Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 29 Введение в литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100.






Скачать 415.46 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 29 Введение в литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100.
страница1/3
Дата публикации07.06.2017
Размер415.46 Kb.
ТипМетодические рекомендации
l.120-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3
Методические рекомендации по изучению дисциплины Б3.В.29 Введение в литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профили Русский язык. Литература

(1 курс, 1 семестр)
2. Автор программы: Литвин В.Б., к.п.н., доцент кафедры русской филологии МГГУ
4. Цели освоения дисциплины

Курс «Введение в литературоведение» направлен на формирование у студентов навыков научного анализа и оценки литературно-художественных произведений, а также пробуждение интереса к литературе.

Задачи:

  1. Методологическая: изложить основы историко-теоретического метода исследования мирового литературного процесса и научить студентов применению этого метода.

  2. Познавательная: дать представление о специфике изучаемых этапов литературного развития в контексте культуры, о высших достижениях национальных литератур, имеющих непреходящее значение.

  3. Практическая: обучить основам анализа художественных произведений, дать специальную подготовку к проведению занятий в школе.

Студенты должны знать:

  1. основные понятия и термины курса;

  2. национальную специфику основных изучаемых произведений (отечественных и зарубежных) и уметь устанавливать межлитературные связи (особенно с русской литературой);

  3. основные этапы развития мировой литературы и их особенности

  4. биографии наиболее крупных отечественных и зарубежных авторов.


5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Курс «Введение в литературоведение» выполняет задачу формирования общей эстетической культуры будущих филологов и навыков анализа художественных произведений.

Введение в литературоведение как учебный предмет тесно связано с другими дисциплинами учебного плана: психологией, философией, культурологией и др. Это дисциплины мировоззренческого, общекультурного, общеобразовательного плана. Они помогают восприятию литературы как специфического средства идейно-эстетического воздействия на личность. Таким образом, курс «Теория литературы и практика читательской деятельности» в совокупности с другими предметами является частью общего педагогического образования.

В основе программы курса лежит принцип изучения русской литературы во взаимосвязи с литературой Европы. Этот принцип позволяет показать, с одной стороны, своеобразие отечественной литературы, с другой – взаимовлияние проблематики, художественных методов и форм русской литературы и литературы европейских стран.

Система практических занятий позволяет углубить теоретические знания студентов через анализ художественных произведений, знакомство со специальными исследованиями по литературе.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1: владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

ПК-5: способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

7. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина).

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет ______3______ зачетных единицы
(из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов);

_______108________ часов.


№ п/п

Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость в

часах/ЗЕТ

Всего аудит.

Часов в интеракт.форме. (из ауд.)

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часы на СРС

. (для дисц-н с экзаменом, включая часы на экзамен)*


1.

050100.62 Педагогическое образование, Профили «Русский язык. Литература», ОФО

1

1

108/3

56

10

20

36

-

52

экзамен

2.

050100.62 Педагогическое образование, Профили «Русский язык. Литература», ЗФО

1

1

108/3

8

2

4

4

-

100

экзамен


8. Содержание дисциплины
Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование
раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часов на СРС

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часов на СРС

1.

Литературоведение как наука. Вспомогательные дисциплины.

2

2

-




4

-

-

-




10

2

Художественный образ. Функции художественного образа.

6

2

4




6

1

1

-




10

3

Форма и содержание. Зарубежные и отечественные философы и литературоведы о форме и содержании.

6

2

4




6

1

-

1




10

4.

Тема и идея произведения. Тематика произведения

6

2

4




6

1

1

-




10

5.

Сюжет и фабула. Композиция. Искусство композиции в истории мировой литературы.

6

2

4




6

1

-

1




10

6.

Литературные роды и виды. Лиро-эпические жанры и их специфика.

6

2

4




6

1

-

1




10

7.

Стихосложение. Художественная речь. Античное метрическое стихосложение

6/2

-

6




6

1/1

-

1




10

8.

Фигуры речи. Тропы. Понятия поэтического языка в школьной программе по литературе.

6/2

-

6




6

1/1

1

-




10

9.

Понятие о художественном методе. Массовая литература

6/2

4

2




4

1

1

-




10

10.

Основные этапы развития литературно-художественной мысли. Античные философы и поэты о природе художественного творчества

6/4

4

2




2

-

-







10




Всего:

56/10

20

36




52

8/2

4

4




100


Примечание: Вариант 1 для очной формы обучения

Вариант 2 для заочной формы обучения
9. Содержание разделов дисциплины


  1. Литературоведение как наука. Разделы литературоведения. Вспомогательные дисциплины. Литературный процесс и его закономерности.

  2. Художественный образ. Понятие о художественном образе. Классификация художественных образов по характеру обобщенности. Функции и структура художественного образа.

  3. Форма и содержание. Зарубежные и отечественные философы и литературоведы о форме и содержании.

  4. Тема и идея произведения. Соотношение идейности и художественности в произведении. Идейно-тематическая целостность и тематика произведения.

  5. Сюжет и фабула. Композиция. Соотношение понятий «фабула» и «сюжет». Конфликт как основа сюжетной стороны произведения. Понятие «мотив» в отечественном литературоведении. Основные элементы композиции. Искусство композиции в истории мировой литературы.

  6. Литературные роды и виды. Соотношение понятий «род», «вид», «жанр». Жанры эпические, драматические и лирические. Лиро-эпические жанры и их специфика.

  7. Стихосложение. Художественная речь. Античное метрическое стихосложение. Тоническое, силлабическое и силлабо-тоническое стихосложение. Метр, ритм и размер. Виды размеров. Рифма и способы рифмовки. Виды строф. Дольники.

  8. Фигуры речи. Тропы. Основные понятия поэтического языка и их место в школьной программе по литературе.

  9. Понятие о художественном методе. История мировой литературы как история смены художественных методов. Классицизм. Романтизм. Сентиментализм. Реализм. Модернизм. Массовая литература.

  10. Основные этапы развития литературно-художественной мысли. Основные литературоведческие школы и направления


10. Темы для самостоятельного изучения

№ п/п

Наименование раздела

дисциплины (модуля)

Форма самостоятельной

работы

Кол-во часов (ОФО)

Кол-во часов (ЗФО)

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

2.

3.

4.

5.


6.

7.


8.


9.

10.

Литературоведение как наука. Вспомогательные дисциплины.

Художественный образ. Функции художественного образа.

Форма и содержание. Зарубежные и отечественные философы и литературоведы о форме и содержании.

Тема и идея произведения. Тематика произведения.

Сюжет и фабула. Композиция. Искусство композиции в истории мировой литературы.

Литературные роды и виды. Лиро-эпические жанры и их специфика.

Стихосложение. Художественная речь. Античное метрическое стихосложение.

Фигуры речи. Тропы. Понятия поэтического языка в школьной программе по литературе.

Понятие о художественном методе. Массовая литература.

Основные этапы развития литературно-художественной мысли. Античные философы и поэты о природе художественного творчества.

самостоятельное изучение по учебнику.


Составление конспекта статьи учебника

Составление рабочих записей соответствующей главы учебника

Самостоятельная подготовка вопроса к экзамену

Анализ школьных учебников по литературному чтению
Самостоятельная подготовка вопроса к экзамену


4

4

6

4

6


6

4


6


6

6


10

10

10

10

10


10

10


10


10

10

экзамен

экзамен

обсуждение и защита конспекта


экзамен

экзамен


экзамен

выполнение тестов,


выполнение тестов,


Экзамен

Экзамен





ИТОГО




52

100





11. Образовательные технологии

№ темы

Кол-во часов

Виды работы

7

2

тренинг

8

2

работа в группах

9

2

просмотр видеофильма

10

4

просмотр видеофильма




ИТОГО:10ч





12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.

Практическое занятие № 1. (4 ч.)

ТЕМА: Анализ тематики произведения.

ПЛАН работы:

  1. Определите, какая формулировка темы является правильной для следующих произведений:

а) А.С. Пушкин. Моцарт и Сальери

      • взаимоотношения Моцарта и Сальери

      • тема музыки

      • взаимоотношения таланта и гения

б) А.П. Чехов. Ионыч

      • жизнь доктора Старцева

      • проблема превращения доктора Старцева в Ионыча

      • жизнь русской разночинской интеллигенции на рубеже Х1Х-ХХ веков

  1. Что – характеры или ситуации – следует анализировать прежде всего в следующих произведениях:

      • М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени

      • И.С. Тургенев. Рудин

      • М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка о двух генералах

      • А.П. Чехов. Толстый и тонкий

ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения:

        1. Как соотносятся между собой понятия «тема», «персонаж», «характер».

        2. Что важнее для анализа и почему – характеры или ситуации?

ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы:

Проанализируйте тематику следующих произведений по алгоритму (см. лекцию «Тематика художественного произведения):

И.А. Крылов. Стрекоза и муравей

М.Ю. Лермонтов. Песня про купца Калашникова

А.А. Блок. О, весна без конца и без краю…
Практическое занятие № 2 (4 ч.)

ТЕМА: Анализ проблематики произведения.

ПЛАН работы:

1.Определите, какая формулировка основной проблемы является правильной для следующих произведений:

а) М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени

- проблема фатализма и в связи с ней – проблема цели и

- смысла человеческого существования

- проблема борьбы добра со злом

- проблема борьбы Печорина со светским обществом

б) Н.А.Некрасов. Кому на Руси жить хорошо

      • проблема борьбы против крепостного права

      • проблема социально-бытового уклада русской крестьянской жизни

      • проблема: «кому на Руси жить хорошо?»

2.Сравните характер проблематики в следующих парах произведений, определив особенности каждого из них:

а) А.С.Пушкин. Евгений Онегин - М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени

б) И.С.Тургенев. Отцы и дети – Н.Г.Чернышевский. Что делать?

В) Н.В. Гоголь. Шинель – Ф.М. Достоевский. Бедные люди.

ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения:

Почему художественная проблематика является ключевой стороной художественного содержания?

Почему философскую проблематику необходимо выделять в отдельный тип?

ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы:

Проанализируйте проблематику приведенных ниже произведений по следующей схеме:

  1. Определите тип проблематики. Если в произведении не один, а несколько типов, проанализируйте их взаимодействие.

  2. Сформулируйте ведущую проблему.

  3. Письменно изложите проблематику данного произведения.

  4. Сравните проблематику данного произведения с проблематикой 2-3 других произведений (схожих или контрастных).

  5. Подведите итог и сделайте общий вывод.

Тексты для анализа:

А.С.Пушкин. Капитанская дочка

М.Ю. Лермонтов. Демон

А.А. Блок. Двенадцать.
Практическое занятие № 3 (4ч.)

ТЕМА: Идейный мир художественного произведения.

ПЛАН работы:

1. Опишите систему авторских оценок в следующих произведениях:

А.С.Пушкин. Капитанская дочка

А.С. Грибоедов. Горе от ума

Л.Н.Толстой. Анна Каренина

2.Попробуйте сформулировать авторский идеал, указав также форму его воплощения, в следующих произведениях:

А.С.Пушкин. Моцарт и Сальери

Н.В.Гоголь. Старосветские помещики

М.Горький. На дне.

3.Оцените по 3-балльной системе (плохо-допустимо-хорошо) следующие формулировки рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»:

      • в жизни всегда есть место подвигам

      • надо отдавать людям свое сердце, как Данко

      • если ты не за себя, то кто за тебя? Но если ты только за себя, зачем ты?

      • гордыня губит человека и делает его несчастным

      • за все на свете нужно платить

      • каждый живет, как умеет, и человека нельзя осуждать за его жизненную позицию

ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения:

Идея – это рациональная или эмоциональная сторона идейного мира?

В чем состоит разница между героикой и романтикой? Сатирой и юмором?

ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы:

Конспект: Есин А.Б., Касаткина Т.А. Система эмоционально-ценностных ориентаций//Филологические науки.-1994.-№5-6.-С.10-18


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 29 Введение в литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение...
Методические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки...

Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 29 Введение в литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Введение в...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Введение в языкознание для студентов, обучающихся по направлению подготовки...

Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 29 Введение в литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся...

Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 29 Введение в литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся...

Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 29 Введение в литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 22 История зарубежной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 22 История зарубежной литературы: античная литература для студентов, обучающихся...

Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 29 Введение в литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 7 Литературоведение...
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: история литературы, теория литературы, литературная критика

Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 29 Введение в литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...

Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 29 Введение в литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика обучения русскому языку и литературе для студентов, обучающихся...

Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 29 Введение в литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской литературы: часть 2 для студентов, обучающихся по направлению...

Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 29 Введение в литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную