Телемост 23 сентября 2014 г. Планируемые на декабрь тематические направления сочинений






Скачать 48.23 Kb.
НазваниеТелемост 23 сентября 2014 г. Планируемые на декабрь тематические направления сочинений
Дата публикации22.01.2015
Размер48.23 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Математика > Документы
Телемост 23 сентября 2014 г.
Планируемые на декабрь тематические направления сочинений.

  1. «Недаром помнит вся Россия». (К юбилею Лермонтова)

  2. Вопросы, заданные человечеству войной.

  3. Спор поколений: вместе и врозь.

  4. Чем люди живы.

  5. Человек и природа в отечественной и мировой литературе.


Основные текстоведческие понятия, которыми должен обладать ученик, чтобы заранее спланировать текст сочинения. Эти понятия необходимы для анализа текста-образца и планируемого собственного текста.

Понятие о тексте.

Предварительный анализ текста: тема, тип, стиль.

Структура рассуждения.

Различение понятий смысловая часть и абзац.

Понятие о рамке текста.

Учащиеся должны обладать навыком свободного вычленения ключевых слов и предложений и развивать их.

Алгоритм.

  1. Формулирование проблемы – тезиса – темы сочинения.

  2. Предъявление литературоведческого текста небольшого объёма, его анализ. (Или подбор ряда ключевых слов, предложений.) Вычленение идеи-импульса, ей формулирование. Выписывание ключевых слов. Формулирование темы-проблемы.

  3. Определение стратегической линии сочинения: какова основная мысль моего сочинения, что главное и что второстепенное? Обсуждение плана и структуры сочинения, будущего текста (рассуждение: тезис, аргументы, вывод). Тезис – сформулированная тема (проблема). Обсуждение, сколько нужно аргументов для её доказательства. Определение ключевых предложений и слов в составе аргументов (смысловых частей сочинения).

  4. Развитие ключевых слов в составе аргументов. Устная коллективная работа, в результате которой записывается канва – краткий конспект – аргументов.

  5. Работа над уровнями будущего сочинения:

а) минимальный: подбор цитат к ключевым положениям и их элементарный анализ (для слабых учащихся);

б) связь выбранной проблемы с другими проблемами (текстуальными или интертекстуальными);

в) максимальный: оригинальное развитие проблемы.

Отбор литературных источников.

  1. «Недаром помнит вся Россия». (К юбилею Лермонтова)

«Бородино», «Война и мир», одно-два произведения конца ХХ века о войне.

  1. Вопросы, заданные человечеству войной.

Нравственные проблемы. В. Быков, Б. Васильев, В. Астафьев – самые пронзительные произведения. «Война и мир».

  1. Спор поколений: вместе и врозь. Вечная проблема. «Горе от ума», «Отцы и дети», проблемы современности («разъятие времён»).

  2. Чем люди живы.

Проблема нравственного выбора. Тема праведничества (А. Платонов «Юшка, Н.С. Лесков).

  1. Человек и природа в отечественной и мировой литературе.

И. Тургенев «Записки охотника», В. Распутин «Прощание с Матёрой» В. Астафьев «Царь-рыба».


Вопросы.

  1. Какова минимальная номенклатура текстоведческих понятий-терминов, необходимых для моделирования будущего сочинения?

  2. Как вы относитесь к жанру эссе?

  3. Какова структура рассуждения?

  4. Какова структура сочинения по русскому языку ЕГЭ?

  5. Как мы моделируем сочинение по русскому языку ЕГЭ?

  6. Какова структура сочинения по литературе?

(Тезис-проблема-аргументы-вывод).

  1. Как планировать общий объём сочинения и объём его смысловых частей? Каковы минимальный – максимальный его объёмы?

  2. Как привлечь внимание к своему сочинению? (Работа над первой смысловой частью-тезисом.)

  3. Нужен ли дифференцированный подход к моделированию сочинения для сильных и не очень сильных учащихся?

  4. Какова методика подбора цитат (готовят заранее дома или подбирают на уроке)?

Вместе моделируем сочинение по литературе.

Объём: два-три листа (дифференцированный подход). Структура: рассуждение.

Структура рассуждения соответствует смысловым частям сочинения

Моделирование сочинения.

«Недаром помнит вся Россия…» Перекличка времён.

Формулирование моей идеи: нравственный выбор определяет историю нашего народа во все эпохи. Народ сам защищает и спасает себя.

Работа над выбором первого (рамочного) предложения.

  1. Обоснование выбранной проблемы.

Что может сплотить народ в эпоху безвременья? Моральные устои расшатаны, нравственность не в моде и даже осмеивается столичными «креаклами». Честность, совестливость, скромность, ответственность, порядочность – всё то, что характерно для русского духа, непопулярно в ежедневном потоке СМИ. Наоборот, на нас обрушиваются водопады совсем других «образцов» для подражания. Что может возродить русский дух? Обращение к тем истокам, высшим ценностям, которые сплачивали наших предков в самые тяжёлые времена. (40-50 слов).

  1. Первый блок аргументов. Блоки оформляются как отдельные абзацы. Проблематика стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Структура: аргумент – цитата.

1. Стихотворение «Бородино» - гимн героизму русского народа.

2. Отношение к нынешнему и прошлому поколению М. Ю. Лермонтова. Солдат черпает нравственные и физические силы в единении с народом, говорит и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества.

3. Новаторство стихотворения: вопрос лирического героя –ответ-рассказ солдата. Передача в произведении истинно народного взгляда на войну – с точки зрения солдата. Существует только один современный роман, в котором война показана глазами молодого солдата – В. Астафьев. «Прокляты и убиты» («Судьба человека» М. Шолохова). Образ героя-богатыря. Это слово, пришедшее из героических былин, является чисто народным определением не только физических (сила), но, прежде всего, нравственных достоинств человека (храбрость, смелость, выносливость).

4. Общность народа перед лицом врага. Герой-полковник. Грандиозная битва глазами солдата. Описание битвы. Роль народа в исторических судьбах Родины и государства. Старый воин вспоминает время наивысшего патриотического напряжения, национальной общности как самое счастливое время своей жизни, потому что ощущал себя творцом истории. Кто вёл русские войска в бой? Генералы? Царь? Нет, народ шёл сам, повинуясь внутреннему нравственному патриотическому порыву спасения Родины.

Это первый уровень для несильных.

  1. Второй блок аргументов. Сопоставление с другими произведениями. Интертекстуальные связи.

Значение стихотворения «Бородино» в русской литературе.

Перекличка эпох. Л.Н. Толстой. «Война и мир». Народ-победитель. «Скрытая теплота патриотизма».

Народ, по Толстому, – решающая сила истории. Война 1812 года – народная война. Сражение под Бородином: все вместе в едином порыве. Это нравственная победа русского народа.

Совокупность усилий нравственного выбора множества отдельных обыкновенных людей выливается в историческую необходимость. Герои разных социальных групп едины в патриотическом порыве. Цитация.

4. Третий блок аргументов. Литература о войне, которая запала в душу.

Гражданская война на Украине. Живые примеры.

  1. Вывод. Какой выбор сделаю я? Подбор крылатого выражения, пословицы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Телемост 23 сентября 2014 г. Планируемые на декабрь тематические направления сочинений iconТематические направления итогового сочинения в выпускных классах на 2014/2015 учебный год
Имо будет написать сочинение на заданную тему. Писать сочинение будут в школах. Оценка зачёт/незачёт. Темы заранее опубликованы не...

Телемост 23 сентября 2014 г. Планируемые на декабрь тематические направления сочинений iconТематические направления итогового сочинения в выпускных классах на 2014/2015 учебный год
Имо будет написать сочинение на заданную тему. Писать сочинение будут в школах. Оценка зачёт/незачёт. Темы заранее опубликованы не...

Телемост 23 сентября 2014 г. Планируемые на декабрь тематические направления сочинений iconПроведение тематических уроков в 2014-2015 учебном году
Отечеству, уважения к государственным праздникам России рекомендует в 2014-2015 учебном году провести тематические уроки, посвященные...

Телемост 23 сентября 2014 г. Планируемые на декабрь тематические направления сочинений iconI II научная конференция наивная литература. Шаг третий 22 сентября 2014 г
Тезисы докладов II научной конференции "Наивная литература. Шаг третий". 22 сентября 2014 г. М., Рггу, 2014

Телемост 23 сентября 2014 г. Планируемые на декабрь тематические направления сочинений iconОсновные цели Проекта: повышение престижа чтения в обществе на основе...
Министерства культуры Свердловской области и Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 19. 07....

Телемост 23 сентября 2014 г. Планируемые на декабрь тематические направления сочинений iconНаиболее востребованные в библиотеках гбук г. Москвы «цбс цао» в...
Центральная библиотека им. А. С. Грибоедова. Кол-во посещений (всего) за декабрь: 4219

Телемост 23 сентября 2014 г. Планируемые на декабрь тематические направления сочинений iconПособие для поступающих в мгу имени М. В. Ломоносова Москва, 2014 г. А. В. Леденев, Т. Г. Кучина
В пособии даются практические рекомендации, как писать сочинение, описывается структура сочинений и основные принципы работы над...

Телемост 23 сентября 2014 г. Планируемые на декабрь тематические направления сочинений iconГ. Калининград, ул. Дм. Донского, д. 1 Основные мероприятия, планируемые...
Основные мероприятия, планируемые в муниципальном образовании «Гвардейский район» в апреле 2014 года

Телемост 23 сентября 2014 г. Планируемые на декабрь тематические направления сочинений iconРабочая программа для студентов направления 050100. 62 «Педагогическое образование»
Рассмотрено на заседании кафедры моделирования физических процессов и систем, «10» сентября 2014 г протокол № Соответствует требованиям...

Телемост 23 сентября 2014 г. Планируемые на декабрь тематические направления сочинений iconИзменения в содержании и структуре егэ
Утверждены направления тем сочинений на 2014-2015 гг: «недаром помнит вся Россия» (сочинение по произведениям М. Ю. Лермонтова);...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную