Урок литературы 7 класс Тема урока






Скачать 70.62 Kb.
НазваниеУрок литературы 7 класс Тема урока
Дата публикации01.04.2015
Размер70.62 Kb.
ТипУрок
l.120-bal.ru > Литература > Урок
Урок литературы 7 класс

Тема урока: Сопоставление героев рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг». Речь героя как

способ создания характера в произведении.

Цель урока: 1) учить сопоставлять характеристики героев рассказа

«Бежин луг»;

2) развивать навыки анализа текста;

3) воспитывать любовь к Родине
Ход урока:


  1. Организационный момент



  1. Литературоведческая разминка

- Начинаем урок литературы, как обычно, с литературоведческой разминки. Пожалуйста, приготовились отвечать. Не забывайте, что ответ должен быть полным и конкретным.

Вопросы: слайд №1,2 ( см.Презентацию к уроку)

  • Что такое литература? (Литература – это вид искусства, воссоздающий образную, субъективную картину мира; отражение жизни при помощи слова)

  • От какого слова происходит название этого вида искусства? (от лат. Littera – буква)

  • Назовите основные роды художественной литературы (эпос, лирика, драма)

  • Какие произведения относятся к лирическим? (Это те произведения, которые отражают жизнь при помощи изображения отдельных состояний, мыслей, чувств, переживаний человека. Вообще в лирическом произведении главное – это отражение переживаний лирического героя)

  • С какого языка происходит слово «эпос» и его значение? («Эпос» - в перев. с греч. – слово, повествование, рассказ. Эпос – основной род художественной литературы, отражающий жизнь подробно, с разных сторон в форме повествования о человеке, его судьбе и событиях, в которых он принимал участие)

  • Чем отличаются понятия «род» и «жанр»? (Род – это совокупность литературных произведений, объединенных общим подходом к изображению основных форм проявлений человеческой личности; жанр – тип литературного произведения, обладающий рядом устойчивых признаков)

  • Назовите большие эпические формы (жанры)? (эпопея, роман)

  • К какой форме относится повесть? (Повесть – средний жанр)

  • Чем отличается рассказ от повести? (Для рассказа характерна сосредоточенность писателя на одном событии: как правило это значимая ситуация, описываемое действие ограничено во времени и действующих лиц немного; в повести не одно событие – здесь их больше и больше действующих лиц; чаще всего это история жизни человека)

  • Можно ли назвать «Бежин луг» рассказом? (Да. В центре – одно событие)

  • Как называется цикл рассказов, включающий рассказ «Бежин луг» («Записки охотника»)

  • Сколько по количеству рассказов входит в сборник? (25)

  • Перечислите способы создания характера героя в произведении? (Через его речь, поступки, внутреннюю речь и отношение автора)


Учитель: Ну что же, молодцы! Почти все ответы были полные по содержанию. По-прежнему литературоведами можно назвать …(ФИО учеников)


  1. Работа по теме урока

Учитель: - Мы продолжаем анализировать рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг».

Ребята, И.С. Тургенева называли «летописцем русской интеллигенции». И вдруг впервые в русской литературе появляется крестьянская тема: впервые перед русским читателем предстали крестьяне как сложные и глубокие личности с особым мировоззрением, типом мышления и духовностью. И эту тему раскрывает И.С. Тургенев.
Слайд №3,4 (книжки «Бежин луг») – «С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Писатель не только стремился пробудить в читателе чувство любви и уважения к деревенским ребятишкам, но и заставлялся задуматься над их дальнейшей судьбой». (Из книги литературоведа Н.И. Якунина «Жизнь и творчество Тургенева», М.,1983г.)
- Итак, сегодня мы будем сопоставлять, сравнивать героев рассказа «Бежин луг». Особенно важным для нас на этом уроке будет понятие «речевая характеристика» - что и определено темой урока.


  1. – Вначале дайте общую характеристику героев.

- Сколько было всех мальчиков? (5)

- Вы работали в группах. Представьте результат вашего исследования.
Ответы учащихся:

а) о Феде: «…старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать…»

армячок – верхняя одежда из толстого сукна;

он возобновляет разговор, обратившись к Ильюше

- Ну что ж, ты, так и видел домового?

Из чего следует, что темой их разговора была нечистая сила. Причем сам Федя никакую историю не рассказывает. Он хороший слушатель, поэтому все истории слушает с огромным интересом.

Учитель: А верит ли Федя, что ему рассказывали? (Пожалуй, да) Привести пример.
Ответы учащихся:
б) о Павлуше: зачитать характеристику, он больше всех понравился рассказчику «глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила»; бедный в одежде

слайд №5, 6 (эпитеты, метафоры) – Какие приемы использует автор при создании портрета Павлуши? «Я невольно полюбовался Павлушей. Он был очень хорош в это мгновение».

в) Ильюша: свитка – верхняя длинная распашная одежда из домотканного сукна. Ильюша – самый главный рассказчик: он рассказывает истории: о домовом, про барашека, про покойников, про Тришку, про лешего…

г) Костя: задумчивый и печальный взор, рассказывает про слободского плотника

д) Ваня: самый маленький, ему 7 лет



Учитель: В этом рассказе мы видим мир почти языческих представлений о непонятных событиях. Отметим, что Тургенев тщательно выбирал слово, которое уместно применить к рассказам мальчиков:

«россказни» - это слово несет в себе оттенок некоего недоверия,

«предания» - звучит торжественно и очень книжно;

«поверья» - безусловно, наиболее удачно для обозначения всех историй, которые рассказали ребята у костра.
Современные исследователи ввели новый термин для обозначения рассказов такого типа – это слово «быличка» - рассказ о фантастическом событии, участником или свидетелем которого считает себя рассказчик.
- Как вы считаете, верили ли мальчики в то, о чем рассказывали?

- Чему в рассказах мальчиков вы верите?
Физкультминутка (про театр)
- А сейчас мы сравним рассказы Павлуши и Ильюши о солнечном затмении. Обратите внимание, как мальчики описывают его совершенно по-разному.
Инсценировка. …Представьте, тихая росистая летняя ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. У костра крестьянские ребятишки коротают время, рассказывая друг другу истории.
Слайд№7

Беседа по вопросам:

  • Чей рассказ вам больше понравился? Почему?

  • Чей рассказ объемнее? Длиннее?

(Рассказ Ильюши. Павлуша лаконичнее, его речь свободна от повторов. А у Ильюши много повторов от желания утвердить слушателей в том, что он рассказывает. Это так сказать, ораторский прием).

Сейчас я начала сопоставительный анализ рассказов мальчиков. У каждого из вас таблица, которая после речевого анализа станет опорным конспектом. Походу наших ответов вы должны вносить записи – самые точные характеристики речи героев. Например, лаконичность – краткость выражения, точность языка.
Слайд №8

Сопоставительная характеристика рассказов Ильюши и Павлуши


Вопрос

Ильюша

Павлуша

Чей рассказ эмоциональнее?

Говорит «с жаром», в его речи обращение к слушателям, восклицательные и вопросительные предложения, многоточия, повторы

Говорит «неторопливым голосом», передает в лицах чужую речь

Каково отношение рассказчика к предмету своего повествования?







Какова реакция слушателей на рассказы мальчиков?







Как строит фразы каждый из мальчиков?







Какие непривычные слова Вам встретились в речи героев?










  • Чей рассказ эмоциональнее?

(Рассказ Ильюши, на первый взгляд, эмоциональнее. Он говорит «с жаром», в его речи обращения к слушателям, восклицания и вопросительные предложения, многоточия, обозначающие многозначительные паузы (смысловые), повторы.

Павел же говорит «неторопливым голосом», в его речи тоже есть восклицательные предложения. Он в лицах передает чужую речь. Ильюша рассказывает об «удивительном, лукавом человеке» Тришке, Павлушин же рассказ – о реакции односельчан на приход мнимого Тришки, оказавшимся бочаром Вавилой с жбаном на голове).

  • Каково отношение рассказчика к предмету своего повествования? (Ильюша верит в Тришку, рассказывает взахлеб, переживает свой рассказ, старается поразить слушателей, испугать их. Павлуша более спокоен, он тоже верит в приход Тришки, но относится к своему былому страху с иронией).

  • А какова реакция слушателей на рассказы мальчиков? (Рассказ Ильюши, скорее всего, напугал мальчиков, они со страхом и уважением к Ильюше слушают его историю, и наверное поражены осведомленностью Ильюши о Тришке и вообще остальных историй. А рассказ Павлуши вызывает общий смех, страх исчезает. И у Павлуши рассказ тоже выразительный).

  • А теперь поточнее разберите фразы Ильюши и Павлуши. Как строит фразы каждый из мальчиков? (В речи Ильюши много повторов, за счет повторений слов и целых фраз предложения получаются длинными. Речь Павлуши гораздо лаконичнее. В небольшом рассказе он сумел передать много событий. Фразы короткие, встречаются неполные предложения, пропуски слов (эллипс): «да кто куды», «та с цепи долой, да через плетень, да в лес»).

  • Какие непривычные слова вам встретились в речи мальчиков?

(слайд: диалектные и просторечные слова)
Вывод: речь Павлуши лаконична, спокойна, стремительна, чуть иронична. (Сказанное в контексте речи обретает противоположное значение)

Речь Ильюши эмоциональна, он не только повествует, но и вновь и вновь переживает сказанное.
Итог урока: Тургенев очень точно, детально передает речь своих героев, а особенности речи каждого мальчика дают читателям возможность лучше понять характеры героев, их образ мыслей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы 7 класс Тема урока iconКонспект урока литературы в 5 классе (по умк бунеева Р. Н.) Тема:...
Тип урока: синтетический: урок изучения художественного произведения (урок углубленной работы над текстом), урок развития речи (урок...

Урок литературы 7 класс Тема урока iconУрок музыки 8 класс. Тема урока: Лирическая тема в музыкальных
Тема урока: Лирическая тема в музыкальных произведениях Бетховена ( Соната№14,1часть)

Урок литературы 7 класс Тема урока iconУрок химии и литературы Тема урока: «Медный всадник» Урок с использованием интерактивной доски
Урок опубликован: «Медный всадник… на бронзовом коне» Интегрированный урок химии и литературы. Учительская газета №21 (10310) от...

Урок литературы 7 класс Тема урока iconУрока: Обучающие
...

Урок литературы 7 класс Тема урока iconКонспект урока литературы Тема урока: В. П. Астафьев «Васюткино озеро». Класс
Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть / Автор-составитель В. Я. Коровина и др. М.: Просвещение,...

Урок литературы 7 класс Тема урока iconУрок-лекция (9 класс) Тема: «Золотое слово»
Цели урока: а образовательная: познакомить школьников с произведением древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»

Урок литературы 7 класс Тема урока iconУрока: Образовательные
Тема урока: в поисках капитана Гранта (интегрированный урок по географии и русской литературы)

Урок литературы 7 класс Тема урока iconУрок биологии 10 класс Тема урока «Вирусы и бактериофаги. Вирус спида» Цели урока
...

Урок литературы 7 класс Тема урока iconУрок-викторина Тема: Обобщающий урок по литературному краеведению, 6 класс
Садитесь, ребята. Сегодня мы проверим, какие знания вы получили на уроках литературного краеведения. Урок проведём в форме викторины....

Урок литературы 7 класс Тема урока iconУрока по расписанию: 8 Тема урока: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»
Место и роль урока в изучаемой теме: восьмой урок по теме 1 полугодия «Музыка и литература»» (по программе Д. Б. Кабалевского)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную