Скачать 207.85 Kb.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины Б3.ДВ5.2 Введение в литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профили Русский язык. Литература (1 курс, 1 семестр) 2. Автор программы: Литвин В.Б. , к.п.н., доцент кафедры русской филологии МГГУ 4. Цели освоения дисциплины Студенты должны знать: - содержание изученных произведений писателей; - сведения по теории и истории литературы: сведения о жизни и творчестве писателей, особенности построения художественных произведений; Студенты должны уметь: - давать самостоятельную оценку изученным произведениям; - грамотно высказать и обосновать в устной и письменной форме свое отношение к прочитанному; - выступать с докладами и сообщениями; - писать отзывы, рецензии, эссе; - разработать конспект урока по литературному краеведению для школьников. 5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Предлагаемый студентам курс — «Литературное краеведение» — является специальным курсом о литературе, дополняющим основные историко-литературные дисциплины, читаемые на протяжении всего времени обучения на филологическом факультете. В рамках курса студенты знакомятся с различными краеведческими аспектами не только истории литературы, но и теории литературы. Программа курса «Литературное краеведение» - включает материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания студентов по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества русских писателей и поэтов; - развивает навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения; Курс «Литературное краеведение» включает произведения художественной литературы, историко-литературные сведения, сведения по культуре устной и письменной речи. В процессе освоения курса предполагается: - знакомство с историко-литературными источниками, чтение и обсуждение художественных произведений, их критическая оценка; - знакомство с биографическими данными о писателях-классиках XVIII, XIX и XX веков, побывавших на Кольском полуострове; - анализ содержания и структуры литературного произведения (тема, идея, сюжет, композиция, основные образы); - изучение нравственной и историко-культурной проблематики произведения. 6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ОК-14: готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям; ПК-10: способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности. 7. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина). Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет ____3____ зачетных единицы (из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов); __108_____ часов.
8. Содержание дисциплины Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
9. Содержание разделов дисциплины Введение. Предмет курса. Основные понятия и определения. Литературное краеведение в системе литературоведческих дисциплин. Саамская культура. Три яруса саамской мифологии: космический, анимистический, этнологический. Творчество А.Бажанова и О. Вороновой, Н. Большаковой. Поморский фольклор. Фольклор как единая целостная система Истоки и носители народного творчества. Жанры поморского фольклора. Прошлое Кольской земли в произведениях 19 начала 20 веков. Литературное открытие Севера. Жанр путешествия в литературе ХIХ в., посвященной Северу. А.А. Бестужев-Марлинский (1797-1837). «Мореход Никитин». Творчество С.В. Максимова. Творчество К. Случевского. «Мурманские отголоски». Проблема взаимосвязи творческой мысли и морской стихии, соотношение человека и природы. М. Пришвин «За волшебным колобком». Легенды и правда о жизни лопарей. Северный характер, его особенности. Отражение преобразований на Севере в 20-50 гг. в литературе. М. Горький «На краю земли». Размах государственного строительства в Мурманске. Образ человека, который «приводит в порядок землю». Литература периода Великой Отечественной войны. Литературное братство в Заполярье в период Великой Отечественной войны: Н. Флеров, Н. Букин, Б.Лавренев, И. Шток. Особенности поэзии и драматургии тех лет. Литературный процесс второй пол. 20 века на Мурмане. Создание Мурманского отделения Союза писателей СССР. Идейно-художественное своеобразие областной литературы: развитие жанров (поэзия, проза, публицистика), тематический диапазон местной литературы, решение актуальных проблем. B.C. Маслов. «Из рук в руки», «Проклятой памяти», «Еще живые». Морально-философские обобщения в прозе Маслова, поиск возможный путей возрождения. Н.А. Скромный. «Перелом». Тема коллективизации в романе-эпопее. Трагедия народа и личности. Традиции и новаторство в изображении коллективизации. Б.С. Романов. «Капитанские повести» исследования человеческих характеров в экстремальных ситуациях. Л. А. Крейн. «Дуга большого круга», «Адмирал» Система жизненных ценностей военных моряков: долг, честь, взаимопомощь... Династия Блиновых в мурманской литературе: Н.Н. Блинов «Судьбы». «Люди под палубой», А.С.Хрусталева «На полубаке», «Бабушкины бриллианты», Н.Блинов. «Катастрофа», Б.Блинов «Вершина», «Порт», «Личное дело», «Эти теплые дни», «Последний бич». Человек и море. Становление личности в условиях морской стихии. Б. Поляков. «Кола» События Крымской войны 1854 года. Осада Колы английским корветом «Миранда». B.C. Пикуль. Верность теме войны в творчестве писателя. «Океанский патруль», «Реквием каравану PQ-17». Герои - люди разных национальностей. Трагедия в Баренцевом море в 1942 г. И. Н. Чесноков. «Крест викинга», «Изгои», «Мореход Герасимов». Тема освоения русского Севера. Очерковая литература 60-90 гг. В. Сорокожердьев «Не вернулись из боя», «Тайну хранило море», М. Орешета - новый этап изображения войны на Севере. Морально-этический аспект в изображении героического характера. В.Смирнов «Поворотная вода» социально-нравственный аспект взаимоотношений человека и природы. Б.Блинов «Мой Мурманск. Памятные страницы в жизни города». Современное состояние литературы Мурманской области. Дни Баренцева моря. День Славянской письменности и культуры. Раскол в местной писательской организации. Мурманский Союз писателей России, Союз российских писателей. 10. Темы для самостоятельного изучения
11. Образовательные технологии
12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу Практическое занятие № 1-2 Тема: Саамская литература План.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Литература:
Практическое занятие № 3-4 Тема: Поморский фольклор План.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Литература:
Практическое занятие № 5-6 Тема: Литература Мурманской области в 20-50 гг. 20 века. План:
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Какие изменения в литературе происходят в жизни области в 20-30 годах, как можно их оценить: потеря самобытности, зарождение новой субкультуры? Задания для самостоятельной работы:
Литература
Практическое занятие № 8-9 Тема: Литература военного времени. План.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Литература:
Практическое занятие № 10-12 Тема: Литература Мурманской области во второй половине 20 века. План.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы: Подготовить доклад:
1. Велигина К. Сын Божий, Сын Человеческий. -М.: Ковчег, 2002. 2. Гавриков А. Под знаком беды: Стихи. - Мурманск: Милори, 2002 3. Дорогой по Кольскому краю: Сб. стихотворений / Сост. С.Г. Пивовар.- Мурманск: Релиз, 2002. 4. Мунина С. Я хочу увидеть солнце: Лирика.- Мурманск: Север, 2002 5. Мурманский берег: Альм.: Культурол. вып. / Гл. ред. Б.Н. Блинов. -Мурманск, 2002. 6. На пути к свету: Стихи.- Мурманск, 2002 7. Полякова А. Быть человеком: Биогр. очерки о ветеранах Мурмана.- Мурманск, 2002. 8. Северин А. Увертюра: Стихотворения - Мурманск: Кн. изд-во, 2002. 9. Сорокажердьев В. Сорок стихотворений: Сб. стихов.- Мурманск: Кн. изд-во, 2002 13. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины
14. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Саамские игры. Учебный фильм. – Мурманск, МГПУ: ПиМНО, 2002. Сказание о Кицкой жонке. Учеб. фильм.- Мурманск, МГПУ: ПиМНО, 2003.
15. Оценочные средства
Коренные народности севера: своеобразие фольклора. Поморский фольклор как культурная ценность России. Кольская старина в произведениях С. Максимова. Освоение Мурманского края в произведения 20-30 годов. Православные тенденции в современной мурманской литературе. Своеобразие современной литературы Кольской земли. Проблематика современной поморской деревни в Крутодресвянских рассказах В.Маслова. В. Маслов. Внутренний рынок. Смысл названия романа. Отражение в семье Лепехиных истории страны (по книге Н.Н. Блинова «Судьбы») Традиции русской классики в лирике Н. Колычева. Художественное время и пространство в лирике Н. Колычева. Русский север в изображении М. Пришвина Русский Север в изображении С. В. Максимова («Год на севере») и К.К.Случевского («Мурманские отголоски») Изображение деревни в отечественной литературе в последней трети 20 века (по произведениям В. Распутина и В. Маслова) Тема исторического прошлого Кольского Севера в прозе и лирике писателей Мурманской области.
18. Словарь терминов (глоссарий) Историческое краеведение Литературное краеведение Фольклор Мифология Сказка Пословица Поговорка Бывальщина Зодчество 19. Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по дисциплине. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 050100.62 Педагогическое образование, профили Русский язык. Литература (код, направление, профиль) ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
|
![]() | Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 29 Введение в литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | ![]() | Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Введение в языкознание для студентов, обучающихся по направлению подготовки... |
![]() | Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся... | ![]() | Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся... |
![]() | Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 22 История зарубежной литературы: античная литература для студентов, обучающихся... | ![]() | Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: история литературы, теория литературы, литературная критика |
![]() | Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению... | ![]() | Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика обучения русскому языку и литературе для студентов, обучающихся... |
![]() | Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской литературы: часть 2 для студентов, обучающихся по направлению... | ![]() | Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению... |