Дидактический материал по математике для учащихся 1-4 классов «Олимпиадные задания»






Скачать 300.74 Kb.
НазваниеДидактический материал по математике для учащихся 1-4 классов «Олимпиадные задания»
страница1/3
Дата публикации16.03.2015
Размер300.74 Kb.
ТипПояснительная записка
l.120-bal.ru > Математика > Пояснительная записка
  1   2   3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №21 х.Свобода

муниципального образования Курганинский район

Дидактический материал по математике для учащихся 1-4 классов
«Олимпиадные задания»

подготовила

учитель начальных классов

Михайлова Елена Васильевна



Пояснительная записка

к дидактическому материалу по математике для учащихся 1-4 классов «Олимпиадные задания»

В настоящее время, когда введены ФГОС, одной из тенденций улучшения качества образования становится ориентация на развитие творческого потенциала личности ученика на всех этапах обучения в школе, на развитие его творческого мышления, на умение использовать эвристические методы в процессе открытия нового и поиска выхода из различных нестандартных ситуаций и положений.

Математика – это орудие для размышления, в её арсенале имеется большое количество заданий и задач, которые на протяжении тысячелетий способствовали формированию мышления людей, умению решать нестандартные задачи, с честью выходить из затруднительных положений.

Дидактический материал по математике для учащихся 1-4 классов включает в себя 80 олимпиадных заданий, оформленных на отдельных карточках, есть ответы по номерам. Это способствует эффективной организации развивающих математических игр: «Супермыслитель», «Математический аукцион», «Игра-проверка возможностей», «Найди пару» и др. Задания можно использовать при организации и проведении математических олимпиад, конкурсов, внеурочных занятий для младших школьников, дополнительной работы с одарёнными учащимися.

Олимпиадные задания представлены по основным разделам изучения предмета в рамках примерной образовательной программы и существующих учебников. Дидактический материал включает комбинаторные задачи, задания на развитие математического мышления и наблюдательности. Учащиеся и сами придумывают задания, аналогичные тем, которые они успешно решили («Мои задания»).

Олимпиадные задания по математике для учащихся 1-4 классов используются с целью развития у учащихся исследовательских умений, познавательной и творческой активности; формирования устойчивого интереса учащихся к предмету посредством решения нестандартных и занимательных задач.

В результате работы с олимпиадными заданиями по курсу математики у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий.

1-й класс

Личностными результатами в 1-м классе является формирование следующих умений:

 Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

 В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

 Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

 Проговаривать последовательность действий.

 Учиться высказывать своё предположение.

 Учиться работать по предложенному учителем плану.

 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.

Познавательные УУД:

 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические задачи на основе простейших математических моделей.

 Коммуникативные УУД:

 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

 Слушать и понимать речь других.

 Совместно договариваться о правилах общения.

 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

2-й класс

Личностными результатами является формирование следующих умений:

 Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

 В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

 Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

 Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

 Учиться планировать учебную деятельность.

 Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий).

 Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.

 Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

 Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи.

 Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

 Добывать новые знания: находить необходимую информацию.

 Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

 Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

 Слушать и понимать речь других.

 Совместно договариваться о правилах общения и поведения.

 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

3-4 классы

Личностными результатами в 3–4-м классах является формирование следующих умений:

 Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

 В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами в 3-4 классах являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

 Самостоятельно формулировать цели деятельности.

 Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

 Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

 Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

 В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

 Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

 Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

 Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

 Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

 Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

 Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

 Читать вслух и про себя (прогнозировать; ставить вопросы и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

 Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

 Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Дидактический материал адресован учителям начальных классов школ, гимназий. Олимпиадные задания помогут учителю творчески, интересно, профессионально, дифференцированно подойти к обучению математике учащихся младших классов Может быть полезно учащимся для самостоятельной работы, родителям для дополнительных занятий с детьми занимательной математикой.

Представленные олимпиадные задания по математике для учащихся 1-4 классов помогут научить младших школьников использовать общеучебные, логические и познавательные универсальные учебные действия; провести качественную подготовку к олимпиадам различного уровня; привить познавательный интерес к изучению учебной дисциплины и обеспечить успешное решение учебно-практических задач в аспекте новых образовательных стандартов.

