Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин






Скачать 266.24 Kb.
НазваниеЖуравлёв В. П., Коровин В. И. Литература 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин
страница1/2
Дата публикации31.08.2016
Размер266.24 Kb.
ТипЛитература
l.120-bal.ru > Литература > Литература
  1   2


Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе, авторской программы по литературе В.Я. Коровиной М.: Просвещение, 2008 г. и методическими указаниями авторов учебника Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2010 г.

Основная задача обучения в 7 классе - познакомить учащихся с художественным произведением и автором, с понятием характеры героев. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.

Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности.

Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, материалов «Фонохрестоматии», раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и  различной справочной литературой.

 С   этих  позиций   обучение  рассматривается   как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения литературы:

- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

  • устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;

  •  свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;

  • научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

  • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;

  • способами свободного владения письменной речью;

  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся 7 классов.
Программное и учебно-методическое оснащение рабочей программы


  1. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе. 7 класс. – М.: Экзамен, 2006.

  2. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. -  М.: ВАКО, 2005.

  3. Карасева И.В. Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной. – Волгоград: Учитель, 2008.

  4. Турьянская Б.И., Комисарова Е.В. Уроки литературы в 7 классе. Книга для учителя. – М.: Русское слово, 1999.

  5. Я иду на урок литературы: 7 класс. Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2001.  

  6. Бушко О.М. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Материк-Альфа, 2005.

  7.  Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М. ВАКО, 2004.

  8. Занимательные материалы по литературе.  6 класс. / Сост. Н.И.Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.

  9. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 7 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003.

  10. Литература 7 кл. Поурочные планы. / Соста-витель: Скоркина Н.М.Издательство «Учитель – АСТ».

  11. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 7-й класс: к учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература. 5 класс» / Н.А.Миронова. – М.: Экзамен, 2006.

  12. Терентьева Н.П. Внеклвссная работа по литературе. 5-8 классы. Жизнь и творчество А.С.Пушкина. – М.: ВЛАДОС, 1999.

  13. Турьянская Б.И. Материалы к урокам литературы в 5, 6, 7 классах. – М.: Русское слово, 1996.


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы ученик должен:

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать(элементы анализа) художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

Содержание учебного предмета

Устное народное творчество.
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных критериев русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств.
Теория. Былина.
«Садко». Герои и события новгородских былин. Садко – купец и богатый гость. Торговая деятельность и путешествия. Элементы сказки в былине.
Теория. Особенности цикла новгородских былин.
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Сходства и различия пословиц разных стран мира на одну тему.
Теория. Пословица.
Древнерусская литература.
«Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Произведения русских писателей 18 века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Признание труда, деяний на благо родины.
Теория. Ода.
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте.
«Признание», «На птичку…». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Понимание необходимости свободы творчества.
Произведения русских писателей 19 века
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Лесной царь» - перевод баллады И.В.Гете. Роковые, таинственные силы, угрожающие человеку, как выражение средневекового миросозерцания.
Теория. Художественный перевод.
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества, отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра 1 и Карла 12). Летописный источник «Песнь о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и Волхва.
Теория. Летопись.
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышление о значении труда летописца для последующих поколений.
«Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Героиня повести – Лиза. Легкий водевильный сюжет. Автор и его решение вопросов композиции повести.
Теория. Жанры эпоса: рассказ, повесть, роман.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому.
«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».
Теория. Фольклоризм литературы.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства.
Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Противопоставление Остапа Андрию. Поэтический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория. Литературный герой.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь.
«Вчерашний день часу в шестом…» Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза.
Теория. Поэма.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов. Трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира и юмор в «Повести…»
Теория. Гротеск.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
«Край ты мой, родимый край…»
Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе (В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.А.Фет, И.А.Бунин и др.) Поэтическое изображение родной природы и выражение собственного настроения.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник». Многогранность комического в рассказах Чехова.
Теория. Юмор.
Произведения писателей 20 века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей» жизни. Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Легенда о Данко» как утверждение подвига во имя людей. Сюжет легенды и его место в произведении «Старуха Изергиль».
Теория. Понятие об идее проитзведения.
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев.
В.В.Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория. Лирический герой.
А.П.Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка – незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку.
«Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои Платонова.
А.Т.Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Братья», «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни». – воспоминания о детстве, подведение итогов жизни, размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Час мужества.
Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов – участников войны (А.Ахматова, К.Симонов, А.Твардовский, А.Суркова, Н.Тихонова и др.)
Ф.А.Абрамов. Краткий рассказ о писателе.
«О чем плачут лошади». Эстетические, нравственные и экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе. Рыжуха и ее диалог с рассказчиком-автором. Логика истории и развития связей природы и человека.
Теория. Сюжет и аллегорические герои.
Е.И.Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла», «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям и природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека. Взаимосвязь природы и человека.

Ю.П.Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характеров героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
Д.С.Лихачев. «Земля родная». Духовное напутствие молодежи.
Теория. Публицистика. Воспоминания. Мемуары.
«Тихая моя Родина»
Стихотворения о родине, о природе, собственном восприятии окружающего мира (В.Брюсов, И.Бунин, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Зоболоцкий, Н.Рубцов).
Зарубежная литература.
Роберт Бернс. Особенности творчества Р.Бернса.
«Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности.
Джордж Гордон Байрон.
«Ты кончил жизни путь, герой!» Гимн славы герою, павшему за свободу родины.
Японские трехстишия (хокку)
Теория. Особенности жанра хокку (хайку)
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин iconАннотация рабочей программы по литературе
...

Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин iconРабочая программа по литературе для 6-б класса, адаптированная для обучения лиц
В. П. Полухина, В. И. Коровин, И. С. Збарский – М.: Просвещение, 2010г и ориентирована на работу по учебнику-хрестоматии «Литература....

Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин iconРабочая программа по литературе для 7 класса Составитель: Устинова Фаина Павловна
В. П. Полухина, В. И. Коровин, И. С. Збарский – М.: Просвещение, 2010г и ориентирована на работу по учебнику-хрестоматии «Литература....

Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин iconРабочая программа по литературе для 8-в класса, адаптированная для...
В. П. Полухина, В. И. Коровин, И. С. Збарский – М.: Просвещение, 2010г и ориентирована на работу по учебнику-хрестоматии «Литература....

Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин iconРабочая программа по литературе (базовый уровень)
Учебник: 7 класс: учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И....

Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин iconЛитература 5 классы Базовый Государственная В. Я. Коровина, Журавлёв...
С. И. Львова, В. В. Львов. «Русский язык 5 класс» в 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений

Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин iconОбразовательная программа, авторы Литература 5 класс Литература 5...
Литература 5 класс. Учебник. В 2-х частях. 2010 г. Коровина В. Я., Коровин В. И., Журавлев В. П

Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин iconАннотация к рабочей программе по учебному предмету Литература
Примерной программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы под редакцией Коровиной В. Я. М.: Просвещение, 2010. Учебник: Коровина...

Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин iconУчебно-методическое обеспечение для учащихся
Полухина В. Г., Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В...

Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин iconУчебно-методическое обеспечение для учащихся
Полухина В. Г., Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную