Скачать 81.22 Kb.
|
Князева Татьяна Владимировна учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ п. Светлополянск Верхнекамского района Кировской области Урок литературы в 11 классе по теме «Поэзия Серебряного века. Моё открытие». Технологическая карта урока. Методическая тема урока: Развитие детской одаренности средствами литературы Класс: 11 Предмет: Литература Тема урока: «Поэзия Серебряного века. Моё открытие» ТДЦ:
Тип урока: урок практического применения знаний и умений. Методы: метод проектов, частично-поисковый, исследовательский. ФОПД: индивидуальная, фронтальная работа Средства обучения: литература (произведения поэтов Серебряного века), ИКТ, дидактический материал, иллюстрации.
На протяжении всего урока учащиеся заполняют таблицу (рефлексия этапов урока и всего урока). Ожидаемый результат: знание материала учащимися, совершенствование культурного развития учащихся, их творческих способностей. Конспект урока Цели:
Ход урока:
- Что включает в себя понятие «Серебряный век русской поэзии»? (Отвечает учащийся) 3. Ответившему ученику запала в душу поэзия Александра Александровича Блока. А чем заинтересовались вы? (Отвечает другой учащийся) 4. Поэзия Серебряного века продолжает традиции русской поэзии ХIХ века. Представители всех течений в той или иной мере касаются имени Солнца русской поэзии. Сейчас мы прослушаем результаты исследования «Поэты Серебряного века и Пушкин». (Рассказ ученицы о своем исследовании) - Что заинтересовало вас в этом докладе? 5. Творчество поэтом Серебряного века привлекает нас своими экспериментами. Один из них – это создание акростихов. (Доклад одного из учеников) - Кому посвящен акростих Николая Степановича Гумилева? - Я предлагаю вам познакомиться с видами акростиха: телестих, месостих, зигзаг, лабиринт. Выясните их значение по словарю, попробуйте найти примеры. 6. Творчество Анны Андреевны Ахматовой заинтересовало одного из учеников, и он приготовил реферат-презентацию «Тема любви в творчестве А.А. Ахматовой» (Реклама презентации учащегося) 7. – Любовь – это музыка. Стихи о любви как по волшебству превращаются в песни и романсы, проникновенные, задушевные. Одна из черт поэзии Серебряного века – музыкальность. Давайте послушаем романс на стихи М.И. Цветаевой «Под лаской плюшевого пледа». (Романс исполняет ученица) 8. – Когда вы слушали романс, у вас возник зрительный образ лирической героини. Стихи Серебряного века сами просятся на полотно художника. (Выступление двух учащихся: Чтение стихотворения Есенина «Корова» и иллюстрации учащихся к нему) 9. – Итак, домашнее задание: на выбор – письменно прокомментировать высказывания поэтов или ответить на вопросы викторины, которую составил заранее один из учеников. Возможно творческое задание – приготовить фильм или презентацию по изученной теме. 10. – К сожалению, мы ограничены во времени и нам приходится подводить итог этого урока. Так что же вы открыли для себя в Серебряном веке русской поэзии? (Отвечает один из учеников) - Дополните ответившего. 11. Выставление оценок. Заполненные листочки «Мои мысли, чувства, вопросы, замечания по поводу…» сдать. Мои мысли, чувства, вопросы, замечания по поводу…
Мне запало в душу… Меня поразило… Я открыл для себя… Мне захотелось узнать… Материал для домашнего задания Викторина по поэзии серебряного века. 1. Докажите, что Н.С. Гумилев посвятил эти сроки А. Ахматовой: Аддис-Абеба – город грез На берегу ручьев прозрачных. Небесный див тебя принес Алмазный, средь ущелий мрачных. 2. Широко известная строчка В.Я. Брюсова: «О закрой свои бледные ноги». Попробуйте воспроизвести все стихотворение. 3. Закончите стихотворение А. Ахматовой: Кто женщину эту ославливать будет, Не меньше ли мнится одна из утрат. Лишь сердце моё никогда не забудет Отдавшую жизнь за … … 4. Назовите наиболее характерные черты поэтики Серебряного века в целом. 5. Назовите имена наиболее известных поэтов-символистов. 6. Термину «акмеизм», как обозначению направления, соответствовали еще два термина. Какие? От каких слов происходили эти термины? 7. Как поэты понимали принципы акмеизма? 8. От какого слова произошел термин «футуризм»? Как называется русский аналог этому слову? 9. Определите, к какому из направлений: символизму, акмеизму или футуризму – относится фрагмент: На полярных морях и на южных По изгибам зеленых зыбей, Меж базальтовых скал и жемчужных Шелестят паруса кораблей. Быстрокрылых ведут капитаны – Открыватели новых земель, Для кого не страшны ураганы, Кто изведал мальстремы и мель… Или, бунт на борту обнаружив, Из-за пояса рвет пистолет, Так, что сыплется золото с кружев, С розоватых брабантских манжет. 10. Царскосельская гимназия – какие имена Серебряного века связаны с этим классическим заведением? Прокомментируйте данные высказывания В.Г. Белинского и поэтов Серебряного века.
Впрочем, я совсем не хочу сказать, что каждое непонятное творчество прекрасно. Я намерен сказать, что не следует отвергать творчество, если оно непонятно данному слою читателей. (В. Хлебников)
|
![]() | Поэзия «Серебряного Века» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Андрей Белый, Н. С. Гумилёв, И. Северянин и другие) | ![]() | «Поэзия серебряного века в школе», которая изучается студентами-филологами четвёртого курса в течение семестра. Основой методического... |
![]() | Сборник избранных стихов поэтов серебряного века (в качестве раздаточного материала) | ![]() | Урок проводится после изучения трёх литературных течений Серебряного века. Он способствует проверке усвоения материала учениками.... |
![]() | Урок проводится после изучения темы «Проза начала 20 века». Цель урока – обобщить знания по теме. Перед учащимися проблема: почему... | ![]() | Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства; объединяющим началом такого единства виделось искусство.... |
![]() | Американская литература XX века; русский символизм; русская поэзия Серебряного века | ![]() | Урок литературы в 11 классе на тему "Обзор литературы Великой Отечественной войны. Военная поэзия" |
![]() | Тема урока: «Серебряный век» русской поэзии. Поэтические направления «серебряного века» | ![]() | М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе; совершенствовать навыки анализа стихотворения; раскрыть... |