Заявка на включение программы повышения квалификации педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ ГОУ ВПО «Воронежский государственный университет» Программа для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области по направлению
«Теория алгоритмов и структур данных»
ЗАЯВКА ГОУ ВПО «Воронежский государственный университет» Учредитель: Федеральное агентство по образованию Министерства образования и науки РФ
№ и дата лицензии на право осуществления образовательной деятельности по программам повышения квалификации: Серия А № 169711 регистрационный № 5602 от 24 ноября 2005 г.
№ и дата свидетельства о государственной аккредитации программ повышения квалификации: Серия В № 000810 регистрационный № 2234 от 26 февраля 2006 г.
Наименование программы с указанием категории слушателей
«Теория алгоритмов и структур данных»
для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области
Объем - 72 часа
Стоимость курса обучения в расчете на одного слушателя 2770 рублей.
ФИО директора/ректора учреждения
Титов Владимир Тихонович
ФИО, должность разработчика программы повышения квалификации
А.А. Крыловецкий, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры цифровых технологий
В.Г. Хлебостроев, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры программирования и информационных технологий
Юридический адрес учреждения
394006 Воронеж Университетская пл. 1.
Адрес: 394006, г. Воронеж, Университетская пл., д.1
Телефон: 207-522
Е-mail: secrect@main.vsu.ru
Перечень приложений к заявке:
копия лицензии на право осуществления образовательной деятельности;
копия свидетельства о государственной аккредитации с приложением
Ректор Воронежского государственного университета
В.Т.Титов
_____________________
Печать Содержание заявки
1. Общая характеристика учреждения
Воронежский государственный университет в последние 4 года проводит повышение квалификации по приказам Федерального агентства по образованию РФ преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования России. В текущем году – это повышение квалификации по приказу Рособразования № 2154 от 25.11.2009 г. педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования и учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков по направлениям: «Педагогика и психология», «Воспитательная деятельность», «Управление качеством образования», «Информационно-коммуникационные технологии», «Современные педагогические технологии. Новые технологии в изучении и преподавании русского языка».
Воронежский государственный университет, начиная с 1967 г., проводит повышение квалификации по приказам Минобразования, Федерального агентства по образованию РФ преподавателей вузов, техникумов, колледжей России. В текущем году – это повышение квалификации по приказам Рособразования № 2142 от 23.11.2009 г. и № 366 от 07.04.2009 г. по 17 направлениям, среди них: «Современные технологии в образовании», «Проблемы качества обучения», «Информатизация образования», «Языковая подготовка ППС», «Молодежь в социальных и политических процессах современной России», «Социально-политические проблемы современного общества», «Гуманитарные проблемы современности», «Математические методы в высшей школе», «Проблемы подготовки кадров по приоритетным направлениям науки, техники, критическим технологиям, сервиса», «Разработка и реализация инновационных программ в области химии», «Современные проблемы экологии и задачи природопользования», «История и философия науки», «Информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя вуза» и др.
В 2009 г. Воронежский государственный университет занял первое место в Рособразовании по количеству преподавателей вузов России, которые прошли в ВГУ повышение квалификации по приоритетным направлениям при самом высоком уровне предложенных курсов. Только по приказам Федерального агентства по образованию РФ в ВГУ прошли повышение квалификации 778 научно-педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и педагогических работников государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Томска, Владивостока, Перми, Красноярска, Ижевска, Ростова-на-Дону, Иркутска, Брянска, Белгорода, Вологды, Волгограда, Иваново, Кирова, Уссурийска, Курска, Орла, Липецка, Тамбова, Пензы, Архангельска, Тюмени, Грозного, Калининграда и др.
Направление подготовки «Теория алгоритмов и структур данных» для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области обеспечивается:
высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами факультета компьютерных наук Воронежского государственного университета (14 докторов наук, профессоров, 36 кандидатов наук, доцентов);
многолетним опытом участия преподавателей факультета компьютерных наук в разработке учебных программ и проведении занятий по повышению квалификации педагогических и руководящих работников учреждений высшего и среднего профессионального образования в области информационных технологий;
участием в международном консорциуме, поддержанном грантом Еврокомиссии в рамках программы Tempus, по развитию магистерских программ в области информатики;
наличием 17 учебников по информатике и информационным технологиям для вузов, написанных преподавателями факультета компьютерных ВГУ и изданных центральными издательствами;
более 70 учебными и специальными курсами по информационным технологиям и компьютерным наукам, читаемым на факультете компьютерных наук ВГУ;
наличием тесных связей с ведущими вузами России, США, Франции, Испании, Германии;
опытом работы сотрудников факультета компьютерных наук ВГУ в ВОИПиКРО, в гимназиях и лицеях г. Воронежа.
