Скачать 342.1 Kb.
|
Муниципальное казённое учреждение культуры «Центральная городская детская библиотека имени А.С. Пушкина» г. Саров Нижегородской области литературный лабиринт (театрализованная игра) «Дай бог, чтоб в этой книжке ты хотя крупицу смог найти» (по роману в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»). мероприятие для учеников 9 класса 2015 г. Цель: Создание условий для популяризации чтения романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» через современные игровые формы. Участники игры - учащиеся 9 классов В игре принимают участие 2 команды. Состав команд 5 - 15 человек. Структура игры. Игра проводится в 2 этапа: 1 этап. Зал городского быта Городского музея. Громкое чтение романа актёрами и любителями творчества Пушкина. 2 этап. Центральная городская детская библиотека им. А.С. Пушкина. Литературный лабиринт, включающий в себя прохождение 7 игровых точек библиотеки по заданному маршруту. На старте каждая команда получает предмет, хозяина которого она должна найти; герой, которому принадлежит предмет, в свою очередь отдаёт им за выполненное задание другой предмет, принадлежащий следующему герою, и слова из финальной фразы. Игра для команды считается законченной тогда, когда пройдены все этапы, собрана и прочитана финальная фраза. Игру проводят герои романа, роли которых исполняют дети: Няня Филипьевна (необходимый предмет — клубок), слуга Гильо (необходимый предмет — пистолет), Татьяна Ларина (необходимый предмет — веер), Владимир Ленский (необходимый предмет — книга), Пушкин (необходимый предмет - гусиное перо), Евгений Онегин (необходимый предмет — шейный платок), Ольга Ларина (необходимый предмет - бальная книжечка). Игру помогают провести сотрудники Центральной детской городской библиотеки, члены клуба исторической реконструкции «Армир», актёры Театра драмы. Маршрут 1 команды:
Маршрут 2 команды:
Важно: Чтобы не было путаницы капитанам команд раздать бейджи разного цвета (например, голубого и жёлтого), на разных этапах игры команды получают по фрагменту рукописи, цвет фрагмента должен быть таким же, как цвет бейджа капитана. Дети изначально не знают маршрута игры. Их задача - найти героя, которому нужен предмет. Если герой ищет данный предмет, он принимает участников и даёт им задание; если герою предлагают не тот предмет, который ему нужен, он отвечает, что ему нужен другой предмет (называет его); дети отправляются искать другого героя. Побеждает та команда, которая быстрее всех правильно выполнит все задания и составит ключевое высказывание о романе. Сориентироваться игрокам помогает буклет, в котором прописаны условия игры, все страницы, герои и предметы (выдаётся игрокам за неделю до игры). Сценарий 1 этапа игры. Библиотекарь. Осенью 1830 года А.С. Пушкин на полях рукописи записал: «Семь лет четыре месяца 17 дней» - это срок работы над романом, как сам рассчитывал поэт. Написав строчки «Мой дядя самых честных правил...», Пушкин и сам не представлял, как закончатся события в его романе, поскольку это первое произведение в русской литературе, когда автор знакомил читателя с развитием сюжета по главам, ещё не написав целого произведения. В первой главе было посвящение Льву Сергеевичу Пушкину, брату поэта. Оно указывает на то, что ближний круг поэта будет понимать его как-то по -особому, что сочинение связано не только с литературой, но и с живой окружающей жизнью. Представляю актёров, которые будут читать главы романа. Наша игра, которая состоится 30 октября, построена на иллюстрациях художника Дмитрия Белюкина. Данные иллюстрации— плод двадцатилетнего труда художника к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Почему именно Белюкин? Ещё в МСХШ Белюкин, мысля себя художником книги (а в этом выборе сказалась и профессия матери, литератора и редактора одного из столичных издательств), предпочитал эпическую повествовательность и драматизм прозы Л.