).
Тема поэта и века в поэзии О. Мандельштама 1920-х годов.
Античные мотивы в поэзии О. Мандельштама.
Пушкин в художественном сознании М. Цветаевой.
Жанр поэмы в творчестве М. Цветаевой.
«Чудо жизни» в лирике Б. Пастернака 1920- 1930-х гг.
Образ города в лирическом цикле С. Есенина «Москва кабацкая».
Роль эпиграфов в «Поэме без героя» А. Ахматовой.
Образ Петербурга в поэзии А. Ахматовой.
Эстетизация революции в «Конармии» И. Бабеля.
Традиции Н. Гоголя в «Дьяволиаде» М. Булгакова.
Карнавальная поэтика повести М. Булгакова «Собачье сердце».
Роль снов в произведениях М. Булгакова.
Функции пушкинских текстов в пьесе М. Булгакова «Последние дни».
Образ дома в романе М. Булгакова «Белая гвардия».
Мотив чтения и его функции в романе М. Булгакова «Белая гвардия».
Особенности языка произведений А. Платонова.
Тема «сокровенного человека» в прозе А. Платонова.
Экзистенциальная проблематика повести А. Платонова «Котлован».
Мотив возвращения в одноименном рассказе А. Платонова.
Поэтика абсурда в пьесе А. Платонова «14 Красных Избушек».
Ирония истории в повести Ю.Тынянова «Восковая персона».
Гротеск в рассказе Ю. Тынянова «Подпоручик Киже».
Футуристическая традиция и ее преодоление в творчестве обэриутов.
Споры об авторстве романа М. Шолохова «Тихий Дон».
Ирония в прозе М. Алданова.
Философия любви и смерти в творчестве И. Бунина («Темные аллеи», «Жизнь Арсеньева»- по выбору).
Преображение реальности героями рассказов В. Набокова («Возвращение Чорба»).
Театральность, мистификация, игра в произведениях В. Набокова.
Стилевое своеобразие прозы В. Набокова.
Поэтика заглавий в творчестве В. Набокова.
Образ «перевернутого мира» в романе В. Набокова «Камера обскура».
Стилевое своеобразие прозы Г. Газданова («Вечер у Клэр»).
Образ Парижа в романе Г. Газданова «Ночные дороги».
Функции экфрасиса в поэзии Б. Поплавского.
Лирический герой в поэзии И. Елагина.
Нравственные проблемы в романе Н. Нарокова «Мнимые величины».
Вопросы для практических занятий:
I
Два образа России, две концепции ее исторической судьбы в творчестве И.А. Бунина («Суходол» и «Чистый понедельник»)
I. «Суходол»
Своеобразие повествовательной формы: контрапункт многоголосия.
Особенности композиции и ее функции.
Роль и образ Натальи.
Концепция отечественной истории в повести «Суходол»
Единая мужицко-дворянская Россия
Гибельные черты русского характера
Мистическое в жизни Суходола и судьбах суходольцев.
Тема времени и памяти.
II. «Чистый понедельник»
Композиция, фабула и сюжет рассказа И. Бунина «Чистый понедельник»
Пространство и время рассказа. Идеализированный образ Москвы 1913 года. Способы воссоздания атмосферы эпохи.
Образ главной героини: природа двойственности и логика судьбы.
Роль детали в образной системе рассказа «Чистый понедельник». Превращение детали в символ.
Текст и подтекст рассказа. Интертекстуальные связи.
Новая общественно-эстетическая концепция судьбы России в прозе Бунина эмигрантского периода: Восток - Запад - допетровская Русь.
Почему И. Бунин считал рассказ «Чистый понедельник» лучшим своим произведением?
Философско-публицистическая пьеса М. Горького «На дне» в культурном контексте эпохи.
Суть основного социально-философского конфликта пьесы и его истоки в раннем творчестве М. Горького («О чиже, который лгал и о дятле, любителе истины», «Об одном поэте», «Читатель»)
Многогеройный характер пьесы. Нравственно-философская позиция каждого персонажа в поисках своей правды и в споре о человеке.
Сложность и противоречивость позиции Луки, философа добра – жалости (Сухих С. Глава «Комплекс Луки»).
Сила и слабость бунтаря и крайнего гуманиста Сатина. Его отношение к философии Луки.
Актер как самый трагический герой пьесы.
Образ правдолюба Бубнова, его роль в развитии сюжета.
Три смерти в пьесе ( Анна, Костылев, Актер) и их философское осмысление.
Полифоничность художественных структур пьесы и авторской позиции. Единство поэтики и проблематики.
О влиянии Ницше и Толстого на автора пьесы «На дне».
Что нового вносит Горький в драматургию начала века ( по сравнению с Чеховым)?
Картина мира А. Ремизова и особенности ее художественного воплощения. («Крестовые сестры»)
Структура повести и судьба главного героя.
Своеобразие повествования: лейтмотивы, слова-образы-символы, сны.
Символика названия и авторская позиция в повести А. Ремизова.
Реализм и модернизм.
Своеобразие художественного мышления Л.Андреева: «Мысль» и «Жизнь человека»
I . «Мысль»
1. Форма повествования в рассказе «Мысль»
2. Типология главного героя. «Кто я, доктор Керженцев?»
Авторская позиция в рассказе.
Апология и разоблачение мысли.
II. «Жизнь Человека»
Роль и функции пролога
Жизнь человека и формы ее представления в пьесе.
Особенности системы образов.
Варианты финала.
Судьба России в поэзии и публицистике А. Блока
Куликовская битва как «символическое событие».
Идея «вечного возвращения» в исторических аналогиях цикла.
Историческое и современное в образах Руси и героя цикла.
Художественное и публицистическое осмысление судьбы России Блоком.
Философско-эстетические особенности прозы русского символизма: А. Белый «Петербург»
История создания романа «Петербург». Его редакции.
Роман А. Белого и «петербургский текст» русской литературы.
Композиция и поэтика романа.
Интертекстуальные связи романа А.Белого.
Художественное пространство и время романа.
Система образов.
«Астральный роман» А.Белого (Н.Бердяев)
Лирика А.Ахматовой : от «Вечера» к «Белой стае»
Тема любви в лирике А.Ахматовой. Образы героини и героя лирического романа.
Своеобразие художественного психологизма А.Ахматовой. Влияние романной прозы 19 века.
Особенности акмеистической поэтики А.Ахматовой. («вещизм», лаконизм, афористичность, разговорный язык).
Образ Музы и тема вдохновения. Ахматова о природе поэтического творчества.
Эволюция лирики Ахматовой от «Вечера» к «Белой стае».
Поэтика Велимира Хлебникова
Мифопоэтическая основа творчества В.Хлебникова:
Фольклорно-этнографичесике источники поэтики Хлебникова
Мотивы славяно-языческой идиллии («И и Э», «Шаман и Венера»)
Хлебников и примитив «Детская призма», «инфантилизм»
«Самовитое слово»: «теория» и бытование в лирике.
Взаимодействие научного и художественного сознания:
Число и слово в творчестве В.Хлебникова.
Философия времени.»Доски судьбы»
Натурфилософия В. Хлебникова.
II
Поэма А. Блока «Двенадцать» в современном прочтении
История создания поэмы в авторском осмыслении («Записные книжки» А. Блока 1917 г.).
Анализ конкретно-исторического и мистериального начал в структуре художественного текста:
особенности сюжетосложения: театральное (драматургическое) начало, символический смысл шествия двенадцати, роль любовной истории в контексте поэмы.
Пространственно-временная композиция поэмы:
а) «земное» и «небесное» (космическое) измерения происходящего;
б) Петербургское пространство – его конкретно-историческое и сакральное наполнение в контексте «Петербургского текста»;
в) структура художественного времени на уровне словообразов «впереди»/ «позади»;
г) музыкальная партитура «Двенадцати» (полифоничность, смена ритмов, стилевые контрасты);
д) символическая образность поэмы- символика цвета, образы «ветра», «двенадцати», «незримого врага», «пса». Сопоставление с образами стихотворений «Бесы» А. Пушкина и «Северо-восток» М. Волошина.
2.3.Образ Христа, трактовки финала (С. Булгаков, Н. Бердяев, П. Флоренский, поэты-современники А. Блока, исследователи его творчества).
Проблема интерпретации авторской позиции.
Драматургическое новаторство М.Булгакова: «Бег»
Природа конфликта, соотношение фабулы и сюжета в пьесе.
Своеобразие драматургического действия. Антитеза «действительность- сон». Поэтика «снов».
Особенности композиции пьесы. Формы авторского присутствия. (Роль эпиграфов. Ремарки. Литературные реминисценции. Библейские реминисценции. Музыкальная партитура. Световое оформление сцены.).
Образ Хлудова: «трагедия совести».
«Азарт» игры в «Беге». Трагическое и фарсовое. Проблема жанра.
«Бег времени» и «бег туда и обратно». Варианты финала.
«Огненный столп» Н. Гумилёва: философские мотивы памяти, души, тела, времени и пространства. Особенности образного строя стихотворного цикла.
Биографические сведения о поэте как непосредственный контекст поэтической деятельности Н. Гумилёва
Анализ темы, образного строя и композиции цикла:
а) тематика сборника (новые вариации старых тем):
- тема художника и искусства;
- тема творчества;
философская проблема «я» поэта и человека;
тема памяти;
идея путешествия души во времени;
неоромантический дуализм души и тела;
идея духовного преображения России.
б) единство мотивов и образов сборника:
библейские мотивы (их интерпретация в сборнике);
африканские и восточные мотивы;
интертекстуальное (культурологическое) начало мотивов;
мотивы огня, света, пути, судьбы, храма, строительства, ветра, вселенной, мира реального и противостоящего ему мира «идеального»;
в) специфика и характерность образов и мотивов сборника для традиции акмеистической поэтики;
г) характерные символические (романтические) черты поэзии Н. Гумилёва:
экзотические локусы, национальный колорит;
исключительность лирического героя;
выход за пределы обычного времени-пространства.
д) композиция сборника:
чередование философских стихотворений с любовной лирикой;
«Заблудившийся трамвай» как смысловой центр сборника.
2. Анализ стихотворений «Память», «Слово», «Душа и тело», «Шестое чувство», «Заблудившийся трамвай». ( Мифопоэтика стихотворений). Эпос и лирика Б. Пастернака: роман «Доктор Живаго»
Творческая история романа. Особенности авторского замысла.
Образ главного героя: концепция личности и жизни.
«Исторический образ России» в романе.
Эстетика «чуда жизни»: функции природы в романе.
«Судьбы скрещения»: сюжетное своеобразие романа.
Темы любви и творчества в романе.
Эпическое и лирическое в романе. Система образов- лейтмотивов. Своеобразие финала романа. Роль стихотворений главного героя. Характеристики жанрового своеобразия.
«Столбцы» Н. Заболоцкого: проблематика, поэтика
Н.Заболоцкий и ОБЭРИУ. История создания «Столбцов».
Связь «Столбцов» Н.Заболоцкого с футуристической традицией:
а) Роль игры, фантазии, воображения в создании гротескового образа мира. Сатирическое начало и философский план образов.
б) Детское зрение, поэтика примитива в идейно-художественной структуре произведений.
3.Зрелищность поэтического образа у Н.Заболоцкого:
а) Воздействие живописи на художественную оптику поэта.
б) Карнавальная поэтика «Городских столбцов». Человек, вещь и их метаморфозы в «Городских столбцах». Тема смерти, разрушение карнавала.
4.Алогизм, инверсия и их роль в воплощении темы безумия. Философское наполнение мотива безумия.
5. Человек и природа. Натурфилософия Н.Заболоцкого («Лицо коня», «В жилищах наших», «Меркнут знаки зодиака» и др.). Революция глазами философской публицистики
История и предыстория сборника «Из глубины» («Вопросы идеализма», «Вехи»). Участники и организаторы издания. Смысл названия и эпиграфа.
Оценка первых итогов октябрьского переворота.
Анализ причин и истоков русской революции, «корней катастрофы» (Бердяев, Булгаков и др.).
Характеристика свойств русского народа, строя его души. Хамство как социокультурный феномен. (Франк, Аскольдов, Муравьев, Булгаков, Бердяев).
Участники сборника об идеологии, судьбе и вине русской интеллигенции, о ее взаимоотношениях с народом (Муравьев, Струве, Покровский, Булгаков).
Критика социального утопизма (Новгородцев).
Социалистическое учение в оценке участников сборника. Социализм и христианство. Оценка большевизма (Франк, Аскольдов, Изгоев).
Проблемы права и законности в русском обществе, в русской революции. Цели и средства. (Покровский, Изгоев).
Об ответственности русской литературы перед русской историей (Бердяев):
Метафизика зла (Н. Гоголь).
Революционное бесовство (Ф. Достоевский).
Подавление личности и непротивление злу (Л. Толстой).
Эстетическая оценка революции (Булгаков).
Революция в зеркале языка (Иванов).
Творческие индивидуальности участников сборника. Особенности публицистики Н. Бердяева, С. Франка, С. Булгакова, В. Муравьева.
Тема поэта и века в творчестве о. Мандельштама конца 1910-х – начала 1930-х годов
1.Проблема времени в культурологической рефлексии О. Мандельштама (статьи «Слово и культура», «О природе слова», «Девятнадцатый век», «Разговор о Данте»). Поэтическая традиция осмысления времени, наследуемая О. Мандельштамом; философские истоки понимания времени (А. Бергсон).
2. Образ времени в стихах к.1910-н.1920-х гг.: «Когда октябрьский нам готовил временщик» (1917), «Кассандре» (1917), «Сумерки свободы» (1918), «Концерт на вокзале» (1921), «В Петербурге мы сойдемся снова» (1920). Злободневное и надысторическое. Апокалиптические мотивы (образы ночи, мрака, слепоты), культурно-исторические параллели.
3.Тема перелома века в стихах 1921-1925 гг.: «Век» (1922), «1 января 1924» (1924). Интимное наполнение образа времени, импрессионистичность образов, литературные реминисценции. Античные мотивы (культурологическая надысторичность): «Tristia» (1918), «За то, что я руки твои не успел удержать…» (1920).
4. Тяжба поэта и века в стихах 1930-х гг. Эволюция образа лирического героя (демократизация образа поэта) и образа времени: «Я вернулся в мой город…» (1930), «Мы с тобой на кухне посидим» (1931), «Я скажу тебе с последней прямотой» (1931), «За гремучую доблесть грядущих веков» (1931), «Еще далеко мне до патриарха» (1931), «Сохрани мою речь навсегда» (1931), «Мы живем, под собою не чуя страны» (1933), «Стихи о неизвестном солдате» (1937). Мотивы жертвы, принятия судьбы.
5. Особенности поэтического мышления О. Мандельштама, выявляемые в ходе анализа текстов:
5.1. сквозной синхронизм;
5.2. понимание слова как пучка смыслов, метафоричность, ассоциативность;
5.3. «эллинизм» русской культуры (размышления в статьях), «эллинизм» в поэтике;
5.4. культурно-исторические реминисценции, «чужое слово» в поэзии О. Мандельштама. Жанрово-стилевое своеобразие романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Форма «романа в романе»:
а) Теоретический аспект проблемы «текст в тексте».
б) Манера повествования в «московских» и «ершалаимских» главах.
в) Проблема авторства романа об Иешуа и Понтии Пилате (как и кем вводится текст мастера в повествование).
г) Евангельский текст и его трансформация в романе.
д) Характер связей между «ершалаимскими» и «московскими» главами.
Особенности хронотопа – соотношение современности, истории, вечности в романе.
Жанрово-стилевое своеобразие романа, споры в критике о природе жанрового единства.
Проблема «перевода» романа на язык визуальных искусств (живопись, графика, кино). Что, на ваш взгляд, удалось/не удалось в последней экранизации романа «Мастер и Маргарита» (режиссер В.В. Бортко) ?
«Мы» Е. Замятина как роман-антиутопия
Смысл понятий: утопия и антиутопия; авторы европейских утопий и антиутопий.
История создания и судьба романа «Мы».
Адресаты полемики Е. Замятина.
4. Роман «Мы» как воплощение эстетической программы Е. Замятина (статьи о литературе).
5. Темы и проблемы романа: личность и государство, свобода и насилие, энтропия и революция, цивилизация и природа и способы их воплощения в романном повествовании:
Образ будущего: утопическая модель Единого государства;
Формы выражения авторского сознания:
а) Динамика повествования: от «мы» к «я», от «конспекта» к «дневнику», от рационального видения мира к эмоциональному и т.д.;
б) Интертекстуальность (образы-мотивы Достоевского, библейские цитаты и др., функция «цитат» в тексте).
в) Ирония, гротеск, парадокс, пародия.
г) Визуально-графические приемы повествования.
6.Традиция романа-антиутопии Е. Замятина в европейских литературах («О дивный новый мир» О. Хаксли, «1984» Д. Оруэлла).
|