Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Калининградский государственный технический
университет»
| УТВЕРЖДАЮ
Проректор
по учебно-методической работе
п\п А.Л. Гудков
« 08 » октября 2012 г.
|
Рабочая программа дисциплины АЛГЕБРА И ГЕОМЕТРИЯ
Математический и естественнонаучный цикл, базовая часть
Направление подготовки
150700 «Машиностроение»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр Форма обучения
Очная, заочная
Факультет автоматизации производства и управления
Кафедра-разработчик – кафедра высшей математики
Калининград 2012
Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Алгебра и геометрия» является формирование знаний, умений и навыков анализа, моделирования и решения теоретических и практических задач с широким использованием математического аппарата. Задачами дисциплины являются изучение основных понятий, методов и средств математического анализа, приобретение умений и навыков использования алгебры и геометрии для решения прикладных естественнонаучных и специальных задач. Изучение дисциплины направлено на подготовку обучающихся к системному восприятию дальнейших дисциплин из учебного плана, использующих математические методы, на получение представлений об основных идеях и методах алгебры и геометрии и развитие способностей сознательно использовать материал курса, умение разбираться в существующих математических методах и моделях и условиях их применения. 2 Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Алгебра и геометрия» по учебному плану является дисциплиной базовой части математического и естественнонаучного цикла федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
При изучении дисциплины «Алгебра и геометрия» используются знания, умения и навыки довузовской подготовки по математике (умение проводить алгебраические преобразования, решать уравнения и неравенства, знание основных тригонометрических формул, умение проводить тригонометрические преобразования и решать тригонометрические уравнения и неравенства, знать основные геометрические фигуры), а также знания, умения и навыки, получаемые студентами при параллельном освоении дисциплины «Математический анализ». Дисциплина «Алгебра и геометрия» является фундаментом высшего образовання. Знания и умения формируемые в процессе изучения данной дисциплины будут использованы в дальнейшем при освоении, как дисциплин математического и естественнонаучного цикла ООП (например «Информатика», «Физика»), так и дисциплин профессионального цикла ООП. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Алгебра и геометрия»
В результате освоения дисциплины «Алгебра и геометрия» у обучающегося формируются следующие общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции (или их элементы), предусмотренные ФГОС ВПО:
- целенаправленное применение базовых знаний в области математических, естественных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности (ОК-9);
- умение использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);
В результате освоения дисциплины «Алгебра и геометрия» студент должен:
знать: основные положения векторной и линейной алгебры; аналитической геометрии на плоскости и в пространстве;
уметь: поставленную геометрическую задачу сформулировать в виде уравнения или системы уравнений; получить решение алгебраической задачи оптимальным способом.
владеть: - методами решения основных задач теории систем линейных уравнении, векторной алгебры, аналитической геометрии.
4 Структура и содержание дисциплины «Алгебра и геометрия»
4.1 Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы трудоемкости (ЗЕТ), т.е. 144 академических часа, в т.ч.: 44 часа – аудиторные занятия (АЗ), 100 часов – самостоятельная работа студентов (СРС). Дисциплина изучается в первом семестре.
Итоговая аттестация по дисциплине – экзамен.
Более подробные сведения о структуре дисциплины, видах, трудоемкости и формах контроля учебной работы студентов приведены в таблице.
№
п/п
| Раздел (тема)
дисциплины
| Семестры
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (часы)
| Формы текущего контроля успеваемости,
промежуточной и итоговой аттестации
по дисциплине
| АЗ
| СРС
| Всего часов
| Лекции (ЛЗ)
| Практические занятия (ПЗ)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 1
| Элементы линейной алгебры
| 1
| 14
| 4
| 8
| 14
| 26
| Решение задач,
Контроль освоения учебного материала на индивидуальных консультативных занятиях.
Контроль выполнения и защита индивидуальных типовых расчетов
| 2
| Векторная алгебра
| 48
| 3
| 6
| 14
| 23
| Решение задач,
Контрольная работа,
Контроль освоения учебного материала на индивидуальных консультативных занятиях.
| 3
| Аналитическая геометрия на плоскости
| 812
| 4
| 8
| 14
| 26
| Решение задач,
Контроль выполнения и защита индивидуальных типовых расчетов,
Контроль освоения учебного материала на индивидуальных консультативных занятиях.
| 4
| Аналитическая геометрия в пространстве
| 1217
| 3
| 8
| 12
| 23
| Решение задач,
Контрольная работа,
Контроль освоения учебного материала на индивидуальных консультативных занятиях.
|
| Всего в семестре
| 117
| 14
| 30
| 54
| 98
|
| 44
|
| Подготовка к экзамену и его сдача в период
экзаменационной сессии
|
|
| 46
| 46
| Экзамен
|
| ИТОГО по дисциплине:
| 14
| 30
| 100
| 144
| Экзамен
| 44
|
4.2 Теоретические занятия (лекции)
№
п/п
| Тема
| Содержание
| Кол-во
часов
| 1
| Элементы линейной алгебры
| Определители, их свойства. Матрицы. Операции над матрицами. Обратная матрица. Ранг матрицы. Системы линейных уравнений. Формулы Крамера. Матричная запись системы линейных уравнений. Решение матричных уравнений с помощью обратной матрицы. Метод Гаусса решения систем линейных уравнений.
| 4
| 2
| Векторная алгебра
| Векторы. Понятие о многомерном линейном пространстве. Основные операции над векторами. Проекция вектора на ось. Координаты векторов.
Линейная зависимость векторов. Условие коллинеарности векторов Понятие о базисе. Разложение вектора по базису. Скалярное произведение векторов, его свойства. Условие ортогональности векторов. Векторное произведение векторов, его свойства и геометрический смысл. Смешанное произведение векторов. Свойства и геометрический смысл. Условие компланарности векторов. Приложения скалярного, векторного и смешанного произведений векторов к решению физических и геометрических задач.
| 3
| 3
| Аналитическая геометрия на плоскости.
| Метод координат и основные задачи аналитической геометрии. Понятие мерного евклидового пространства . Уравнение линии на плоскости (в евклидовом пространстве ). Полярные координаты и их связь с прямоугольными декартовыми координатами в . Различные виды уравнений прямой в . Геометрический смысл уравнений и неравенств с двумя переменными. Угол между двумя прямыми. Условия параллельности и перпендикулярности двух прямых. Расстояние от точки до прямой. Линии второго порядка в : окружность, эллипс, гипербола, парабола.
| 4
| 4
| Аналитическая геометрия в пространстве.
| Плоскость в евклидовом пространстве . Различные виды уравнений плоскости. Угол между плоскостями. Условия параллельности и перпендикулярности двух плоскостей. Расстояние от точки до плоскости. Прямая в . Различные формы уравнений прямой. Угол между прямыми. Условия параллельности и перпендикулярности прямых. Взаимное расположение плоскости и прямой в пространстве. Поверхности второго порядка в .
| 3
|
| ИТОГО:
|
| 14
|
4.3 Практические занятия
№
п/п
| № темы дисциплины
| Темы практических занятий
| Количество
часов
| 1
| 1
| Элементы линейной алгебры
| 8
| 2
| 2
| Векторная алгебра
| 6
| 3
| 3
| Аналитическая геометрия на плоскости.
| 8
| 4
| 4
| Аналитическая геометрия в пространстве.
| 8
|
| ИТОГО:
|
| 30
|
4.4 Лабораторные работы не предусмотрены. 4.5 Самостоятельная работа студентов
№ п/п
| Вид (содержание) СРС
| Кол-во часов
| Форма контроля
| 1.
| Освоение теоретического учебного материала и подготовка к практическим занятиям
| 24
|
| 2
| Выполнение индивидуальных заданий (три)
| 30
| Проверка результатов выполнения заданий
| 3.
| Подготовка к экзамену (в первом семестре), сдача его (в период экзаменационной сессии)
| 46
| Экзамен
| Итого
| 100
|
|
5 Образовательные технологии 5.1.На лекциях рассматриваются основные понятия, определения, средства и методы предметной области, сопровождаемые соответствующими примерами задач. При этом, так как изучение высшей математики в техническом вузе имеет выраженную прикладную направленность, основную содержательную часть составляют именно задачи: их типы, способы, методы, приемы, алгоритмы решения, образцы решений типовых задач; при этом теоремы, утверждения, формулы и т. п. в своем большинстве даются только на уровне формулировок, с приведением их обоснования (доказательства) выборочно – например, в том случае, если аналогичные рассуждения непосредственно используются при решении практических задач. Кроме того, для активизации учебной работы студентов, на первых лекционных занятиях рассматриваемые доказательства, выводы, обоснования, примеры адаптируются с тем, чтобы они базировались на действиях, умениях и навыках, полученных при довузовской подготовке.
5.2. Целью практических занятий является закрепление теоретического материала лекций и выработка умения решать примеры и задачи для последующего применения математических методов в технических приложениях.
5.3. Важной частью курса дисциплины являются индивидуальные консультативные занятия с преподавателем – как одна из форм активизации самостоятельной учебной работы студентов (СРС). Активизация СРС в процессе овладения дисциплиной предусматривает выполнение (и защиту) трех индивидуальных типовых расчетов, выполнение двух контрольных работ.
5.4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины приводятся в качестве отдельных материалов УМКД.
6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 6.1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости студентов (задания для контрольных работ), по дисциплине и итоговой аттестации по дисциплине (экзаменационные вопросы и задания) приводятся в качестве отдельных материалов УМКД.
6.2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов определено в разделе 7.
7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература
Беклемишев Д.В. Курс аналитической геометрии и линейной алгебры: Учеб. пособие для студентов вузов-М: Физматлит, 2001.
Бугров Я.С. Элементы линейной алгебры и геометрии: Учебник. М.Наука, 1988.
Клетеник Д.В. Сборник задач по аналитической геометрии: Учебн. пособие / под ред. Н.В. Ефимова - СПб.: Профессия, 2002.
Кузнецов Л.А. Сборник заданий по высшей математике (типовые расчеты) / Л.А . Кузнецов. – СПб: Изд. Лань, 2005 г.
Дополнительная литература
Ефимов Н.В. Краткий курс аналитической геометрии.-М.: Наука. 1975.
Гусак А.А. Пособие к решению задач по высшей математики. – Минск: БГУ, 1973.
8 Материально-техническое обеспечение дисциплины 8.1 Специализированных аудиторий – нет.
Лекции и практические занятия проводятся в стандартно оборудованных учебных аудиториях университета. 8.2 Учебно-лабораторного оборудования – нет.
9 Особенности организации изучения дисциплины при заочной форме обучения Цели и задачи дисциплины, требования к уровню освоения содержания разделов дисциплины, учебно-методическое обеспечение дисциплины – такое же, как и при очной форме обучения. Общая трудоёмкость дисциплины при заочной форме обучения составляет 144 часа, лекций - 6 часов, практических занятий – 6 часов, самостоятельная работа 132 часа. Для выполнения контрольной работы изучаются следующие разделы дисциплины:
Элементы линейной алгебры
Векторная алгебра
Аналитическая геометрия на плоскости
Аналитическая геометрия в пространстве
Кривые и поверхности второго порядка
Комплексные числа
Формой аттестации за семестр является экзамен.
Лист согласования рабочей программы дисциплины Рабочая программа дисциплины «Алгебра и геометрия» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 150700 «Машиностроение», квалификация – бакалавр, утверждённому приказом Минобрнауки России № 538 от 9 ноября 2008 г. и учебным планом университета по этому же направлению, утверждённому Учёным советом 27.10.2011г.
Автор программы – Лещинская Галина Иосифовна, к.т.н., доцент.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры высшей математики (рецензент Антипов Ю. Н., №7. от «16» апреля 2012г.).
Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор Ю. Н. Антипов
№ п/п
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины
| Наименование литературы
| Наличие в учебном абонементе НТБ
(количество)
| Наличие в электронной библиотеке
| 1
| Беклемишев Д.В. Курс аналитической геометрии и линейной алгебры: Учеб. пособие для студентов вузов-М: Физматлит, 2004.
| 45
|
| 2
| Бугров Я.С. Элементы линейной алгебры и геометрии: Учебник. М.Наука, 1988.
| 53
|
| 3
| Клетеник Д.В. Сборник задач по аналитической геометрии: Учебн. пособие / под ред. Н.В. Ефимова - СПб.: Профессия, 2002.
| 55
|
| 4
| Кузнецов Л.А. Сборник заданий по высшей математике (типовые расчеты) / Л.А . Кузнецов. – СПб: Изд. Лань, 2005 г.
| 50
|
|
Директор НТБ М.В. Вареницына
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии факультета фундаментальной подготовки (протокол № 7 от «13» июня 2012г.).
Декан факультета
к.т.н., доцент А.А. Горбачёв
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии факультета автоматизации производства и управления (протокол № ).
Председатель методической комиссии
к.т.н., доцент В.В. Николаев Согласовано: Заместитель начальника учебного управления В.Е. Огнев |