Н. Толстого. В институте на первых курсах вся мастерская зачитывалась Достоевским. Но пришло время и именно Пушкин заполнил всё пространство души и сознания. В значительной мере Белюкину открыла очарование пушкинского слова северная столица. Прожив некоторое время в Царском селе, среди прудов и парков, воспетых Пушкиным, студенты по-новому стали воспринимать строки поэта. По-новому взглянул Дмитрий на хрестоматийные строки о последних днях и часах поэта после посещения квартиры на Мойке 12. В 1986 году Дмитрий Анатольевич с отличием защитил дипломную картину "Смерть Пушкина" при выпуске из Суриковского художественного училища, а затем выпустил целую серию иллюстраций к произведениям Александра Сергеевича. На нашей игре будет представлена значительная часть иллюстраций художника к роману "Евгений Онегин". Познакомиться с творчеством художника поможет его альбом. Сценарий 2 этапа игры. Вступительное слово учителя. Здравствуйте, дорогие мои. 27 октября мы встречались в городском музее, чтобы прослушать главы из романа «Евгений Онегин» в исполнении профессиональных актёров. Сегодня второй этап нашего литературного путешествия. Пройдёт он в форме литературного лабиринта. Ваша легенда: Вы сотрудники литературного журнала. Из рукописной статьи о романе «Евгений Онегин» литературоведа Александра Архангельского пропала заключительная часть, и вы не можете опубликовать статью. Есть версия, что она заблудилась в лабиринте времени и попала в 19 век, как раз в то время, в которое происходили события романа. Ваша задача —попасть в 19 век и найти финальную часть рукописи. Перенестись во времени вы сможете с помощью предмета, который получите у человека (агента), на котором есть портрет Пушкина. (Можно поставить 3-4 агентов: у двоих будет портрет Пушкина, у остальных (ложных агентов) — похожие портреты). Агенты дают 1 команде клубок ниток и бейджик на жёлтом фоне капитану, 2 команде - шейный платок и бейджик на голубом фоне капитану). 1 страница «Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года». (Герой – няня Филипьевна . Необходимый предмет — клубок ниток.) Оформление страницы:
Филипьевна. Здравствуйте, милостивые судари и сударыни! Куда путь держите? Дети. Мы ищем ….... Филипьевна. А я потеряла свой клубок. Не находили ли вы его случайно? Дети. Отвечают Если у детей нет клубка, Филипьевна отправляет поискать клубок и обещает подумать, чем им помочь, если дети дают ей клубок: Филипьевна. Я помогу вам, если вы, ваша светлость, и все ваши друзья поможете мне. Наша жизнь пролетает незаметно. Только и видишь: осень уже сменилась зимой; не успеваешь оглянуться, как весна, а за ней и лето; а глядь - уж опять осень незаметно подкралась. Кажется, совсем недавно летом в соседнюю деревню приехал этот проказник Евгений Онегин, скучая, провёл здесь осень, а зимой, после дуэли с его сиятельством Владимиром Ленским, покинул своё имение, а Таня, бедная моя, до весны всё увядала да угасала. Здесь мои воспоминания о разных временах в моей усадьбе. Соберите то, что находится в одном из конвертов (несколько иллюстраций в конвертах, дети выбирают 1 или2) да и вспомните стихи про времена года. Иллюстрация 1. (Д. Белюкин Татьяна смотрит в окно) В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе На третье в ночь. Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор, На стеклах легкие узоры, Деревья в зимнем серебре, Сорок веселых на дворе И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром. Все ярко, все бело кругом. Иллюстрации 2,3. (Д.Белюкин Крестьянин запрягает лошадь, мальчик с жучкой) Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно... Иллюстрация 4. (Пейзаж Д. Белюкина Весна в усадьбе Ганнибала) Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса. Еще прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют. Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. Долины сохнут и пестреют; Стада шумят, и соловей Уж пел в безмолвии ночей. Иллюстрация 5. (Пейзажи Д. Белюкина. Пушкин в Михайловском, Зимний дуб) Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл — и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы. Иллюстрация 6. (Пейзаж Д. Белюкина Осень в Михайловском) Но наше северное лето, Карикатура южных зим, Мелькнет и нет: известно это, Хоть мы признаться не хотим. Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. Филипьевна. Вы молодцы. Ваша светлость, хоть я не могу знать, где находится то, что вы ищете, но думаю, что вам может помочь хозяин этого предмета. За выполненное задание дети получают пистолет (2 команда получает веер). Также на каждом этапе команды получают по кусочку рукописи. Для первой команды – на жёлтом фоне; для второй команды – на голубом фоне. 2 страница. «Чести дворянин не скинет, хоть головушка и сгинет». (Герой - француз Гильо (monsieur Guillot) — слуга Онегина. Необходимый предмет — Дуэльный пистолет.) Оформление: Инсталляция сцены дуэли и 4 фигуры участников (на основе силуэтной иллюстрации В. Гильмерсена). Иллюстрации Белюкина и Репина, изображающие сцены дуэли. Роман «Евгений Онегин» Гильо. Bonjour, messieurs! Pas trouvé si vous le pistolet? Здравствуйте, господа! Не находили ли вы пистолет? Вечером припрятал его от барина, а наутро найти не могу. Если у детей нет пистолета, Гильо, обращаясь к одному из игроков: Ваше превосходительство, не могу вас принять, срочно пойду искать свою пропажу, а то как бы чего не вышло. Если дети дают пистолет: Вот спасибо вам, господа! Я вижу, вы люди умные. Помогите мне разобраться в одной истории. Я всё по порядку. У моего барина случилась дуэль. Да, дуэли запрещены, за это карают. Но не участвовать в поединке для дворянина - преступление и трусость. Даже если повод для этого пустяковый. Мне пришлось участвовать в этой дуэли. И теперь меня мучают вопросы: Кто в ней виноват? Можно ли было её избежать? Я убеждён, что в её исходе виноват каждый из участников. Помогите разобраться: кто и в чём виноват. От имени героев говорят их фигуры. Дети сами выбирают, кто первым будет говорить. В итоге игроки должны угадать: кто есть кто.
Соперник опоздал на целый час, да и секундантом его был слуга (а не дворянин, как это положено). Почему я не обратил внимания все эти грубые нарушения дуэльного этикета и не отменил это? (Зарецкий)
Гильо: Ну что? Догадались, кто перед вами. Тогда и моё имя вспомните: Я не защищаю своего барина. Он мог отговорить своего друга от дуэли, помириться с ним, попросить прощения... Но куда там! Ему важнее мнение людей. Получается, оно для барина - сильнее дружбы. А каков этот старый дуэлянт Зарецкий? А я, простой слуга, разве мог барину слово поперёк сказать? Модератор. Кто перед вами? (Слуга Гильо) Пушкин и сам принимал участие в дуэлях, у него их было около 20. По стечению обстоятельств Пушкин с Дантесом стрелялся по тому же поводу, что Онегин и Ленский. Дуэль Ленского и Онегина самый трагичный и загадочный эпизод романа, кульминация и одновременно развязка произведения. Гильо. Так что, вы говорите, ищете? Кажется мне, что этот предмет поможет навести вас на верный путь (дети 1 команды получают веер). (для второй команды отдаёт бальную книжечку) Также на каждом этапе команды получают по кусочку рукописи. Для первой команды – на жёлтом фоне; для второй команды – на голубом фоне. |
![]() | И бог даст вам жизнь долгую на Земле, чтоб вы могли иметь жизнь вечную в Царстве Небесном | ![]() | Математика какие тут сложные примеры и задачи! Литература какие знаменитые писатели и поэты! Английский язык как интересно! Неужели... |
![]() | Чтобы понять Библию, человек должен духовно возвысится, только тогда он может воспринять и понять высшее знание. Бог вознаградит... | ![]() | Двуречья, Палестины, Финикии, Египта. В всех древних народов были свои веры и свои главные Боги. В древнем Египте главный Бог – Амон-Ра... |
![]() | В этом вопросе я не мог, но осуществлять ее имел возможность, хотя порой слышал осуждение со стороны более правоверных коллег | ![]() | Она только молила бога, чтоб он продлил веку Илье Ильичу и чтоб избавил его от всякой "скорби, гнева и нужды" |
![]() | «реки» прошлого цивилизации Мидгард-Земли (наша планета Земля) и в особенности того, что касается прошлого России, хотя за время... | ![]() | «реки» прошлого цивилизации Мидгард-Земли (наша планета Земля) и в особенности того, что касается прошлого России, хотя за время... |
![]() | «Ну давай, говорит Шахразада, вступай. Я специально так повела, чтоб опять что-нибудь любопытное из твоих записей послушать; я заметила,... | ![]() | Только выполнив их все, согласно Кодексу разведчика – первопроходимца, Химикус смог узнать название этой планеты и высадиться на... |