Фестиваль методических идей и находок "Есть идея!"
«Методическая копилка продуктивных заданий по истории России»
При составлении ПЗ использованы материалы учебника "История России с древнейших времен до конца XVI века, 6 класс"
Автор: А.А.Данилов
Автор-составитель: Гаврик Мария Александрована, учитель истории МБОУ «СОШ № 2»
§1. «Восточные славяне».
ПЗ: Преобразуй информацию в схему "Управление соседской общины»
«По мере расселения славян на больших пространствах родовые связи стали распадаться. На смену родовой общины пришла соседская община – вервь. Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями. Перестала действовать власть родового владыки. На общий совет – вече – теперь сходились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. В случае войны с врагами сражалось все мужское население – народное ополчение. Оно строилось по десятичной системе»
§2. «Соседи восточных славян».
ПЗ: Составь схему «Соседи восточных славян» используя параграф учебника. В схеме укажи, какие были взаимоотношения восточных славян с соседними народами и государствами.
§3. «Формирование Древнерусского государства».
ПЗ: Преобразуй информацию в схему "Управление Древнерусского государства"
«ГЛАВОЙ РУСИ БЫЛ ВЕЛИКИЙ КИЕВСКИЙ КНЯЗЬ. ОН ОПИРАЛСЯ НА СВОЕ ВОЙСКО – ДРУЖИНУ. КНЯЗЬ СОВЕТОВАЛСЯ С ДРУЖИНОЙ ВО ВСЕХ ДЕЛАХ. ВМЕСТЕ С КНЯЖЕСКОЙ ВЛАСТЬЮ В ГОРОДСКИХ ЦЕНТРАХ СОХРАНЯЛОСЬ ВЕЧЕ, КОТОРОЕ РЕШАЛО ВАЖНЕЙШИЕ ВОПРОСЫ. РЕШЕНИЯ ПРИНИМАЛОСЬ БОЛЬШИНСТВОМ ГОЛОСОВ».
§4. «Первые киевские князья»
ПЗ: Рассмотрите картинки и составьте словестный портрет первых киевских князей. Сравните свою точку зрения с описаниями текста учебника.
 
§5. «Владимир Святославович. Принятие Русью христианства»
ПЗ: Дайте характеристику политике первых русских князей. Сформулируйте и запишите их главную цель.
Рюрика
Святослава
Владимира
Игоря
§ 6. «Древнерусское государство при Ярославе Мудром и Владимире Мономахе»
ПЗ: Прочитай текст и запиши в тетради событие о котом идет речь. Дай свою оценку этому событию.
"Княжеские усобицы подорвали обороноспособность Древнерусского государства. Особенно страдала от усобиц и половецких набегов Киевская земля. Киев постепенно терял значение крупнейшего торгового центра и самого богатого из русских городов. Росли новые городские центры. Они затмевали Киев своим богатством и не желали ему больше подчиняться".
ПЗ: Найди нужную карту, которая относится к раздробленности на Руси. Охарактеризуй с помощью выбранной карты раздробленность Древнерусского государства.
 
§7. «Социально-экономический строй».
ПЗ: В группе обсудите вопрос: « Основные категории Древнерусского населения». Разработайте критерии сравнения категорий Древнерусского населения и заполните таблицу.
§8. «Культура и быт Древней Руси»
ПЗ: Проиллюстрируй в тетради древнерусский костюм знатного человека используя приведенный текст.
«Люди знатного рода носили рубахи из тонкого полотна или шелка. Верхней одеждой служили епачи – широкие плащи без рукавов, украшенные мехом, золотыми и серебряными пряжками. На ногах красовались сапоги с загнутыми кверху носами, расшитые золотом и шелком. Главным элементом древнерусской одежды были порты-неширокие доходящие до щиколотки штаны»
§9. «Раздробленность Древнерусского государства»
ПЗ: Заполните таблицу в группе, используя текст параграфа:
Причины раздробленности Древнерусского государства
| Последствия раздробленности Древнерусского государства
|
|
| §10. «Главные политические центры Руси»
ПЗ: По группам. 1 группа: составьте схему «Политический устройство Владимиро-суздальского княжества. 2 группа: составьте схему «Политический устройство Новгородской земли». 3 группа: составьте схему: «Политическое устройство Галицко-волынской земли». Используя текст учебника.
