Муниципальное казеное учреждение
«Управление образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» п. Победа»
Азнакаевского муниципального района РТ
«Утверждена»
решением педагогического совета
протокол № _______
от _____ _______________ 2011г.
Программа
дополнительного образования детей
духовно – нравственного направления
«ЭТИКА, ЭСТЕТИКА»
Возраст обучающихся: 7 – 10 лет
Срок реализации: 4 года
Автор: Рахманова Фания Изаиловна
учитель начальных классов,
2 квалификационная категория.
п. Победа, 2011г.
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой Программы курса «Этика и эстетика» для учащихся начальной школы являются:
Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников.
Главная задача учебно-воспитательного процесса – создать для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направить образовательный процесс на воспитание в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Цели и задача воспитания младших школьников формулируются и решаются в контексте воспитательного идеала.
В Концепции такой идеал обоснован. Сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная
педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Цель занятий – формировать у школьников культуру, т.е. образ жизни, ориентирующий растущего человека на нравственные ценности. Это прежде всего простые нормы нравственности, предполагающие дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадание и помощь слабому. Занятия рассчитаны на то, чтобы для ребёнка стали естественными и органичными–проявления великодушия, порядочности, благородства. Неприемлемыми – лживость, предательство, высокомерие, грубость.
Ценностные установки воспитания:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (долг перед старшим поколением и семьёй, закон и правопорядок, мир и свобода совести);
семья (любовь и верность, почитание родителей, забота о старших и младших, здоровье);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, экологическое сознание)
искусство и литература (красота,гармония,духовный человека,нравственный мир, эстетическое развитие)
природа ( родная земля, заповедная природа, планета Земля)
человечество ( мир во всём мире, равноправие культур и народов)
Обучающиеся начальных классов требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к друзьям, сотоварищам по классу, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального поведения, характер их трудовой, творческой деятельности. Младший школьник испытывает большое доверие к учителю. Для ребёнка слова учителя, его поступки, оценки имеют большое нравственное значение. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания.
Занятия с учащимися проводятся один раз в неделю по 35-40 минут каждое.
Планируемые результаты воспитания учащихся курса внеурочной деятельности
«Этика и эстетика»
Данная программа курса нацелена на достижение следующих результатов:
Воспитание патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человек:
ценностное отношение к своей малой родине, культурно-историческому наследию, русскому и родному языку, народным традициям, к Законам Российской Федерации; к старшему поколению;
начальное представление о правах и обязанностей человека, семьянина, друга и товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним
Воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
трудолюбие;
первоначальные навыки творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и значимой деятельности;
начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
Первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
Первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;первоначальный самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
Предполагаемый результат
1. Повышение уровня самосознания.
2. Развитие эмоционально-волевых свойств.
3. Формирование основ и принципов нравственного поведения детей в обществе.
4. Повышение навыков общения с взрослыми и одноклассниками.
5. Повышение культуры поведения и взаимоотношения в коллективе.
6. Развитие коммуникативных навыков.
7. Развитие творческих способностей. − О человеческих ценностях, в основе которых лежит потребность служить людям и добру.
− О стремлении к самосовершенствованию.
− О культуре поведения и общения. − Определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной жизни.
− Приходить на помощь друг другу и нуждающимся людям.
− Этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми.
− Заниматься самовоспитанием.
Содержание
1 год
1 раздел: Отношение к себе.
Беседа. Игра «По секрету всему свету».
2 раздел: Форма общения
Анализ жизненных ситуаций. Работа с пословицами. Рисование на тему «улыбка»
3 раздел: Отношения с окружающими
Рассказ о своем доме, семье. Рассказ о своих поступках, от которых у родителей поднялось настроение.
4 раздел: Отношения в коллективе
Характеристика класса (только положительные качества) беседа по теме. Работа с пословицами и поговорками.
5 раздел: Люблю я Родину свою
Знакомство с символами России, Татарстана. Рисование по теме.
год
1 раздел - «Этика общения»- курса «Этика общения» посвящен основам этики общения.
Его педагогическая задача – воспитывать у школьников уважение, доброжелательность по отношению к людям.
2 раздел -«Этика отношений в коллективе» посвящён этике отношений в коллективе. Дети знакомятся с формами проявления внимания младших к старшим, мальчиков к девочкам. Овладение нормами этической культуры пробуждает у школьников интерес к внутренней жизни,вызывает потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.
3 раздел - «Этикет» включает в себя ознакомление с нормами этикета. Дети с помощью педагога познакомятся с правилами хорошего поведения., учтивости, умением вести себя в обществе.
раздел -«Этика отношений к окружающему» курса включает в себя ознакомление с нормами этики в отношениях с окружающими – в семье, с друзьями и т.д. У школьника укрепляется отзывчивость на переживания другого человека, воспитывается самоуважение,
чувство собственного достоинства.
5раздел «Родина» вспоминаем символы России, Татарстана. Рисование по теме. Животный и растительный мир России.
3 год
1 раздел «Какие дары дала человеку природа». Мы видим, слышим, чувствуем радость и грусть. Как этот дар умело использовать, чтобы всем было хорошо.
2 раздел. «Я и другие». курса «Этика общения» посвящен основам этики общения.
Его педагогическая задача – воспитывать у школьников уважение, доброжелательность по отношению к людям.
3 раздел. «Чтобы душа была здорова» посвящён этике отношений в коллективе. Дети знакомятся с формами проявления внимания младших к старшим, мальчиков к девочкам. Овладение нормами этической культуры пробуждает у школьников интерес к внутренней жизни, вызывает потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.
4 раздел. «Гармония мира и души» Мы видим, слышим, чувствуем радость и грусть. Как этот дар умело использовать, чтобы всем было хорошо.
5 раздел. «Родина» вспоминаем символы России, Татарстана. Рисование по теме. Животный и растительный мир России.
4 год
1 раздел. «Этика общения» - курса «Этика общения» посвящен основам этики общения.
Его педагогическая задача – воспитывать у школьников уважение, доброжелательность по отношению к людям.
2 раздел. «Этикет» включает в себя ознакомление с нормами этикета. Дети с помощью педагога познакомятся с правилами хорошего поведения., учтивости, умением вести себя в обществе.
Поведение в общественных местах.
3 раздел «Этика отношений к окружающему». курса включает в себя ознакомление с нормами этики в отношениях с окружающими – в семье, с друзьями и т.д. У школьника укрепляется отзывчивость на переживания другого человека, воспитывается самоуважение,
чувство собственного достоинства.
4раздел «Этика отношений в коллективе». посвящён этике отношений в коллективе. Дети знакомятся с формами проявления внимания младших к старшим, мальчиков к девочкам. Овладение нормами этической культуры пробуждает у школьников интерес к внутренней жизни,вызывает потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.
5 раздел «Родина» вспоминаем символы России, Татарстана. Рисование по теме. Животный и растительный мир России. Патриоты России
Используемая литература
1. Художественная литература афоризмы, поэзия.
2. Научно - популярная литература по этике, истории, психологии, педагогике, искусству.
3. Журналы: «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Коррекционная педагогика»
4. Книги и брошюры по этикету.
5. Кряжева Н.Л. развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
6. Худенко Е.Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» 2002 г., т.1.
7. Худенко Е.Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями здоровья. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2002 г., т.3.
8. Худенко Е.Д. Требования к планированию коррекционно-развивающих занятий воспитателя. «Коррекция и развитие». Выпуск №6.
9. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. В помощь учителю. (1ч.) – М.: Школа – Пресс, 2004г.
10.Б.Н.Трегубенко «Трудовое обучение» 1-4 классы. Библиотека начальной школы.
11.А.И. Шемшурина «Этическая грамматика в начальных классе
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для занятий в 1 году
№
| Тема задания
| Кол – во часов
| теория
| практика
| План.
дата
| Факт. дата
| Отношение к себе 2 ч.
| 1
| Кто я такой?
| 1
| 0.5
| 0.5
|
|
| 2
| Мое место в обществе.
| 1
| 1
| 1
|
|
| Форма общения 8 ч.
| 3
| Доброе слово что ясный день.
| 1
| 1
|
|
|
| 4
| Ежели вы вежливы.
| 1
| 1
|
|
|
| 5
| Когда идешь по улице.
| 1
| 0,5
| 0,5
|
|
| 6
| Подумай о других.
| 1
| 0,5
| 0,5
|
|
| 7
| Как аукнется, так и откликнется.
| 1
| 1
|
|
|
| 8
| Какой я для других?
| 1
|
| 1
|
|
| 9
| Нам счастья не сулит обида чья-то.
| 1
| 0,5
| 0,5
|
|
| 10
| От улыбки станет всем светлей.
| 1
| 0,5
| 0,5
|
|
| Отношения к окружающим. 10 ч.
| 11
| Мой дом – моя крепость.
| 1
| 0,5
| 0,5
|
|
| 12
| Я могу быть волшебником.
| 1
| 0,5
| 0,5
|
|
| 13
| Папа – мой самый близкий друг.
| 1
| 1
|
|
|
| 14
| Мама милая моя.
| 1
| 1
|
|
|
| 15
| Мы соберем большой хоровод.
| 1
|
| 1
|
|
| 16
| Люби все живое.
| 1
|
| 1
|
|
| 17
| От чего зависит настроение?
| 1
| 0, 5
| 0,5
|
|
| 18
| Все на белом свете солнышкины дети.
| 1
| 0,5
| 0,5
|
|
| 19
| Любимые домашние животные
| 1
| 0,5
| 0,5
|
|
| 20
| Мы в ответе за них.
| 1
| 0,5
| 0,5
|
|
| Отношения в коллективе. 9ч.
| 21
| Мой класс – мои друзья.
| 1
| 1
|
|
|
| 22
| Самолюб никому не люб.
| 1
| 1
|
|
|
| 23
| О дружбе мальчиков и девочек.
| 1
| 0,5
| 0,5
|
|
| 24
| Доброта что солнце.
| 1
| 1
|
|
|
| 25
| Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались.
| 1
|
| 1
|
|
| 26
| Советуем друг другу.
| 1
|
| 1
|
|
| 27
| Ты и я - такие разные.
| 1
| 0,5
| 0,5
|
|
| 28
| Поговорил бы кто со мной.
| 1
|
| 1
|
|
| 29
| Я среди других (рисунок)
| 1
|
| 1
|
|
| Люблю я Родину свою 7ч.
| 30
| Я живу в России
| 1
| 1
|
|
|
| 31
| Татарстан – мой край родной
| 1
| 1
|
|
|
| 32
| Народы в Татарстане
| 1
| 1
|
|
|
| 33
| Чем богата наша земля?
| 1
|
| 1
|
|
| 34
| Животный мир Татарстана
| 1
|
| 1
|
|
| 35
| Мы рисуем край родной
| 1
|
| 1
|
|
| 36
| Чтобы мир стал краше.
| 1
|
| 1
|
|
| |