2012 – 2013 уч. год.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
(для студентов 4 курса очного отделения)
Влияние первой мировой войны на литературу зарубежных стран. Противоборство различных философских идей (бергсонианство, фрейдизм, ницшеанство) и литературных направлений (дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм, имажинизм, критический реализм).
Литература антифашистского Сопротивления. Жанровое разнообразие: проза, поэзия, драматургия. Общий обзор.
Зарубежная литература последних лет как литература постмодернистской эпохи. Место постмодернизма в системе мировой культуры и его отличительные черты. Романы Д.Барнса, К.Бойла, драма Т.Стоппарда «Аркадия».
Жанр семейной хроники во французской литературе 1920-1930-х годов. Роже Мартен дю Гар «Семья Тибо». Общий обзор.
Два поколения в романе «Семья Тибо» Роже Мартен дю Гара.
Идейно-художественная направленность творчества Ф.Мориака. Тетралогия о Терезе Дескейру.
Французский модернизм. Марсель Пруст «В поисках утраченного времени». Общая характеристика романа.
Жизнь и творчество Антуана де Сент-Экзюпери. Общий обзор.
Гуманистическое значение философской сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Эволюция художественного метода Луи Арагона от модернизма к реализму. Поэзия Арагона (сборники «Нож в сердце», «Глаза Эльзы», «Французская заря»).
Французский экзистенциализм и его теоретики (Жан-Поль Сартр «Бытие и ничто», Альбер Камю «Миф о Сизифе»). Специфика экзистенциализма в годы фашистской оккупации.
Ж.П.Сартр – прозаик и драматург (новеллы, драма «Мухи»).
«Посторонний» Альбера Камю. Черты модернизма в повести.
Философская притча А.Камю «Чума». Антивоенный, гуманистический пафос романа.
Неомодернизм во французской литературе после II мировой войны. Антироман (А.Роб-Грийе, Натали Саррот) и антидрама (Эжен Ионеско).
Роман социальной критики и социально-психологический роман в творчестве французских писателей /Р.Мёрль, Ф.Саган/.
Общая характеристика литературы Германии периода Веймарской республики.
Жанр исторического романа в немецкой литературе /Генрих Манн, Лион Фейхтвангер/.
Концепция прогрессивной исторической личности в дилогии Г.Манна о короле Генрихе IV.
Томас Манн – создатель интеллектуального романа XX века «Доктор Фаустус».
Гимн дружбе и любви в романах Эриха Марии Ремарка «На западном фронте без перемен» и «Три товарища».
Драматургия Бертольта Брехта. Развитие теории «эпического театра» в пьесе «Мамаша Кураж и ее дети».
Послевоенная литература Германии. Тема исторической памяти в романе Генриха Бёлля «Бильярд в половине десятого».
Борьба реализма и модернизма в английской литературе начала XX века /В.Вулф, Д.Джойс, Д.Г.Лоуренс, Р.Фокс, Р.Олдингтон/.
. Жизнь и творчество В.Вулф. Роман «Миссис Деллоуэй».
. Роман Д. Джойса «Улисс» как роман-шифр.
Концепция мира и человека в романе Д.Г.Лоуренса "Любовник леди Чаттерли".
Влияние I мировой войны на английскую литературу. Реалистический роман Р.Олдингтона "Смерть героя". Тема "потерянного поколения" в романе.
Английский политический роман и творчество Грэма Грина (романы "Тихий американец" и "Комедианты").
Антиутопия Джорджа Оруэлла «1984». Влияние на писателя романа Е.Замятина «Мы».
Основные черты послевоенного литературного процесса в Великобритании. Писатели «рассерженной молодежи» (К.Эмис Д.Уэйн, Д.Осборн). Общий обзор.
Жанр философского романа в английской литературе 1960-1980-х гг. (У.Голдинг, А.Мёрдок).
Философский роман Айрис Мёрдок "Черный принц»: проблематика, особенности композиции.
Проблема выбора в романах Джона Фаулза («Волхв», «Женщина французского лейтенанта»)
Франц Кафка - родоначальник европейского модернизма. Постановка писателем проблем абсурда и власти в рассказе "Превращение" и романе " Процесс".
Реалистические и модернистские тенденции в романе Германа Гессе "Степной волк".
Педагогический подвиг Й. Кнехта в романе Г.Гессе «Игра в бисер».
Прозрение Вальтера Фабера в романе Макса Фриша "Homo Фабер".
|