Скачать 81.82 Kb.
|
Форма 1 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Петрозаводский государственный университет кафедра русской литературы УТВЕРЖДАЮ декан__________факультета ________________________ «____»_____________200___г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине Русское устное народное творчество для специальности Филология (русский язык и литература) ГОС ВПО направления (специальности) 031001 (021700), утв. МОРФ 10.03.2000. курс 1 семестр 1 лекции 51 (час.) Экзамен в 1 семестре Практические (семинарские) занятия_____нет_____________ (час.) Зачет в _______ семестре Лабораторные занятия______нет____________ (час.) Курсовая работа (проект) по дисциплине ______есть_______________ есть/нет Количество контрольных работ________нет____________________________________ Всего часов___51______________ Самостоятельная работа_____51____________ (час.) Итого трудозатрат на дисциплину (для студента)__________102_______________ (час.) 2008 г. Рабочая учебная программа составлена на основании С. Б. Адоньева, Н. М. Герасимова. Русский фольклор // Учебные программы кафедры истории русской литературы. СПб., изд-во СПб. госуниверситет, 2000. С. 9 - 19. Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры ___________________________________________________________________________ «____»_________________200_ г. Заведующий кафедрой________________ 1. Цели и задачи курса «Русский фольклор», его место в учебном процессе. 1.1. Цель преподавания курса «Русский фольклор». Этот курс открывает изучение русской словесности и в этом смысле является фундаментом, на котором базируются следующие курсы, уже непосредственно посвящённые истории литературы. Преподавание курса «Русский фольклор» знакомит студентов с истоками русской культуры, во многом литературоцентричной, и готовит их к будущему изучению русской литературы XVIII – XX вв. 1.2. Задачи изучения курса «Русский фольклор». Дать студентам необходимый минимум знаний о своеобразии фольклорного художественного сознания, показать связь народного творчества с этнографией и рождающейся письменной традицией. Дать характеристику основных жанров фольклора, анализ главных фольклорных текстов. Показать базовый характер фольклорной традиции в возникновении и развитии русской литературы. 1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов, усвоение которых необходимо для изучения студентами данной дисциплины. Поскольку «Русский фольклор» изучается в первом семестре первого курса, он вынужденно опирается прежде всего на те знания, которые студенты получили в школе, ибо, в принципе, для изучения истории народного творчества необходимо знание всех дисциплин гуманитарного цикла (филологических, социологическо-культурологических, исторических, философских) с привлечением определённого объёма знаний по дисциплинам других циклов (математическим и проч.). 2. Петрозаводский государственный университет Кафедра русской литературы Рабочая учебная программа дисциплины Русское устное народное творчество
3. Методические указания для студента. Устное народное творчество является базой и основой для развития литературы. Поэтому изучение фольклора дает своеобразный ключ для понимания всей русской литературы. Чтобы успешно освоить этот первый курс, открывающий историю русской словесности, необходимо не только безусловное посещение лекций, но и систематические самостоятельные занятия, регулярное изучение той научной литературы, которая рекомендуется преподавателем. Необходимо обратить внимание на то, что ряд вопросов в курсе лекций рассматривается иначе, чем они освещены в учебниках и научной литературе (например, вопросы художественной специфики фольклорной сказки, ее поэтики, интерпретации, былинных сюжетов), поэтому преподаватель на занятиях предупреждает студентов о необходимости внимательно и четко вести конспект соответствующих разделов лекции. К каждой лекции студент должен готовиться: перечитать предыдущие записи конспекта, ознакомиться с предложенной литературой. Выполнение этих рекомендаций позволит успешно подготовиться к экзамену. Список литературы Основная литература.
Учебники и учебные пособия.
Дополнительная литература.
4. Методические указания для преподавателя. Общая дидактическая концепция дисциплины строится прежде всего на идеях В. Я. Проппа, его понимании специфики фольклора, интерпретации фольклорных жанров, сюжетов, мотивов и образов. Поэтому если преподаватель не разделяет концепции. В. Я. Проппа, то он должен разрабатывать другой УМКД. Для конкретизации рабочей учебной программы, а также для уточнения общей дидактической концепции приводим характеристику содержания курса: Тема 1. Введение в курс. Специфические свойства фольклора. Миф и фольклор. Фольклор и литература. – 6 часов. Тема 2. Обрядовая поэзия. Определение обрядовой поэзии. Мифологические корни и этнографический контекст. Календарно-обрядовая поэзия. Семейно-обрядовая поэзия. – 4 часа. Тема 3. Сказка. Определение жанра. Своеобразие сказочной фантастики. История собирания и изучения сказки. Сказки о животных. Волшебные сказки. Бытовые (сатирические) сказки. Сказка и литература. – 18 часов. Тема 4. Народная несказочная проза. Отношение к сказке. Жанры (разновидности) несказочной прозы. Былички: генезис, классификация, функции, сюжетный состав, персонажи. Эволюция быличек. – 2 часа. Тема 5. Былины. Сказка и былина. Былины Киевского и Новгородского циклов: поэтика, сюжетика, проблематика, персонажи. – 12 часов. Тема 6. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. – Выносится на самостоятельную подготовку. Тема 7. Исторические песни. Отношение к былине. Главные циклы, сюжеты и герои. Связь с историей. – 2 часа. Тема 8. Лирические песни. Отношение к обрядовой поэзии. Классификация. Персонажи, сюжеты, поэтика. Частушки. – 2 часа. Тема 9. Рабочий фольклор. – Выносится на самостоятельное изучение. Тема 10. Краткий очерк русской фольклористики. Рождение науки о фольклоре в России. Фольклористика XVIII в. Фольклористика XIX в. Основные проблемы фольклористики ХХ в. Итоги курса. – 4 часа. Надо обратить внимание, что раздел «Краткий очерк русской фольклористики» находится не в начале курса, как это было в программах и учебниках советского времени, а в конце, ибо знакомиться с историей изучения предмета, не зная его, методически неверно, более того, в принципе невозможно. Преподаватель______________ проф. Е.М. Неёлов |
![]() | Рогачева Н. А. Русское устное народное творчество. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700.... | ![]() | Рогачева Н. А. Русское устное народное творчество. Рабочая программа для студентов специальности 031001. 65 Филология. Форма обучения... |
![]() | Дисциплина «Устное народное творчество» является частью профессионального цикла ооп впо по направлению подготовки 0327002. 62 «Филология»,... | ![]() | Издание содержит методические указания по изучению курса «Устное народное поэтическое творчество» и рекомендуемую литературу |
![]() | «Программы по внутренним болезням» – М., Вунмц мз рф, 1999 г. Утверждена 24. 04. 99 г | ![]() | Н. Н. Горбачева. Комментирование художественного текста. Учебно-методический комплекс для студентов IV курса озо специальности 031001.... |
![]() | Гос впо направления (специальности): 030501. 62 (бакалавр юриспруденции, 27. 03. 2000г.) | ![]() | Программа предназначена для студентов 1-го курса дневного отделения специальности «Филология. Русский язык и литература», «Филология.... |
![]() | «Зарубежная литература XIX в. Реализм» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего... | ![]() | Рабочая программа составлена на основании «Программы по судебной медицине для студентов высших медицинских учебных заведений» (лечебных,... |