Слушатели будут иметь возможность познакомиться с инновационным опытом работы факультета компьютерных наук Воронежского государственного университета. 2. Соответствие разработанной образовательным учреждением программы базовым требованиям к содержанию дополнительных профессиональных программ
Воронежский государственный университет имеет более чем 40-летний опыт организации повышения квалификации, разработки и реализации программ дополнительного профессионального образования. Программы, разработанные Воронежским государственным университетом, успешно проходили все независимые экспертизы, проводимые Федеральным агентством по образованию, и полностью соответствуют базовым требованиям к содержанию дополнительных образовательных программ.
2.1. Результаты освоения программы повышения квалификации:
формирование у слушателей инновационных подходов к педагогической деятельности на базе современных информационных технологий;
получение слушателями новых знаний и навыков в области информатизации образования;
владение слушателями современной теорией алгоритмов и структур данных;
развитие у слушателей методически верного подхода к преподаванию элементов теории алгоритмов и структур данных в школе;
получение навыков создания и применения электронных учебно-методических ресурсов, использования компьютерных технологий в учебном процессе.
Полученные в результате повышения квалификации знания могут быть непосредственно использованы в педагогической деятельности учителей муниципальных образовательных учреждений. 2.2. Содержание программы повышения квалификации
Приложение 1
Воронежский государственный университет
Согласовано Руководитель организации - заказчика _______________________
| Утверждаю Ректор ВГУ
Титов В.Т. _______________________
|
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
«Теория алгоритмов и структур данных» Цель программы:
повышение квалификации педагогических работников общеобразовательных школ в области информатики и ИКТ;
развитие у слушателей методически грамотного подхода к преподаванию в курсе информатики элементов теории алгоритмов и структур данных;
формирование у слушателей практических навыков использования теории алгоритмов при разработке программных проектов;
формирование у слушателей инновационных подходов к организации проектной деятельности учащихся на базе современных ИКТ.
Категория слушателей: учителя общеобразовательных учреждений
Срок обучения: 72 часа учебных занятий
Режим занятий: 6 часов в день.
№ п/п
| Наименование разделов и тем
| Всего часов, в том числе
| Форма контроля
| лекции
| практические занятия
|
| Основы теории алгоритмов: алгоритмическая разрешимость и вычислимые функции
| 2
|
|
|
| Формально-математическое определение алгоритма: машины Тьюринга и Поста
| 4
| 8
| тестирование
|
| Линейные списки, алгоритмы их обработки
| 4
| 10
|
|
| Стеки и очереди, алгоритмы их обработки
| 2
| 10
| зачет
|
| Деревья, алгоритмическая реализация основных операций
| 4
| 10
|
|
| Графы, основные алгоритмы на графах
| 6
| 12
|
|
| Итого
| 22
| 50
|
|
Приложение 2
Воронежский государственный университет
Утверждаю
Ректор ВГУ
В.Т.Титов
__________________ УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Теория алгоритмов и структур данных»
Цель программы:
повышение квалификации педагогических работников общеобразовательных школ в области информатики и ИКТ;
развитие у слушателей методически грамотного подхода к преподаванию в курсе информатики элементов теории алгоритмов и структур данных;
формирование у слушателей практических навыков использования теории алгоритмов при разработке программных проектов;
формирование у слушателей инновационных подходов к организации проектной деятельности учащихся на базе современных ИКТ.
Категория слушателей: учителя общеобразовательных учреждений
Срок обучения: 72 часа учебных занятий
Режим занятий: 6 часов в день.
.
№ п/п
| Наименование разделов, дисциплин и тем
| Всего часов, в том числе
| Форма контроля
| лекции
| Выездные занятия, стажировка, деловые игры и др.
| Практические, лабораторные, семинарские занятия
| 1
| Основы теории алгоритмов: алгоритмическая разрешимость и вычислимые функции
| 2
|
|
|
| 2
| Формально-математическое определение алгоритма: машины Тьюринга и Поста
| 4
|
| 8
| тестирование
| 2.1
| Машина Тьюринга
| 2
|
| 4
|
| 2.2
| Машина Поста. Эквивалентность машин Тьюринга и Поста
| 2
|
| 4
|
| 3
| Линейные списки, алгоритмы их обработки
| 4
|
| 10
|
| 3.1
| Указатели, применение указателей при построении списков
| 2
|
| 4
|
| 3.2
| Просмотр линейных списков. Поиск, удаление и добавление элементов в упорядоченные списки
| 2
|
| 6
|
| 4
| Стеки и очереди, алгоритмы их обработки
| 2
|
| 10
| зачет
| 5
| Деревья, алгоритмическая реализация основных операций
| 4
|
| 10
|
| 5.1
| Понятие дерева. Двоичные деревья, алгоритмы их обхода.
| 2
|
| 4
|
| 5.2
| Алгоритмы добавления и удаления элементов для упорядоченных двоичных деревьев.
| 2
|
| 6
|
| 6
| Графы, основные алгоритмы на графах
| 6
|
| 12
|
| 6.1
| Графы. Ориентированные и неориентированные графы. Представление ориентированных графов с помощью матриц смежности.
|
|
| 6
|
| 6.2
| Алгоритмы поиска на графе.
|
|
| 6
|
|
| Итоговый контроль:
|
|
|
| зачет
|
| Итого:
| 22
|
| 50
|
|
Приложение 3
Воронежский государственный университет
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Теория алгоритмов и структур данных» Основы теории алгоритмов: алгоритмическая разрешимость и вычислимые функции.
Понятие алгоритмической разрешимости. Примеры алгоритмически неразрешимых задач. Формализация понятия алгоритма: алгоритм как обобщенный способ описания функций. Вычислимые функции. Примеры вычислимых функций.
Формально-математическое определение алгоритма: машины Тьюринга и Поста.
Машина Тьюринга как формально-математическое определение алгоритма. Примеры реализации вычислимых функций машиной Тьюринга. Тезис Тьюринга. Понятие универсальной вычислимой функции. Реализация универсальной вычислимой функции с помощью машины Тьюринга.
Другие способы формального определения алгоритма. Машина Поста. Эквивалентность алгоритмических моделей.
Линейные списки, алгоритмы их обработки.
Понятие линейного списка. Индуктивное определение линейного списка. Реализация списка с помощью двумерного массива. Алгоритм поиска в линейном списке.
Алгоритмы добавления и удаления элементов для унорядоченного линейного списка.
Стеки и очереди, алгоритмы их обработки.
Понятие дисциплины доступа. Структуры данных с прямым доступом (массивы) и последовательным доступом (списки). Дисциплина доступа «последним пришел – первым ушел». Стек. Алгоритмы работы со стеком.
Дисциплина доступа «первым пришел – первым ушел». Очередь. Алгоритмы работы с очередью
Деревья, алгоритмическая реализация основных операций.
Понятие дерева. Двоичные деревья, алгоритмы их обхода. Упорядоченные деревья. Алгоритмы добавления и удаления элементов для упорядоченных двоичных деревьев.
Графы, основные алгоритмы на графах.
Графы. Вершины и дуги. Ориентированные и неориентированные графы. Представление ориентированных графов с помощью матриц смежности.
Алгоритмы поиска на графе.
Методические рекомендации и пособия по изучению курса или дисциплины
Окулов С.М. Программирование в алгоритмах / С.М. Окулов. – М: Бином, 2006 – 383 с.
Алексеев В.Е., Таланов В.А. Графы и алгоритмы. Структуры данных. Модели вычислений. Основы информационных технологий / В.Е.Алексеев, В.А. Таланов. – М: Бином, 2006 – 320 с.
Контрольные задания
Вопросы к зачету
Основы теории алгоритмов: алгоритмическая разрешимость и вычислимые функции.
Формально-математическое определение алгоритма: машины Тьюринга и Поста.
Линейные списки, алгоритмы их обработки
Стеки и очереди, алгоритмы их обработки.
Деревья, алгоритмическая реализация основных операций.
Графы, основные алгоритмы на графах.
Литература
Архангельский А.Я. Программирование в Delphi. Учебник по классическим версиям Delphi (+CD) / А.Я. Архангельский. – М: Бином, 2009 – 816 с.
Желонкин А.В. Основы программирования в интегрированной среде Delphi. Практикум / А.В. Желонкин. – М: Бином, 2006 – 236 с.
Фаронов В.В. Delphi 2005. Язык, среда, разработка приложений. – СПб: Питер, 2007. – 383 с.
Основы программирования на примере Visual Basic.Net: учебно-методический комплекс. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
|