Олимпиадные задания по математике 1 класс.

Класс



Задание

1

1

Продолжи ряд чисел:

7. 9. 16, 25, 41 …


1

2

Сколько концов у трёх с половиной палок?

1

3

Три девочки готовили поделки к празднику. Втроем они работали 3 часа. Сколько часов работала каждая из них?

1

4

Продолжи ряд чисел:

15, 1, 13, 2, 11, 3, 9…

1

5

Коля, Вася, Тимофей и Иван играли в шахматы. Каждый сыграл с каждым по одной партии. Сколько всего партий было сыграно?

1

6

Что тяжелее: 1 кг ваты или 1 кг железа?

1

7

Продолжи ряд чисел:

15, 14, 12, 9, 5…

1

8

Сосна растёт правее липы, а липа правее берёзы. В каком порядке растут деревья?

1

9

Близнецы Миша и Гриша одновременно лгут только в воскресенье. В остальные дни один из них лжет, а другой говорит правду. Миша сказал: «Сегодня воскресенье». Гриша ответил: «Воскресенье завтра». Какой сегодня день недели?

1

10

Найди неизвестное число:

24 / 31 / 7

18 / 52 / 34

42 / ? / 29

1

11

Мама купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила мама?

1

12

Продолжи ряд чисел:

91, 55, 64…

1

13

В гонках стартовали три машины в таком порядке: жёлтая, красная, синяя. К финишу они пришли в таком порядке: «Хонда», «Мерседес», «Ауди». При этом ни одна машина не финишировала по счету такой же, как стартовала. Какого цвета марки машин, если «Ауди» не жёлтая?

1

14

Серёжа выше Саши, Олег ниже Саши, а Миша выше Серёжи. Кто из мальчиков самый высокий?

1

15

Петя поднимается с 1 этажа на 4 за 4 минуты. А Маша с 4 этажа на 7 – за 3 минуты. Кто из них поднимется быстрее с 1 этажа на 7 и на сколько минут?

Комментарий. Все лестницы между этажами устроены одинаково.

1

16

Найди неизвестное слово:

12345 АВТОР

34215 ?

1

17

Мою родную сестру зовут Анна Павловна. Мою маму зовут Светлана Дмитриевна, а моего деда зовут Иван Петрович. Как зовут моего отца?

1

18

У продавца были гири: 1 кг, 2 кг и 4 кг и чашечные весы. Какой вес он может взвесить с помощью этих гирь, если гири он кладет только на одну чашку весов?

1

19

Найди неизвестное число:

у-5=7 21

35-у=10 ?

1

20

«Мои задания».

Ответы к олимпиадным заданиям по математике 1 класс.

Класс



Ответы

1

1

66, сумма предыдущих чисел.

1

2

8 концов.

1

3

3 часа работала каждая из них.

1

4

4, 7, данный числовой ряд состоит из двух чередующихся рядов.

1

5

6 партий.

1

6

Поровну.

1

7

0, числа уменьшаются на 1, 2, 3, 4, 5.

1

8

Берёза, липа, сосна.

1

9

Ответ: сегодня суббота.

Решение. Если сегодня воскресенье, то должны лгать оба. Но этого не может быть, так как тогда Миша сказал правду. Поэтому сегодня не воскресенье и Миша солгал. Тогда Гриша сказал правду и воскресенье завтра. Значит, сегодня суббота.

1

10

71, сумма данных чисел.

1

11

Красных-3, голубых-1.

1

12

19, 46, 64, сумма цифр в числе 10.

1

13

Ответ: «Хонда» синего цвета , «Мерседес» – жёлтого, «Ауди» –красного.

Решение. Поскольку ни одна машина не пришла к финишу той же по счету, что стартовала, то «Ауди», прибывшая последней, не может быть синей. Но по условию она не может быть и жёлтой. Значит, эта машина красного цвета. Тогда «Хонда», пришедшая первой не может быть жёлтой, поскольку первой стартовала жёлтая машина. Следовательно, она – синяя. Оставшийся «Мерседес» должен быть жёлтым.

1

14

Миша.

1

15

Ответ: Маша быстрее на 2 минуты.

Решение. Поскольку между 1 и 4 этажом и между 4 и 7 этажом одинаковое число пролетов (а именно три), то Маша поднимается быстрее на 1 минуту. С 1 на 7 этаж будет 6 пролетов, значит, Петя их преодолеет за 8 минут, а Маша – за 6 минут.

1

16

ТОВАР.

1

17

Ответ: Павел Иванович.

Решение. Так как мою сестру зовут Анна Павловна, нашего отца зовут Павел. А так как моего деда зовут Иван, а у моей мамы отчество Дмитриевна, то дед Иван является отцом моего отца. Значит, моего отца зовут Павел Иванович.



1

18

Ответ: можно взвесить любой вес от 1 кг до 7 кг включительно. Решение. Самый маленький вес, который можно взвесить с помощью указанных гирь - 1 кг, самый большой: 1 + 2 + 4 = 7 кг. Можно также взвесить: 2 кг, 4 кг. А ещё: 1 + 2 = 3 кг; 1 + 4 = 5 кг; 2 + 4 = 6 кг.

1

19

52, число составлено из цифр корня уравнения, но записано в обратном порядке.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дидактический материал по математике для учащихся 1-4 классов «Олимпиадные задания» iconИкт в школе: уроки для началки Мультимедийный дидактический материал для учителя
Проектная деятельность в школе. Мультимедийный дидактический материал для учителя

Дидактический материал по математике для учащихся 1-4 классов «Олимпиадные задания» iconОлимпиадные задания для учителей начальных классов Блок I. Психолого-педагогический
Расхождение в уровнях трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого, называется

Дидактический материал по математике для учащихся 1-4 классов «Олимпиадные задания» iconОлимпиадные задания для учителей начальных классов Ключи Блок I : Психолого-педагогический
Как волка не корми, а он всё равно в лес смотрит. Чёрного кобеля не отмоешь добела

Дидактический материал по математике для учащихся 1-4 классов «Олимпиадные задания» iconДанный дидактический материал поможет обучающимся развить «чувство...
Данный дидактический материал поможет обучающимся развить «чувство языка», научиться работать со словарём, овладеть необходимыми...

Дидактический материал по математике для учащихся 1-4 классов «Олимпиадные задания» iconОлимпийские игры по математике внеклассное мероприятие для учащихся
Цель мероприятия. Развивать познавательный интерес учащихся к предмету математика через занимательный и интересный материал

Дидактический материал по математике для учащихся 1-4 классов «Олимпиадные задания» iconУрока Изучаемая тема Вид работ № задания для
Домашнее задание на период карантина по математике 8 а, б, в классов – Шепенкова Н. В

Дидактический материал по математике для учащихся 1-4 классов «Олимпиадные задания» iconАннотация. Материал содержит текст итоговых тестовых заданий по мхк...
Сама по себе тестовая форма при всех ее достоинствах не способствует проявлению самостоятельной творческой деятельности учащихся....

Дидактический материал по математике для учащихся 1-4 классов «Олимпиадные задания» iconМетодические рекомендации по проведению итоговой аттестации учащихся...
Итоговая аттестация учащихся 9 классов по предмету «Калмыцкий язык» проводится по 20 вариантам заданий. Экзаменационный материал...

Дидактический материал по математике для учащихся 1-4 классов «Олимпиадные задания» iconКоровина В. Я. и др. Читаем, думаем, спорим Дидактический материал по литературе: 5 класс
Коровина В. Я. и др. Читаем, думаем, спорим Дидактический материал по литературе: 5 класс. М.: Просвещение, 2008

Дидактический материал по математике для учащихся 1-4 классов «Олимпиадные задания» iconЛитература: Я. Э. Казанцева «Математика с улыбкой»
Цель: Повторение изученного материала по математике, активизация познавательной деятельности учащихся, развитие логического мышления,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную