Скачать 48.23 Kb.
|
Телемост 23 сентября 2014 г. Планируемые на декабрь тематические направления сочинений.
Основные текстоведческие понятия, которыми должен обладать ученик, чтобы заранее спланировать текст сочинения. Эти понятия необходимы для анализа текста-образца и планируемого собственного текста. Понятие о тексте. Предварительный анализ текста: тема, тип, стиль. Структура рассуждения. Различение понятий смысловая часть и абзац. Понятие о рамке текста. Учащиеся должны обладать навыком свободного вычленения ключевых слов и предложений и развивать их. Алгоритм.
а) минимальный: подбор цитат к ключевым положениям и их элементарный анализ (для слабых учащихся); б) связь выбранной проблемы с другими проблемами (текстуальными или интертекстуальными); в) максимальный: оригинальное развитие проблемы. Отбор литературных источников.
«Бородино», «Война и мир», одно-два произведения конца ХХ века о войне.
Нравственные проблемы. В. Быков, Б. Васильев, В. Астафьев – самые пронзительные произведения. «Война и мир».
Проблема нравственного выбора. Тема праведничества (А. Платонов «Юшка, Н.С. Лесков).
И. Тургенев «Записки охотника», В. Распутин «Прощание с Матёрой» В. Астафьев «Царь-рыба». Вопросы.
(Тезис-проблема-аргументы-вывод).
Вместе моделируем сочинение по литературе. Объём: два-три листа (дифференцированный подход). Структура: рассуждение. Структура рассуждения соответствует смысловым частям сочинения Моделирование сочинения. «Недаром помнит вся Россия…» Перекличка времён. Формулирование моей идеи: нравственный выбор определяет историю нашего народа во все эпохи. Народ сам защищает и спасает себя. Работа над выбором первого (рамочного) предложения.
Что может сплотить народ в эпоху безвременья? Моральные устои расшатаны, нравственность не в моде и даже осмеивается столичными «креаклами». Честность, совестливость, скромность, ответственность, порядочность – всё то, что характерно для русского духа, непопулярно в ежедневном потоке СМИ. Наоборот, на нас обрушиваются водопады совсем других «образцов» для подражания. Что может возродить русский дух? Обращение к тем истокам, высшим ценностям, которые сплачивали наших предков в самые тяжёлые времена. (40-50 слов).
Структура: аргумент – цитата. 1. Стихотворение «Бородино» - гимн героизму русского народа. 2. Отношение к нынешнему и прошлому поколению М. Ю. Лермонтова. Солдат черпает нравственные и физические силы в единении с народом, говорит и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. 3. Новаторство стихотворения: вопрос лирического героя –ответ-рассказ солдата. Передача в произведении истинно народного взгляда на войну – с точки зрения солдата. Существует только один современный роман, в котором война показана глазами молодого солдата – В. Астафьев. «Прокляты и убиты» («Судьба человека» М. Шолохова). Образ героя-богатыря. Это слово, пришедшее из героических былин, является чисто народным определением не только физических (сила), но, прежде всего, нравственных достоинств человека (храбрость, смелость, выносливость). 4. Общность народа перед лицом врага. Герой-полковник. Грандиозная битва глазами солдата. Описание битвы. Роль народа в исторических судьбах Родины и государства. Старый воин вспоминает время наивысшего патриотического напряжения, национальной общности как самое счастливое время своей жизни, потому что ощущал себя творцом истории. Кто вёл русские войска в бой? Генералы? Царь? Нет, народ шёл сам, повинуясь внутреннему нравственному патриотическому порыву спасения Родины. Это первый уровень для несильных.
Значение стихотворения «Бородино» в русской литературе. Перекличка эпох. Л.Н. Толстой. «Война и мир». Народ-победитель. «Скрытая теплота патриотизма». Народ, по Толстому, – решающая сила истории. Война 1812 года – народная война. Сражение под Бородином: все вместе в едином порыве. Это нравственная победа русского народа. Совокупность усилий нравственного выбора множества отдельных обыкновенных людей выливается в историческую необходимость. Герои разных социальных групп едины в патриотическом порыве. Цитация. 4. Третий блок аргументов. Литература о войне, которая запала в душу. Гражданская война на Украине. Живые примеры.
|
![]() | Имо будет написать сочинение на заданную тему. Писать сочинение будут в школах. Оценка зачёт/незачёт. Темы заранее опубликованы не... | ![]() | Имо будет написать сочинение на заданную тему. Писать сочинение будут в школах. Оценка зачёт/незачёт. Темы заранее опубликованы не... |
![]() | Отечеству, уважения к государственным праздникам России рекомендует в 2014-2015 учебном году провести тематические уроки, посвященные... | ![]() | Тезисы докладов II научной конференции "Наивная литература. Шаг третий". 22 сентября 2014 г. М., Рггу, 2014 |
![]() | Министерства культуры Свердловской области и Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 19. 07.... | ![]() | Центральная библиотека им. А. С. Грибоедова. Кол-во посещений (всего) за декабрь: 4219 |
![]() | В пособии даются практические рекомендации, как писать сочинение, описывается структура сочинений и основные принципы работы над... | ![]() | Основные мероприятия, планируемые в муниципальном образовании «Гвардейский район» в апреле 2014 года |
![]() | Рассмотрено на заседании кафедры моделирования физических процессов и систем, «10» сентября 2014 г протокол № Соответствует требованиям... | ![]() | Утверждены направления тем сочинений на 2014-2015 гг: «недаром помнит вся Россия» (сочинение по произведениям М. Ю. Лермонтова);... |