§11. «Нашествие с востока».
ПЗ: Проанализируйте борьбу русских княжеств с монгольскими завоевателями в XII веке в группах, используя текст параграфа. При ответе используйте план:
Покажите на карте направления ударов монгольских войск по северо- восточным княжествам в 1237-1238 годах и по южным в 1240-1241 годах.
Определите города Руси, оказавшие монголам наиболее упорное сопротивление.
Определите земли, которые не подверглись разорению.
Что вы можете сказать о походах Батыя на Русь?
§12. «Отражение удара с запада».
Проанализируйте борьбу русских княжеств с запанными завоевателями в XII веке. При ответе используйте план:
Определите территории Дании и Ливонского ордена в Прибалтике к 1240 году;
Покажите поход шведов 1240 году и войск Александра Невского;
Покажите движения войск Ливонского ордена и дружины Александра Ярославича в 1240-1242 годах. Перечислите города, захваченные войсками ордена. Какое значение имели победы Александра Невского?
§13. «Русь и Золотая орда»
ПЗ: Согласна текста учебника(стр.40) составьте схему в группах «Политическая и экономическая зависимость Руси от Золотой Орды».
§14. «Русь и Литва».
ПЗ: Проанализируйте территориальный рост Великого княжества Литовского в XIII-XIV веках по плану:
Покажите территорию Литовского государства в начале XII века.
Покажите земли, присоединенные к Литве при Миндовге.
Определите, какие княжества вошли в состав Литовского княжества при Гедемине.
Обсудите в парах каково было значение присоединения русских земель к Литве.
§15. «Культура русских земель в XII-XIII веках».
ПЗ: Заполните таблицу в группе, прочитав текст параграфа.
Направление русской культуры
| Достижения русской культуры
|
|
|
|
|
|
| Обсудите в группе вопрос: В чем сказалось влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры.
§16. «Усиление Московского княжества».
ПЗ: Проанализируйте текст параграфа и в группе и выделите причины возвышения Москвы. Запишите их в тетрадь.
§17. «Москва – центр борьбы с Ордынским владычеством. Куликовская битва.
ПЗ: Составьте схему «Битва на Куликовом поле» используя приведённый текст:
«Решающая битва произошла 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, у слияния рек Дона и Непрялвы. Дмитрий расположил войска в следующем порядке: в центре он поставил большой полк, впереди – передовой полк, по фалангам – полки правой и левой руки, а за полком левой руки, в лесу, - засадный полк».
Найдите дополнительную информацию для того, чтобы отобразить в схеме силы Золотой Орды.
§18. «Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века».
Проанализируйте приведенный ниже текст и укажите причины конфликта между князьями. Запишите в тетради хронологию правления московских князей. Используя дополнительные источники информации, объясните, почему московские князья получили такие прозвища. Свой ответ обоснуйте в тетради.
«Согласно завещанию Дмитрия Донского великим князем Московским стал старший сын Василий I(1389-1425), который завещал престол своему сыну Василию II. На престол, ссылаясь на традиции старшинства, стал претендовать младший брат Василия I Юрий Звенигородский. Началась усобица между потомками Дмитрия Донского.
Московские бояре не признали нового государя, и Юрий был вынужден оставить Москву.
Теперь Василий II имел все права на престол. Но в борьбу вступили сыновья Юрия Василий Косой и Дмитрий Шемяка. В борьбе они применяли страшные расправы. В 1447 году на московском престоле окончательно утвердился Василий II(Темный)».
§19. «Создание единого русского государства».
ПЗ: Проанализируйте результаты внешней политики России при Иване III и Василии III по плану:
Перечислите с какими странами Россия вела войны при Иване III и Василии III. Укажите, каковы были итоги этих воин.
Найдите на карте территориальные изменения на западной границе России.
§20. «Государственное устройство в конце XV – начале XVI веков».
Составьте схему в группах «Органы управления государством», согласно тексту учебника(стр.61). Обсудите и запишите в тетради ответ на вопрос: «Что вы можете сказать о политическом устройстве Русского государства в первой половине XVI века?»
§22. «Реформы Избранной рады».
ПЗ: Преобразуй информацию в таблицу:
Название реформы
| Год
| Что изменилось
| Итоги реформы
|
|
|
|
| ?Обсудите в парах причины необходимости реформ в стране.
§23. «Внешняя политика Ивана IV»
ПЗ: Согласно тексту учебника (стр.70-71) в группах составьте схему
«Основные направления внешней политики Ивана IV».
§24. «Опричнина и итоги правления Ивана IV».
ПЗ: Посмотрите на карты, и, посовещавшись в группе, ответьте на вопрос: «Какая из приведенных карт относится к периоду правления Ивана III(№1), а какая к периоду правления Ивана IV(№2)? Почему?»
Согласно алгоритму, организуйте работу в группе:
На какие части было разделено государство при Иване IV?
Дайте определение каждой из частей и запишите его в тетрадь. Почему именно такое название было дано каждой из частей?
Обсудите в группе и запишите в тетради причину новых установленных порядков в стране.
Сделайте вывод: каковы итоги царствования Ивана IV?
§21, 25. «Русская культура в XVI веке».
ПЗ: В группах сравните русскую литературу XVI века (стр.75) и русскую литературу XIV-XV века (стр.64). Выделите особенности, сформулируйте вопросы для сравнения и заполните таблицу.
Вопросы для сравнения
| Русская литература XVI век
| Русская литература XIV-XV века
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ПЗ: Используя дополнительные источники информации, заполните таблицу «Живопись в XIV-XVI веках» согласно плану:
Наиболее яркие представители-живописцы XIV-XV веков;
Самые известные работы представителей живописи XIV-XV веков;
Где сейчас находится это произведение искусства;
Отдельно от таблицы сделайте вывод: схожие и отличительные черты живописи XIV-XV веков;
§26. «Быт XV-XVI веков»
ПЗ: Используя текст, составьте в группе схему в тетради «Русские города XV-XVI веках».
«По мере расширения государства возводились новые города. Они были прежде всего опорными военными пунктами. Города располагались в тех местностях, где была естественная водная защита. Города возводились с деревянными или земляными укреплениями. Городские стены или валы окружались рвами.
За внутренними стенами города располагались административные здания – приказная изба, двор воеводы, пушечный амбар, государева житница.
В городе были дворы землевладельцев, имевших поместья в городских окрестностях. Они строились на случай военных действий. На случай войны были еще казенные (принадлежавшие государству) осадные избы. Их строили для населения, проживавшего за городскими стенами. В больших городах размещались торговые дворы.
Обыкновенно все улицы посада с разных сторон сходились к площади, которая была центром торговой и общественной жизни. Здесь располагалась земская изба – место выборного управления, стояли торговые ряды лавки, мастерские ремесленников. Никогда не пустовали харчевни, предлагавшие дешёвую еду».
ПЗ: Прочитай текст учебника (стр.77) и зарисуй в тетради русскую избу XV-XVI веков.
ПЗ. С помощью теста учебника и дополнительных источников отобрази в тетради элементы мужской и женской одежды XV-XVI веков. Подпиши каждый элемент одежды и найди его обозначение.
ПЗ: В группе составьте меню русских людей XV-XVI веков. Какие традиционные блюда сохранились в современной кухне? |